Смекни!
smekni.com

Коллектив как фактор социализации подростков (стр. 2 из 8)

Неформализованная структура коллектива отражает неофициальные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы [15, с. 32-33].

Характер отношений в коллективе определяется полем интеллектуально-морального напряжения и в чистом виде может быть гуманистическим, просоциальным, асоциальным, а на практике обычно представляет собой различные их сочетания в разных соотношениях. Отношения, складывающиеся в коллективе, существенно влияют на возможности развития и духовно-ценностной ориентации его членов.

Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни [25, с. 134].

Согласно самому общему определению, социализация - "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе". Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:

а) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности

б) процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах

Определения понятия социализации, кроме процесса обретения социальной природы, социального опыта, отражают широкий спектр других процессов и явлений: это и адаптация, и инкультурация, и освоение норм и ценностей, и обучение, и освоение ролей, и становление личности, приобретение ею особых качеств. Широта подхода в данном случае неизбежна - концепции выстраиваются на категориях предельной абстракции - "личность" и "общество". Это значит, что все процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем масштабность и полифункциональность процесса социализации, а значит и фундаментальность понятия со всем многообразием его смыслов. Однако любая категория, понятие или термин должны иметь свои границы [17, с. 28].

1.2 Коллектив как социальная группа

Коллектив является одним из видов социальной малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы [23, с. 113-114].

Социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельнос­ти. Эта общность обладает рядом существенных призна­ков:

а) внутренней организацией, которая состоит из ор­ганов управления, социального контроля и санкций

б) групповыми ценностями, на основе которых раз­вивается социальное чувство общности, выражае­мое словом «мы», а также формируется обществен­ное мнение группы

в) собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп

г) групповым давлением, т. е. воздействием на пове­дение членов группы

д) общими целями и задачами деятельности

е) стремлением к устойчивости благодаря механиз­мам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач

ж) закреплением традиций, символики (знаки, одеж­да, флаги и т. д.)

Немногочисленная группа людей, которые каждоднев­но осуществляет вместе деятельность, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее называют друг друга обыч­но по имени. Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаются между собой не как частные личности, а как полноценные личности со своими надеждами и опа­сениями, честолюбием и притязаниями, склонностями и неприятиями, семейными и социальными проблемами и т. д. Между членами этих небольших, построенных на межличностных отношениях, социальных групп часто складываются прочные узы дружбы, которые простира­ются на всю их социальную жизнь далеко за пределы орга­низации. Отдельные члены группы обычно отождествля­ют себя со своей группой, так что они исповедуют ценно­сти, принятые в группе, как свои собственные. Группа становится неким продолжением самого индивидуума. В группе складывается представление о том, что есть правильное поведение ее членов [3, с. 11].

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: ста­тусно-ролевые отношения, профессионально-квалифика­ционные характеристики и половозрастной состав.

Мы часто не можем понять, откуда исходят отрица­тельные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Ока­зывается, их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность капитана, старосты и т.д. Критерии ожидания могут быть разными в разных груп­пах: одни ждут демократического или даже либерально­го руководителя, другие — более строгого и авторитарного. Далее роль передается человеку, и очень важным становится фактор его личности и инди­видуальности. Человек должен как бы понять, чего от него хотят, и какие требования к нему предъявляют. Без понимания своей роли и основных функций очень труд­но справиться со своей ролью. Часто на это не обращают внимания, а при возникновении конфликта оказывает­ся, что человек даже не понял, чего от него ждут. Неко­торые люди сознательно принимают на себя ту или иную роль, заранее понимая, что они не будут делать того, чего от них ждут, но надеются, что «авось пронесет».

После того как человек понял роль, он должен ее при­нять или отклонить как не соответствующую его индиви­дуально-психологическим особенностям.

Следующий этап в системе ролевого поведения — ис­полнение роли — имеет две стороны: поведение челове­ка, исполняющего роль, и оценка окружающих. После­дняя производится как самим человеком в виде самооцен­ки, так и другими людьми, занимающими разное статус­ное положение по отношению к оцениваемому. Часто бывает, что самооценка и оценки другими людьми очень расходятся, и в соответствии с этим необходимо корректировать свое поведение.

Второй «кит» в социальной структуре группы — про­фессионально-квалификационные характеристики. В них включаются степень образования, особенности, таланты. Эта важная составляющая говорит об интеллектуальном, профессиональном потенциале группы.

Третий «кит» — половозрастной состав группы. Для преподавателя понимание особенностей этой составляю­щей очень важно с психологической точки зрения, ибо каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать [15, с. 81].

Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоцио­нальны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые кон­фликты. Мужские группы более жестки, рациональны, но и ригидны, т. е. инертны, прагматичны, имеют тен­денцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благопри­ятным фактором для развития группы и хорошего пси­хологического климата.

До сих пор мы говорили о социальной структуре груп­пы, которая формируется официально. Но в любой груп­пе, независимо от нашего желания, складывается невидимая на первый взгляд внутрен­няя социально-психологическая структура.

В группе собираются люди, каждый из которых обла­дает индивидуальностью, имеет присущий ему темпера­мент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивиду­альности знакомятся друг с другом, вступают в общение, и постепенно в группе складываются межличностные отношения, которые строятся на восприятии и по­нимании людьми друг друга [20, 198-199].

В группе складываются межличностные отношения — субъек­тивно переживаемые отношения между ее членами. Они объек­тивно проявляются в характере и способах взаимодействия чле­нов группы, а также в распределении ролей в группе.

Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных исследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллекту­альный.

Другие роли — фаворит лидера, «шестерка», спонсор (коше­лек), халявщик, тормоз, клоун, миротворец, сострадалец и пр. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Возникает вопрос: почему он остается в группе? Челове­ку без группы бывает туго, а потом он, как правило, «внутригрупповой козел», другим группам его трогать не позволяют. Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «паршивой овцы», носителя этой роли за человека никто не считает, и его могут даже не защищать, он просто ходит за группой, а его не просто терпят, но и третируют как угодно. Однако неоднократно фикси­ровалось, что когда такая «паршивая овца» вдруг уходила из груп­пы, последняя распадалась. Аналогичные ситуации фиксировались и с «козлом отпущения», потому что, как это ни странно, но цементировали группу именно эти «козел отпущения» и «парши­вая овца» [21, с. 84].