Смекни!
smekni.com

Антропонимы как средство сатиры и юмора в рассказах Чехова (стр. 3 из 6)

однокомпонентные именные модели – Саша , Андрей ,Надя .

13. В рассказе «Дама с собачкой » .

АП : Дмитрий , Дмитрий Дмитрич Гуров , Гуров , Димитрий, Дмитрий Дмитрич . АД – Гуров.

АП : Анна, Анна Сергеевна . АД – Анна Сергеевна .

Используется один раз официальная модель – Дмитрий Дмитрич Гуров ; таутоним - Дмитрий Дмитрич .Фамильный антропоним – Гуров , образована от имени Гурий , которое на древнееврейском языке означает – «львенок» , формальная мотивация . Используется немецкая фамилия – фон Дидериц , а также жанрово – смешной апеллятив – Дрыдыриц , который ничем не мотивирован и не несет никакую смысловую нагрузку.

14. В рассказе «Душечка» .

АП – Оленька , Ольга Семеновна , Пустовалова, а также употребляются апеллятивы – Душечка , Душечка Ольга Семеновна . АД – Оленька ( уменьшительно – ласкательный суффикс -еньк- ) .

Фамильные антропонимы , которые не несут никакую смысловую нагрузку : Племянников - образована от слова «племянник» , Кукин ,

Используется ничем не мотивированные двухкомпонентные модели – Иван Петрович, Владимир Платоныч, Василий Андреич ; однокомпонентные именные модели – Ванечка( уменьшительно – ласкательный суффикс -ечк- ), Оленька( уменьшительно – ласкательный суффикс -еньк- ), Васечка ( уменьшительно – ласкательный суффикс -ечк- ) , Володечка ( уменьшительно – ласкательный суффикс -ечк- ), Саша , Сашенька ( уменьшительно – ласкательный суффикс -еньк- ), Мавра ; однокомпонентные фамильные модели –Бабакаев, Смирнин.

АП : Василий Андреич Пустовалов ( официальная модель), Пустовалов , Василий Андреич, Васечка . АД- Пустовалов , фамильный антропоним образован от слова «пустовать» , формальная мотивация .

· В рассказах раннего периода можно выделить такие характерные особенности :

1.использование двухкомпонентных жанрово – смешных антропонимов , с формальной мотивацией : Василий Семи-Булатов - персонаж, неполная модель. Антропоним апеллятивно – мотивирован, формальная мотивация. АВ экспрессивно окрашен нарицательными словами: «семь» и «булат» , в значении «еще сильнее». Грохольский , Топорков , Бугров , Грыжев, Гуськова , Алебастров , Потрошилов , Трамбонов , Копайский.

Зюмбумбунчиков ,Некричихвостов , Фортунатов , Амфитеатров , Альфонсо Зинзаг, Альфонсо Зензег , Альфонсо Зунзуг, Петр Петрученца - Петрурио. АВ – Софья Фердрабантеро – Неракруц – Розга - жанрово – смешная модель . Фамилия представляет собой соединение иностранных слов с русским словом «розги».

2. частое использование фамильных антропонимов , ничем не мотивированных : Герасимов .

3. частое использование именных народных антропонимов , ничем не мотивированных : Амвросий , Трофим , Иван .

4. именные антропонимы : Лиза (132 раза) , Мишутка (56) , Андрей, Миша , Марья , Лиза , Маргарита .

5. употребление уменьшительно – ласкательных суффиксов (-ичк-, -очк-, -юш- , -еньк-, -ушк-): Наташенька, Лизочка, Егорушка,Боренька , Ниночка , Эмочка , Ванюша.

6.редкое использование мифонимов – Прометей , Морфей , Аполлон , как неперсонажные антропонимы .

8. антропонимы в иноязычном графическом облике – Фанни , Мишель , Жорж , Nadine.

9. употребление фамилий писателей и исторических лиц – Юлий Цезарь, Борн , Лермонтов , Державин , Вальтер Скотт.

10 . частое использование двухкомпонентных антропонимов , ничем не мотивированных – Варвара Петровна , Иван Петрович , Григорий Васильевич.

11. употребление символических образов – Дон – Жуан .

12 . Истинно – мотивированные антропонимы – Приклонских , Ванька Смысломалов ,Обтемперанский.

13. Использование суффиксов в усеченной форме -ыч- или -ич- , придающие негативный оттенок персонажам - Егор Сидорыч ( не Сидорович ) , Семен Федорыч ( не Федорович ) , Спиридон Николаич ( не Николаевич) , Павел Васильич, Августин Михайлыч, Иван Иваныч.

14. Жанрово – смешные антропонимы с истинной мотивацией : АП – Щелколобов ( АД ), Аполлоша . Антропоним Щелколобов мотивируется нарицательными словами «щелк» и «лоб» .

АВ – Фердинад Лай - жанрово – смешная модель : португальское имя и фамилия , которая образована от русского слова «лай». АД – Лай - фамилия образована от русского слова «лай» , истинная мотивация .

15. Редко встречаются трехкомпонентные антропонимы : Захар Кузьмич Дядечкин, Егор Егорыч Обтемперанский, Иван Прохорыч Гауптвахтов.

· В рассказах позднего периода можно выделить такие характерные особенности :

1.употребление контрастного иноязычного имени с русским отчеством : Августин Михайлыч , а также контрастного русского имени с иноязычным отчеством – Семен Эрастович.

2. Использование суффиксов в усеченной форме -ыч- или -ич- , придающие негативный оттенок персонажам – Семен Федорыч . Павел Васильич (фамилия употребляется с усеченным суффиксом -ич- в разговорной речи).

