Проектная деятельность учащихся

Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой "Технология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных н физических возможностей, волевых качеств и творческих способ­ностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой "Технология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных н физических возможностей, волевых качеств и творческих способ­ностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление - процесс обобщенного и опосредованного понимания действительности, в ходе которого учащийся использует тех­нологические, технические, экономические и другие знания для вы­полнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реа­лизации.

Проектирование - это деятельность по осуществлению измене­ний в окружающей среде (естественной и искусственной). Проектив­ное образование - это образование, предполагающее, с одной сторо­ны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение исполь­зованию старых и производству новых знаний в форме новых проек­тов.

Метод проектов возник в 20-е годы нынешне­го столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американ­ским философом и педагогом Дж. Дьюи (осуществлявщего свои исследова­ния в экспериментальной "школе-лаборатории" при Чикагском уни­верситете), а также его уче­ником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обу­чение на активной основе, через целесообразную деятель­ность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения воз­никли в России практически параллельно с разработка­ми американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно ис­пользовать проектные методы в практике преподавания.

В настоящее время учебное проектирование все более становится ос­новным методом обучения учащихся в технологии. Оно способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и других положительных качеств личности.

Под проектом понимается завершенная творческая работа учащегося, выполненная им самостоятельно под руководством и с помощью учителя. Причем эта помощь носит на каждом этапе проектирования специ­фический характер.

Учителю, направляющему проектную деятельность учеников, нужно иметь представление о проектировании, применяемом на производстве. Оно помогает ему полнее использовать образовательный и воспитатель­ный потенциал метода проектов, а также познакомить учащихся с элементарными основами инженерно-технического проектирования.

Необходимость в проектировании возникает тогда, когда готовые решения, полученные из предыдущего опыта, не могут быть применены в новых условиях. К тому же постоянный дефицит ресурсов для осуществления идеальной цели заставляет искать оптимальное решение с рассмотрением множества возможных вариантов. Отсюда можно сделать вывод: жизнедеятельность (включая профессиональную) человека представляет собой череду исполняемых проектов, разных по масштабам, ответственности, последствиям. Проектированием как процессом создания проекта будем называть поиск аргументированных и доказательных решений применительно к данным условиям и выбранным целям. Оно является частью трудовой деятельности в самых различных областях.

В последние 30-40 лет проектирование становится системным, интегративным и междисциплинарным, в котором при решении основной задачи улучшения технико-экономических показателей учитываются технико-технологические, социальные, экономические и эргономические факторы. Существенной тенденцией проектирования в последние 20 лет является учет "человеческого фактора", адресованность любого проекта именно человеку с его психологическими, антропометрическими, социальными и даже уникальными инди­видуальными характеристиками. Эта тенденция отражает сдачу позиций технократическим мышлением в пользу гуманитарного, в связи с чем уже принято говорить о необходимости гуманитарной образованности технических специалистов. Хотя также считается важной технико-экономическая образованность гуманитариев, занятых проектированием, например социальным, педагогическим.

Следует признать, что теория проектирования сложных объектов до сих пор разработана не полностью. Даже в солидных технических вузах весьма робко преподаются только основы такой теории, хотя курсовые и дипломные проекты студентами выполняются. В то же время проектирование опирается на определенные требования научного подхода, в частности такие:

не принимать решения без анализа;

не счи­тать метод проб и ошибок рациональным;

расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;

стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной связи и последовательности не наблюдается;

составлять мысленные макеты, модели, образы, схемы будущего объекта проектирования, максимально используя свои знания и воображение, и толь­ко затем переходить к изучению литературы и других баз данных;

подходить к любому вопросу разносто­ронне и системно;

считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом со­ответствуют конкретным условиям, цели;

учитывать, что принципиально новые решения часто восприни­маются как нереальные, фантастические или просто плохие.

Любой проект является коммуникативным документом, посланием авторов другим людям, которым предстоит понять содержание и аргументацию найден­ных решений, осуществлять предлагаемый проект. Чтобы он был убедительным, аргументы должны соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам. Материализация проектных решений обычно служит лишь аргументом в пользу их обоснованности. Главным критерием качества проекта является его внутренняя непротиворечивость и гармоничность. Надо заметить, что воплощение проекта не всегда является доказательством его правильности.

