Смекни!
smekni.com

Изобразительная деятельность в детском саду (стр. 2 из 3)

Аналогичная утилитарная тенденция осуществляется в детских садах Монтессори, где отрицается детское творчество, где с малых лет детей учат гончарному ремеслу, а рисование подчине­но одной задаче - упражнению руки в целях подготовки к письму.

В большинстве случаев эта тенденция имеет целью использование рисования для подготовки ребенка и его будущей профессии. Творческие способности детей трудящихся обречены на угасание.

Тенденция «свободного воспитания», на кото­рой особенно сказывается идея «спонтанного» развития, широко применяется буржуазной педагогикой к детям дошкольного воз­раста; она лишает детское творчество направляющего и обучаю­щего руководства и тем самым приводит к неизбежному спаду, к потере интереса ребенка к рисованию.

Ошибки вышеуказанных тенденций, ложных искусствоведче­ских, педагогических и психологических позиций приво­дят либо к игнорированию своеобразия и возможностей детского творчества, либо к искусственному культивированию специфики детского рисунка, к задержке его развития. В ре­зультате наступает снижение качества рисунка, потеря интереса детей к рисованию.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВЕТСКОМ ДЕТСКОМ САДУ

Решая вопрос о единстве учебных и творче­ских задач, мы установили такое взаимодействие между учебной и творческой задачами, которое разрешается зависимости от степени усвоения того или иного навыка, того или иного учебного задания. Чем лучше усвоено ребенком учебное задание, тем шире оно может быть использовано в заданиях творческого порядка и в «свободном» рисовании.

Посильность и усложняемость учебных заданий должна быть строго продумана. Если задача непреодолима, то ребенок выпол­няет рисунок, не понимая сути дела, он приучается фальшивить. Такое рисование для него становится непонятным и неприятным.

Существенным в системе обучения является учебно-воспитательное руководство всеми видами рисования (сюжетное, «сво­бодное», по заданию, декоративное и др.) на занятиях по выбору на обязательных занятиях. Ни один вид рисования не должен выпадать из поля зрения педагога. В противном случае этот вид рисования, которым не руководят, дезорганизует приобретенные навыки, тормозит развитие детского рисунка.

Исследование показало, как ошибается тот, кто полагает, что обучение должно проводиться лишь на обязательных занятиях. Если учить ребенка только на обязательных занятиях, где учебные задания даются для всей группы, то некоторые дети будут отставать, так как для них требуются индивидуальные и часто дополнительные задания, чтобы освоить предлагаемый программный материал. Это индивидуальное учебно-воспитательное руководство осуществляется главным образом на занятиях по выбору.

Программный материал для учебного рисования дошкольника должен строиться на рисовании живых предметов (люди, живо­тные, дома, транспорт, природа и т. д.) и на широкой жизненной тематике. При этом принцип постепенности осуществляется не столько в подборе предметов, сколько в требованиях к исполнению, в постепенном усложнении требований к качеству рисунка.

Существенными предпосылками для успешной учебно-воспитательной работы по руководству детским творчеством являются:

1. Систематическое обогащение детского эстетического восприятия и развитие наблюдательности. Умение видеть, понимать содержание наблюдаемого, переживать его, выражать свое отношение к нему, умение видеть форму, в которой заключено это держание, ее изобразительные признаки (изобразительную форму, конструкцию, величину, цвет, пространственные отношения, движение) - все это влияет на общее развитие ребенка. От воспитателя требуется тщательный отбор наблюдений, их систематичность, последовательность, их повторность и усложняемость.

2. Забота о материале, о его разнообразии. Без необходимо материала нельзя ждать от ребенка качественных результатов творческой работы, развития интереса к занятиям, нельзя воспитать устойчивость, внимание, целеустремленность, ответственность и организованность.

