Смекни!
smekni.com

Теория и методика профессионального образования (стр. 33 из 88)

Культура есть отражение облика человека, его жизнедеятельности, приобретенного опыта, в котором аккумулируется освоение природного и социального мира. Связь культуры и образования проявляется в конкретной совокупности исторически сложившихся знаково-символических систем, вобравших в себя опыт бытия в виде:

- способов воспитания,

- развития мышления,

־ особенностей переживаний и действий,

־ знаний, умений и навыков познавательной деятельности, - ценностей и ценностных ориентации,

- способов и критериев оценки деятельности и ее результатов;

- норм отношений и поведения,

- целей и смысла своей духовной деятельности.

Культура как образовательная ценность в воспитании и развитии личности проявляется в форме:

- культуры бытия человека,

- специфики мышления человека,

- культуры досуга,

- культуры труда,

- культуры отношений,

- культуры мировоззрения,

- научной, этической, эстетической и иной деятельности, - культуры внешнего вида.

Педагогика, и в частности ее управленческий аспект, связаны с технологической культурой управления. Сама педагогическая технология выступает как сложный феномен, составными компонентами которого являются знания и информация. А.И.Ракитов отмечает, что культура входит в состав технологий. Еѐ эффективность и, так сказать, пригодность для общества зависит от культуры. В известном смысле, культура ставит границы технологии, поскольку технология зависит от информации (6, с. 22).

Образовательная ценность культуры состоит не только в ее содержании, но и в выполняемых функциях. Анализ теоретических исследований и практики показывает, что к функциям культуры следует отнести:

- познавательно-эвристическую функцию. Она связана с овладением знаниями и умениями, терминальными и инструментальными ценностями; с осмыслением своих творческих сил и возможностей; с эвристическим подходом к познавательной деятельности;

- трансляционную функцию. Она связана с передачей обучающимся, подрастающим поколениям социального наследия, социокультурных ценностей. Сама трансляция опыта (культуры) осуществляется посредством сложных знаковых систем в словах, символах, формулах, знаках и т.д.;

- регулятивно-аксиологическую функцию. Данная функция проявляется как система общественных норм и ценностей в сфере межличностных отношений. Дело в том, что ценности выступают как основной системообразующий элемент культуры. Регулятивная функция культуры поддерживается общественным мнением, моралью, правом. Культура регулирует повседневное поведение человека во всех основных формах его жизнедеятельности. Без регулятивной функции культуры общество вообще бы не смогло существовать.

4. Культурологический подход в изучении и организации педагогического процесса

Процесс образования личности есть культурологический процесс. Поэтому в организации педагогического процесса, при изучении проблем воспитания необходим культурологический подход, включающий в себя совокупность методов, содержание и принципы. Анализ педагогической теории и практики показывает, что к культурологическому подходу, как способу познания, следует предъявить следующие требования:

- рассмотрение педагогических проблем с позиции приобщения личности к культурным ценностям. Развитие культуры, ее влияние на человека происходит только в процессе включения личности в социокультурное пространство, культурные ценности. Единственным путем присвоения культурных ценностей выступает процесс образования личности;

- рассмотрение образования как процесса потребления культурных ценностей. Дело в том, что «посредником» и «потребителем» культуры является, прежде всего, сфера образования. Культурный тест сотворить и прочитать может только образованный человек, с развитыми культурными потребностями. Организация процесса обучения по выбору культурных ценностей принадлежит образованию. Образование изначально предполагает отбор информации разных видов, определение пропорций, этапов и методов ее усвоения, что составляет суть организации педагогического процесса присвоения культуры;

- рассмотрение человека субъектом, сердцевиной культуры. Л.П.Буева считает, что человек является «живым агентом», творцом-созидателем, хранителем, посредником и потребителем культуры (1, с.15);

- рассмотрение воспитания, образования личности в связи с конкретной социокультурной средой, выступающей источником развития и существования личности;

- рассмотрение процесса образования личности, особенно в многонациональной среде, как диалог культур, взаимодополнение, ведущими элементами которого являются взаимодействие (взаимовлияние), содержание нравственных ценностей (норм). Анализ теоретических исследований и педагогической практики показывает, что педагогическая сущность культурологического подхода состоит в осмыслении с культурологических позиций:

- терминов и понятий, категорий и закономерностей, принципов и факторов педагогики;

- рефлексивного подхода к культуре личности как ценности;

- ориентации личности в социокультурных ценностях;

- отбираемых ценностей, их включение в структуру личности;

־ руководство ценностными ориентациями в повседневной жизни.

