Смекни!
smekni.com

Проблема женского образования в России (стр. 2 из 3)

В 1-й половине 19 в. женское образование строилось по сословному принципу.

Для девочек привилегированных сословий предусматривалось "светское"

образование, для дочерей низших военных и гражданских чинов, купцов,

ремесленников – главным образом профессиональное образование. Создавались закрытые духовные учебные заведения и епархиальные училища (полузакрытые). В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых женских учебных заведений.

В начале 60-х гг. был сделан шаг вперед в отношении женского образования. 10

мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства

министерства народного просвещения» [2,287].

Женские училища имели целью «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства». Принимали в женские училища девочек всех сословий. Число женских училищ было невелико. В 1870 году по всей России было всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В 1870 году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии.

В 1870 гг. было издано «Положение о женских гимназиях». В зависимости от

того, какое ведомство открывало и содержало женские гимназии, они делились на женские гимназии министерства народного просвещения (так называемые

министерские) и женские гимназии ведомства учреждения императрицы Марии (так называемые мариинские женские гимназии).

В конце 19 в. получило развитие среднее специальное женское образование -

сельскохозяйственное, коммерческое, техническое и др. Педагогическое

образование женщин осуществлялось в пепиньерских классах и педагогических

классах женских институтов. Первые педагогические курсы были созданы

Вышнеградским в 1863. Педагогические классы открывались при министерских

Мариинских частных гимназиях и епархиальных училищах. Создавались женские школы и семинарии земствами и частными лицами.

В конце 1860-х гг. женское образование стало на твердую почву. Девушки,

окончившие курс в гимназиях, могли даже преподавать в младших классах, но не имели возможности получения высшего образования. Между тем молодые

учительницы скоро почувствовали большие пробелы в своих познаниях и поняли, что гимназия — только начало, а не конец ученья [2,289].

К 1911 система среднего женского образования в России складывалась из

бессословных открытых учебных заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ, частные гимназии) и сословных учебных заведений (институты, епархиальные училища и училища духовного ведомства). Имелись также открытые учебные заведения, дававшие неполное среднее образование: прогимназии МНП, мариинские училища ВУИМ, небольшое число женских городских училищ. С 1912 открывались высшие начальные училища, которые могли быть раздельными и смешанными.

Итак, женское образование в России складывалось на протяжении нескольких

столетий.

Эпоха Великих реформ настоятельно диктовала необходимость допустить женщин к непосредственному участию в жизни общества. Без этого и общество в целом не могло бы сделать следующий шаг в заданном реформами направлении.

В противовес активной позиции передовой части русской интеллигенции,

отстаивавшей права женщин на образование, государственная политика носила

активно дискриминационный характер.

Формирование системы женского образования проходило на фоне столкновения взглядов сторонников женского равноправия во всех сферах духовной жизни и консерваторов, отрицавших необходимость замены закрытых сословных женских учреждений учебными заведениями иного рода.

Таким образом, XIX век обнаружил множество проблем в женском образовании, основной из которых являлось его устройство по сословному принципу, оторванность от жизни, косность, иноязычность обучения, пренебрежение к русской культуре.

И все же не смотря на противоречия, в XIX веке были сделаны значительные

успехи в области женского образования.

2. Проблемы женского образования в XXIвеке.

К началу XXI века достигнут прогресс в сфере женского образования: в

некоторых странах девочки и мальчики имеют равные возможности в этом

отношении. Существенно возросло число девушек и женщин, зачисляемых в высшие учебные заведения. Вместе с тем прошло уже более десяти лет после принятия Всемирной конференцией по вопросам образования для всех (Джомтьен, Таиланд, 1990 год) Всемирной декларации «Образование для всех» и Рамок действий по удовлетворению потребностей в базовом обучении, и тем не менее приблизительно 100 миллионов детей, в том числе по меньшей мере 60 миллионов девочек, неимеют доступа к начальному образованию, а из 960 миллионов неграмотных взрослых в мире более двух третей составляют женщины. Высокий уровень неграмотности, характерный для большинства развивающихся стран, в частности стран Африки, расположенных к югу от Сахары, и некоторых арабских стран, по-прежнему является серьезным препятствием для улучшения положения женщин и развития [8,14].

Но как показывает история, ХХ век не решил всех противоречий в женском

образовании. Несмотря на то, что женщины всего мира могут получать

образование наравне с мужчинами, остается еще множество проблем в этой

области. До сих пор существует дискриминация в отношении к женскому

образованию в развивающихся странах, таких как Афганистан, Ирак, Иран и т.д.

