регистрация / вход

Семейное воспитание во Франции

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА: ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ”

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА:

“ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ”

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

СТУДЕНТКА 5 КУРСА 4 ГРУППЫ

КЛЕЙМЕНОВА ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ДОЦЕНТ ЗВЕРЕВА ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА

МОСКВА

2000

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________стр.3-4

ГЛАВА 1. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ВО ФРАНЦИИ

1.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ__________стр.5-12

1.2 МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ_____________________________стр.13-25

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ

2.1 СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЕ ВЕКА_________стр.26-33

2.2 ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ____________________________________________стр.34-48

ВЫВОДЫ____________________________________________стр.49-50

БИБЛИОГРАФИЯ_______________________________________стр.51-52

ВВЕДЕНИЕ

Уровень цивилизованности общества , авторитет государства сегодня как никогда ставится в прямую зависимость от того положения , которое занимают в обществе дети .

Глубокие социальные изменения во Франции в последние десятилетия оказали значительное воздействие на семью как на социальный институт , а также на понимание обществом её роли в воспитании детей .

Важная роль в формировании новой семейной политики принадлежит Министерству социальной защиты населения , Департаменту проблем семьи , женщин и детей . Одна из его приоритетных задач - укрепление института семьи как фундаментального и уникального социального института .

Семья является звеном , связующим настоящее с прошлым и будущим .Кто - то сказал , что семья похожа на руку , которая пишет историю, - и это не просто синтементальная риторика , а сама действительность .

Семья оказывает огромное влияние на все стороны жизнедеятельности ребёнка , на развитие его индивидуальности , творческих и общих способностей . Воспитательная функция семьи - одна из важнейших . Семья для ребёнка - первая и почти единственная формирующая его личность среда . Ведущими в развитии личности ребёнка являются внутренняя атмосфера жизни семьи , её микроклимат , уклад , система ценностей , идеалы , педагогическая и общая культура родителей . Ребёнок находится в центре внимания семьи , он испытывает постоянные и длительные воспитательные воздействия .Семейное воспитание - это своеобразное проектирование личности ребёнка .

Таким образом , актуальность данной работы заключается в изучении накопленного во Франции опыта исследования и решении актуальных проблем семейного воспитания , поскольку в России этот опыт практически неизвестен и неизучен .

Объект исследования - теоретические работы и методические рекомендации по проблеме семейного воспитания во Франции .

Предмет исследования - особенности семейного воспитания во Франции .

Цель исследования - выявить особенности семейного воспитания во Франции .

Исходя из выделенной цели , ставятся следующие задачи исследования :

(1) Изучить основные направления государственной политики в отношении семьи , на основе изучения первоисточников .

(2) Изучить историю семейного воспитания в начале века .

(3) Выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе .

В процессе работы были использован метод :

Теоретический анализ первоисточников - французской психолого-педагогической литературы , переводной литературы ; а также теоретический анализ отечественной психолого-педагогической литературы .

ГЛАВА 1. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ВО ФРАНЦИИ .

1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ .

Вопросы о семье возникают постоянно : нужна она или вредна ; обогащает или поглощает . Во Франции существуют специальные учреждения , политические партии и газеты , которые регулярно проводят опросы общественного мнения с целью выяснения места семьи в сердцах французов . И это вполне объяснимо, ведь молодёжь всё реже вступает в брак, предпочитая просто жить вместе , если всё таки брак заключён , то в одном случаи из трёх он распадается уже через два года ( до недавнего времени было соотношение 1: 4 ) . К тому же и семейная жизнь теперь не та , что прежде ; достаточно посмотреть , во что превратились завтраки , обеды , ужины , бывшие раньше традиционными моментами во французских семьях , когда за столом могла встретиться вся семья . На сегодняшний день это выглядит примерно так : после наскоро проглоченного завтрака все убегают на работу , в ясли , в школу . Днём каждый питается в столовой . Ужин , когда вся семья в сборе , часто проходит в молчании у телевизора , который оказался сильнее пословицы “ когда я ем , я глух и нем .”

Тем не менее , статистика показывает , что французы дорожат семьёй. Складывается впечатление , что в нынешнем переменчивом мире семья служит пристанищем . Даже если современные молодые родители теперь иначе смотрят на распределение ролей внутри семьи и семья имеет для них не такое значение , как для предшествующего поколения , сам институт семьи не ставиться ими под сомнения .(5) Так , ведущий французского телевидения Жанн - Мари Кавада выпустил телепередачу на темы : “ Существует ли сейчас новое понятие супружеской пары ? ” ; “ Изменился ли язык любви у современной моло- дёжи ? “ В ходе дискуссии выяснилось , что большинство опрошенных вовсе не испытывают страстных чувств , скорее даже избегает их ; верность, напротив , остаётся извечной ценностью . Безумная , безрассудная любовь ушла в прошлое , любовные отношения остаются в рамках нежности .

Во Франции всегда существовала подобная этическая установка : совместная жизнь надолго , а страсть - дело временное . Молодёжь продолжает следовать традиции .(3)

Таким образом , многие французы считают , что семья необходима ребёнку ; когда её нет , он страдает . Примером может служить то , что у многих правонарушителей не было нормальной семьи . (5) Уже 25 лет семейная политика старается увеличить , и главным образом , способствовать увеличению рождаемости . Здесь не последнюю роль играет финансовый вопрос .Проводится , так называемая , финансовая политика в отношении семей , и таким образом мешает большому снижению численности детей в семьях .

Так как с 1965 года было отмечено падение рождаемости , которое касалось главным образом рождения третьего ребёнка и последующих детей в семье . В связи с этим решено было выделить пособие в размере 1000 f для тех у кого в семье трое и больше детей . Эта премия возрастала до 8000 f , а затем и до 10000 f . Выбор поддерживать третье рождение давал , таким образом возможность увеличения многодетных семей .

В настоящее время решено поддерживать денежными пособиями не только семьи с тремя и более детьми , но и семьи с одним и двумя детьми , и особенно тех , кто больше нуждается в этих пособиях . (17)

В 1976 году родители создали Ассоциацию Национальной Взаимопомощи Родителей , которая была признана в 1980 году . Эта Ассоциация распространилась на всей национальной территории и представлена в 52 департаментах , и в неё входят приблизительно 5800 семей. Участники и ведущие этих ассоциаций , это родители , в основном , из многодетных семей . Главное , чем занимается Ассоциация , это оказание материальной помощи многодетным семьям . Защита и признание специфики таких семей , это вторая задача . В 1994 году , в рамках Закона Семьи , Ассоциация добилась разрешения на продление отпуска для матерей , которые рожают по несколько детей за раз ( близнецов , тройни и т. д. ). Было действительно необходимо , чтобы законодатель принял в расчёт реальность усталости , которая повлечёт за собой такая беременность. А также было принято решение о выплате денежного пособия для детей до трёх лет .

Таким образом , Ассоциация хочет добиться того , чтобы каждый ребёнок был признан в своих правах и чтобы специфические проблемы в наших семьях могли быть приняты в расчёт в семейной политики.(19)

Но в нашем обществе остаётся неразрешимой ещё одна проблема - это развод между родителями .

Развод , в нашем обществе , становиться явлением привычным. Число разводов во Франции из года в год возрастает : сегодня их в 3 раза больше , чем вчера ; число детей “ болтающихся “ между двумя домами , увеличивается ежегодно на 150000 . В 25 % случаев семьи распадаются не прожив вместе и 4 лет .

По данным одной из анкет , 66 % лиц считают правильным упрощение процедуры развода ( действует с 1977 года ) , но в тоже время 60 % тех же опрошенных отмечают , что развод приносит вред ребёнку.(5)

Если решение о разводе принято , то уже ничего не способно остановить супругов . Иногда даже лишний год , проведённый вместе , обостряет ситуацию и ещё больше разрушает отношения родителей . Согласно соглашению ООН о Правах на ребёнка , ребёнок имеет право на своих двух родителей . Если же родители всё - таки разводятся , то им следует избегать слишком серьёзных конфликтов , связанных с вопросом , с кем будет жить ребёнок . Этот спор они должны разрешить мирным путём , не причиняя ребёнку травмы , разлучая его с отцом . Родителям необходимо стараться поддерживать родительские отношения , сохранить для ребёнка некоторое единство , то есть не разрушать образ дружных родителей .

Но факт , остаётся фактом : всё больше и больше после расставания родителей в 85 % случаев ребёнок остаётся с матерью , 2 миллиона детей поддерживают с отцом только эпизодические контакты , и приблизительно 700000 детей не видят отца совсем . В связи с этими показателями , судящимися отцами , было создано несколько ассоциаций . Так как они были незаконно удаленны от своих детей и тем самым не могли выполнять свою роль , роль отца . Известно, что это женщины в подавляющем большинстве просят развода . И , соответственно , они просят предоставить им заботу о ребёнке . Чтобы быть уверенными в этом , они всевозможными способами стараются опорочить отца своего ребёнка : не даёт денег , не помогает в домашних делах , отсутствует дома , производит насилие по отношению к жене и своим детям . Порой , женщины настаивают на этих обвинениях , даже после того как было проведено расследование по этим фактам , и было доказано , что они не соответствуют действительности . Такое происходит довольно часто . Женщины уверены , что закон будет на их стороне , так как все убеждены в том , что воспитание ребёнка , это обязанность матери . (19)

Таким образом из перечисленных выше чисел видно , что согласия между разведёнными родителями , почти не существует . То есть родителям это даётся нелегко , но когда они осознают , что один из них , грубо говоря , присваивает ребёнка , даже отнимает его у другого и позднее ребёнок предъявит ему счёт , стремясь к тому , кого ему недоставало , нередко покидая “ присвоителя “ , тогда они прекращают взаимные претензии , особенно в отношении ребёнка .(5)

Как правило , семьи , которые сталкиваются с процедурой развода , у них возникает проблема , связанная с выплатой алиментов . Это касается не только разведённых родителей .

