Смекни!
smekni.com

Любимая сказка как отображение актуальной жизненной ситуации (стр. 12 из 19)

• практически не меняют концовку выбранной сказки, то есть сказка развивает и заканчивается согласно сюжету;

• не меняют последовательность сюжета и не переходят с одной сказки на другую;

• периодически встречается дополнение сказки другими героями или выпадение некоторых персонажей.

То есть здоровые дети среди всего богатства сказок находят для себя ту, которая полностью устраивает, соответствует эмоциональному состоянию и мироощущению ребенка.

Дети, лежащие в больнице с родителями:

• практически не меняют концовку выбранной сказки, то есть сказка развивает и заканчивается согласно сюжету;

• 40% детей рассказывают сказки ярко, долго и эмоционально, дополняя сюжет подробными деталями или теряя часть деталей и в персонаже, при этом последовательность событий и сюжет может меняться, но не в силу потребности ребенка в изменении, а в силу схожести сюжетов разных сказок и характеристик персонажей.

Дети, лежащие в больнице с родителями рассказывают сказки целостно со всеми элементами, подробно. Для них важна скорее общая атмосфера происходящего и сюжет сказки.

Дети, лежащие в больнице без родителей:

• 44% в сказке указывают не всех героев, выбирают из сказки значимых для них персонажей, и рассказывают сказку именно про них не меняя сказку и в меньшей степени меняя последовательность;

• 31% детей, которые лежат в больнице без родителей, изменяют окончание сказки (дорабатывает в соответствии со своей ситуацией).

Для детей, которые лежат в больнице без родителей, характерен выбор персонажей, про которых дети ведут свой рассказ и, если концовка сказки (или элементы сюжета), не соответствует желаемому, то дети меняют их на соответствующие их представлениям (их состояниям). Можно предположить, что эти дети более пристально рассматривают сюжет сказок и образ героя, так как находясь в поиске конкретного значимого сюжета, схожего с их жизненной ситуацией; а если его не находят, то комбинируют разные уже имеющиеся.

Резюме:

Общим для детей всех групп является

• выбор в качестве любимого персонажа Главного Героя.

• наличие в сказках Помощника героя, что можно рассматривать как потребность в помощнике для решения трудных задач, которые встают в жизни ребенка. А также именно на фоне помощника возникает большее раскрытие «геройской» сущности главного персонажа.

У здоровых детей:

• наиболее полно представлены основные функции сказки, дети практически не меняют концовку выбранной сказки, то есть сказка развивает и заканчивается согласно сюжету, не меняют последовательность сюжета и не переходят с одной сказки на другую, что можно принять как возрастную норму;

• в сказках присутствует отправитель как отражение процесса сепарации от родителей как актуальной жизненной задачи и антагонист – как поле для отстаивания себя и своих интересов, а также «суперприз» как желаемая награда за самостоятельность;

• дети выделяют в качестве любимой функцию «победа, начальная беда или недостача ликвидируется», «последействие, погоня, трансфигурация - новый облик героя». Это оба состояния присущие победителю, а также и выплеск эмоций (драйв);

• здоровые дети среди всего богатства сказок находят для себя ту, которая полностью устраивает, соответствует эмоциональному состоянию и мироощущению ребенка.

Дети, лежащие в больнице с родителями:

• также практически не меняют концовку выбранной сказки, то есть сказка развивается и заканчивается согласно сюжету, но при этом последовательность событий и сюжет может меняться, но не в силу потребности ребенка в изменении, а в силу схожести сюжетов разных сказок и характеристик персонажей;

• также в сказках большое значение придается функциям «бытовые

ситуации», «победа, ликвидация недостачи» и «ход действия», что отражает развитие ситуации, с позитивным концом, без выплеска эмоций, когда важен процесс рассказа, повествования;

• практически не рассказывают сказки, где присутствует «отправитель», что можно рассматривать как неактуальность в проявлении самостоятельности, когда основная функция родителей не сепарация, а поддержка и помощь, а не «отправление в самостоятельное плавание».

Дети, лежащие в больнице без родителей:

• в сказке указывают не всех героев, выбирая значимых для них персонажей, и рассказывают сказку именно про них, и если концовка сказки (или элементы сюжета), не соответствует желаемому, то дети меняют их на соответствующие их представлениям / состояниям, что может свидетельствовать о том, что эти дети находятся в поиске конкретного значимого сюжета, схожего с их жизненной ситуацией; а если его не находят, то комбинируют разные уже имеющиеся;

• выделяют такие функции сказки как «получение волшебного средства», «героя спасает кто-то, а не он сам» и «получение подарка «на халяву»»; и практически не выделяет функцию «борьба с антагонистом, вредителем». То есть практически отсутствуют собственные активные действия героя, направленные на преодоление препятствий, герой ожидает, что эти препятствия будут преодолены «вдруг», сами по себе или с помощью действий других, то есть герой не задействует свои собственные ресурсы, что можно рассматривать как отражение состояния беспомощности.

• Мало представлена роль отправителя, как не актуальная для жизненной ситуации;

• в функции любимого момента особое значение придают «завязке» и

«свадьбе, воцарению, получению суперприза»: то есть для детей наиболее значим момент возникновения проблем – вход в ситуацию и выход из нее – положительно решение, завершение ситуации победой («все закончилось хорошо»), а внутреннее пространство сказки остается эмоционально игнорируемым;

• дарителя называют любимым персонажем только в группах болеющих детей.

Глава 3.3. Соотношение образов «Я», «Жизни» и «Любимого персонажа» в сознании ребенка

Для понимания особенностей соотношения представлений ребенка о себе и любимом персонаже был использован Семантический дифференциал. Для выявления достоверных различий в каждой возрастной группе был использован t-критерий для зависимых выборок. Полученные результаты представлены в таблицах 3.3.1-3.3.3.

Рассмотрим соотношение образов «Я» и «Любимый персонаж» у здоровых детей. Полученные результаты представлены в таблице 3.3.1.

Таблица №3.3.1.

Достоверные различия «Я» и «Любимый персонаж» у здоровых детей.

T-test for Dependent Samples

Я

Любимый персонаж

t

p

Веселый/Грустный - Я

1,38

0,74

Веселый/Грустный - Любимый персонаж

1,75

1,49

-0,70

0,50

Добрый/Злой - Я

1,25

0,46

Добрый/Злой - Любимый персонаж

1,63

1,06

-0,89

0,40

Хороший/Плохой- Я

1,00

-

Хороший/Плохой- любимый персонаж

1,25

0,46

-1,53

0,17

Счастливый/ Несчастный - Я

1,00

-

Счастливый/ Несчастный- любимый персонаж

2,13

1,36

- 2,35

0,05

Красивый/Некрасивый- Я

1,00

-

Красивый/Некрасивый- любимый персонаж

1,25

0,46

-1,53

0,17

Умный/Глупый- Я

1,00

-

Умный/Глупый - любимый персонаж

1,38

0,74

-1,43

0,20

Уверенный/ Неуверенный - Я

1,00

-

Уверенный/ Неуверенный - любимый персонаж

2,38

2,39

-1,63

0,05

Сильный/ Слабый - Я

1,00

-

Сильный/ Слабый - любимый персонаж

4,63

2,72

-3,77

0,01

Любимый/ Нелюбимый - Я

1,00

-

Любимый/ Нелюбимый - любимый персонаж

1,25

0,71

-1,00

0,35

Большой/ Маленький - Я

2,00

1,60

Большой/ Маленький - любимый персонаж

5,25

2,71

-2,76

0,03

У здоровых детей по четырем параметрам (Счастливый/ Несчастный,