История педагогики и философия образования

Федеральное агенство по образованию Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Институт экономики и права

Федеральное агенство по образованию Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт экономики и права

Контрольная работа

По дисциплине: «История педагогики и философия образования»

Вариант № 9

Работу выполнил:

Студент группы ____________

______________________

Работу проверил:

_______________

Дата сдачи работы

«___»__________2011г.

Екатеринбург 2011

Содержание.

Задание 1. Составить конспект научно-педагогической работы Я.А.Коменского «Великая Дидактика»………………………………………...3

Задание 2. Реферат на тему: «Становление и развитие педагогики как науки в России»……………………………………………………………………………6

Задание 3. Прокомментировать высказывания 3-х выдающихся педагогов..30

Библиографический список………………………………………………..……33

Задание 1. Составить конспект научно-педагогической работы Я.А. Коменского «Великая Дидактика»

Ян Амос Коменский (1592-1670) – один из самых выдающихся педагогов мыслителей. Он посвятил многие годы своей жизни созданию «всеобщего совета об исправлении дел человеческих», значительную часть которого он отвел рассмотрению проблем воспитания, изложив здесь все основные положения своей педагогической концепции. Учебные книги Коменского, как и все его дидактические труды, пронизаны идеей пансофии – всеобщей мудрости. Эта идея рассматривалась в его трудах весьма многогранно, применительно же к его педагогической системе она играла ведущую роль при решении вопроса как о содержании образования так и об организации и методах обучения. В известном труде «Великая дидактика» Коменский сформулировал цель воспитания подрастающего поколения на основе своей концепции пансофизма. Однако будучи религиозным, он раскрывал цель воспитания в довольно компромиссной форме: каждый человек должен быть подготовлен к вечной загробной жизни, но при этом быть разумным т. е. знать и иметь возможность назвать и понять, что находится в мире, тогда человек будет разумным существом.

Отсюда у Коменского следует, что истинные требования заключаются в том, чтобы человек был:

1. Знающим все вещи,

2. Владыкою всех вещей и самого себя,

3. Чтобы он себя и всё возводил к богу – источнику всех вещей

Если эти требования мы выразим тремя словами то получим:

1. Научное образование,

2. Добродетель или нравственность,

3. Религиозность или благочестие.

В «Великой дидактике» Коменский впервые в истории образования предложил стройную систему школ, аргументируя её разработанной им же самим возрастной периодизации развития человека от рождения до зрелости, по Коменскому до 24 лет.

Первой ступенью воспитания и образования детей до 6 лет должна быть материнская школа – воспитание в семье (развитие органов чувств, обогащение представлений об окружающей жизни).

За материнской школой следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек от 6 до 12 лет независимо от сословной принадлежности. Эта школа должна была впервые пользоваться родным языком, а не латинским, сообщать знания об окружающем мире, совершенствовать владение общим для всех народным языком. Так же эта школа должна была сообщать круг реальных знаний по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, осуществлять религиозное воспитание.

Третья ступень школьного образования – это гимназия или латинская школа, должна была открываться в каждом городе для юношей 12-18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. В этой школе обнаруживается ряд новшеств: здесь наряду с латинским языком, языком науки, большое место отводилось изучению реальных предметов – математике, физике, естествознания; как самостоятельные отрасли знания фигурировали история, этика, предусматривалось изучение новых языков. Для этого типа школы Коменский разработал целостную систему учебников – «Преддверие», «Открытая дверь языков», «Зал», «Школа-игра», которые принесли ему широкую известность ещё при жизни.

Завершающая ступень школьного образования – высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые умственные дарования. Внешне академии, которые, по замыслу Коменского, должны были открываться в каждом государстве или крупной провинции.

Коменский также разработал классно-урочную систему при которой было предусмотрено четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения. Коменский предложил систему организации процесса обучения детей одного возраста. Так возникли классы с постоянным составом учеников. Коменский был убежден в том, что в области обучения действуют законы природы. В общем же требования к организации обучения, сформулированные Коменским, могут быть сведены к следующему : поскольку в школе надо учить самим вещам, а не словам, обучение нужно начинать с наблюдения за этими вещами (зрение, слух, обоняние). Таким образом, он разработал принцип наглядности в теории и практике обучения. Особое значение уделялось раскрытию причинных взаимосвязей между явлениями внешнего мира, приучению к анализу. Особенно подробно в «Великой дидактике» автор стремился сообщить о необходимости организованного и целенаправленного педагогического процесса. Содержание, расположение и изучение учебного материала должны быть последовательными, переходящими от простого к сложному, от близкого к далекому. В целом труд «Великая дидактика» включает вопросы не только образования и обучения, но и деятельности учителя, организации школы, различные аспекты воспитания – нравственного, трудового, религиозного и т.д. , охватывает практически все проблемы современной педагогики.

Задание 2. Реферат на тему: «Становление и развитие педагогики как науки в России»

Введение

1. Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до конца XVIII века)

2. Педагогическая мысль в России в XVIII в

3. Педагогическая мысль в первой четверти XIX века.

4. Педагогическая мысль во второй четверти XIX века

5. Педагогическая мысль и педагогические движения в 60-90гг. XIX века.

