Смекни!
smekni.com

Биологические предпосылки, прижизненное формирование. Характер и личность (стр. 2 из 3)

Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

3. Предпосылки.

В научной литературе много фактов сходства характеров прослеженное в родословных линиях, связи с телесной конституцией, раннее появление и стабильность свойств аномальных характеров в течение жизни, в исследовании нормальных характеров с применением близнецового метода. Генетические и биологические основы характера часто вызывают критику. Упреки сводятся к двум пунктам: происходит биологизация личности и утверждается генетическая предопределенность свойств личности и ее судьбы.

1. Биологические или генетические «основы» обсуждаются в отношении характера, а не личности, а если говорить более точно, то в отношении темперамента. Именно темпераменты составляют ту часть психического, которая «...стоит в корреляции со строением тела». В характер входят также «...экзогенные факторы, особенно результаты воспитания и среды, чуждые понятию конституции». Точка зрения Э. Кречмера практически ничем не отличается от понимания темперамента как генотипа и характера как фенотипа, предложенного И. П. Павловым. Биологические свойства организма определяют темперамент, а последний составляет основу характера, то можно рассматривать определённые свойства организма как органическую базу характера, опосредствовануюю условиями жизни, т.е. биологические или генотипические предпосылки характера. Авторы типологий обращают большое внимание на свойства темперамента, отличающих каждый тип. (Примерами могут служить эмоциональная теплота циклоидов и холодность шизоидов, повышенная чувствительность и истощаемость астеников, сила влечений и вязкость аффектов эпилептоидов и др.).

2. Генетические предпосылки характера не означают утверждение его генетической предопределенности. Согласно положениям современной генетики наследуется лишь норма реакции, т. е. набор различных способов реагирования на средовые влияния. То, как оформятся генетические предпосылки в реальные психологические свойства, зависит от взаимодействий этих предпосылок и условии среды. Поэтому при обсуждении формирования характера нельзя сбрасывать со счетов ни генетический, ни средовой факторы.

В психиатрической литературе описаны истинные (ядерные) психопатии, в происхождении которых решающая роль отводится неблагоприятной наследственности. В этих случаях установлен тот же тип характера у родителей, сибсов и у родственников. Отмечается также раннее проявление аномалий характера и их относительная неизменность в течение жизни. Психопатии могут возникать даже при самых благоприятных условиях воспитания. К формированию психопатий могут привести исключительно тяжелые социальные условия, при нормальном исходном фоне, биологически вредные средовые воздействия (мозговые травмы, инфекции), особенно пришедшиеся на пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Большинство занимают случаи при которых «семена дурных средовых воздействий упали на подходящую для них эндогенно подготовленную почву» т. е. при генетической предрасположенности ребенок оказывается в условиях неблагоприятного воспитания, что и приводит к заострению определенных черт характера. Анализ проблемы приводит к следующим выводам: детерминанты свойств характера в особенностях генотипического фона, так и средовых воздействий. Степень участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть различной. Генотипические и средовые влияния на характер могут алгебраически суммироваться: при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к аномалии может не реализоваться или не привести к патологии.

4. Характер и личность

Представления о характере и личности позволяют не только разделить эти «образования» в человеке, но и поставить важный вопрос об их соотношении. С одной стороны, участие характера в формировании личности, с другой стороны, можно говорить об обратном влиянии личности на характер.

1. Индивидные свойства есть условия, или предпосылки формирования личности, материал типологий характера позволяет содержательно рассмотреть этот тезис. Однако эти целостные картины нуждаются в расчленяющем анализе. Такой анализ авторами до конца не доводится: ими не фиксируется переход в описаниях от собственно характерологических структур к личностным. В результате создается почва для критики, о которой описано выше, – упреков авторов типологий в биологизации личности.

Фактически в «типах характеров» показана типичность и, следовательно закономерность сочетаний определенных черт характера с определенными чертами личности, последние выделяются иногда в особые рубрики, где под названиями «социальная установка», «социальное значение» прослеживаются особенности социальных позиций и отношений, т. е. личностные черты, типичные для представителей каждого характера. Важная задача проследить механизмы возникновения личностных качеств в связи с некоторыми ярко выраженными чертами характера.

Пример влияния акцентуаций характера на формирование личности в подростковом возрасте. Решающее значение для развития личности подростка имеет его отношение к социальным нормам и ценностям. Из-за особенностей своего характера подросток обнаруживает разное отношение к ним. У гипертима обычно очень выражена «реакция эмансипации», что осложняет процесс усвоения социальных норм. Сензитивный подросток сохраняет детскую привязанность к взрослым, охотно подчиняется их требованиям. В результате у него рано формируются чувство долга, чувство ответственности, повышенные и даже завышенные моральные требования к себе и к другим.

Можно сказать, что активность общества, направленная на формирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом, «встречает» в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в «типах характера», хотя точнее следовало бы говорить о «личностно-характерологических типах». Еще раз подчеркну, что типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности.

2. Теперь об обратном отношении влиянии личности на судьбу характера. Проявления характера гораздо более непосредственны, чем проявления личности. Когда человек «отправляет» свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется». Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается». Иными словами, с развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это может быть выражено общей формулой, согласно которой личность в своем развитии "снимает" характер.

А. Ф. Лазурский вводит понятия эндопсихики и экзопсихики. Под эндопсихикой он понимает совокупность внутренних психических (и психофизиологических) функции, относя к ним темперамент, характер, умственную одаренность и т. п. Экзопсихикой называет совокупность отношений личности – отношений к природе, обществу, духовным ценностям, к собственной душевной жизни. Рассматривая различные степени зрелости (взрослой) личности, Лазурский выделяет три уровня: низший, средний и высший. Так вот, при характеристике личностей каждого уровня он пользуется различными понятийными средствами. Суть этих различий в том, что, переходя от низшего уровня к высшему, автор постепенно перемещает акцент своих описаний с эндопсихики на экзопсихику.

Представителей низшего уровня Лазурский разбивает на следующие типы: «рассудочные» (преобладает ум), «аффективные» (преобладает чувство), «активные» (преобладает воля). Классификация производится по признаку того, как живут и действуют данные лица. Обращаясь же к высшему уровню (я пропускаю средний), автор предлагает делить их представителей по видам ведущей деятельности, т. е. по тому, ради чего эти люди живут. Рубриками классификации здесь оказываются различные сферы социальной и культурной жизни, в которых личности высшего уровня находят свое настоящее призвание, а именно: «знание», «красота», «альтруизм», «общество и государство» и др. переходя от низшего уровня к высшему, А. Ф. Лазурский исключает из описания человеческой индивидуальности черты характера, заменяя их свойствами личности.

Нельзя думать, что «снятие» свойств характера личностью происходит всегда. Сказанное выражает лишь самую общую тенденцию. Часто эта тенденция реализуется не до конца, а иногда встречает серьезные препятствия в виде резко выраженных черт характера, которые еще более усугубляются внешними условиями. В таком случае личность оказывается не в состоянии преодолеть или «переработать» свой характер. Тогда последний оказывается существенной детерминантой поведения, а иногда и тормозом к развитию личности (что и наблюдается при психопатиях).