Смекни!
smekni.com

Политизированные неформальные объединения молодежи: особенности и этапы развития (стр. 2 из 3)

Если на момент своего возникновения НОМ представляет собой группу единомышленников из четырех-десяти человек, то при успешном заявлении о себе даже внутри своей студенческой молодежной среды в течении двух-шести месяцев его численность может увеличиться в двое-трое, а в случаи революционной ситуации, когда время будто бы `сжимается` и многие события начинают происходить с `неуловимой` быстротой, - в десять-двенадцать раз. В этот момент политизированный НОМ может не иметь никакого влияния в политической ситуации в данном населенном пункте, может не иметь общего денежного фонда, однако, столкновение интересов и появление в зачатке оппозиции, которая может возникнуть, при переходе НОМа от стадии группы к стадии влиятельного политического объединения, происходит уже сейчас. Причиной такого столкновения становиться появление второго (или третьего) лидера. Дружеская атмосфера, которая должна царить в НОМе (при ее отсутствии группа быстро распадется), при самых разных различиях возрастов, характеров и пр., способна `гасить` разные психологические конфликты, но как только в группе появляется второе лицо, завоевывающее авторитет, способное последовательно критиковать некоторые шаги и воззрения лидера с этим следует связывать именно с этим новым этапом развития политизированного НОМа. `Второй лидер`, внутренняя (не обязательно деструктивно-направленная) оппозиция появляется именно после выхода группы за пределы первоначальных условий (хотя и не сразу, конечно).

Следующий, третий этап НОМа настает, когда основная инициативная группа, образовавшая его, выходит из студенческого возраста, приближаясь примерно к своему 25-летию и у НОМа появляется своя начальная база (офис, издание журнала или газеты), и постоянные направления социально-политической деятельности, которые он начинает вести. От этого третьего этапа, остается всего один шаг до того, как политизированный НОМ раствориться - то есть, превратиться в более менее заметное политическое объединение (как по количеству членов, так и по географическому охвату, выйдя, возможно, за рамки того населенного пункта или городского квартала, где он сформировался).

Американский анархист, идеолог так называемого либертарного муниципализма Мюррей Букчин (Myrrey Bookchin, г.р. 19 21)(8), так описывает историю одного из политизированных НОМов Канады. `Итак, Росапулос организовал свою группу из 10-15 анархистов, и эта группа оказалась очень стабильной. В конце семидесятых годов Монреаль переживал настоящий ренессанс и стал центром бурлящей социальной активности`(9). Постепенно развиваясь, этот НОМ, в коалиции с другими левыми Монреаля в середине 1970-ых годов создали Монреальское Городское Движение (Montreal Citizens Movement - MCM), в котором анархисты заняли сильные позиции. `На первых выборах МСМ выиграло 10% мест в городском совете и стала второй крупнейшей политической организацией Монреаля`(9). `Анархистская фракция, у которой так было много влияния в МСМ, после вторых выборов (на которых МСМ проиграло), распалась<:>Также как и немецкие зеленые МСМ превратилась в обычную партию`(10). Упоминаемый Букчиным, политизированный НОМ, развился на локальном уровне до влиятельного политического объединения, которое создал в коалиции с другими, политически родственными силами.

В истории социальных движений недавнего прошлого существовали примеры движений почти полностью состоявших из НОМов. Мы имеем ввиду ни только НОМы, появившиеся в СССР в период Перестройки, но и так называемое европейское автономное движение периода конца 1960-ых, 1970-1980-ых годов, которое представляло из себя конгломерат групп экологической, феминистской, культурной, сквоттерской (от англ. - `squatting`, движение захвата пустующих зданий (12)) направленности. Автономное движение, привнесшее в западный левый радикализм новую свежую струю, показывает, что НОМ (а как правило современный политизированный НОМ нелояльно относится к традиционным левым идеологиям - ленинизму, маоизму, троцкизму и пр.) далеко не обязательно стремиться к оформлению в политическую партию. Многие политизированные НОМы, возникавшие в 1970-1980-ые годы в Европе именно по причине отрицательного отношения к традиционным левым идеологиям, большинство сил бросали ни на партростроительство, а на то, чтобы закрепиться на локальном уровне, занять какой-то определенный район мегаполиса и через органы местного самоуправления влиять на политическую ситуацию во всем населенном пункте в целом. Политизированные европейские НОМы, образовавшие автономное движение, создали своеобразную концепцию `отказа от политики`, то есть отказа от участия в парламентаризме на общегосударственном уровне. `Автономисты никогда не унифицировали идеологию<:>, утверждая, что борются они `не за идеологию, не за пролетариат, не за людей, а за политику личности`<:>Их политическая территория лежит где-то между `зелеными` и RAF, где-то между парламентским представительством и партизанской войной`(13). Партия Молодых (Yоung International Party - то есть `йиппи`, `хиппи` - в русском произношении), появившаяся в США в 1960-ые годы на волне пацифистского движения против войны во Вьетнаме, от названия которой появилось получило обозначение одно из ответвлений молодежной субкультуры, хотя и называлась `партией` на самом деле по своей структуре не являлась таковой. Неплохим примером может быть и `студенческий бунт` мая 1968 года в Париже, когда из разных студенческих групп на несколько месяцев возникло движение `22 марта`, в течении нескольких дней удерживавшее под своим контролем ВУЗы и некоторые кварталы Парижа.