6. Педагогическая мысль в России в конце XIX – начале XX в

7. Педагогическая наука с Февральской революции до начала Великой Отечественной войны

8. Педагогика и советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)

9. Отечественная педагогическая наука после Великой Отечественной войны

Заключение

Введение

Педагогика и её история как отрасль научного знания о человеке начали формироваться только в XIX веке в общем контексте развития науки. Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики: не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и методы воспитания, но и самой практики воспитания, образования и обучения. С этим в значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных понятий педагогики – «воспитание» и «образование». Данное обстоятельство приводит к сложности при разработке теоретических проблем педагогики и, следовательно, её истории.

К сожалению, необходимо признать, что в ходе обсуждения фундаментальных проблем педагогической науки собственно научная аргументация зачастую уступает точке зрения «авторитетных» лиц. Отсутствие же единого подхода к трактовке понятий «образования» и «воспитания», характерного для всех стран мира, вызывает много недоразумений.

Однако при любом подходе к истории педагогики можно утверждать, что её основные функции остаются неизменными: это осмысление причин возникновения воспитания как социального явления и закономерностей его развития; раскрытие разносторонних связей цели, конкретных задач организации и содержания воспитания и образования с особенностями отдельных исторических периодов.

1. Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до конца XVIII века)

История воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до XVII века невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточнославянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие в 988 году христианства. В общем, этот большой временной отрезок можно разделить на 2 этапа: дохристианский и христианский.

Развитие педагогической мысли в Древней Руси можно проследить лишь начиная с XI по XIII вв. , о более ранней эпохе достоверных сведений нет. Педагогические представления, которые сложились в Древней Руси, определили характер и развитие отечественного воспитания и обучения на века вперед. Эти представления чаще всего находили отражение в литературно-художественных памятниках той эпохи.

Особое место занимает Псалтырь. Её текст, переведённый Кириллом и Мефодием, вошёл в обязательное содержание «учения книжного». Псалтырь стала «настольной» книгой для народа. Она содержала изложенные в образно-поэтической форме назидательные наставления и афористические высказывания о воспитании человека в «страхе Божьем» и предназначалась для чтения и заучивания с детства и в течение всей жизни.

Одним из первых самостоятельных отечественных произведений педагогического характера явилось «Слово о законе и благодати» (середина X века) митрополита Илариона, в котором излагались исходные идеи православного взгляда на воспитание человека. Иларион был первым русским по национальности митрополитом, боровшимся за независимость от Византии отечественной церкви. Отсюда в его «Слове» вера в силу и величие Руси, мысли о самостоятельном и обдуманном решении древних славян принять христианство, трактовка этого события как исторического шага от рабства к свободе.

Распространенным жанром на Руси были поучения. Отечественные поучения являлись как бы отражением традиционных средневековых наставлений отца сыну.

Наиболее известным являлось «Поучение детям» (1117) князя Владимира Мономаха. Поводом для написания, как указывал сам автор, была встреча его с послами от братьев, которые звали нарушить клятву и напасть на Ростиславичей, отнять их волость. Ситуация – типичная для эпохи междуусобных войн. Однако Владимир отказался отступить от данного им обещания и, оставшись один, раскрыл любимую Псалтырь, чтение которой подтолкнуло его к рассуждениям, которые и составили затем основу «Поучения».

В эпоху Ивана Грозного одной из вершин педагогической мысли, несомненно, был «Домострой», составленный известным деятелем – попом Сильвестром. Вероятно, автор этого сочинения был знаком не только с отечественным, но и с западноевропейским опытом составления подобных произведений. Однако «Домострой» отражает сугубо русскую педагогическую мысль, густо окрашенную в православные тона. В «Домострое» три основные части: в первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Задача нравственно-религиозного воспитания должна была являться главной для родителей. Вторая часть включает специальные наставления о необходимости обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, и только за тем ставится задача об обучении грамоте, книжным наукам.

Таким образом, к концу XVII века проблема соотношения веры и знания приобрела в российском сознании особую остроту и выразилось в оформлении трёх основных подходов в воспитании и обучению, которые условно можно обозначить как латинский, грекофильский и старообрядческий. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам.

2. Педагогическая мысль в России в XVIII в.

К концу XVIII в. – началу правления Петра I – педагогическая ситуация в России заметно изменилась по сравнению со средневековым периодом, Быстро растущие потребности Российского государства в деловых людях, специалистах не могли быть удовлетворены медленным ходом реформирования. Грандиозные планы царя Петра I Великого (1672-1725) по переустройству России подтолкнули его к решительным действиям. Начался новый период в развитии отечественного образования. Государство, заинтересованное в хорошей профессиональной подготовке специалистов, взяло значительную часть образования в свои руки и усилило контроль над просвещением. Процесс «огосударствления» способствовал новому пониманию образования, проникновению в отечественное педагогическое самосознание новых начал. Ранее, при господстве церковно-религиозного мировоззрения, воспитание и обучение являлись, по существу, одинаковыми для всех и имели единую цель: грамоту изучали по книгам Священного писания ради чтения этих же книг, а в совокупности воспитание и обучение были направлены на формирование христианско-религиозного сознания. Забирая в свои руки обучение, государство сделало его разнообразным, отвечающим потребностям государственной службы, придало ему светский характер, одновременно окрасив и воспитание новыми, «просветительскими» тонами.