С позиций педагогики проектную деятельность можно считать действенным средством воспитания разума, что является одной из важнейших целей образования. Антиподом проектирования является репродук­тивное использование известных решений, повторение пройденного и известного. Здесь уместно вспом­нить слова замечательного авиаконструктора О.К Антонова, сказавшего однажды, что взлетевший самолет уже устарел . Проектирование следует искать там, где есть восхождение, диалектическое развитие от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовле­творяющего к удовлетворяющему новым потребностям улучшения технико-экономических и социальных по­казателей производства, по большому счету — потребностям людей.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессив­ной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Важной задачей обучения методом творческих проектов в рамках образовательной области "Технология" является формирование у учащихся:

технологической грамотности, то есть сознательного и творческого выбора человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее по­следствий для природы и общества; умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности;

технологической образованности, понимая ее как необходмый и достаточный объем знаний, умений и навыков, обеспечивающий человеку возможность вхождения его в будущую профессиональную деятельность; стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, позволяющее человеку всегда быть в "деловой" форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку; высокий уровень способностей и научных знаний в преобразовании материи, энергии и информации в интересах человеческого общества и природной сферы с учетом техноэтики.

Опыт внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что при выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная нами творческая проектно-технологическая система. Творческая по той причине, что создается изделие, обладающее субъективной (для учащихся), а, возможно, и объективной новизной. Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится проектной деятельности учащегося. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов изделия, выборе объекта проектирования из многих вариантов, его конструирование и моделирование. В целом, умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа и приучение школьников со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры.

Технологическая она по той причине, что в выполнении проектов присутствуют разработки технологии изготовления изделий, непосредственное изготовление изделия от идеи до результата. В выполнении творческих проектов ведущими являются творческая, проектная и технологическая деятельности, составляя основу системы обучения технологии, названной "творческая проектно-технологическая система".

Работа над проектом может послужить развитию общения и взаимопонимания между детьми и родителями, а также обеспечит связь школы и семьи что является огромным плюсом в деле воспитания учащихся. Это достигается путем того, что работа, требующая больших затрат времени, может быть выполнена дома. Соответственно появляются совместные дела, на основе которых формируются чувство общности, взаимопомощи, уважения и т.д.

Организация творческих групп. Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности меняется от одного до больших творческих коллективов не ограничивающихся пределами одного класса.

Также проектирование повышает уровень коммуникабельности, особенно уровень делового общения.

Воспитательная цель проектирования отражает формирующиеся у учащегося способы взаимодействия с окружающими (взрослыми и сверстниками), возникающие трудовые отношения, вызывающие изменения в духовной жизни учащихся, их характере. Таким образом при достижении цели реализуются творческие усилия личности, происходит развитие внутреннего мира, воспитывается новый взгляд на мир, воля. Очень важно приобретение при этом любви к труду, осознание нравственной стороны трудового начала в жизни.

Проектирование воспитывает такое морально-ценностное отношение к труду, при котором учащийся осознает не только общественную, но и личную значимость его, понимает роль труда в саморазвитии, самореализации. Таким образом появляется чувство радости от процесса и результата труда, то есть от применения интеллектуальных, волевых и физических сил, думаю, что не следует говорить о том насколько большое влияние это оказывает на личность.

Этапы проектной деятельности


1. Проблема.

Это самая первая ступень в процессе выполнения творческого проекта. Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же, возникнове­ние проблемы. Перед учеником ее может поставить учитель, а может определить ее и он сам. Посмотрим вокруг: с какими трудностями сталкивается он, его близкие, друзья, окружающие люди? Чем он мо­жет помочь себе и им. Какие умения и навыки хочет развить в себе? Когда он ответит на эти и подобные им вопросы, то поймет, сколько! еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.

Главная задача на этой ступени - выявить из множества проблем несколько, наиболее существенных. Результаты первой ступени записываются, и осуществляется переход ко второй.

