Смекни!
smekni.com

Любимая сказка как отображение актуальной жизненной ситуации (стр. 17 из 19)

Типаж второй

В качестве любимого персонажа выбирается хороший, счастливый, уверенный, добрый персонаж в сказке, в которой не обязательна завязка и дарение. Ребенок не ожидает встретить такого друга как любимый персонаж.

Например, как Смешарики из м/ф «Смешарики», коротышки из м/Ф

«Незнайка», Винни-Пух из сказки «Вини-Пух и все, все, все» .

Ребенок не выдели в качестве значимых события, происходящие в семье. Он не отметит в себе когнитивные и общие способности, и не увидит свои трудности и особенности в способностях, самооценке, поведении, внешнем виде. Жизнь такому ребенку кажется легкой, веселой, доброй, хорошей, красивой, успешной, защищенной. Себя ребенок воспринимает как доброго, красивого, умного, уверенного, большого. Это описание свидетельствует о благополучной жизненной ситуации ребенка, о позитивной самооценки ребенка, когда он не акцентирует свое внимание на имеющихся трудностях или не имеет трудностей.

Т. е. если в качестве любимого выбирается хороший, счастливый, уверенный, добрый персонаж то это является отражением схожего со своим эмоциональным и психическим состояния. Ребенок не ищет в сказке «отдушину», а относится к ней как к развлекательно - познавательному элементу в жизни.

Результаты, полученные на выборке детей, которые лежат в больнице с родителей

У детей, которые лежат в больнице вместе с родителями, не выявлена четкая специфика взаимосвязи любимого персонажа и предпочитаемой сказки с жизненной ситуацией (самооценкой, жизненными событиями, отношениями в семье). Это свидетельствует о том, что сказка для этих детей не является отражением актуальной жизненной ситуации. Сказка не выступает как средство отражения и преодоления имеющихся трудностей. Полученные данные согласуются с результатами, описанными в предыдущих параграфах, когда поддержку в преодолении своих жизненных трудностей ребенок получает от семьи, которая находится вместе с ним.

Резюме:

При выявлении взаимосвязи типажа Любимого персонажа и сказочного сюжета и жизненной ситуации ребенка получены следующие результаты: у здоровых детей

• предпочтение «проблемного» персонажа связано с такими потребностями ребенка как снятие эмоционального напряжение, удовлетворение потребностей в достижении, актуализация ресурсного состояния для преодоления имеющихся трудностей; описанные типажи не являются единственно возможными, выявление и описание полного репертуара требует более глубокого исследования;

• предпочтение «благополучного» персонажа является отражением благополучного состояния ребенка, где нет давления и необходимости соответствовать ожиданиям взрослых, но при этом родители часто не считают, что это благополучная ситуация, но не давят на ребенка. у детей, болеющих без родителей

• предпочтение «благополучного» персонажа является отражением благополучного состояния ребенка, также как в группе здоровых детей.

• если у ребенка преобладает состояние беспомощности, ребенок не видит возможности в реальности самому справиться с возникшими трудностями, то для него значимым в сказке становится акт дарения, где происходят изменения ситуации «вдруг, само собой», существует спасение героя другим персонажем, и у ребенка есть потребность в реальности найти такого же друга. В такой сказке нет стратегии собственного преодоления, сказка выполняет компенсаторную функцию, являясь уходом в фантазии. у детей, болеющих с родителями

• нет ярко выраженной связи предпочитаемых персонажей с актуальным состояниям; сказка не выступает как средство отражения и преодоления имеющихся трудностей, или же существует слишком большой разброс ситуаций, поэтому типажи не выделились.

Выводы:

Исходя из анализа данных, полученных нами в ходе исследования, можем сделать следующие выводы о связи, предпочитаемой ребенком Сказки, Любимого персонажа и его актуальной жизненной ситуации:

1. Сказка для детей всех групп, является отражением актуальной жизненной ситуации ребенка.

2. При диагностике состояния и жизненной ситуации ребенка посредствам анализа персонажа, который является Любимым для ребенка, важен не только выбранный образ, но и параметры, которые являются значимыми для ребенка; то, на чем ребенок сам акцентирует свое внимание (характеристики Любимого персонажа и Любимый момент ребенка).