Существует так называемая семейная ответственность , главным образом родители детям . Обязательность алиментов касается не только семей состоящих в законном браке , но и семей живущих в гражданском браке .

Обязательность алиментов , это обязанность , которую закон налагает на некоторых лиц. Они должны обеспечивать существование другого индивида , когда последний находиться в состоянии нужды и когда другие находятся в состоянии оказать ему помощь . Обязанность алиментов включает в себя всё то , что необходимо для жизни человека ( питание , жильё , расходы на лечение , одежда ) . Существование и приведение в действие этой обязанности предусмотрено законом . Судья устанавливает сумму алиментов учитывая потребности истица и средства ответчика .

Между кем существует обязательность алиментов ? Обязательность алиментов , есть выражение семейной ответственности .Эта ответственность рождается с вступлением мужчины и женщины в брак .Отсюда обязательность алиментов очевидна ( статьи с 205 по 207 из Гражданского кодекса ) . А так же при определённых обстоятельствах и дети должны плотить родителям как законным , так и нет. Но родители имеют ещё более сильное обязательство по отношению к своим детям . Они стараются оплатить издержки на воспитание детей , даже после их совершеннолетия . Вообще , можно утверждать , что обязательство алиментов существует между предками и потомками. Таким образом , дети , которые оказались в трудном положении в праве требовать алименты со своих бабушек и дедушек .Это всё чаще встречается , когда родители разводятся и больше не в состоянии обеспечивать своих детей . Гражданский кодекс предъявляет супругам некоторое число обязанностей . Среди них - это долг помощи .То есть , каждый член семьи в случаи необходимости должен помогать другому материально . Например, в случаи болезни , если вы не работаете , то супруг или супруга принимают участие не только в домашних делах , но и так же он или она должны удовлетворять ваши потребности ( одежда , транспорт и т. д. ). Так же существует обязательство между некоторыми членами семьи : зять и невестка ( сноха ) должны поддерживать тестя и тещу ( свекровь ) , и, наоборот . Но зять или невестка не должны содержать дедушку и бабушку своего ( ей ) супруга ( и ) . Так же не существует обязательств между ребёнком от первого брака и вторым отцом или матерью . Вот эти лица обязаны выплачивать алименты . Кстати , многие удивляются тому , что закон не установил алиментов среди более близких людей : между братьями и сёстрами .Это решение подлежит критике , так как между братьями и сёстрами существует самая сильная эмоциональная связь , чем с другими родственниками . Алименты переводятся регулярной выплатой денежной суммы .После закона от 8 - ого января 1993 года , вошедшего в силу 1-ого февраля 1994 года , судья , который занимается семейными делами имеет право пересмотреть размер алиментов . При этом судья учитывает средства ответчика . Если ответчик женатый ( замужем ) или состоит в гражданском браке , это так же принимается во внимание .Вместе с этим судья рассматривает какими доходами и расходами он располагает . Размер алиментов зафиксированный судьёй , всегда временный . Пересмотр , даже отмена этой суммы , могут быть затребованы судьёй , при условии если проситель подтверждает новые данные о своих средствах . Поэтому , если вы уволены или находитесь без работы , то вы в праве настойчиво просить сокращения размеров алиментов . И наоборот , если вы констатируете о значительном улучшении финансового положения противной стороны , то вы в праве у него потребовать увеличения алиментов . Наконец , в случаи если ответчик уклоняется от выплаты алиментов , то закон в праве его наказать . Это правонарушение предусмотрено Уголовным кодексом , закон наказывает того кто “ не выполняет судебное постановление или соглашение подтверждённое судом , не выплачивает в пользу несовершеннолетнего ребёнка , в пользу потомка , в пользу родственника или супруги ( супруга ) пенсию , налог или пособие назначенное на основании семейного обязательства , живя более двух месяцев не исполняя этого обязательства .” Здесь надо быть осторожными , так как назначенное наказание будет строгим : до двух лет заключения и 100000 франков денежного штрафа , временного лишения родительских прав ... (20)

Таким образом , можно сделать следующие выводы :

(1) Несмотря на перемены , которые произошли с обществом на сегодняшний день , отношение многих французов к семье почти не изменилось . Французы считают создание семьи необходимым условием , так как только в семье , можно воспитать полноценно развитую личность .

(2) В рамках защиты семьи : прав родителей и детей , во Франции проводится социальная и финансовая политика , в ходе которой были созданы различные Ассоциации . Они помогают нуждающимся семьям , в решении таких проблем , как финансовые затруднения ( способствуют увеличению детских пособий ) ; а также способствуют продлению декретного отпуска для матерей , которые рожают по несколько детей за раз ; и проблема развода и связанные с ним последствия .

1.2.МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ .

Многодетные семьи удивительны и различны , и не спеша проживают хорошую жизнь . Некоторые расхваливают или осуждают большие семьи , но они нас очаровывают раритетом и энергией и тем , что родители стараются проявить себя , выступая в роли управляющего в сообществе детей , где каждый не походит на другого , где каждый из них ожидает любовь уважение и внимание .

Молодое поколение более расположено к тому , чтобы иметь многодетную семью. Что сегодня можно назвать многодетной семьёй ? Если взять определение использованное Национальным институтом статистических и экономических исследований , опубликованное в 1989 году , многодетная семья включает в себя троих детей и более ,и очень многодетная по крайней мере пятерых детей . Многие многодетной считают семью ,где двое детей , впрочем , семейная политика чаще задерживает порог из трёх детей .

Рождаемость во Франции поддерживается денежными пособиями , родителям , для воспитания детей , и некоторыми налоговыми льготами и т.д. А так же существуют скидки на общественный транспорт . Было проведено анкетирование , где опрашиваемые пары считают идеальным количеством детей : двое и трое .И редко чтобы оно превышало число три . А так же они отвечали на вопрос : Сколько бы вы хотели иметь детей ? И здесь опрашиваемые чаще называли число два .

В 1994 году было проведено ещё одно анкетирование , которое показало , что только 50% мужчин и женщин в возрасте от 25 до 29 лет желают иметь двоих детей, другая 1/3 хотят чтобы у них было по крайней мере трое детей . Эта 1/3 в настоящее время и образует основу многодетных семей .

До недавнего времени регистрировали только те семьи , дети которых были рождены в браке , причем брак должен быть первым как у мужчины , так и у женщины . Однако появляются 30 % рождения вне брака , в которые добавляются рождения от вторых союзов . Эти данные мешают составить точную картину семейных структур . Используя другие источники психолог Лоран Тулемон смог оценить конечное происхождение двух женских поколений . Итак , женщины родившиеся в 1930 году : 41% из них имеют по крайней мере трёх детей и 26% имеют четверых и более детей . И напротив , у женщин родившихся на 20 лет позже , в 1950 году , только 31% имеют трёх детей и 12% имеют четверых детей и более . Таким образом , вторая пропорция имеет спад более , чем на половину . (17)

Что касается численности детей в семье , эту проблему можно увидеть ещё в начале века . Рассмотрим статистику 1869 года . На приблизительно 11000000 семей насчитывалось около 2х миллионов бездетных семей ; около 5 миллионов , имеют одного или двух детей ; около 2,5 миллионов - троих или четверых детей и , наконец , лишь около 1 миллиона имеют пятерых , шестерых или более детей . Таким образом , во Франции - большая семья , большая редкость . Главной причиной такого положения являлась экономическая . Родители не желали раздроблять между многочисленными наследниками нажитое имущество . В следствии этого самые малочисленные семьи встречались у людей богатых из буржуазии , аристократии и у зажиточных крестьян . Более многочисленные семьи - у интеллигенции и среди рабочего класса . Рабочих , у которых не было капиталов , не страшила большая семья . Они жили изо дня в день , зарабатывая кусок хлеба , и детей своих они воспитывали в убеждении , что их ждёт такая же доля . Что касается до интеллигенции , то здесь всё более и более исчезал пагубный обычай ограничивать число детей .(9)

На сегодняшний день эта картина почти совсем не изменилась . 6 , 5, 4, 3 , 2... Это не обратный счёт , а уменьшение среднего количества детей во французских семьях за последние 50 лет . Даже не 2 , а 1,9 . Смотря на эти цифры возникают вопросы : Какова судьба единственного ребёнка ? Завидна ли она ? Не всегда . Во - первых , поскольку ребёнок единственный , он в семье первый и, следовательно , испытывает все связанные с этим неудобства : он не имеет противовеса в лице сестры или брата , родившегося позже , который мог бы стать его товарищем и облегчить ему жизнь . Когда в семье только один ребёнок ( первый ) , его рано отдают в детский сад , мотивируя это тем , что там у него будут друзья . Сестра или брат - это друг у себя дома , что всё - таки приятнее , чем в детском саду , когда ребёнок ещё слишком мал . Иметь братьев и сестёр , значит , жить в мире детства . Быть единственным ребёнком у родителей , даже молодых , значит , жить в мире взрослых , нередко становиться свидетелем их трудностей и , следовательно , слишком рано принимать на себя ответственность . Это также означает жить в менее весёлой атмосфере ; маленького ребёнка , особенно если он единственный в семье , естественно , тянет поиграть с родителями , а родители , даже очень внимательные , часто бывают заняты и вынуждены отвечать ему отказом ; таким образом , ребёнок остаётся один в своей комнате . Быть вдвоём , значит , не только играть вместе , но иметь общие секреты , свой особый мир , отличный от мира взрослых .(5) Многодетные семьи , даже если они сегодня являются редкими , эта тема всё же остаётся обширной .

