Смекни!
smekni.com

Развитие творческой личности на уроках технологии через декоративно-прикладное искусство (стр. 13 из 13)

Научить плести цветы: остролепестковый, пятилепестковый.

Развевать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, эстетический вкус.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (5 мин)

II. СООЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА (5 мин)

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел "Украшения из бисера". Я вас познакомлю с возникновением бисера его классификацией. Затем начнем познавать один из промыслов декоративно-прикладного искусства "Бисероплетение."

Ш.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15 - 20 мин)

Вводная беседа.

Легенда гласит: Финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а содой. На утро они в золе нашли слитки прозрачные и очень твердые. Это было стекло.

Центрами стеклоделия стали Древний Египет и Сирия, оттуда это искусство перешло в Римскую империю, после развала, которой его унаследовала Византия, а затем Венеция. Стеклоделы были там почетаемым и привилегированным классом, но могли очень просто умереть за разглашение секретов своего мастерства.

Бисер делали так: выдували толстостенные трубки маленького диаметра из окрашенного стекла, разрезали на кусочки. Для придания округлой формы кусочки помещали б цилиндр с раскаленным песком и быстро крутили. Стекло и бисер Венеции приносили большие доходы.

В конце ХШ века, стеклоделие появилось в Германии и Богемии. Богемский бисер отличался от Венецианского, потому что стекло для него приготавливали с древесной золой. Такое стекло более тугоплавкое и твердое, обрабатывать его труднее, зато можно применять шлифовку и огранку.

В 19 веке были изобретены машины для изготовления бисера, бисер стал дешевле, но грубее.

В IX веке в Киеве были маленькие мастерские, в 12 веке появились цветные стеклянные бусы. В ХVII веке были построены первые стеклянные заводы, где работали немецкие, венецианские и русские мастера.

Вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий были "золотым веком" бисера в России. Чего только из бисера не делали: церковные украшения, кошельки чехлы для шкатулок, бисером вышивали платья и даже картины.

Бисероплетение, чем мы сегодня с ваш и займемся, относится к декоративно-прикладному искусству.

Декоративно-прикладным искусством, как мы знаем, это творческие работы народных умельцев, имеющие свои традиции, законы и характер. Эти работы в первую очередь несут в себе культуру того народа где процветает тот или иной промысел.

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

Для дальнейшей работы мы разделимся на 3 группы. Каждая группа будет плести один из цветов. Каждый цветок имеет 5-6 лепестков, стебель, 2-3 листа.

Для работы кроме разноцветного бисера нам понадобятся следующие материалы и инструменты: тонкая медная проволочка, зеленые нитки, клей ПВА и ножницы. Проволоку нарежем по 10-20 см (в зависимости от величины лепестков).

I ГРУППА: Будет изготовлять цветок с острыми лепестками. Лепестки и листья выполняется по схеме. Цветок можно украсить тычинками.

II ГРУППА: Будет изготовлять пятилепестковый цветок. Лепестки и листья выполняется по схеме.

III ГГУППА: Рябиновую веточку. Собирается гроздь рябины, затем веточка с листьями.

ВСЕ ГРУППЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ ОДНИМ ПРИЕМОМ ПЛЕТЕНИЯ.

(Данный материал – написан на плакате и вывешивается на доску.

Схемы плетения имеются у каждой группы в виде раздаточного материала).

1) на проволоку наденем одну бусинку и закрепим ее на середине проволоки петлей:

2) в следующем ряду на проволоку наденем 2 бусинки (пропускаем сквозь них оба конца проволоки, в разные стороны);

3) в третьем ряду – З бусинки;

4) затем делаем ряд опять из двух бусинок и закончим лепесток одной бусинкой; концы проволоки аккуратно закрутим вместе.

СБОРКА ЦВЕТКА:

Тычинки вкладываются между лепестками. Проволока, отходящая от лепестков скручивается, образуя стебель. К стеблю прикрепляем листья. Проволочный стебель понемногу намазываем клеем ПВА и очень плотными витками обматываем зеленой ниткой.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (45 – 50 мин)

I ГРУППА:

Изготовление цветка с острыми лепестками. Каждый лепесток выполняется отдельно по схеме.

II ГРУППА:

Будет изготавливать пятилепестковый цветок. Лепестки и листья выполняется по схеме.

III ГРУППА:

Плетут рябиновую веточку. Собирается гроздь рябины, затем веточка с листьями. Гроздь выполняется аналогично тычинкам.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (5 мин)

ПРИМЕНЕНИЕ СДЕЛАННЫХ ИЗДЕЛИЙ

1) Эти цветы можно собрать в букет, сделать общий стебель, сзади прикрепить маленькую булавочку, и получится не плохая брошь.

2) Можно взять маленькую корзиночку, наполнить её опилками и сделать композицию из наших цветов. Получается великолепный сувенир.

Проявите совсем немного смекалки и фантазии, и у вас появится много вариантов, например: декоративное панно, заколка для волос и т.д.

VI. Выставление оценок (5 мин)


Заключение

Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения.

Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитания, развития личности, творческого мышления, обучения способам самостоятельной деятельности.

В выпускной квалификационной работе: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии» была исследована познавательная деятельность учащегося в процессе изучения раздела – «Технология обработки художественных материалов».

Цель работы - разработка технологического и методического обеспечения занятий по технологии достигнута с помощью решения следующих задач:

- сделан анализ истории возникновения видов декоративно-прикладного искусства;

- рассмотрена структуру творческого процесса;

- дана характеристика основным принципам обучения;

- выявлены этапы управления творческим процессом;

- проанализирована воспитательная работа в процессе изучения темы;

- разработано тематическое планирование, план-конспект уроков, внеклассное мероприятие.

Область применения.

Разработки по данной теме могут применяться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях дополнительного образования.


Использованная литература:

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).

2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002. – М.: Просвещение, 1997.

3. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» - М.: Просвещение, 1987.

4. Художественно–эстетическое развитие детей. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) – Волгоград: Учитель, 2005.

5. Э.К. Гульянц - Что можно сделать из природного материала – «Просвещение» - 1991г.

6. И.Я. Базик - Дары моря – «Просвещение» - 1990г.

7. Л.В.Пантелеева – Художественный труд - «Просвещение» - 1987г.

8. Трудовое обучение в начальных классах - Москва «Просвещение» 1978г – И.Г.Майорова, В.И.Романина, А.М.Гукасова.

9. Художественный труд – Москва «Просвещение» 1987г -

Л.В.Пантелеева, Е.Каменов, М.Станоевич-Кастори.

10. Школа и производство – «Школа - Пресс 1», №3 2004г.

11. Школа и производство – «Школа - Пресс 1», №2 2005г.