3. .Поскольку одни и те же типажи Любимого персонажа в целом повторяются в внутри группы имеющую сходную жизненную ситуацию, то можно говорить об устойчивой взаимосвязи между представлением ребенка о себе и своей жизни, и поведением окружающих с выбранной Сказкой и Любимым персонажем.

4. Общим для детей всех групп является выбор в качестве любимого персонажа Главного Героя, что можно рассматривать как отражение ребенка в Образе Любимого персонажа.

5. Сказка для ребенка выступает как пространство для психотерапии с помощью Любимого персонажа.

6. В сюжете сказки и предпочитаемых качествах Любимого персонажа отражаются специфические особенности ребенка и его жизненной ситуации, что может служить критерием для психодиагностики.

7. Дарителя называют Любимым персонажем только в группах детей, которые находятся в больнице, что можно рассматривать как проявление беспомощного состояния ребенка.

8. Наличие в сказках Помощника героя, можно рассматривать как потребность в помощнике для решения трудных задач, которые появляются в жизни ребенка.

9. Здоровые дети среди всего богатства сказок находят для себя ту, которая полностью устраивает, соответствует эмоциональному состоянию и мироощущению ребенка.

10. Дети лежащие в больнице с родителями в сказках большое значение придается функциям «бытовые ситуации», с позитивным концом, без выплеска эмоций, когда важен процесс рассказа, повествования, что может говорить о том, что родитель находящийся с ребенком выполняют компенсаторную роль в сложившейся жизненной ситуации.

11. Дети, лежащие в больнице без родителей в сказке выбирают значимых для них персонажей, и рассказывают сказку именно про них. Они меняют конец сказки на соответствующий их представлениям/состояниям, что может свидетельствовать о том, что для этих детей сказка является терапевтическим средством.

Заключение:

В этой работе мы определи основные теоретические подходы к изучению сказки. Рассмотрели функциональность и психотерапевтический, диагностический потенциал. Выявили место сказки и любимого персонажа в картине мира ребенка. Выделили типажи Любимого персонажа.

Наша гипотеза, которая заключалась в том, что : в сюжете сказки и предпочитаемых качествах Любимого персонажа отражаются специфические особенности ребенка и его жизненной ситуации, что может служить критерием для психодиагностики, подтвердилась. Мы выявили типажи Любимого персонажа для определенных жизненных ситуаций. Проделанная работа соответствует поставленным целям и задачам исследования.

Результаты данного исследования могут быть использованы для разработки диагностической методики для определения актуальных проблемных зон ребенка и его семейной ситуации на основе выбора сказки и Любимого персонажа. Так же эти результаты могут быть использованы в практике детского консультирования.

В качестве перспектив дальнейшего исследования можно отметить изучение функций сказки в отображении разнообразных критических жизненных ситуаций детей.

Мы исследовали группы детей находящиеся в определенных жизненных ситуациях, однако, наши наблюдения позволяют сделать вывод о том, что жизненных ситуаций, в которых может отображаться сказка очень много.

Список литературы.

2. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии //Вопросы психологии. - 1996. -№2. - с 73-85.

3. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы. Формулирующие половую идентификацию /Соотношение биологического и социального в человеке (материалы к симпозиуму в г. Москве - сентябрь 1975 г.). - М., 1975, с 777- 790.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М. С. Мацковского. - СПб - М.: "Университетская книга" АСТ. 1997 г.

5. Булашевич Т. С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром //Журнал практического психолога. - 1997. - №6.

- с 123-126.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. - М.,: "Просвещение", 1991.

7. Гинзбург М. Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками //Психологическая наука и образование. - 1997. - №1. - с 66-75.

8. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. - СПб.: "Белый кролик", 1995.

9. Граник Г. Г., Концевая Л. А. Восприятие школьниками художественного текста //Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с 43-52.

10. Жоль К. К. Мысль, слово, метафора. - Киев, 1994.

11. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка.

Учебное пособие. - М.: "Российское педагогическое агентство", 1997.

12. Кон И. С. Введение в сексологию. - М.: "Медицина", 1988.

13. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. - М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998.

14. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей /Соотношение биологического и социального в человеке (материалы к симпозиуму в г. Москве - сентябрь 1975 г.). - М., 1975, с 763-776.

15. Кон И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии. -