Наиболее удобным для нас примером развития политизированного НОМа не в сторону `партостроительства`, а в сторону локального закрепления и развития общественных инициатив является `Свободный город` Христиания в Копенгагене (Дания), который, первоначально развившись из коммуны хиппи, существует и по сей день уже более тридцати лет. В 1971 году группы представителей молодежной субкультуры хиппи заняли несколько пустующих казарм, некоторые из которых были построены еще в 18 веке, где создали коммуну, на которую первое время муниципальные власти смотрели сквозь пальцы. Постепенно коммуна стала разрастаться, а в 1973 году после выборов новая власть решила, что пора, наконец, очистить территорию, но натолкнулась на сопротивление - Христиания ответила грандиозной пиар-акцией. В Копенгагене в этом году должен был проходить очередной саммит НАТО и министерство обороны Дании, видимо, вспомнило о захваченных хиппи казармах. В результате, театральная группа примерно из сотни человек, переодевшаяся солдатами НАТО, стала захватывать редакции некоторых СМИ, так что вся страна несколько часов находилась в недоумении, полагая что Данию на самом деле стали оккупировать войска Северного Альянса. Другой удачной акцией была рождественская раздача подарков, организованная для детей, одиноких и малообеспеченных граждан в1975 году. Около сотни актеров, переодевшиеся `дедами морозами`, набегали на супермаркеты и совершали самовольные экспроприации. Полиция, безусловно, без особого труда справилась с таким альтруизмом, однако, на следующий день первые полосы многих газет украшали фотографии, на которых полицейские избивали Санте-Клаусов.

В 1976 году, когда в Христиании уже была налажена своя собственная инфраструктура (заработали несколько магазинов, фабрика и кафе, была построена общественная баня, детсад, ясли, а также создана служба по уборке мусора) власти вновь предприняли попытку ликвидировать Христианию, которую им пришлось отложить под влиянием массовых выступлений протеста. В конце 1970-ых, когда в Европе распространилась субкультура панков, особенно остро встала проблема тяжелых наркотиков, которую приходилось решать принудительными мерами: наркоманов и наркодиллеров пришлось выгонять - первым предлагали лечиться, вторых видеть в Христиании больше не хотели. Почти на протяжении всего существования Христиании, ей приходилось вступать в конфронтации с государственной властью, которая всегда первая инициировала конфликты, не допуская какую бы то ни было независимое в полном смысле этого слова от нее самоуправление и только в начале 1990-ых когда Христиания, в которой к этому времени сложилась своя собственная законодательная система, не зависимая от официальной системы Дании, согласилась уплачивать некоторые общегосударственные налоги, отношения с ней несколько нормализовались. С середины 1970-ых Христиания стала иметь своего представителя в городском совете Копенгагена, и существует до сих пор, представляя из себя своеобразную Парижскую Коммуну (скорее, правда, в анархистской, а не марксистской интерпретации), с одной стороны привлекая внимание туристов (14), с другой внимание социологов и политологов, как своеобразный феномен мини-общества, функционирующего ни по государственническим, а анархистским принципам политического устройства(15).

Четвертым и, таким образом, заключительным этапом развития политизированного НОМа, является его `растворение`, которое может произойти либо вышеописанным способом - путем вовлечения все большего количества участников и превращения в общественно-политическое движение (объединение), либо путем оформления в политическую партию. Главными особенностями этого этапа, на наш взгляд, являются: 1.увеличение численности НОМа 2.попытки выставлять своих кандидатов на выборы в органы власти на местном уровне, или на уровне всей страны 3. приближение лидирующего в НОМе звена людей к 30-летнему и далее возрасту. Политизированный НОМ, в котором больше, чем 50 постоянно участвующих в его мероприятиях человек, фактически уже не является внутри себя одной группой. Попытки выдвигать на выборах в органы власти своих кандидатов свидетельствуют о том, что в НОМе есть люди, которые определились с выбором жизненного пути и хотят посвятить его (или часть его) политике. Людей, которым 30 и более лет, на вряд ли уже можно отнести к молодым.