Появление нового идеала человека свидетельствовало о вступлении России в новый период истории своей духовной культуры – период XVIII в. – века Просвещении.

Однако все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации образования в полной мере реализованы не были. Под влияние этих проектов единый тип образования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления - церковное и светское. Профессиональная направленность новой организации образования являлось его главное характеристикой. В новых учебных заведения главное место занимали специальные предметы: математика, навигация, инженерия, артиллерия, медицина и т. д.

Самым ярким детищем Петра I в области науки и просвещения, появившемся уже после его смерти, но по его проекту, явилась Санкт-Петербургская академия наук (1725) с подчиненными ей академическими университетом и гимназией (1726). Академическую гимназию можно считать первой в России государственно светской общеобразовательной школой. Из-за границы в Академию наук были приглашены 16 известных европейских ученых, преимущественно из германских университетских центров.

Петровские преобразования в сфере просвещения достаточно быстро стали давать ощутимые результаты. Подготовка профессионалов по различным специальностям, несомненно, способствовала процессу развития промышленности, строительству крупных предприятий, росту ремесленного производства, стимулировала внутреннюю и внешнюю торговлю в стране.

Василий Никитич Татищев (1686-1750), автор многотомной «Истории Российской»,был создателем ряда интересных педагогических сочинений, в вот числе «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах». В 1721г. По его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ.

Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40-60-х гг. XVIII в. Неразрывно связаны с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) – ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения. В 1741г. и до самой своей смерти М.В. Ломоносов вел научную и преподавательскую деятельность в России, . вначале как адъюнкт Академии наук, с 1745 г. – как профессор химии, а затем - как академик. В 50-е гг. центр деятельности М.В. Ломоносова переместился в Москву, где в 1755г. по его инициативе был открыт Московский университет. Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др. По точному и ставшему крылатым изречению А.С. Пушкина, сам М.В. Ломоносов явился для русского народа «первым нашим университетом».

В общем, следует признать, что в XVIIIв. В России была предпринята попытка создать сеть учебных заведений – малых и главных народных училищ – с едиными учебными планами, классно-урочной формой организации обучения, с едиными методиками преподавания учебных предметов, едиными учебниками, началась профессиональная подготовка учителей и т. д.

3. Педагогическая мысль в первой четверти XIX века.

Благодаря образовательным реформам XVIII в., открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX в. стало возможно создание централизованной государственной системы образования. Вступивший на престол Александр I в 1802 г. учредил Министерство народного просвещения, что положило начало новому этапу развития отечественного образования. Предполагалось, что подчинение всех учебных заведений округа соответствующему университету позволит реализовать принцип их преемственности, свободного перехода учащихся на последующие ступени обучения: по окончании приходских училищ – в уездные, затем в гимназии и, наконец, в университет. В связи с этим расширились функции последнего, которые теперь включали руководство деятельностью подведомственных гимназий, осуществление университетскими профессорами их методического и инспекционного контроля. Кроме того, в документах провозглашалась идея бессословности и бесплатности образования.

Несмотря на многие трудности, обусловленные существованием сословно-крепостнического строя, школьное дело в стране неуклонно развивалось. Этому способствовало развитие капиталистических отношений, рост населения, особенно городского, потребность в грамотности, деятельность передовых ученых и учителей. К началу Отечественной войны 1812 года в России было 47 губернских городов и почти в каждом из них были гимназии, уездные и приходские училища. В уездных городах существовали уездные, приходские и малые училища.

Развитие школ в Петербурге и Москве шло гораздо быстрее, чем в других городах. Однако и в столицах было мало школ: в Москве 20, а в Петербурге всего 17. Все они, за исключением гимназий (по одной в Москве и Петербурге), были переполнены учащимися. Правительство не отпускало средств для создания в столицах необходимой населению сети школ. А что касается сельских местностей, то там почти не было школ, созданию их препятствовало крепостное право.

Министерство народного просвещения провело в начале XIX века работу по созданию учебников для гимназий, а по некоторым предметам и для уездных училищ. К их созданию прежде всего привлекались профессора-иностранцы, преподававшие в русских университетах. Учебные руководства, которые составлялись русскими учеными, часто министерством не допускались в школы.

Однако университеты, в особенности Московский, издавали много учебной литературы. Из-за обширности страны, отсутствия железных дорог книги, изданные министерством просвещения в центре страны, редко доходили до провинции, и часто вопреки официальным решениям преподавание в школах на местах проводилось по изданиям университетов.

К началу Отечественной войны 1812 года правительство все более отходило от либеральных положений устава 1804 года и принимало меры к тому, чтобы использовать систему народного образования для распространения в народе самодержавно-крепостнической идеологии. С 1811 года был введен закон божий во всех учебных заведениях.

После Отечественной войны 1812 года, когда свободолюбивые настроения стали усиливаться, возникли тайные общества декабристов, передовые идеи стали проникать в школы. В учебных заведениях распространялась запрещенная литература: стихотворения Пушкина, Грибоедова и поэтов-декабристов — Рылеева, Одоевского и других, в которых воспевалось высокое гражданское, патриотическое чувство, желание посвятить себя служению родине, борьбе с тиранами. В отдельных школах передовые учителя рассказывали учащимся о несправедливости крепостного права и темных сторонах российской действительности.