На церемонии открытия Десятилетия грамотности Организации Объединенных Наций, проходившей в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке 13 февраля 2003 г., заместитель Генерального секретаря ООН Луиза Фрешетт подчеркнула, что эта проблема «остается частью незавершенных дел XX века. Поэтому в ХХI веке одной из историй успеха должно cтать распространение грамотности на все человечество».

Отметив, что женщины составляют две трети всех неграмотных взрослых, г-жа

Фрешетт сказала, что образование представляет собой предпосылку для

«здорового, справедливого и процветающего мира», и что нет более эффективного инструмента развития, чем обучение девушек и женщин. В связи с этим в первые два года Десятилетия акцент будет сделан на проблеме «Грамотность и гендер».

«Когда женщины образованны и наделены необходимыми правами, это немедленно приводит к заметным преимуществам: «здоровье семей улучшается, они лучше питаются, их доходы, накопления и вложения идут вверх, — сказала она. — А то, что верно для семей, верно и для сообществ, и, в конечном счете, для каждой страны в целом» [7,11].

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан указал, что «грамотность — это ключ, отворяющий темницу людских страданий, ключ к высвобождению потенциала каждого человека, ключ, открывающий путь к свободе и надежде», и подчеркнул, что Десятилетие — это «напоминание о том, что грамотность представляет собой одно из человеческих прав». Это особенно верно в отношении женской грамотности, сказал он. «Все новые и новые исследования говорят нам о том, что для целей развития нет более эффективного инструмента, чем образование девушек и женщин». Г-н Аннан призвал международное сообщество удвоить усилия по обучению девочек, которые составляют в мире большинство детей, не посещающих школу.

В период правления талибов в Афганистане женщинам не разрешалось работать, а девочкам было запрещено посещать школу. После талибов образование вновь стало в Афганистане первоочередным делом для всех граждан.

Правительство Афганистана и ЮНЕСКО приступили 28 января 2003 г. к

осуществлению крупного проекта по обучению чтению и письму жителей этой

страны, в которой уровень грамотности является одним из самых низких в мире.

По оценкам ЮНЕСКО, читать и писать умеют только 51,9% афганских мужчин (в возрасте 15 лет и старше) и 21,9% женщин. Проект «Развитие грамотности и

неформального образования и Афганистане» (LAND AFGAN) призван сократить гендерный разрыв в этой области путем создания национальной сети учителей чтения и письма, владеющих современными неформальными методами обучения [8,11].

В рамках проекта «Снова в школу» ЮНИСЕФ с 6 февраля вновь развернул в

Афганистане кампанию в поддержку образования для девочек. За шесть недель до возвращения детей в школьные классы и начала второго полного года обучения Министерство образования Афганистана распространяет новые учебные материалы, полученные от ЮНИСЕФ. Особое внимание уделяется повышению охвата девочек начальным школьным образованием. ЮНИСЕФ совместно с Министерством работает над обеспечением в этом году 4,5 млн мальчиков и девочек всем необходимым.

Несмотря на значительные успехи в области образования, во многих странах

проблема получения образования женщинами остается довольно острой.

В Африке положение довольно тяжёлое, грамотность людей в разных странах очень отличается: от 6% в Нигерии и 10% в Мали до 70% в ЮАР и Танзании, однако, в целом его уровень самый низший из всех регионов мира. Во всех странах уровень грамотности женщин ниже, чем мужчин [8,12].

На сегодняшний день в Мали выполняется программа, посвящённая деревенским женщинам и экологии, помогающая ознакомить деревенских женщин с экологической ситуацией, проблемами исчезновения лесов, чистоты воды и др.

Положение просвещения в странах Бассейна Латинской Америки и Карибского Моря не такое плохое как в Африке, также и уровень развития государств намного выше.

CARNEID под руководством ЮНЕСКО осуществила программу высшего образования женщин Эквадора. Во время неё более, чем 400 женщинам была предоставлена возможность поднять свой уровень знаний, стараясь не только повысить их образование, но и улучшить состояние здоровья, стандарты питания, обучая их лучше заботиться о себе, предоставить им возможность играть более серьёзную роль в обществе.

Одна из наибольших проблем стран Китая, Индии, Индонезии, Южной Кореи,

Малайзии, Непала, Филиппин, Шри-Ланки и Тайланда - неграмотность женщин.