2. Осознание проблемной области.

Итак, перед учеником список выбранных проблем. Решать сра­зу все - очень сложно. Поэтому, на данном этапе необходимо выбрать одну. Для этого придется ответить на вопрос: проблема какой области всего важнее?

Возможно, самое главное - приносить радость и пользу людям. Тогда необходимо работать в этом направлении и выполнять проект, ре­зультаты которого смогут порадовать окружающих. Или, допустим, важно укреплять свое здоровье, а в списке проблем есть одна, ме­шающая этому (например, отсутствие спортивных приспособлений для индивидуальных занятий). Но эти помехи можно устранить.

3. Выявление конкретной потребности, мини исследование,

К началу третьего этапа выполнения проекта уже ясно, какая стоит проблема, и в какой области необходимо вести работу. Далее нужно выявить, что же конкретно требуется? Для этого следует про­вести I мини исследование, в процессе которого "примеряется" каж­дая потребность к себе, исследуется ее возможное решение и опреде­ление степени надобности в зависимости от обстоятельств. Это не очень легкая задача, но не надо огорчаться - после ее выполнения до­вольно легко пройти 4 этап нашего плана.

4. Определение конкретной задачи и ее формулировка.

Имея конкретную потребность, легко сформулировать конкретную задачу. То есть, если на данном этапе человек нуждается, например, в спортивной сумке, то задачу можно сформулировать следующим образом: сконструировать и изготовить спортивную сумку.

5. Выявление основных параметров и ограничений.

Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придется работать. Поэтому, сразу необходимо определить основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями. Например, это может выглядеть следующим образом:

Разрабатываемая спортивная сумка должна:

не превышать размеров 50 х 25 х 25 см;

иметь низкую себестоимость;

быть многофункциональной и универсальной;

иметь красивый эстетический вид и т. д.

II мини исследование (выявление традиции, истории, тенденций)

Очевидно, не стоит "заново изобретать велосипед". Это бесполезная и никому не нужная работа. Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то свое, новое, оригинальное, неповторимое, опираясь при этом на уже имеющееся, с учетом качества и современности. Данное исследование поможет в этом.

6. Выявление традиций, истории, тенденций.

Как вы думаете, можно ли еще раз изобрести велосипед? Конечно, если не знать, что он уже давно изобретен. Поэтому, если мы хотим создать что-то свое, новое, оригинальное, опираясь при этом на уже имеющееся, причем создать вещь современную, качественную, то необходимо провести исследование на выявление традиций.

7. III мини исследование. Построение "звездочки обдумывания".

На этом этапе необходимо провести Ш исследование. Оно заключается в составлении "звездочки обдумывания". Надо взять ручку и лист белой бумаги. В центре листа необходимо написать название изделия, которое необходимо, а дальше по сторонам (как лучики солнца) описываются:

1. Какие материалы понадобятся при выполнении работы?

2. Какие необходимы инструменты и оборудование. Из всего пере­численного отдельно записать:

а) есть в наличии у тебя;

б) есть в школьных мастерских.

3. Необходимо уяснить модель, размеры, форму изделия и записать.

4. В каком стиле будет изделие (изобретение), соблюдает ли оно традиции и современную моду.

5. Будет ли дизайн изделия сочетаться с интерьером, для которого предназначен и с другими потребностями.

6. Необходимо кратко записать все этапы моделирования и конструирования.

7. Обязательно поэтапно записать всю технологию изготовления. При написании 6 и 7 пунктов необходимо учитывать технику безопасности и выделить самое существенное.

8. В конце .работы необходимо подсчитать первоначальную себестоимость, чтобы проект не был убыточным

8. Выработка идей, вариантов, альтернатив.

После составления "звездочки обдумывания" осуществить переход к IV исследованию "Выработка идей, вариантов, альтернатив". Для этого надо еще один чистый лист. На нем необходимо записать все идеи, возникшие по данной проблеме. Они могут быть записаны в виде фраз, отдельных слов, нарисованы в картинках или эскизах. Необходимо найти оптимальный, альтернативный вариант из всех идей и перейти к V исследованию.