Что нового в этой области ? Прежде всего , потеря связи которую образовывали когда- то дяди и тёти , бабушки и дедушки , кузены. И затем , также настоящая проблема безработицы , при которой дети не видят своих занятых родителей . Если упоминать о многодетных семьях, то надо уточнить , что они все разные и очень пёстрые . Сколько семей, столько случаев , всё зависит от человека , от мотивов родителей , от окружающей среды , от финансовой независимости , от равновесия пары , от жизни каждого отца и матери , в случаи необходимости и от их абсолютных убеждений .

Эрик Валянтэн , психиатр Института Клапаред Нёйи , предполагает что прежде было проще иметь детей , своё место родители занимали без возможности решать хотят они детей или нет . Но это не было нашей ошибкой . Сегодня , женщины имеют больше возможностей , чтобы не быть беременными . Таким образом , иметь много детей должно быть обдуманным и осознанным шагом и это ни в коем случаи не может быть случайностью .(16) Почему решают иметь более трёх детей ? Это и инстинкт выживания, чтобы оставить большой след , это и страх одиночества , и пустоты, чтобы иметь детей постоянно и оттягивать , таким образом момент отъезда последнего ребёнка и момент расставания , это всегда иметь одного ребёнка на замену , то есть это как своего рода анти- депрессивный механизм .А так же иметь много детей , это получать удовольствие от детского счастья и это желание родителей , которые хотят сделать очень счастливыми своих детей и дать им всё то , что не смогли дать им их родители.

Решение иметь свыше трёх детей сегодня встречается гораздо реже, так как современная женщина придаёт большое значение своей профессиональной жизни , тем самым разрываясь между желанием иметь детей и зарабатывать деньги , чтобы обеспечить их. Менее сегодня встречаются многодетные семьи , у которых нет проблем . Но к ним не относится количество детей в семье , так как полномочия родителей распределены и полностью не ложатся на плечи одного .

Существует некоторое необходимое количество условий , чтобы жизнь в многодетной семье была уравновешенной . Одним из условий является : обеспечить многодетную семью соответствующей квартирой . Хотя , например , одна семья воспитала своих семерых детей в четырёх комнатах , но в ней тем не менее каждый имел уважение и получал достаточно любви , жизненного пространства и личную жизнь . Чтобы всё было хорошо , первое , на что необходимо обратить внимание это то , что родители должны оставаться родителями . Это предполагает, не передавать старшим детям ( главным образом , когда это старшие) большой ответственности растить братьев и сестёр , а так же следует больше уделять внимание тому , сколько времени дети проводят у телевизора и тому , с кем они общаются во дворе . Следует также уметь определять границы возможного , то есть родители должны говорить , что можно , а что нельзя , но это должно быть в равновесии. Если родители хотят всегда быть любимыми , это не значит , что они должны всегда выступать в роли защитника . Оставаться родителями , это так же уметь управлять конфликтными ситуациями . Но здесь может возникнуть ревность ( так как ревность существовала всегда ) и родители должны помнить об этом , постоянно отождествляя детей . Они должны понимать , что каждое новое рождение , как бы оттесняет предыдущих детей на другое место , по степени важности . Значит , каждый ребёнок должен иметь время , чтобы развиваться самостоятельной личности , а не как повтор предыдущего ребёнка , а так же должен вырабатывать свой характер , свою ревность , свою грусть , своё соперничество . Самое важное для родителей , это знать , что каждый ваш ребёнок отличается от вас и других детей . Так же залогом счастья в семье является то , что родители не должны использовать детей для урегулирования своих проблем . Наконец , воспитывая детей необходимо демонстрировать себя, как “ разумных “ родителей , которые учитывают личность каждого ребёнка , пользуются своими личными воспоминаниями о детстве , чтобы лучше понимать своих детей .(16) Большая семья, она всегда в движении .Профессии родителей обучаются со временем . Дети из многодетных семей - это дети , для которых главное состоит в том , что родители умели увидеть в каждом из них индивидуальность . Родители не должны вести себя с детьми как всемогущие , они должны уметь доверять своим детям , передать им удовольствие жизни , передать им испытания жизни и способность их преодолеть . Многодетная семья , это исключительный опыт , в котором присутствуют радость и наказания , сон и игры , взаимная поддержка , любовь и великодушие . Многодетная семья сохраняет сильную связь , которая возникает между родителями и детьми . Иметь троих детей , это ничего необычного для многих французов . Это даже минимум ,потому что начиная со второго или третьего ребёнка , это не только себе , но и ты доставляешь удовольствие . Они думают о своих детях и о том , как важно для них иметь братьев и сестёр . Дети остаются нашим последним шансом на спасение . Это они кто завтра смогут изменить мир . И когда упрекают молодую пару за то, что они хотят иметь детей , это не много не мало упрекать её в том, что они хотят иметь доверие в будущем. Многодетные семьи имеют финансовые затруднения, но они стараются приспосабливаться к этому . Например , делают большое количество вещей сами .В таких семьях женщины являются теми , кто управляет всей семьёй : детьми , домашним хозяйством , покупками . Но организованность женщин, это единственный способ справиться со всеми делами. Несомненно, главная трудность родителей заключается в том , чтобы каждому одинаково дать внимания и любви . Одним из ответов на вопрос: почему становятся родителями троих , четверых или девяти детей? многие считают , что сделали свой выбор в этой жизни , который посвящён единственному желанию , это видеть , как растут их дети .(15) В тоже время , говоря о многодетных семьях , нельзя не сказать и о семьях , где рождается по несколько детей за раз . За последние годы в значительной мере увеличилось рождение близнецов . Каждый год в десяти тысячах семьях рождаются близнецы ,250 из них , это семьи , где рождаются тройни и 8 семей ,где рождается по четыре ребёнка .Это увеличение вызвано в первую очередь тем , что рождение сейчас находится под медицинской защитой . Объявление о беременности , которая ведёт за собой рождение близнецов или тройняшек неожиданно для будущих родителей и запечатляется навсегда в их памяти . Новости о такой беременности способствует появлению у родителей глубоких потрясений , которые будут длиться несколько лет . Родители будут переносить это потрясение каждый по своему , в зависимости от их личности , от окружающей среды и от того как они смогут адаптироваться в этой ситуации ( например , один папа близнецов рассказал , что когда ему объявили о рождении четырёх детей за раз , у него был безумный смех четверть часа без остановки . Многократная беременность , правильное её название , как беременность с риском .Для тройной или более беременности необходим очень частый медицинский надзор , а главное отдых . Всё это нужно для благополучного развития младенцев и здоровья мамы . Но отдых часто затруднён домаш­ними делами , в частности , когда необходимо за­ниматься старшими детьми . Женщины должны по­кинуть своё рабочее место на много раньше , чем просто беременная женщина.

Будущие мамы немного горды ожиданием не­скольких младенцев в один раз . Эта гордость уси­ливается родственниками , которые восхищаются такой беременностью . Реакции близких разделя­ются на две категории : завистливых , восторженных ( “Какой шанс ! Я мечтаю иметь близнецов , что надо делать для этого ? “) и сочувствующая ра­дость ( “ Моя бедная! Какое невезение , в самом деле не удача . Это в твоей семье есть близнецы или у твоего мужа ? Иначе говоря , чья ошибка ? ) С рождением детей в семье появляется ряд новых проблем связанных с уходом за детьми , с их потребностями . А так же возникает у родителей так называемая психологиче­ская тревога : “ как различать младенцев и как с уметь дать каждому из них всю любовь и нежность необходимых для их развития”. В этот момент родителям необходимо обратиться за помощью к бабушкам и дедушкам , к друзьям , к старшим сёстрам и братьям , к молодым соседям . Это вынужденная мера , так как день матери очень загружен ( Например : “Я утомлялась первые недели -говорит одна из матерей - ибо как только дети засыпали днём , я устремлялась мыть полы , пылесосить или приводить себя в порядок .” “Для меня важно - говорит другая - посвятить больше времени моим малышам и ласкать их , я настолько боялась во время беременности не дать им достаточно нежности .Мы очень близки и связь , которая существует между ними , таким маленькими , очаровывает и меня успокаивает .” ) Способность различать детей приходит к родителям спонтанно . Уметь отличать детей необходимо , так как дети могут быть идентичными , но характерами совершенно отличными .Важно обращаться с каждым из них индивидуально , используя их имена. Чтобы эффективнее осуществить эту дифференциацию следует : избегать давать детям созвучные имена , выбирать одежду различных цветов , покупать различные игрушки . Главное установить с ними индивидуальные отношения , так как отношение , которое существует между ними необычайно .Оно способствует тому , что такие дети объединяются в группу . Не редко эти дети говорят языком , который они единственные понимают , отсюда запоздалое развитие языка .Начинать говорить надо с ними очень рано . Каждый ребёнок имеет свои особенные таланты , которые надо искать и развивать , нежели восторгаться их сходствами .

Быть родителями таких детей , это необыкновенное приключение и трудно здесь удержать равновесие . Надо действительно рассматривать детей как индивиды , не разбивая связи , которая их соединяет. Различные отношения между ними кажутся взрослым проблемой и редко для самих детей .(13)

Количество детей согласно Национальному институту статистических и экономических исследований.