Большую роль в распространении антиправительственных настроений играло преподавание отечественной истории. Яркие впечатления от героических эпизодов народной войны 1812 года заставляли по-новому осмысливать вопрос о роли народа в истории Русского государства. В некоторых учебных заведениях иносказательно толковались история и литература античных народов, проповедовались республиканские и антикрепостнические идеи. Подчеркивалось свободолюбие греков и римлян, указывалось, что «свободой Рим возрос, а рабством погублен» (Пушкин).

Мракобес Рунич, назначенный правительством для расправы с Петербургским университетом, отстранил от должности передовых профессоров, исключил некоторых студентов, применил в университете составленную Магницким инструкцию, ввел на территории учебного округа аракчеевские порядки. Он закрыл также работавший при университете учительский институт, в котором шла творческая разработка методов первоначального обучения грамоте, арифметике, истории, географии.

Педагогическая мысль России в XIX в. развивалась по влиянием различных исторических событий, общественных и философских взглядов. Восстание 14 декабря 1825г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ознаменовавшее начало царствования Николая I, обусловило серьезное изменение политики нового государя в области образования. Перед правительством была поставлена задача формирования их молодого поколения законно послушных подданных, исключавшая повторение декабрьских событий.

4. Педагогическая мысль во второй четверти XIX века.

Антинародная политика царизма, направленная на укрепление сословной школы, все же должна была приспосабливаться к требованиям развивающегося капиталистического уклада. Кровавая диктатура Николая I не могла подавить нарастающего недовольства самодержавно-крепостническим строем. Если в период с 1826 по 1834 год имело место 145 крестьянских волнений, до 16 за год, то с 1845 по 1854 год их было 348, в среднем 35 волнений в год. Самодержавию не удалось убить в народе тягу к просвещению.

Крепостные крестьяне, находившиеся во владениях помещиков, учились у дьячков и домашних учителей, которые применяли буквослагательный метод обучения грамоте, чтение часослова. В селениях крепостных крестьян школы должны были открываться помещиками, но вплоть до 50-х годов XIX века в крепостных селениях школ почти не было. Министерство народного просвещения не проявляло никакой заботы о создании школ для крестьян.

С начала 30-х годов в селениях, где жили государственные и удельные крестьяне, ведомством государственных имуществ и удельным ведомством стали создаваться школы. Их задачей являлось обучение грамоте крестьянских детей и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, которые управляли крестьянами. В этих школах обращалось большое внимание на выработку у учащихся хорошего почерка и овладение ими устным счетом. Большое распространение получили русские счеты как наглядное пособие на уроках арифметики. Школы эти содержались за счет общественных сборов с крестьян. Так, в период с 1842 по 1858 год было создано в селениях государственных крестьян 2975 школ, которые в 40-х годах XIX века были самыми многочисленными сельскими народными школами.

Школами для государственных крестьян (к началу 40-х годов XIX века государственных крестьян в России было более 20 миллионов) занимался Ученый комитет министерства государственных имуществ, в котором около четверти века (1838—1862) работал в должности старшего члена Комитета по народному образованию видный общественный деятель, писатель и музыковед, выдающийся педагог-просветитель Владимир Федорович Одоевский (1804—1869). Он осуществлял педагогическое руководство учебной деятельностью сельских училищ государственных крестьян.

В сельских приходских училищах министерства государственных имуществ, а также в школах некоторых учебных округов (Петербургского, Казанского) применялись учебные руководства, учебные и народные книги для чтения, созданные В. Ф. Одоевским. Эти руководства, по которым дети обучались грамоте, знакомили их с начальными сведениями из естествознания, географии, истории, с окружающей деятельностью, способствовали развитию их умственных способностей, расширяли объем общеобразовательных знаний. В обучении грамоте Одоевским был введен вместо буквослагательного звуковой метод («Таблицы складов», 1839 г.).

Рост производительных сил страны, промышленности и сельского хозяйства вызвал некоторые сдвиги в развитии профессионального образования. Открываются высшие технические учебные заведения (в 1828 году в Петербурге открывается Технологический институт, в 1832 году — Институт гражданских инженеров, преобразованы ранее существовавшие Горный и Лесной институты). В губерниях организуются государственные средние и низшие сельскохозяйственные (в Западной Европе они были главным образом частные), технические и коммерческие учебные заведения (с 1839 года при некоторых гимназиях и уездных училищах открываются реальные классы, в которых изучаются технические и коммерческие науки).

Царское правительство считало, что юношеству недворянского происхождения следует давать больше практических и ремесленных умений и навыков и меньше всего общеобразовательных знаний.

5. Педагогическая мысль и педагогические движения в 60-90гг. XIX века.

60-е годы XIX столетия (начиная с 1855 года) были в России периодом большого общественного движения, обусловленного все растущими противоречиями между развитием производительных сил и тормозящими это развитие крепостническими отношениями. Крымская война 1853—1855 годов особенно ярко вскрыла архаизм крепостной системы. Несмотря на героизм солдатской массы и многих военачальников, Россия вследствие экономической и технической отсталости, неправильной стратегии высшего командования потерпела поражение.