3. Промежутки между занятиями рисованием не должны быть длительными. Нужно проводить занятия по рисованию два-три раза в неделю (на обязательных занятиях), лепку - один раз. Иначе занятия окажут мало влияния на развитие детских умений.

4. Важной предпосылкой для успешного руководства детским творчеством является та атмосфера, которую воспитатель создает в группе. Благоприятная творческая и в то же время деловая ат­мосфера занятий определяется хорошей подготовкой воспитателя, его заинтересованностью занятиями, верой в силы и возможности детей, основанной, разумеется, на знании этих возможностей.

3. Назовите крепежную деталь деревянного конструктора, используемую детьми старшего дошкольного возраста в процессе конструирования.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

· конструирование из строительных материалов;

· конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

· конструирование из природного материала.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Из конструкторов следует выделить деревянный конструктор типа «Матадор» (с дырочками и палочками), затем крупный конструктор художника Сахарова того же типа, но более богатый по формам и конструктивным возможностям.

Классический деревянный конструктор «Матадор» пленяет детей уже более ста лет. Многие европейцы выросли с этой легендарной игрушкой.

Причина, по которой легендарная игрушка была изобретена, очень проста.

Младший сын Ёхана Корбули (изобретателя деревянного конструктора) любил разрушать конструкции из деревянных кубиков, построенных старшими детьми. Отец решил просверлить в кубиках отверстия и соединить их между собой при помощи деревянных палочек. Так в семье был восстановлен мир и родился «Матадор». Вскоре Корбули задумался о техническом и геометрическом улучшении деревянных блоков. Он стандартизировал их так, чтобы все детали могли соединяться друг с другом.

В 1903 году первые деревянные конструкторы появились на рынке и стал чрезвычайно популярным.

Деревянный крупный конструктор художника Сахарова, изготовлен по тому же типу, что и «Мотодор». Он дает возможность неограниченного количества комбинаций форм, очень удобен как транспортный конструктор: дает все виды транспорта, причем модель получается крупной, прочной, действующей.

Еще один конструктор, рекомендованный для детского конструирования – это деревянный конструктор Поликарпова, запатентованный в СССР в 1943 году и одобренный Министерством просвещения РСФСР. Он состоит из деревянных геометрических фигур в виде кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров и полуцилиндров. В стенках их просверлены в соответствующем порядке отверстия для палок и рюшек, при помощи которых фигуры соединяются друг с другом. В палках и рюшах в свою очередь имеются отверстия, в которые вставляются конусовидные деревянные шпильки, служащие для лучшего скрепления частей конструкции.

4. Используя интернет, составьте картотеку методической литературы, изданной в 2005 – 2010 гг. по проблеме обучения дошкольников лепке.

1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Издательство: Академия развития, 2006 г.

2. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. Издательство: Скрипторий 2003, 2008 г.

3. Давыдова Г.Н. Детский дизайн: пластилинография, 1. Издательство: Скрипторий 2003, 2006 г.

4. Давыдова Г.Н. Детский дизайн: пластилинография, 2. Издательство: Скрипторий 2003, 2008 г.

5. Давыдова Г.Н.. Детский дизайн: пластилинография для малышей. Издательство: Скрипторий 2003, 2008 г.

6. Давыдова Г.Н. Детский дизайн: пластилинография. Анималистическая живопись. Издательство: Скрипторий 2003, 2008 г.

7. Давыдова Г.Н. Детский дизайн: пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство: Скрипторий 2003, 2009 г.

8. Иванова Т.Е. Занятия по лепке в детском саду: методическое пособие. Издательство: Сфера, 2010 г.

9. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2 - 3 лет: конспекты занятий. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г.

10. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 – 4 лет: конспекты занятий. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г.

11. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 4 - 5 лет: конспекты занятий. Издательство: Мозаика-Синтез, 2009 г.

12. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. Издательство: Мозаика-Синтез, 2009 г.

13. ЛыковаИ.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Издательство: Карапуз-Дидактика, 2007 г.