Семьи по социальному уровню З детей в семье 4 детей в семье 5 детей в семье 6 детей в семье Среднее количество детей в семье
Работники сельского хозяйства 67448 семей 17188 семей 4444 семей 1732 семей 1,98 семей
Мелкие предприниматели, коммерсанты и руководители предприятий 117084 семей 25068 семей 6544 семей 4264 семей 1,58 семей
Семьи по социальному уровню З детей в семье 4 детей в семье 5 детей в семье 6 детей в семье Среднее количество детей в семье
Научные работники 194784 семей 37512 семей 7160 семей 2408 семей 1,87 семей
Служащие, обслуживающий персонал 158592 семей 35792 семей 9916 семей 5460 семей 1,77 семей
Рабочие 584964 семей 182344 семей 72792 семей 58532 семей 2,09 семей
Лица, не имеющие работы 52620 семей 23484 семей 11252 семей 10420 семей 1,89 семей

Многодетные семьи встречаются и среди семей иммигрантов , но здесь также наблюдается понижение рождаемости . С чем это связано ? Разнообразие иммигрировавшего населения прибывшего во Францию начинает интересоваться общественной , культурной и географической жизнью страны .

Была создана анкета , составленная Государственным Институтом Демографических Исследований , помогающая определить эволюцию поведения иммигрантов в течении их жизни .Эта анкета позволяет так же увидеть произошедшие изменения в детях , рождённых от иммигрировавших родителей. А так же в анкете указанно в каком возрасте прибывают во Францию . Надо заметить , что это не взрослый , который приехал работать . Действительно , иммигранты , живущие сегодня во Франции ,приезжают туда в крайне разные возраста ( в возрасте от 25 до 59 лет ). Например , часть взрослых сегодня , в своё время они приехали детьми (менее , чем 16 лет ). Следует так же упомянуть , что существует несколько течений мигрантов : приблизительно половину мигрирующих составляет испанское население , менее 30% это алжирцы и едва более 20% это марокканцы . Таким образом , не существует одного типа семьи иммигрантов и , отсюда , рождаемость зависит от нескольких факторов .

Итак , чтобы пронаблюдать рождаемость у иммигрантов были взяты девушки изначально алжирок , но родившихся и обучавшихся во Франции .

Девушки алжирки , родившиеся во Франции не имеют характерных различий с коренными француженками , так как те и другие девушки в целом хотят иметь 2-3 детей . А девушки родившиеся в Алжире и вышедшие там замуж , имеют большое количество детей . Таким образом в этом примере виден один из факторов понижения рождаемости . Кроме алжирских семей во Франции можно встретить и африканскую многодетную семью .Во Франции существует , как бы две группы населения : первая , это течение мигрантов из Чёрной Африки , в которое входят рабочие из сельской среды и неграмотные ; вторая , это мигранты достаточно высокого социального уровня , прибывшие , чтобы учиться или , чтобы просить политического убежища . Первая группа мигрантов принадлежит к этническим группам mand и peulh ( две трети из которых не ходили в школу ) и принадлежат они к мусульманскому вероисповеданию . Существование многодетных семей наблюдается во Франции только среди Mand и отсюда полагают , треть африканского населения живёт в многодетных семьях .К другим этническим группам принадлежат либо мусульмане , либо христиане или animistes ( народность языка kwa ) , либо различных вероисповеданий ( в частности bantu) . Традиционно во Франции считают , что быть членом многодетной семьи ( трое детей и более ) делает учебный процесс затруднённым. Большего успеха в школьном обучении можно достичь , если семья маленькая .(18)

Количество детей в семьях согласно их национальности.

Националь-ность З детей в семье 4 детей в семье 5 детей в семье 6 детей в семье Среднее количество детей в семье
Коренные французы 1231372 семей 276780 семей 72508 семей 35172 семей 1,81 семьи
Итальянцы 27148 семей 21578 семей 16592 семей 23016 семей 3,43 семьи
Португаль-ские испанцы 18116 семей 18744 семей 14172 семей 15886 семей 3,66 семьи
Алжирские турецкие марокканцы 10080 семей 7084 семей 4128 семей 3280 семей 3,07 семьи

Таким образом , можно сделать выводы :

(1) Число детей во французских семьях с каждым годом всё снижается , это в свою очередь приводит уменьшению многодетных семей . Такое снижение можно наблюдать ещё с начала века . Многодетная семья уже в то время была большой редкостью . Но всё же они существуют и поражают нас своим удивительным миром , удивительной сплочённостью. Дети и родители счастливы : родители , потому что им доставляет огромное удовольствие иметь много детей ; дети счастливы , так как у них есть братья и сёстры , с которыми можно играть , делиться секретами . В таких семьях дети , как правило не чувствуют одиночества .

(2) За последнее время увеличилось в значительной мере рождение близнецов . Это увеличение вызвано в первую очередь тем , что рождение сейчас находится под медицинской защитой .

(3) Снижение числа детей коснулось не только коренных жителей Франции , но и иммигрантов : девушки , которые были рождены во Франции и вышли там замуж хотят иметь 2-3 детей ; с другой стороны , те же девушки , но рождённые в своей стране и вышедшие там замуж , имеют большее количество детей .

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ .

2.1.СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЕ ВЕКА .

Вопрос семейного воспитания тесно связан с вопросом о воспитании общественном , так как с самого первого дня рождения ребёнок во Франции мог воспитываться и часто воспитывался вне семьи . Как только ребёнок рождался , его отправляли на воспитание в деревню . Оставались они там до 1,5 , 2х и часто 3х лет . Родители , не желающие расставаться со своими детьми , относили их на день в воспитательные заведения для грудных детей , так называемые “ ясли “ ( creches ) . Там дети оставались целый день . Эти воспитательные учреждения , по большей части были бесплатны , иногда только за ребёнка взималась небольшая плата ( от 10 до 20 сантимов , то есть по тем временам это составляло от 4 до 8 копеек в день ) . Принимали детей в ясли не моложе 2х недель и не старше 2,5 лет . Начиная с 3х лет , иногда даже раньше , как только ребёнок начинал проситься и, значит , не требовал постоянного наблюдения за исполнением элементарных требований чистоплотности , - он мог поступить в так называемую материнскую школу ( ecole maternelle ) , род д/с . Там он оставался лет до шести . Школы эти были бесплатны , следовательно общедоступны .

С 6 -го возраста обучение становилось обязательным для детей обоего пола . Ребёнок переходил в бесплатную начальную школу , которая содержалась на казённый счёт ( ecole primaire ) . Он оставался в этой школе до 12 лет , после чего сдавал экзамен , завершающий первоначальное обучение . После этого экзамена обучение переставало быть обязательным.

С 12 , 13 лет рабочие посылали своих детей в мастерские обучаться какому - нибудь ремеслу и с 12 - 18 лет , иногда даже раньше - лет с 16 , молодёжь начинала зарабатывать на хлеб самостоятельно . Родители, не желающие отдавать детей в мастерские , могли отправлять детей поступать в дополнительные классы начальной школы . Затем , с 15 - 16 лет они могли поступать или в профессиональную школу или в учительскую семинарию . Поступить в семинарию было довольно трудно . Они были бесплатными и существовали для обоих полов . Лица , которые оканчивали эти заведения , получали казённые места . Среднее сословие и интеллигенция начальным школам предпочитали часто средние учебные заведения ( Colleges et Lycees ) . В эти заведения дети поступали с 5 лет и оставались в них обычно до 17 - 18 лет . После окончания таких заведений родители стремились мальчиков определить в высшие закрытые учебные заведения , например : ecole normale, ecole polytechnique etc . Для девочек существовали менее закрытые учебные заведения , такие как женские гимназии ( lycees des jeunes filles ) . Таким образом , из этого краткого перечня воспитательных заведений ясно видно , что при ознакомлении с семейным воспитанием во Франции, они служат большим подспорьем семейному воспитанию и , несомненно , оказывают на него большое влияние . В то время любимой игрушкой всех французских детей от мала до велика , от самого бедного до самого богатого являлись баснословно дешёвые и бесконечно разнообразные жестяные игрушки . Материалом для их выделывания служили жестяные коробки из - под сардинок , бисквитов и других консервов . Перечень игрушек : всевозможные вагоны , кареты , солдаты , ложки , вилки , клетки с птицами , трубы , свистки , различные животные и прочие . Игрушки эти были сделаны на столько просто , что ребёнок мог сам их разбирать и чинить . Рядом с этими общедоступными игрушками и теми , которыми забавлялись дети всех стран , во Франции делали весьма изящные , дорогие игрушки со сложным механизмом . Эти игрушки являлись достоянием богатых детей , но тем самым не доставляли им большого удовольствия . На эти чудные вещи дети чаще любовались , чем играли ими , так как родители слишком боялись того , чтобы дети не разбили или не испортили их .

Кукла во Франции , как и везде , была любимой игрушкой девочки , а иногда и маленьких мальчиков , если они воспитывались в обществе сестёр . Примером этому служит то , как один раз видели мальчика 3х лет , которому кто - то подарил куклу . У него была грудная сестра . Мальчик вероятно подражая матери , качал , мыл свою куклу и , что всего комичнее брал к себе в постель и , прикладывал к груди , делал вид , что кормит её .