9. Анализ и синтез идей Выбор оптимального варианта.

Всем идеям необходимо вынести вердикт "да" или "нет". Дня этого необходимо ответить на следующие вопросы: доступность; себестоимость; обеспеченность материалами; трудоемкость.

Когда твердо оценена с этих сторон каждая из выбранных идей, легко найти и остановиться на самой лучшей.

10. Выбор материала. "Звездочка обдумывания".

Это сложный этап, т.к. не всегда известны качества и свойства различных материалов. Необходимо записать несколько наименова­ний, необходимых материалов и каждый из них обсудить с родителя­ми и учителями.

11. Выбор инструмента, оборудования,

Выбор инструмента и оборудования аналогичен 10 этапу. Но лучше его начинать писать сразу с кем-то из взрослых. У них опыта больше и они подскажут оптимальные и лучшие приспособления (инструменты) для выполнения творческого проекта.

12. Разработка технологического проекта.

Этот этап требует повышенного внимания, усидчивости. При выполнении 7 этапа кратко записывались этапы технологии изготовления изделия. Вместе с учителем (но сначала продумать, почитать учебники и книги самостоятельно, разобрать каждый этап отдельно) обсудить все технологические этапы, определить ошибки, которые не всегда можно заметить самостоятельно, да и знаний учащегося может быть недостаточно для выполнения различных этапов технологиче­ского изготовления. Обсудив с учителем 3 последних этапа (10, 11, 12), необходимо перейти к конкретным действиям.

13. Организация рабочего места.

Необходимо организовать рабочее место. При этом надо учи­тывать следующие факторы: освещенность; проветриваемость (или наличие вентилятора); оборудование рабочего места; соблюдение технических норм и правил безопасности и т.д.

14. Экономическое и экологическое обоснование.

Надо подсчитать себестоимость изделия, пользуясь специаль­ной литературой по экономике. При этом можно опираться на 9 пункт. 10 пункт поможет при экологическом обосновании проекта.

15. Контроль качества.

Существуют определенные критерии проверки и оценки каче­ства творческого проекта. Они приводятся во второй главе нашей книги. И при изготовлении изделия необходимо постоянно следить и выполнять их.

16. Выполнение технологических операций.

Следует еще раз проанализировать все этапы технологического процесса и приступить к работе. При этом не следует забывать о тех­нике безопасности; охране труда и критериях качества.

17. Коррекция.

Необходимо вернуться к 5 и 8 этапам и сравнить выполненный проект с тем, который был задуман и нарисован. Если есть недочеты, то подкорректировать их или устранить.

18. Контроль, испытание.

Испытать изготовленное изделие сначала самостоятельно, а по­сле с учителем и друзьями. Они проконтролируют и дадут свою оценку проекту.

19. Записки, реклама.

Необходимо все действия (этапы) зафиксировать на бумаге в чистом виде. В самом начале записей должен быть товарный знак, название компании и небольшой рекламный проспект.

20. Оформление.

Ознакомить с требованиями к оформлению проекта и приступить к работе.

21. Самооценка.

Вернуться ко 2, 4 и 7 этапам. Проанализировав их, надо дать самооценку. При этом необходимо учитывать: сделано ли то, что за­планировано, получился ли проект, доволен ли им автор, хочет ли что-нибудь в нем исправить. Ответив на все эти и подобные вопросы, легко оценить собственную работу.

22. Защита проекта.

Выполнив все перечисленные выше этапы, можно прекрасно защититься, т.к. выполняемому будет известно все «от А до Я».


Литература

1. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического творчества: Книга для учителя. – М.: Народное образование, 1996

2. Леонтьев А.В., Капустин В.С., Шайхелисламов Р.Ф. Опыт внедрения образовательной области «Технология» в V-IX классах// Школа и производство 1997 №1

3. Тихонов А.С Творческий потенциал учебного проектирования// Школа и производство. 1995 №1

4. Хотунцев Ю.Л. и др. Проекты в школьном курсе «Технология»// Школа и производство. 1994 №4

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