Таким образом, культурологический подход выступает способом познания и организации педагогического процесса, исходя из ориентации в культурных ценностях.

5. Культурологический подход как педагогический принцип

Идею культуросообразного образования мы встречаем в трудах Я.А. Коменского (ХVII в.), но научное обоснование принципа культуросообразности в педагогике впервые обосновал немецкий ученый-педагог А. Дистервег (XIX в.).

Принцип культуросообразности А.Дистервег выводит из истории развития народа, истории его культуры, преемственного развития общества и личности. Он требует установления связи всякой последующей ступени развития с предыдущей. «Иначе говоря, всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно» (3, с.

229).

Принцип культуросообразности А. Дистервег относит к образованию, воспитанию, обучению. Организуя педагогический процесс требует, опираться на данный принцип, принимать во внимание «условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом -всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика» (3, с. 190).

В современных условиях, принцип культуросообразности следует рассматривать более в широком плане. Он требует учета экологии взаимодействия человека с окружающей природной средой, человека с человеком, отношение человека к самому себе, то есть воспитание культуры отношений. Поэтому речь следует вести о культурологическом подходе как педагогическом принципе.

Вместе с тем, практика показывает, что отношения должны быть положены в основу культуросообразного воспитания. Т.П. Малькова отмечает, что в социальной деятельности происходит ее персонификация, реализация творческой активности личности. Сама творческая активность (процесс создания культурных ценностей) обусловливается наличием соответствующих условий развития культуры, владение соответствующими кодами, матрицами, стереотипами (14, с. 107-108).

Речь идет о культурологическом подходе как принципе, рассматривающего культуру, как многоплановую, многослойную ценность, интегрирующей множество культур. Вместе с этим следует учитывать, что знание культуры еще не делает человека культурным. Можно знать диалектику, но не быть диалектиком в жизни. Само знание о культуре нейтрально. Важна ориентация личности на культурные ценности.

Исходя из философии культуры, культурологический подход как принцип, основывается на системе других подходов, в том числе на:

- аксиологическом подходе, связанном с миром культурных ценностей. Исходя из ценностного подхода, культура есть ни что иное, как реализация идеально-ценностных целей. Главное в этом подходе - понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость;

- деятельностном подходе, выступающем как способ человеческой жизнедеятельности. Деятельностный подход рассматривает культуру с процессуальных позиций: как творческий процесс, реализуемый на основе единства объективных и субъективных факторов, предпосылок:

- семиотическом подходе, в котором фиксируются существенные характеристики культуры: внебиологические знаковые механизмы передачи опыта через социокод (понятия, матрицы, знаки, коды, формулы и т.д.);

- структуалистском подходе, рассматривающим культуру как совокупность социальных элементов, «культурных образов» -носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность;

- социологическом подходе, рассматривающим культуру, как социальный инструмент, дающий обществу системное качество, позволяющее рассматривать его как устойчивую целостность;

- гуманистическом подходе, акцентирующий внимание на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры (личность как культурная ценность) (7, с. 349-350). Культурологический подход как принцип педагогики требует приобщения личности к различным видам культуры, в том числе к:

- нравственной культуре, в которой фиксируются достигнутый обществом уровень представлений о добре, зле, долге, чести, справедливости и т.д. Приведенные и другие нормы регулируют отношения, поведение и деятельность людей;

- политической культуре, связанной с приобщением личности к идеалам и ценностям общественного устройства, оптимальным формам взаимоотношения граждан и государства;