Так же очень распространённой и любимой детьми игрушкой был так называемый sabot - род деревянного волчка , приводимого в движение кнутом , состоящим из тростниковой палочки с подвешенной к ней узкой полоской высушенной кожи угря . Вся ловкость играющего заключалась в том , чтобы не дать упасть волчку , постоянно подгоняя его кнутиком. Игра эта была настолько интересной , что можно было увидеть играющих матерей , которые , желая научить своих детей удовольствию гонять волчок , так увлекались , что начинали сами забавляться этой игрой . Эта игра упражняла детей в ловкости . Переходом от игрушек к книгам служат картинки и книжки с картинками без текста . В то время также весьма распространёнными во Франции и имели большой успех среди детского населения - детские журналы . Эти журналы содержали обычно два романа для детей , а также два рассказа по истории . На последнем листочке журнала , в большинстве случаев , помещали ребусы , смешные анекдоты , шарады или даже небольшие комедии .

Домашнее обучение детей мало было распространенно во Франции , так как дети рано начинали посещать школу . Матери - педагоги были в общем довольно редкое явление . Оно встречалось среди интеллигенции и там , конечно , детей не начинали слишком рано учить чтению , матери их развивали разговорами , объяснениями , предметными уроками , не систематично , а лишь когда этому представлялся удобный случай. В богатых семьях встречались иногда гувернантки , но они больше присматривали за детьми и отводили их в платную школу . Во всех французского общества отец считался главой семейства . Авторитет его безусловно признавался детьми . Мать , хотя и имела влияние на детей , но так как она склонна была к тому , чтобы баловать детей , то обхождение детей с ней более свободное . Вообще , в любых семьях не только во французских , где существуют весьма мягкие отношения между родителями и детьми , между ними очень редко встречается дружба равных с равными , а скорее любовь и попечение с одной стороны и почтение и послушание с другой . Французская женщина хорошая хозяйка , умела вести дом сообразно заработкам мужа . Мужу , как работающему человеку , жена старалась устроить всё так , чтобы он , возвращаясь домой , мог отдохнуть , чтобы всё было в порядке и дети не беспокоили отца . Французские отцы не любили вмешиваться в хозяйство и в занятия с маленькими детьми . Это дело матери , которая принимала эту обязанность добровольно и исполняла её добросовестно . При этой неустанной работе по хозяйству французская женщина никогда не пренебрегала и собственным туалетом : она всегда была изящно одета и мило причёсана . Уход за детьми , когда они воспитывались дома, тоже входил в обязанности матери . Мать рано приучала их к чистоте , опрятности и порядку . Иметь прислугу было очень дорого , она нанималась лишь в богатых семьях или там , где много детей ( случай , к сожалению , весьма редкий во Франции ) . Вследствие этого , детей рано приучали обходиться без посторонней помощи . Четырёх - пяти - летние дети уже начинали умываться и одеваться сами . Французский ребёнок вообще был благовоспитан и эта благовоспитанность - последствие привычек , привитых с малолетства .Так как во французской семье родители всегда были заняты каждый своим делом , то они старались воспитать детей таким образом , чтобы они не мешали стройному ходу жизни , то есть не требуя , чтобы ими постоянно занимались .В общем , отношения к родителям скорее были мягкими , чем суровыми.

Телесные наказания были редкостью даже среди рабочего населения. Случалось однако , что дети получали время - от времени шлепки и затрещины , но это делалось экспромтом , сгоряча , а не в виде заранее придуманного наказания . Наказание заключалось в большинстве случаев в лишении ребёнка какого - нибудь удовольствия . Например , лишали десерта или прогулки , не брали в гости или в театр . А так же существовало довольно распространённое для маленьких детей наказание, это раздевать их и укладывать в постель . Это было нелепым и даже вредным наказанием , ибо ребёнок , часто лежа в постели без сна , мог легко приобрести дурные привычки .

Наградой же было то , что отнимали наказание . Чаще всего детям дарили деньги . Все французские дети имели копилки .Когда дети посещали школу и им приходилось готовить дома уроки , матери редко помогали им .Они справлялись как могли или если это им не удавалось , то мать посылала их после занятий готовить уроки . Из этого краткого описания отношения родителей к детям можно увидеть , что вообще родители заботились о детях и давали им необходимый материальный уход , сообразный с их средствами , но при это их нельзя назвать настоящими воспитателями ребёнка . На что можно обратить внимание в большинстве французских семей ? Когда ребёнок был грудным , мать добросовестно ухаживала за ним , так как в это время воспитание исключительно физическое : когда он сыт и чист ему больше ничего не надо . Но когда в ребёнке лет 3 - 4х начинало проявляться любопытство ко всему окружающему , когда он обыкновенно забрасывал вопросами о том : зачем ? почему ? как ? и т. д ., тогда воспитание должно было измениться , и умная интеллигентная мать не отказывалась от предоставленного ей случая удовлетворить естественную любознательность своего ребёнка . Но к сожалению таких матерей было очень мало во Франции . Они встречались довольно часто среди интеллигенции . Но постепенно много стало изменяться в жизни женщины . Повышался умственный уровень французской женщины , благодаря большому распространению высшего женского образования , даже среди мелкой буржуазии встречались время от времени матери , которые не пренебрегая домашними заботами , отводили почётное место в своей жизни воспитанию детей .

Мужчины тоже сделали большой шаг вперёд , и хотя и оставалось не мало молодых людей , которые искали невесту с приданным и ничего более , - всё же было не мало таких , которые в жене искали подругу жизни и воспитательницу детей .

Что касается религии , то во Франции преобладала католическая религия . Но было не мало семей , не принадлежащих ни к какому вероисповеданию . Большинство же католических семей воспитывали своих детей согласно догмам этой веры ; но такое религиозное воспитание в большинстве случаев было чисто внешним , заключающееся почти исключительно в исполнении религиозных обрядов . Подтверждением этому может служить следующее весьма нередкое во Франции явление .Многие мужчины ( реже женщины ) не имели никакой религии , так называемые вольнодумцы ( libres penseurs ). Гражданский брак во Франции предшествовал церковному и он один считался законным . Нередко случалось однако , что девушка не соглашалась выйти замуж , не венчаясь в церкви . Будущий муж , хотя и вольнодумец , соглашался на этот компромисс . Но этим дело не ограничивалось : невеста ставила условием , что если у них будут дети , их окрестят в католическую веру и , затем , по достижении ими назначенного для этого возраста , допустят к первому причастию . Будущий муж соглашался на всё . И вот что происходило впоследствии . Мать , готовя детей к первому причащению , внушала им благоговение перед этим таинством , а отец при детях подтрунивал над женой и называл всё это пустяками . Каковы могут быть результаты религиозного воспитания после этого ? При условии , что такое воспитание можно назвать религиозным . Да и сама мать редко смотрела серьёзно на это . Она поступала так лишь по привычке . Её крестили и она была допущена к первому причастию , а значит , и её дети последуют её примеру . Духовенство имело не малое влияние на воспитание детей и прежде всего непосредственно через школьное преподавание . Монашеские ордена, в особенности иезуитские , имели под своим ведением очень много платных и бесплатных учебных заведений .Преподавание в них доверяли мужскому и женскому полу монашеских орденов . Все учебники и книги, которыми пользовались в этих заведениях , тоже были составлены различными духовными лицами и все исторические события объяснялись сообразно мнениям составителей этих книжек , иногда значительно отличающимися от изложения тех же событий в учебниках , принятых в казённых и частных заведениях , не находящихся под ведомством этих монашеских орденов .

Родители , не принадлежащие ни к какому вероисповеданию , воспитывали детей , внушая им гражданские доблести : любовь к правде , к справедливости , честности , исполнению долга , защите слабых ; при этом им объяснялось , что всё это нужно делать не из страха наказания или ожидания награды на том свете , а лишь руководствуясь в жизни и всегда слушаясь внутреннего голоса совести . Конечно , подобное воспитание давалось детям лишь в редких семьях , среди интеллигенции . Большинство же , ограничивалось соблюдением внешних обрядов , а те , которые не исполняли и этих обрядов , возлагали обязанность на школу дать детям нравственное и гражданское воспитание , заменяющее воспитание религиозное .(9)

В заключение можно сделать следующие выводы :

(1) Воспитание детей во Франции в то время , как семейное , так и общественное , было далеко небезукоризненно . Принцип - использовать как можно раньше для ребёнка общественное воспитание , принцип хороший , имел прочную основу во Франции . Отдавая ребёнка с малых лет в школу , семья предоставляла ему общество сверстников и подготавливала его к вступлению позднее в различные кружки , которые помогли бы ему пробиться в жизни .

(2) Но такое положение дела нисколько не уменьшало значение семьи и её влияния на характер ребёнка . Обязанность семьи поручающей обществу воспитание своих детей , состояла в том , чтобы блюсти за этими детьми , когда они находились дома . Советовать , объяснять , что дурно и что хорошо .

(3) С помощью матери воспитание ребёнка в семье улучшалось и ребёнок , поступая в школу , остерегался всего дурного и старался воспользоваться всецело хорошими сторонами общественного воспитания . 2.2.ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ .

Воспитание с самого раннего возраста имеет большое значение потому , что оно должно заложить основы нравственности человека , фундамент его личности . Вот почему нередко говорят , что воспитание начинается “ с пелёнок “.(5)

Воспитание всегда было сложной задачей , сегодня не более , чем вчера . Оно требует сердечности , интуиции , такта . Эти качества есть у родителей , но они могут и развиваться , при условии , что они будут внимательны . Надо доверять себе , и таким образом можно найти ответы на многие вопросы . Эти качества будут меняться с возрастом ребёнка . Важно хорошо узнать своего ребёнка , чтобы правильно действовать в нужный момент . Большая часть трудностей и столкновений родителей с детьми возникает из - за незнания возможностей и потребностей ребёнка , а также вследствие того , что от ребёнка часто требуют дисциплинированности , несовместимой с его возрастом ; например , пытаются заставить сидеть 4 - летнего ребёнка , который мечтает только о том , чтобы побегать ( что ему к тому же просто необходимо ) .