Характеризуя 60-е годы, В. И. Ленин писал: «Оживление демократического движения в Европе, польское брожение, недовольство в Финляндии, требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России «Колокола», могучая проповедь Чернышевского, умевшего и подцензурными статьями воспитывать настоящих революционеров, появление прокламаций, возбуждение крестьян, которых «очень часто» приходилось с помощью военной силы и с пролитием крови заставлять принять «Положение», обдирающее их, как липку, коллективные отказы дворян — мировых посредников применять такое «Положение», студенческие беспорядки — при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был бы признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание — опасностью весьма серьезной».

В связи с этим широко распространились передовые идеи, наблюдалось дальнейшее развитие критического реализма и идеи народности искусства, литературы и воспитания. Эти идеи, однако, понимались представителями различных мировоззрений по-разному. Важной составной частью общественного движения было мощное педагогическое движение того времени. Острая критика крепостнического воспитания, борьба против сословной школы за общее светское образование, дающее широкий кругозор, за воспитание человека и гражданина, за образование женщин, борьба против догматизма и схоластики, зубрежки и муштры, уважение к личности ребенка, разработка на прогрессивных началах дидактических вопросов, требование широкой сети народных школ, автономия высшей школы — таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной педагогикой 60-х годов XIX века.

Под влиянием общественно-педагогического движения развивается в эти годы педагогическая журналистика; на страницах многих журналов горячо обсуждаются главнейшие вопросы воспитания и обучения.

6. Педагогическая мысль в России в конце XIX – начале XX в.

В русской педагогике конца XIX – начала XX в. отражались противоречия между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и своеобразие развития России. Однако в целом отличительной чертой русской педагогики того времени были ее гуманистическая направленность и демократизм. Уважительное отношение к личности ребенка, его интересам и потребностям, стремление постигнуть его внутренний мир, создать условия для всестороннего развития были общими для различных педагогических течений того периода.

Общим было и отрицательное отношение к сословности школы, утверждение, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, на развитие всех заложенных в нем сил и возможностей. Поэтому-то так велась борьба против попыток ранней профессионализации школы, особенно начальной. Задачей школы считалась подготовка растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, к выполнению им гражданских обязанностей и общественного долга. В связи с этим каждому ученику считалось необходимым дать в руки инструмент, который поможет ему постоянно добывать новые знания, уточнять свои мировоззренческие установки и нравственные идеалы. Решение этих задач предполагало учет интересов, потребностей и склонностей детей, их природных возможностей и дарований. Понимание необходимости разработки индивидуального подхода к учащимся было характерно для всех представителей прогрессивной педагогики России.

В эпоху империализма, наступившую в конце XIX — начале XX века, Россия стала узловым пунктом противоречий мировой империалистической системы. Здесь назревала буржуазно-демократическая революция, которая в отличие от западноевропейских революций XVIII— XIX веков имела в лице пролетариата реальную силу, способную революционным путем разрешить назревшие противоречия. Пролетарским революционным движением руководила созданная В. И. Лениным Коммунистическая партия — партия нового типа. С самого начала своей революционной деятельности В. И. Ленин выдвинул важнейшую задачу соединения стихийного рабочего движения с социализмом. Он разоблачал неверные экономические и политические взгляды народников 90-х годов, их представления о путях культурного развития России и переустройства просвещения и образования.

По всей России развернулась упорная борьба трудящихся за свободное открытие школ, без контроля правительства, за расширение объема преподавания. На окраинах России нерусские народы боролись также против русификации школы, за введение преподавания на родном языке.

Высокий подъем творческих стремлений наблюдался в среде демократического учительства. В 1905 году народные учителя объединились в профессиональный Всероссийский учительский союз (ВУС). Учителя средней школы учредили в 1906 году свой союз, находившийся под руководством кадетов. Возникли учительские союзы различных народов России.

Говоря о конце XIX – начале XX в., в целом можно сделать вывод, что это был сложный и неоднозначный период в развитии отечественной школы и педагогической мысли. Характерной особенностью его было развертывание мощного общественного движения за реформирование школы и системы образования, которые уже не могли удовлетворить социальные и экономические потребности развивающегося общества. Поиски новых путей образования и воспитания ребенка способствовали развитию плюрализма в подходах к решению этой проблемы и в связи с этим к оформлению ряда более или менее развитых педагогических концепций, которые сохранили свое влияние на дальнейшее развитие педагогической науки.

7. Педагогическая наука с Февральской революции до начала Великой Отечественной войны

Теоретическая разработка проблем организации школьного дела, образования, обучения и воспитания была сконцентрирована преимущественно в рамках деятельности научно-педагогической секции ГУСа, созданной в 1921г. и возглавлявшейся Н.К. Крупской.

К работе в этой секции были в той или иной степени привлечены все наиболее теоретически мыслящие педагоги того времени, достаточно молодые и готовые сотрудничать с Наркомпросом на основе марксистско-ленинской идеологии.

