Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельн (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство по образованию

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им. Н.Г. Чернышевского

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Развитие творческих способностей детей

старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности

Выполнил: студентка

Научный руководитель:

Додонова Г.Л.

Чита - 2010

Содержание

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты способностей 5

1.1. Понятие и сущность способностей 5

1.2. Роль ИЗО-деятельности в развитии детей 12

1.3. Влияние ИЗО-искусства на развитие творческих способностей 16

Заключение 26

Список литературы 28

Приложение 31

Введение

Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.

Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.

Об эстетическом воспитании написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей.

Но сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современной позиции, актуализировать некоторые проблемы.

Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект (С.М. Вайнерман, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, А.В. Дубровская, О.П. Карачунская, Т.С. Комарова, О.А. Лебедева).

Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

Объект исследования – психолого-педагогические аспекты способностей.

Предмет исследования – процесс развития творческих способностей дошкольников на занятиях по ИЗО-деятельности.

Цель данной работы – теоретический анализ процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности.

Задачи работы :

1) рассмотреть понятие и сущность способностей;

2) проанализировать роль ИЗО-деятельности в развитии детей;

3) охарактеризовать влияние ИЗО-искусства на развитие творческих способностей.

Курсовая работа состоит из введения, одной главы, разделенной на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты способностей

1.1. Понятие и сущность способностей

Способности изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.
Несмотря на это, термин «способности» многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности -- это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
В российской психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный ученый Б. М. Теплов. Он выделил три основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. [23]
На основании вышеизложенного приходим к выводу, что способности -- это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности.
К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; (тонкость цветоразличения -- для художника-живописца). Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятий, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются, на базе тех или иных особенностей психических процессов, но включают и эмоционально-болевые моменты, элементы отношения, имеют личностную окраску (например, математическая направленность ума как тенденция вычленять математические отношения при восприятии, видеть мир «математическими глазами»). [20]
Кроме этого необходимо усвоить, что хотя способности и включают в себя определенные знания и навыки, но отнюдь не сводятся к ним. Хотя в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются.
Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие в требованиях, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.

В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.

Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные-- это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Наиболее общую классификацию способностей выделяет Маклаков: общие и специальные.

Общие способности - это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

Специальные - это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические. [18]


похожие статьи

Видео

Развитие творческих способностей детей через изо деятельность Ермакова  [ВИДЕО]Развитие творческих способностей у детей. Лариса Винникова  [ВИДЕО]
"Развитие воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста"  [ВИДЕО]
Детское Творчество/развитие творчества детей/наборы для творчества/творчество для детей/развитие творчества/творчество с детьми/творчество с ребёнком  [ВИДЕО]
Развитие художественно-творческой деятельности детей  [ВИДЕО]
Вебинар: "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста, в рамках доп. образования"  [ВИДЕО]
Творческое развитие детей от 3 лет  [ВИДЕО]
Попова ТЕ Развитие творческих способностей на занятиях музыки в ДОУ через дидактические игры  [ВИДЕО]
Изо-лепка  [ВИДЕО]
Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста  [ВИДЕО]
ИГРА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  [ВИДЕО]
Развитие творческих способностей младших школьников  [ВИДЕО]

Copyright © MirZnanii.com 2015-2018. All rigths reserved.