Надо доверять своим педагогическим способностям , но надо также доверять и ребёнку . Не следует недооценивать его возможностей . Когда ребёнок проявляет тенденцию к независимости , желает сделать что - либо самостоятельно, родители часто отказывают ему , мотивируя тем , что он ещё маленький . А почему бы не позволить ему это ? Доверие взрослого лишь поможет ему . Родители должны запомнить несколько важных замечаний. Во - первых , воспитывать ребёнка , значит прежде всего помочь ему освободиться от вас . Рождение , отнятие от груди , детский сад - так постепенно ребёнок приучается обходиться без вас . Он словно чувствует , что ему предназначено судьбой покинуть вас ; едва начав ходить, малыш возмущается , когда его держат за руку . Едва научившись произносить несколько слов , он кричит : “ Я уже большой ! “ (4) Но обращаясь к действительности , можно заметить , что родители не всегда торопятся поощрять независимость . На практике это отнимает много времени : быстрее самой застегнуть ботинки , чем ждать , когда ребёнок с ними справиться . Требуется немало терпения , чтобы позволять ребёнку проявлять самостоятельность . Чем раньше родители начинают позволять ребёнку стать самостоятельным , тем теснее и прочнее будут ваши связи с ним . Направлять ребёнка - это не означает наметить цель с самого начала, надо предоставить ему возможность взрослеть , постепенно помогая ему реализовывать себя , ибо недостаточно просто стать взрослым , чтобы что- то собой представлять . Человек будет самим собой только если он реализует своё дарование , совершит то , для чего появился на свет , станет инженером или художником , коммерсантом или бухгалтером , одним словом , “ хорошо воспитать ребёнка - значит позволить стать ему самим собой .”

Самым важным в воспитании , считает Лоранс Пэрну - любить , разговаривать с ребёнком , быть очень требовательным в отношениях с ним, чтобы он был не менее требовательным к себе , уметь предоставить ему свободу , служить ему опорой и защитой , в любом возрасте считать его человеком . (5) Говоря о воспитании детей , французские педагоги и психологи стали обращать внимание на такую проблему , как балованные дети . Когда речь идёт о несчастном , обычно имеется в виду , что это ребёнок , которого недостаточно любят или не любят вовсе. А приносит ли счастье чрезмерная любовь ? Прежде всего от этого страдает сам ребёнок . Обычно такой ребёнок выглядит не очень симпатично , поэтому часто к таким детям бывают несправедливы . Как правило , балованные дети редко по - настоящему расцветают. Чаще всего это мрачные и очень ревнивые дети. Это следствие того , как это не парадоксально , ведь балованному ребёнку ни в чём отказывают.

Откуда берутся балованные дети ? Наблюдая за нашими современниками , часто приходишь к выводу , что ребёнок превратился сегодня в некое новое божество , которое необходимо во что бы то ни стало защитить от превратностей жизни .

В такой ситуации слова “ считаться с ребёнком “ означают для родителей “ сделать его центром своей жизни “ . Сколько родителей с гордостью признаются , что ребёнок для них - это всё , хотя на самом деле от них требуется нечто совершенно иное , а именно : служить примером и ориентиром для своих детей .

Когда ребёнок желанный , то он часто выполняет роль идеального “Я “ своих родителей : он заполняет пустоту , становится высшим достижением супружеской пары . Разве можно в чём - либо отказать маленькому богу ? Ребёнок , возведённый в божественный ранг , не знает никаких запретов , и родители готовы пойти на любые жертвы , чтобы выполнить каприз своего чада . Многие родители доходят до того , что меняют профессию , местожительство и даже разводятся ради мнимого “ благополучия “ ребёнка .В ответ они ожидают, что со временем он оправдает возложенные на него надежды .(11)

Культ детей можно наблюдать в сценках городской жизни , в школе, в автобусе , в скверах и ресторане . Везде слышится одно и то же : защитить ребёнка , иными словами - задавить его инициативу , оградить его от необходимости действовать .Таким воспитанием родители лишают ребёнка возможности сделать над собой даже малейшее усилие , чтобы преодолеть самого себя . Они оказывают ему плохую услугу , из - за которой в будущем он может потерять к себе уважение .

Говорят , что избалованный ребёнок почти всегда вырастает в неблагодарного по отношению к своим родителям .(4)

Такое поведение взрослых основывается на двух весьма сомнительных предпосылках . С одной стороны , утверждается, что человеческая личность развивается наиболее гармонично, когда она испытывает минимальные трудности , причём под гармонией в данном случае подразумевается не равновесие сил , а отсутствие конфликта вообще . С другой стороны , подчёркивается , что истинные потребности ребёнка соответствуют его высказанным желаниям , по крайней мере настолько, насколько они согласуются со взглядами родителей . Другими словами , едва появившись на свет , ребёнок якобы уже инстинктивно знает , что для него хорошо .

Но на практике существует мнение , что ребёнку необходимы как положительные , так и отрицательные эмоции . Для успешного развития ребёнка полезно изредка отказывать ему в чём - то , ограничивать его желания , тем самым подготавливая его к преодолению подобных ситуаций в будущем . Именно умение справляться с неприятностями помогает маленькому человечку сформироваться как личность .

Роль взрослого человека состоит прежде всего в том , чтобы помочь ребёнку стать взрослым , то есть научить его противостоять действительности , а не убегать от неё . Отгораживая ребёнка от реального мира , пусть даже с самыми благими намерениями , родители тем самым лишают его возможности приобрести жизненный опыт , найти свой путь .

Конечно , с ребёнком необходимо разговаривать , однако бесконечное терпение , с каким взрослые подчас растолковывают что –нибудь ребёнку или выслушивают его самые наивные вопросы , может причинить ему только вред .Он не сможет воспринимать реальный мир во всей его полноте и будет думать , что жизнь и впредь будет лишь слегка журить его за совершённые поступки .

Сверхзащищённость лишает ребёнка чувственной связи с миром , заменяя её рассудочным восприятием . Одно дело - знать , что можно обжечься , и совсем другое - действительно обжечься . Ребёнок инстинктивно ищет рамки и границы своих действий . И если он не находит их, то рано или поздно неудовлетворённость , вызванная их отсутствием , даст о себе знать .

Поскольку сегодняшние дети редко учатся самостоятельно налаживать отношения с миром , расставание с детством протекает для них крайне тяжело . Очень часто именно в переходный период проявляется глубокая депрессия , отягощённая цинизмом и нигилизмом .Подросток как бы демонстрирует всему миру это отсутствие преград , эту пустоту : его никогда ничего не трогало и никогда не затронет .

Такой подросток воспринимает любое противодействие как насилие , ему претит грубая жизненная сила . Угнетённый своей никчёмностью , он жаждет любви , на которую можно было бы опереться , избегая при этом любой ситуации , грозящей прямым столкновением с реальностью . Такие дети мечутся между агрессивностью и меланхолией , они не способны идти навстречу жизни .(11) На протяжении жизни одного поколения многое изменилось во взаимоотношениях отца с матерью и с ребёнком . Это особенно касается отца , его роли в семье . C введением в практику гормональных противозачаточных средств отец утратил контроль за появлением потомства ; легализация аборта позволила женщине принимать решение о прерывании беременности без согласования его с мужчиной . А в настоящее время стало к тому же возможным искусственное оплодотворение , и женщина действительно может прийти к выводу , что отец не так уж необходим , ибо можно иметь и воспитывать ребёнка и без него . В то же время отцу пришлось уступить половину власти , которой до сих пор обладал он один . А вскоре не только он будет давать свою фамилию ребёнку .

Таким образом , постепенно стирался классический образ отца семейства , отец упал с пьедестала , на котором стоял в течение многих веков .

Эти изменения проходил без особого шума . Но настал день , когда переутомлённая мать , которая всё больше была занята на работе , призвала отца на помощь . И отец начал заниматься малышом . Это было потрясающим событием , после чего отца начали называть “ новым отцом “ .

К нововведению быстро привыкли , и всё чаще отцы гуляют с малышами , пеленают их . А начав помогать матерям , они стали больше интересоваться ребёнком . Раньше они не знали о способности малыша к общению , ведь им столько раз говорили , что ребёнок становиться интересным позже и если у него есть душа , то ещё отсутствуют чувства ; отцы не были готовы заниматься малышами , даже если любили их . Они ждали , когда ребёнок начнёт говорить , чтобы вступить в диалог с ними, а пока малыш оставался прерогативой женщины . Теперь же , когда отцу дали в руки ребёнка , он понял , что диалог может начаться уже с рождения . Сегодня каждый может заметить , что в современных семьях отец часто не только интересуется ребёнком , но и кормит , купает его . Вначале он так же неопытен , как и мать , у которой родился первенец , но обучение идёт быстро . Правда , отцы берутся за это по - разному , но в любом случае ребёнок им помогает обогатить свой практический опыт . Раньше во всех классах общества существовало единое представление об отце как о кормильце , главе семьи , её законодателе . В наше время есть тип отца ( встречающийся нечасто , но ещё удерживающий свои позиции ) , стремящегося сохранить традиционный образ ; жена в таком случае обычно не работает , управляя домом и хозяйством , тогда как он осуществляет внешние экономические и юридические . Многие пары довольны таким положением , подобным разделением обязанностей и не проявляют желания изменять его . Но иногда женщины протестуют, желая , чтобы отец принимал больше участия в жизни ребёнка . Но здесь может возникнуть вопрос : надо ли подталкивать мужчину , не особенно склонного играть такую роль ? Это сложный вопрос , так как подобное участие потребует от отца той непосредственности общения , которого не было в его собственном воспитании . Поэтому сближение между ним и ребёнком будет длительным и сложным , похожим на обучение , в котором ребёнку отведена значительная роль . Кроме того , существует тип отца – наседки , мечтающего быть второй матерью ; но для ребёнка это лишнее , ему достаточно одной матери , зато ребёнку нужен отец .