После гражданской войны советский народ приступил к мирному строительству. В стране, разоренной длительной войной и иностранной интервенцией, надо было восстановить и реконструировать промышленность, всемерно развить производительные силы, поднять сельское хозяйство, организовать нормальную работу транспорта, наладить торговлю, одеть и накормить голодное и раздетое население. Все свои финансовые ресурсы государство должно было вкладывать в народное хозяйство — без поднятия производительной мощи страны не могло совершаться дальнейшее развитие культуры. Но в то же время возрождающаяся социалистическая промышленность нуждалась в хорошо подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих. Культурные люди требовались и поднимающейся деревне.

В. И. Ленин во всех своих выступлениях, относящихся к этому времени, с особой остротой ставил вопрос о необходимости подъема культуры. Он считал необходимым изменить задачи и характер работы школы в соответствии с новыми задачами, вставшими перед Советской республикой, “не в том смысле, чтобы изменились самые основы и направление преподавания, а в том, чтобы приспособить характер деятельности к переходу на мирное строительство с широким планом промышленного и экономического преобразования страны.

В начале рассматриваемого периода в РСФСР была следующая школьная система: школа первой ступени — 4 класса (для детей 8—12 лет); школа-семилетка—7 классов (для детей 8—15 лет); школа-девятилетка—9 классов (для детей 8—17 лет). На Украине и в Белоруссии после школы-семилетки подростки могли поступить в техникум, VIII и IX классы общеобразовательной школы были преобразованы в начальные курсы техникумов и других профтехнических учебных заведений. С 1924 г. в РСФСР VIII— IX классы школ второй ступени тоже стали профессионализироваться и готовить учащихся к практической деятельности.

Однако, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, директивными указаниями Коммунистической партии о школе, советские учителя с материалистических позиций и более широко освещали явления природы и человеческого общества; детей стали обучать использовать получаемые знания в практической жизни. В школах применялись методы и приемы учебной работы, которые способствовали развитию самостоятельности. и активности учащихся, воспитывали у них любовь к родному краю, к труду и трудящимся. Часто проводились экскурсии, наблюдения, организовывались практические работы учащихся в поле, на огороде, в саду. Но в методах учебной работы имели место ошибки и заблуждения: пропагандировался и кое-где в средних школах стал применяться так называемый Дальтон-план, созданный в США для достижения буржуазных целей воспитания.. Введение в советскую школу дальтоновского лабораторного плана вело к разрушению классно-урочной системы организации учебных занятий, к ликвидации уроков, к снижению эффективности учебных занятий и руководящей роли учителя, к нарушению важнейших принципов коммунистического воспитания школьников, к обезличке в учете знаний учащихся и т. п.

Социалистическое строительство в стране, применение в широких масштабах передовой техники и сложных машин и агрегатов требовали повышения культурного уровня рабочих и крестьян, прочного овладения ими основами наук, особенно математикой, физикой, химией, биологией. Задача введения всеобщего обязательного обучения стала неотложной.

Первоочередной задачей было повсеместное осуществление всеобщего обязательного начального обучения, введение всеобщего семилетнего обучения в городах и рабочих поселках, повышение качества знаний учащихся.

Введение всеобщего обязательного начального обучения и ликвидацию неграмотности XVI съезд ВКП (б) (1930 г.) назвал боевой задачей партии на ближайший период. В стране развернулась культурная революция. В решении вопросов всеобуча активно участвовали комсомол, профсоюзы и вся советская общественность.

Быстрыми темпами шло развитие сети школ и увеличение численности учащихся. Об этом говорит следующая таблица . Число школ и учащихся в них по СССР.

Учебный год

Школ

Учащихся (в тыс.)

1927/28

118 558

11 466

1932/33

166 275

21 397

1937/38

168 404

29 562

1940/41

191 545

34 784

Расширение сети детских садов было одной из составных частей культурной революции, важнейшим условием, обеспечивающим советским женщинам возможность участвовать в общественной жизни и в строительстве социализма. Большую роль в деле увеличения числа дошкольных учреждений сыграло общественное движение (“дошкольный поход”).

Детские сады открывались прежде всего в городах и поселках, где имелись или строились крупные промышленные предприятия, в колхозах и совхозах, при машинно-тракторных станциях. На период сельскохозяйственных работ открывались летние детские площадки.

Использую зарубежный опыт, советские педагоги стремились использовать формы, способствующие укреплению связи школы с жизнью, с производством: положительно оценивались установки на развитие индивидуальных способностей учащихся, умение планировать учебный труд и самостоятельно работать, формы самоконтроля учащихся. Направленность учебного процесса на развитие активности и самостоятельности учащихся нашла отражение и в формах учета знаний. Так появились круговые тетради, групповые дневники, отчетные конференции, итоговые выставки и т. п. Все это использовалось в качестве средства контроля за деятельностью ученика и учителя.

8. Педагогика и советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна во время этой невиданной в истории войны, было и уничтожение многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений. Захватчики уничтожили и разграбили 82 тыс. школ, где до войны обучалось свыше 15 млн. детей.