3. использование двухкомпонентных жанрово – смешных антропонимов , с формальной мотивацией : Шумихины – фамильный антропоним , формально мотивирован , фамилия образована от нарицательного слова «шум» , хотя никакого шума нет . Фамильный антропоним Мелкин – ложномотивированный антропоним

4. частое использование двухкомпонентных антропонимов , ничем не мотивированных – Анна Федоровна .

5 . именные антропонимы : Анна, : Володя , Лили (сокращенная форма), Нюта (сокращенная форма), Лука ,Анна, Валентин.

6.употребляются фамильные антропонимы , которые не несут никакую смысловую нагрузку : Кирилов , Абогин , Гнучев ;

7. употребление фамилий писателей - Фамилия писателя употребляется в качестве сравнения (с Володей )– Лермонтов.

8. частое использование двухкомпонентных антропонимов , ничем не мотивированных – Лили Шумихина , Марья Петровна, Валентин Иванович , Анна Сергеевна, АП : Павел Васильевич ( АД ) и Павел Васильич.

9. Жанрово – смешные антропонимы с истинной мотивацией : Фамильный антропоним - Мурашкина – апеллятивно – мотивирован нарицательным словом «мурашка» , в значении маленького и трудолюбивого муравья . Мигуев является апеллятивно – мотивированной , образована от слова «мигать» , герою рассказа присущи «минутные увлечения»

10.народные именные антропонимы – Агния, Агнюшка ( уменьшительно-ласкательный -юшк- ) , Аксинья , Ермолай ;

11. Использование апеллятивов в начестве антропонимов - Апеллятив – «Монтигомо Ястребиный Коготь» в качестве антропонима – Чечевицын.Употребляется апеллятив – «Бледнолицый брат мой» в качестве антропонима – Володя. Апеллятивы – Душечка , Душечка Ольга Семеновна ; Дрыдыриц .

12. Прозвище - Демьян-Змеевидец употребляется в качестве имени – Демьян , для усиления сатирической функции.

13. Употребляются антропонимы религиозного содержания – Иисус Христос , Иегудиил (имя одного из архангелов ).

14. таутоним - Дмитрий Дмитрич , Егор Егорыч.

15. употребление уменьшительно – ласкательных суффиксов ( -еньк-, -ечк-): Ванечка( уменьшительно – ласкательный суффикс -ечк- ), Оленька( уменьшительно – ласкательный суффикс -еньк- ), Васечка ( уменьшительно – ласкательный суффикс -ечк- ) , Володечка ( уменьшительно – ласкательный суффикс -ечк- ), Сашенька ( уменьшительно – ласкательный суффикс -еньк- )

· « ФУНКЦИИ АНТРОПОНИМОВ

В ТВОРЧЕСТВЕ А.П.ЧЕХОВА И М.А.БУЛГАКОВА »

Задачей является попытка выявить те характерные особенности , отличные антропонимы А.П.Чехова от антропонимов М.А.Булгакова , а также различия между ними , которые можно объяснить как художественной индивидуальностью писателей . Также выявить отличные и схожие приемы использования антропонимов. Нужно сказать , что писатели жили в разные , хотя и не далекие по времени , эпохи , но принадлежали одной культурной традиции – традиции русской эволюционно ориентированной интеллигенции , и любого рода насилие воспринималось ими как нечто неестественное и уродливое . Литературная деятельность А.П.Чехова продолжалась с 1880 по 1904 год . В коротких юмористических и сатирических рассказах А.П.Чехов выставлял напоказ обывательское тупоумие , подхалимство чиновников , невежество тех , которые мнили себя грамотеями . Основным художественным средством в рассказах является речь героев . М.А.Булгаков начал литературную деятельность в 1919 г. по 1940 г. В докладе рассмотрены антропонимы в романах « Белая гвардия » и « Мастер Маргарита » .

Сначала мы выделим схожие приемы использования антропонимов писателями :

1. мотивированные антропонимы :

· Истинномотивированные антропонимы :

У М.А.Булгакова :

ПОНЫРЁВ (от “нырять”,”нырнуть”, т.е. скрыться, найти какое-либо убежище).

ПОПЛАВСКИЙ (По словарю Даля,”поплавной” – не тонущий, плывущий по течению. Поплавский-приспособленец оправдывает свою фамилию являясь, чтобы потребовать свои права на квартиру его покойного племянника Берлиоза.)

СОКОВ. “Человечек был буфетчиком в Варьете и назывался Андрей Фокич Соков”. Однозначно, что антропоним Соков истинно мотивирован.

ЛАТУНСКИЙ. По словарю Даля, латунь – “смесь меди с цинком”; латунный – “сделанный из меди”. Антропоним выражает основное занятие критика – “вешать” ярлыки, ставить клеймо.

“ – Латунский ! – завизжала Маргарита. – Это же он погубил мастера”.

ЛИХОДЕЕВ. – Лихой, щегольской, хваткий, проворный, бойкий. Мотивировка антропонима истинна, что подтверждается контекстом: “Они,они!—козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Стёпе, -- вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё положение, ни черта не делают...”

БОЛБОТУН

У А.П.Чехова :

ПРИКЛОНСКИХ. - Апеллятивно-мотивированной является фамилия князей Приклонских, мотивируется нарицательным словом «приклоняться», в значении приклоняться перед кем-то : « Умоляли они так , как только могут умолять несчастные плачущие женщины ». Истинная мотивация .

ЩЕЛКОЛОБОВ . - Антропоним Щелколобов - апеллятивно – мотивирован , мотивируется нарицательными словами «щелк» и «лоб» .Так в рассказе , когда Щелколобов и жена его тонут , на помощь приплывает мужик и хочет спасти их с выгодой , но в результате ничего не получает от Щелколобова , который к тому же выгоняет его с работы .