Ребёнку необходимы оба родителя ; ибо каждый из них вносит свойственное только его полу , ибо у них разное поведение или другие интересы . Это очень важно , так как для своей половой идентификации ребёнок нуждается в модели для подражания . Ребёнок должен развиваться в трио , в котором каждый взрослый играет свою роль .

Наконец , существует , такой тип отца , принявшего новый стиль отношений , который разделяет с женой заботы пополам во всём без каких - либо затруднений , на основе равноправного союза с разделением ролей и обязанностей . Подобный союз оказывает положительное влияние как на ребёнка , который в таких семьях лучше развит , более непринуждённый и доверчивый , так и на отца , более увлечённого своей новой ролью и лучше осознающего свою ответственность перед ребёнком .

Каждый отец приближается к одной из трёх моделей . Тем не менее место отца зависит от того , что доверит ему мать . Некоторые матери испытывают двойственное чувство : они хотели бы , чтобы отец участвовал в воспитании ребёнка , но при этом не считают лишним критиковать его за неловкость ; желают , чтобы он пользовался равным влиянием , но оставляют за собой упрекнуть его в недостатке авторитета ; хотят , чтобы отец во всём помогал , но за матерью оставалась репутация “ все умеющей “ ; чтобы он часто занимался ребёнком , но она будет испытывать ревность , если ребёнок позовёт первым отца . В результате отец без матери - никто , именно она представляет его ребёнку .(5)

При Некеровской больнице в Париже был проведён семинар на тему “ Изменения представлений об отце и матери . “ Психиатрами тогда единодушно было отмечено , что с появлением матерей – доноров , распространением практики развода , традиционная роль отца семейства значительно видоизменилась ( как это было уже замечено выше ) . В настоящее время мать оказывает большее влияние , чем отец , на развитие ребёнка . (3)

Таким образом , роли отца и матери различны и дополняют друг друга . Роль отца трудна : он должен быть близок ребёнку , не подменяя матери , не идентифицируя себя с ней ; заниматься ребёнком , но не брать всё на себя ; наконец , вместе с матерью пользоваться авторитетом у ребёнка , что необходимо самому ребёнку . (5) Обстоятельства нередко складываются таким образом , что некоторое число молодых женщин , рожая ребёнка , знают , что будут воспитывать его без отца , по крайней мере в течение какого - то времени .

Но несмотря на драму одиночества или на более или менее полное безразличие к отцу своего ребёнка , мать должна приложить усилия к тому , чтобы у ребёнка сложился и сохранился вполне приемлемый образ отца . Так как каждый ребёнок думает об отце . Хотя физически и материально он отсутствует , но , хотите вы этого или нет , он будет играть значительную роль как в вашей жизни , так и в жизни вашего ребёнка по ряду причин . Во - первых , как и вы , он дал жизнь ребёнку , во - вторых , он существует , и наконец , независимо от вашего отношения к этому человеку ребёнок будет постоянно напоминать вам о его существовании , ведь каждый ребёнок думает об отце . Кроме того , ребёнок прекрасно чувствует , что его отец занимает в жизни матери определённое место независимо от того , отрицательной или положительной была его роль , сожалеет о нём мать или нет.

Создавая же и поддерживая в нём непримиримую ненависть к отсутствующему отцу , мать может оказаться в затруднительном положении. Аналогичную ситуацию порождает и полное молчание вокруг отца , отсутствие каких – либо упоминаний о нём . Ведь желание найти отца может возникнуть у ребёнка очень рано и преследовать его на протяжении всей жизни , особенно если вопросы , которые он по - разному задаёт себе на каждом этапе своего развития , останутся без ответа .

Если в ответах на свои вопросы ребёнок почувствует ненависть к отцу или подавленность матери , у него может возникнуть и укрепиться , преломляясь сквозь призму личности воображаемого отца , отвращение или боязнь мужчин вообще . В глазах ребёнка и его собственная ценность может снизиться ; он может так же опасаться плохой наследственности .

В результате у ребёнка может сложиться неверное представление о взаимоотношениях мужчины и женщины , что скажется впоследствии в эмоциональной и сексуальной сфере юноши или девушки . Следовательно, мать должна ( насколько это возможно ) сохранять приемлемый образ отца ребёнка .

Мать , живущая вдвоём с ребёнком , инстинктивно сосредоточивает на нём всё своё внимание . Она , естественно , стремиться окружить ребёнка огромной любовью отчасти с целью как - то заменить отца , отчасти для того , чтобы заполнить одиночество . Таким образом , делая ребёнка центром своего мира , мать невольно создаёт у ребёнка повышенную потребность в ней , что очень быстро порождает чрезмерную требовательность , капризы и неспособность обходиться без её помощи и присутствия .

Роль каждой матери заключается в том , чтобы постепенно развит у ребёнка способность существовать вдали от неё , а затем и без неё . Подготовит ребёнку будущее самостоятельного мужчины ( или женщины ) , значит , любить его не ради себя , а ради него . Это нелегко даётся матери , живущей вдвоём с ребёнком . Она должна пользоваться любой возможностью , чтобы расширить круг его общения .

Если первой обязанностью матери является забота о ребёнке , то она должна в интересах же своего ребёнка заниматься также собой . Профессиональная деятельность , соответствующая её способностям , например , позволяет получить материальную независимость , что даёт не только чувство безопасности , но и определённую уверенность в себе , ощущения собственной значимости . Поскольку уравновешенность матери всегда отражается на ребёнке , то думать о себе , заботиться о своём здоровье , совершенствовать своё мастерство на работе , в спорте , встречаться с друзьями – это тоже означает любить своего ребёнка , способствовать его развитию .

Если ребёнок ощущает себя в безопасности , а мать обрела душевное равновесие , то ребёнок строит свой маленький мир так же , как все дети его возраста ; он проходит те же этапы развития , в которых наблюдаются и скачки вперёд , и отступления , периоды спокойные и бурные .(4)

На Западе существует такая проблема , что молодёжь не может стать самостоятельной , рано не превратившись в маргиналов или проституток . Ведь всем известно , что многие взрослые “ охотятся “ за подростками , чтобы использовать их в целях разврата . Многие подростки идут на это. Они поступают на содержание сомнительных лиц , которые используют их тело . Это почти всегда приводит к тому , что они становятся зависимыми от этих людей , чего не испытываешь по отношению к родителям . Эти деньги , получаемые без возможности возврата . Покровитель или покровительница приобретают несомненную власть над опекаемыми , ограничивая тем самым их свободу , вплоть до того , что они считают себя всю жизнь обязанными , иногда даже после смерти покровителя .

Виновником такого положения Дольто считает французское законодательство , отказывающее ребёнку до 14 -ти лет в праве на заработок и тем самым лишающее его самостоятельности , отказывающее в свободе распоряжаться своей судьбой . Вот в США дело обстоит по другому : многим удаётся рано встать на ноги , так как они могут одновременно зарабатывать на жизнь и продолжать учёбу . Многие учреждения так и поступают , оплачивая молодёжи образование .

Во Франции , к сожалению , подобной практики не существует. По вопросу о детском труде и экономической самостоятельности ещё не достигнуто единого мнения .

Все считают себя любящими родителями , и это вполне естественно. Родители действительно обожают своих детей , и лучшее подтверждение этому то , что они чувствуют в своей душе настоящую любовь . Но детям важно только одно – как взрослый проявляет своё чувство . Вполне возможно , что какой –то ребёнок вовсе не ощущает себя любимым , хотя родители делают всё для его блага .

Важным путём проявления любви Дольто считает уважение его желаний . Когда ветры и течения слишком переменчивы , нельзя идти на прямик . Быстрее можно добраться до цели , если будем лавировать и менять время от времени курс . Такая тактика поможет обрести ребёнку самоутверждение и почувствовать доброе отношение родителей . Он поймёт , что его любят , поскольку с ним обращаются как с человеком , а не с роботом , который должен автоматически выдавать постоянные результаты .

В отношениях между родителями и детьми часто присутствует , так называемый , дух соревнования . Это когда родители выполняют по отношению к своим детям функции тренеров , заставляя их стать победителями в соревновании за лучшее место под солнцем . Такие отношения можно встретить во многих семьях Франции . Родители тренируют детей перед экзаменами , перед спортивными соревнованиями . Они не дают детям вздохнуть, продолжая тренировки во время каникул и в любую свободную минуту . Такого рода подход приносит значительное количество отрицательных результатов , многие остаются за бортом .

В средних слоях населения существует определённая прослойка родителей , которые хотят добиться социального успеха для своих детей . Здесь возникает проблема : если родители слишком давят на детей без учёта предела их возможностей , это может привести к отрицательным последствиям . С другой стороны , правда и то , что родители не могут служить примером своим детям , так как это приводит к определённым формам распада общества , одним из пределов которого является резкий конфликт между “ отцами “ и “ детьми “ .