Планы разрушения советской школьной системы, коренного изменения всей воспитательной работы занимали особое место в чудовищной фашистской программе закрепощения народов Советского Союза. В плане “Ост”, разработанном накануне нападения Германии на СССР, вопросы гитлеровской “школьной политики излагались следующим образом: “Для не немецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет. самое большее до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным”. В издававшихся в связи с этими положениями циркулярах предписывалось закрытие сохранившихся школ и физическое уничтожение учителей, несогласных с требованиями захватчиков. С первых месяцев войны учителя и ученики советской школы встали на защиту Родины, проявив верность тем идеалам, на которых они воспитывались, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу. Многочисленные подпольные молодежные организации, наиболее известным примером которых является краснодонская “Молодая гвардия”, вели тяжелую, смертельно опасную борьбу против фашистов. Десятки тысяч учителей и учащихся сражались в партизанских отрядах. Так, в Белоруссии в партизанских отрядах сражались с оккупантами свыше 7 тыс. учителей и более 30 тыс. учащихся. На временно оккупированной врагом территории продолжали работать по советским программам школы в партизанских районах Украины, Белоруссии, Брянской, Псковской и других областей.

Несмотря на тяжелое военное и экономическое положение, Коммунистическая партия и Советское правительство по-прежнему проявляли заботу о нормальной деятельности школы и воспитательных учреждений. Решалось множество вопросов, вызванных усложнением условий работы — недостатком помещений, школьного инвентаря и учебников, перегрузки учителей. С начала войны основная часть учителей-мужчин была призвана на военную службу. В 1941 г. в армию вступили 10 тыс. учителей Белоруссии, свыше 7 тыс. учителей Грузии, 6 тыс. учителей Узбекистана и десятки тысяч учителей других республик. В прифронтовой зоне и в тылу многие школы были превращены в госпитали, казармы, военно-призывные пункты. Был осуществлен целый комплекс мер организационного плана: продолжительность урока была сокращена до 35—40 минут, перемен — до 5 минут, значительная часть школ работала в три смены.

Особое внимание партия и правительство уделяли обеспечению нормальных условий жизни, воспитания и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей и переселенных в восточные районы страны. В начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью, согласно которому при облисполкомах создавались особые комиссии, а в районных отделах народного образования вводились должности инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создавалась сеть детприемников и детдомов, осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков.

Для охвата всеобщим обучением подростков, занятых на производстве, в 1943 г. было принято постановление о создании вечерне-сменных школ для рабочей, а в 1944 г. и сельской молодежи. Этот тип учебных заведений получил затем широкое распространение.

Во время воины в содержание учебно-воспитательной работы школы были внесены некоторые изменения. В различные учебные предметы вводились военно-оборонные темы: в курсе физики теперь изучалась современная военная техника; в курсе химии — отравляющие вещества и средства защиты от них; в географии было значительно расширено изучение темы “План и карта”, где много внимания уделялось умению ориентироваться по карте и на местности; на уроках русского и иностранного языков изучалась военная терминология; с начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства. Было усилено патриотическое направление при изучении истории и литературы На уроках истории много внимания уделялось героическому прошлому нашего народа и его борьбе против иностранных захватчиков.

Для повышения эффективности учебной работы школы большое значение имело введение цифровой пятибалльной системы для оценки успеваемости учащихся (январь 1944 г.) и Постановление СНК СССР “О мерах по улучшению качества обучения в школе (июнь 1944 г.). Согласно последнему постановлению вводилось 1) обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и неполную среднюю школу, и экзаменов на аттестат зрелости оканчивающими среднюю школу; 2) награждение золотыми и серебряными медалями учащихся-отличников, оканчивающих среднюю школу. Даже в труднейших военных условиях в СССР не прекращалась научно-исследовательская работа в области педагогики. Разрабатывались теоретические и методические вопросы учебно-воспитательной работы, при этом особое внимание уделялось совершенствованию содержания образования, патриотическому, трудовому и интернациональному воспитанию. Проводилась последовательная пропаганда педагогического наследия А. С. Макаренко. В целях дальнейшего укрепления и развития советской школы, для руководства и координации исследовательской работы в области педагогики, психологии и методики, преподавания отдельных предметов в суровом 1943 г. постановлением Советского правительства была организована Академия педагогических наук РСФСР. Академия объединила наиболее квалифицированных работников педагогической науки. В системе учреждений АПН РСФСР был создан под руководством А. П. Усовой сектор дошкольного воспитания, выросший впоследствии в самостоятельное научное учреждение — Институт дошкольного воспитания (1960 г.).

В годы Великой Отечественной, войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками; эвакуация же значительных масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.

В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.

В годы Bеликой Отечественной войны советская система обучения и воспитания с честью выдержала все тяжелейшие испытания. Она доказала гуманный жизнеутверждающий характер своих ведущих положений, выявив тем самым силу и значимость принципов советского образа жизни.

9. Отечественная педагогическая наука после Великой Отечественной войны

Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшейся еще в первые годы советской власти в России, продолжали развиваться и в послевоенные годы.

Нельзя не обратить внимание на возросший в послевоенные годы интерес к истории педагогики и школы. Особое значение в это время имело создание серии книг по истории педагогики, охватывавших временной период от древнейших времен до середины 80-х гг. XXв. Стремление составить наиболее полное представление о процессе развития школы и педагогике отвечало общей тенденции развития российской педагогической науки в послевоенный период. В отличие от аналогичных работ предвоенного периода нельзя не отметить фундаментальности и тщательности в решении научных задач. В послевоенный период российскими педагогами была проведена колоссальная работа по сохранению педагогического наследия прошлого, внимание ученых привлек подход к историко-педагогическим исследованиям. Разрабатывались новые для данного периода проблемы. Так, широкое распространение приобрели исследования в области развивающего и воспитывающего обучения. Идея совершенствования обучения как средства воспитания и развития ребенка давно вошла в число наиболее распространенных в педагогике, но в нашей стране она приобрела новое звучание применительно к дидактике начальной школы.

В конце 50-х — 60-е годы наша страна вступила в период развитого социализма. Программа Коммунистической партии Советского Союза, принятая на XXII съезде партии (1961), провозгласила необходимость всеобщего среднего образования. Наиболее важными задачами в области народного образования в 60—70-е годы были осуществление в стране всеобщего обязательного среднего образования, переход школы на новое содержание образования, совершенствование учебного процесса и коммунистического воспитания учащихся.

XXV съезд КПСС поставил перед народным образованием и общеобразовательной школой новые, более сложные задачи в деле коммунистического воспитания подрастающих поколений. Выполняя решения съезда, советское учительство, все школьные организации провели разносторонние творческие поиски более эффективных форм работы по коммунистическому воспитанию учащихся.

Важные решения по коммунистическому воспитанию приняты XVIII съездом ВЛКСМ (1978). Характерной чертой развития советской школы в последние годы является повышение роли комсомольских и пионерских организаций во всей учебно-воспитательной работе.

Заключение

История педагогики тесно связана с историей многих других наук о человеке, особенно таких как философия, психология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и трансформации педагогических идей и разнообразных форм организации воспитания, образования и обучения. Педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. На сегодняшний день педагогическая наука – это самостоятельная развитая социальная наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности и в то же время это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Вместе со всем обществом педагогическая наука и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлого и попытках прогнозировать с его учетом будущее, видеть перспективу развития отдельных идей, возможность и целесообразность использования их в современной системе образования и учебно-воспитательной практике. В любой сложной обстановке историко-педагогические знания позволяют мыслящему педагогу не только разумно подходить к оценке фактов и явлений прошлого, но и разумно действовать в современных условиях.

Задание 3. Прокомментировать высказывания 3-х выдающихся педагогов

1) « Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека» (К.Д. Ушинский)

Считаю, что Ушинский как широко образованный мыслитель указывал нам о том, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - заявлял он

Под стремлением к идеалу совершенного человека, я предполагаю, автор видел возможность быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развитым. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Разграничение педагогики как науки, с одной стороны, и педагогики как искусства воспитания – с другой, имело место в тех случаях, когда Ушинский раскрывал отличие педагогики от тех наук, которые не преследовали других целей, кроме изучения сущности предметов и явлений, изучения закономерных, объективных, от воли человека независящих связей между предметами явлениями. Смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам при этом заключался в указании на практические задачи и цели педагогики – совершенствование воспитательной деятельности на научной основе.

2) «Если школа ставит целью давать только знания, она дает мизерно мало. Вот почему она должна давать еще кое-что – это желание и умение самостоятельно добывать знания на протяжении всей своей жизни» (П.П. Блонский)

В школе ребенок должен не только получать необходимые знания и умения, но и научиться самостоятельно добывать новые необходимые для него знания, информацию, видеть и творчески, разумно решать возникающие проблемы, решать сложные задачи, уметь находить выход из сложной ситуации. И к этому необходимо приучать школьника с ранних лет и до окончания школы. Желание и умение учиться, радость от получения новых знаний - основа ответственного отношения к обучению. Приобретая знания и умения самостоятельно, человек может развиваться: стать образованным, нравственным, ответственным, предприимчивым, уметь принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать, анализировать.

Только стремление к знаниям может сформировать у ребенка высокие нравственнее качества, дисциплинированность, трудолюбие.

3) «Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра» (М.Монтень)

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка. Монтень пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он тоже слушал своего питомца.» «Пусть душе ребенка будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения» . М.Монтень хотел чтобы дети обучались самостоятельности, проявляли инициативу, любознательность, сами выбирали путь, а не преподаватель указывал, что и как изучать, не навязывал свою точку зрения, свою сторгую дисциплину преподавания, функция педагога должно сводиться к направлению обучения, корректировке каких либо учебных вопросов. Ведь только обуреваемый любопытством и желанием учится человек сможет сделать ответственный выбор, стать предприимчивым, поставить какую либо значимую цель в жизни.

Библиографический список

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/Под общ. Ред. Акад. А.И. Пискунова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 496 с.

2. История образования и педагогической мысли: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальностям 031000»Педагогика т психология», 031300 «Социальная педагогика», 033400 «Педагогика»/В.Г. Торосян. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.-351с.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений/И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. М.: Издат. Центр «Академия», 2002. 416с.

4. Общая и профессиональная педагогика: Учеб.пособие/Авт.-сост. Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед.ун-та, 2004. 298с.

5. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Издат. Центр «Академия», 2003. 240с.

6. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. 352с.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