Набивший оскомину конфликт приобрёл сейчас иное содержание . Франция в 1988 году , сорокалетние поколение “ отцов “ , которым было по 20 лет во время событий 1968 года , вполне понимало “ детей “ , разделяющие их идеалы , “ дети “ в свою очередь жалели о том , что они не были участниками событий 60 х . годов .

Однако в 70 –80 е. . годы началось разобщение между отцами и детьми . Подростки перестали дружить со своими родителями , родители перестали понимать их язык , язык информатики , рок - групп , нового имиджа .

Сейчас камнем преткновения служат наркотики . За последнее десятилетие наркомания стала серьёзной проблемой для молодёжи в больших промышленно - развитых странах , в том числе и Франция . С 1970 года потребление наркотиков молодёжью значительно возросло . Представляется почти невозможным дать статистическую картину потребления наркотиков молодёжью .

Единственная имеющиеся статистика ведется полицейскими властями при изъятии наркотиков или задержании наркоманов , а также статистика смертных случаев от чрезмерного потребления их ; однако цифры, приводимые ими , не всегда точны .Дело в том , что следует различать несколько стадий токсикомании : использование наркотиков от случая к случаю , чрезмерное использование наркотиков и , наконец , зависимость от них . Для каждой из этих стадий весьма трудно определить , какое количество молодёжи к ней относится . А также следует различать наркотики по качественным показателям , существуют так называемые – “ лёгкие “ наркотики и наркотики , называемые “ тяжёлыми “ .

В связи с проблемой наркомании : во Франции Национальный институт здоровья и медицинского исследования ( ИНСЕРМ ) опубликовал в 1988 году цифровые данные об употреблении психотропных препаратов и слабо действующих наркотиков совместно со спиртными напитками и пришёл к выводу , что оно значительно возросло за последнее время .

Приведём цифры : примерно каждый второй мальчик и каждая третья девочка , курят по 10 сигарет в день и регулярно пьют спиртные напитки . Это составляет 52 % подростков - мальчиков и 21% девочек .

По данным ИНСЕРМа , потребление психотропных препаратов , алкоголя или наркотиков у мальчиков сопровождается появлением агрессии , в которой они видят выражение мужественности . Мальчики и девочки стремятся соответствовать социальному представлению , связанному с их положением . Мальчики хотят быть шумными , агрессивными , девочки проявляют пассивные формы женственности , сосредотачиваются на проявлениях собственного тела и жалуются на вымышленные недомогания .

Институт Здоровья пришёл к выводу , что у мальчиков более агрессивное и шумное поведение , а девочки более пассивны .

Таким образом , те “ дети “ , которым удалось избежать влияния этой пагубной привычки , не имели конфликта с “ отцами “ .

Конфликт между поколениями изменяется по форме и содержанию . Молодёжь избегает взрослых , но не находит в себе силы бросить им вызов.

“ Дети “ могут критиковать всех взрослых огульно , однако своих родителей они считают исключением , в худшем случае - неудачниками . Сейчас во французских семьях редко можно встретить открытую неприязнь между старшими и младшими .(3)

Таким образом , можно сделать следующие выводы :

(1) Воспитание ребёнка - трудоёмкий и сложный процесс , в ходе которого у ребёнка закладываются нравственные основы , фундамент его личности .Воспитание требует от родителей таких качеств , как терпение , сердечность , интуиция , такт , внимание .

(2) Ребёнку необходимы оба родителя ; ибо каждый из них вносит свойственное только его полу , ибо у них разное поведение или другие интересы . Но несмотря на это , дело во многом обстоит по другому : роли отца и матери изменились . Отец уже не может контролировать деторождение , и , некоторые функции женщины по воспитанию ребёнка , он взял на себя ( тип отца - наседки , мечтающего быть второй матерью , что совсем это излишне ) .

(3) Как показало изучение литературы , что балованными дети не рождаются , а ими становятся , благодаря не умения родителей воспитывать детей . Взрослые ни в чём не отказывают малышам , не пресекают его капризы , не учат его сдерживать свои желания, то есть дети вообще не встречают сопротивления со стороны взрослого.

(4) Ошибки родителей влекут за собой последствия , порой трагические : рост детской преступности , алкоголизма и наркомании. Одними из таких ошибок являются : не уважение желаний детей ; дух соревнования , который присутствует во многих французских семьях ; слишком сильное давление со стороны родителей , то есть не учитывается предел возможностей ребёнка. Всё это приводит к конфликту между “ отцами “ и “ детьми “.

ВЫВОДЫ.

(1). Во Франции осуществляется сильная поддержка семей , создаются организации , выделяются существенные суммы на детские пособия. Таким образом , семья может рассчитывать на помощь государства. Жёстко налажена юридическая система : вопросы об выплате алиментов , которые в свою очередь обеспечивают существование индивида ,когда он находится в состоянии нужды , другой индивид находится в состоянии его обеспечить .

(2). Во Франции уже с начала века происходит снижение рождаемости в семьях , которое ведёт за собой уменьшение числа многодетных семей . Но всё же многодетные семьи для Франции не редкость , так как и государственная поддержка налажена в стране , и существует личная заинтересованность родителей , в том чтобы иметь больше детей : продлить свой род , не быть одинокими , получать удовольствие от детского счастья , и одновременно дарить счастье и радость своим детям .

(3). Интересно отметить , что в начале века преобладало общественное воспитание , так как с самого рождения (после 2х недель) и до совершеннолетия , в основном , дети находились в общественных учреждениях .

(4). Современная педагогическая система строится по отношению к ребёнку , как к равному. Родители проявляют к нему любовь и требовательность , но также предоставляет ему свободу , служат ему опорой и защитой в любом возрасте .

(5). Для создания гармоничных отношений в семье , для воспитания детей , необходимо участие двух родителей , где мать даёт ребёнку ласку и заботу ,а отец защиту и опору.

(6).Во многих странах существует проблема взаимоотношений между родителями и детьми , Франция не исключение. Сейчас камнем преткновения служат наркотики .Наркомания сейчас стала серьёзной проблемой для молодёжи. Эту проблему принимают во внимание , но она остаётся открытой и является бичом для всего земного шара.

БИБЛИОГРАФИЯ.

КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ :

1. Лупан Сесиль ,“ Поверь в своё дитя “/ Москва - Эллис Лак 1993 .

2. Лупан Сесиль , “ Поверь в своё дитя “/ Спб. - Дельта 1996 .

3. “ Подросток : что Франция - что Россия ?”/ Александров В. И., Надеждина Е.И., Сергеев И.М., Москва - Знание 1996.

4. Пэрну Лоранс , “ Я воспитываю ребёнка “/ Москва - Интерпакс 1989 .

5. Пэрну Лоранс , “ Я воспитываю ребёнка “/ Москва - Медицина 1991 .

6. Пэрну Лоранс , “ Маленький мир вашего ребёнка “/ Москва - Панорама 1992.

7. Пэрну Лоранс , “ Я воспитываю ребёнка “/ Москва - Панорама 1992.

8. Пэрну Лоранс , “ Я воспитываю ребёнка “/ Москва - Вим 1993 .

9. Динкер И., “ Семейное воспитание во Франции “// Спб. 1901 , №36, журнал Энциклопедия семейного воспитания и обучения , стр.1-44.

10. Зубченко Л., “ Система семейных пособий во Франции “// газета Экономика и жизнь , 1993 ,№ 27 .

11. Роз А., “ Не слишком ли мы любим своих детей ?”// журнал Семья и школа , 1992 ,№ 4-6 , стр. 15-16 .

12. Юнеско “ Сравнительный доклад о роли работающих матерей в воспитании своих детей в пяти странах “, -Париж 1978 .

КНИГИ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ :

13.Catherine Boussi - Asteer ’’ Jumeaux , triples... vive la vie de famille’’,-// revue L ecole des parents 1994 , № 4 , p. 44-49.

14.Catherine Boussi - Asteer ’’ Enfants multiples , bonheurs multiples ’’,-// revue L ecole des parents 1994,№ 4, p.50-51.

15.Chhristine Torremoha ’’ Famille nombreuse , famille heureuse ?’’// revue L ecole des parents 1994,№ 4, p.38-43.

16.Colette Barroux ’’ Etre parents pour chacun ’’// revue L ecole des parents 1994,№ 4, p.33-37.

17.Odile Naudin ’’ Les jeunes jenerations sont plus favorables aux familles nombreuses ’’// revue L ecole des parents 1994 ,№ 4, p.28-32.

18.Odile Naudin ’’ Il n y a pas un seul type de famille immigree ’’// revue L ecole des parents 1994,№ 4, p.52-56.

19.Francoise Emeriy ’’ Un monde sans peres ?’’// revue L ecole des parents 1999,№3, p.64-66.

20.Christophe Petit ’’ Avocat au bureau de la Seine Saiht - Denis ’’// revue L ecole des parents 1997,№3, p.12-16.

21.Francoise Ponticelli ’’ L enquete sociale de divorce : rite de passage ’’// revue L ecole des parents 1997,№3, p.59-61.

22.Durning P. ’’ L enfance maltrairee : piege ou deja pour la recherche en education familiale ’’// revue de francaise de pedagogie 1991,№96, p.33-42.

23.Laflaquere A. ’’La pere et la paternite dans le mythe moderne de l enfance ’’// revue psychologie et education 1990,№ 1, p.9-30.

24.Varigas M. ’’L approche Systemique de placement ’’// revue psychologie et education 1992,№ 10, p.71-81.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

Комментариев на модерации: 1.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий