Смекни!
smekni.com

Основные стадии в развитии политической науки, их общая характеристика (стр. 2 из 3)

С его точки зрения, искусство править государством состоит прежде всего в возможности помочь обществу. Верил, что единственная прочная добродетель — та, что произрастает на почве свободы.

Теория демократии А. де Токвиля.

Известно, что Токвиль допускал неточности при использовании слова «демократия». У него не было единого и ясного понимания этого термина, он постоянно употреблял это слово в разных значениях.

Сначала это слово означало для него стремление к уравниванию всех сторон жизни общества. Он полагал, что это стремление является наиболее важным и неизбежным плодом Французской революции, и именно этому феномену уделял самое глубокое внимание. В то же время он употреблял это слово для обозначения представительской формы правления. Иногда оно принимает у него значение «народ», особенно когда он говорит о непокорных массах. Этим же словом он называет всеобщее избирательное право, а также быстрое движение общества к равенству, которое сметало все привилегии, особенно в области политики. Вероятно, это объясняется его убеждением, что стремление к демократии он обнаружил в Америке, хотя исследователи его творчества и его друзья полагают, что туда он приехал, что бы своими глазами увидеть последствия тех тенденций, которые, как ему было известно, уже зародились в Европе. К тому времени, когда он начал анализировать свой американский опыт, принципы, на которых строились его размышления, уже сформировались.

Основная мысль его «Размышлений о девократии в Америке» — признание исторической неизбежности упадка аристократии и повсеместного движения в сторону равенства и демократии. «Постепенное развитие равенства есть факт провиденциальный и имеет все главные признаки такового: оно существует во всем мире, постоянно и с каждым днем все более ускользает из-под власти человека, и все события, как и все люди, служат этому развитию.» Любые попытки приостановить это движение к демократии означали бы сопротивление «божьей воле». Рационалистическим объяснением тому Токвиль считает то, что цели демократии «полезнее», чем цели аристократии, они соответсвуют принципу социальноц справедливости, то есть достижению благосостояния если не всех, то по крайней мере большинства граждан. «Законы демократии исходят от большинства граждан, которое может ошибаться, но не может иметь интересов, противополржных ему самому.» Аристократия же создает блага для меньшинства.

Хотя член демократического государства беднее аристократа, демократическая нация в целом сильнее аристократической. В то же время аристократия имеет перед демократией преимущества в области искусства государственного управления и законодательства. «Владея собой, она не склонна к случайным увлечениям; она имеет далекие замыслы, которые умеет сохранить до тех пор, пока не представится удобный случай к их исполнению.» Демократия же поступает иначе: «законы ее почти всегда неудовлетворительны и несвоевременны», поэтому она «часто бессознательно работает против себя». Поскольку демократия может стать игрушкой страстей, необходимо оградить ее от этой опасности, введя двухпалатный принцип, каким является «конституционная экспертиза». Тем не менее, самая лучшая аристократия (английская) хуже самой лучшей демократии (американской).

Величайшей заслугой американской демократии Токвиль считает систему сдержек и противовесов (checks and balances), а также принцип разделения властей. Американцам весьма повезло с составителями Конституции, их страна занимает выгодное географическое положение, но наиболее важным фактором их успеха следует считать особенности их нравов и то, что они наяали свою историю «с нуля».

Токвиль защищал либеральные устои, главным для него была свобода выбора, а «тирания большинства», как и всякая другая тирания, внушала страх, почему он и предпочитал представительскую форму правления, считая, что чем меньше у власти законных полномочий, тем слабее угроза тирании.

В основе идеального правления по его мнению должна лежать частная собственность, равенство людей перед законом, закрепленное конституцией. Всеобщее избирательное право считал опасным излишеством, предлагая дать право голоса совершеннолнтним мужчинам при прохождении ими имущественного ценза.

Социально-политическое учение Дж.С. Милля.

По сравнению с учением И.Бентама, идеи Милля были следующим этапом развития утилитаризма в буржуазной политической теории. Милль внес важный вклад в развитие буржуазной методологии научного познания социально-политических явлений, а также в дальнейшую разработку номативных основ политической теории либерализма.

Милль сосредотачивает свое внимание на анализе форм социально-политического мышления. Считая, что они определяют реальность, ищет пути упорядочивания «фактов опыта» в политике. В его нормативной политической теории можно выделить несколько «этажей»: Этику, социальную и политическую философию, а также конституционно-правовые взгляды.

Справедлиость по миллю имеет своей основой пользу и сставляет главную часть всякой нравственности. Все, что ведет к достижению счастья — справедливо. Справедливость — те нравсвенные требования, которые в сумме занимают высшее место в ряду требований общей пользы «и поэтому имеют высшую обязательность, чем другие требования». По своему же материальному содержанию категория справедливости раскрывается через трактовку основной проблемы социально-политической философии Милля —взаимоотношений личности и общества. Милль четко сформулировал либеральную трактову этого вимоотношения, характерную для эпохи апогея домонополистического капитализма. В определении этих взаимоотношений Милль исходит из интересов и блага буржуазного индивида, но не так как это делал Бентам. Либерализи Милля — более зрелый и гибкий по сравнению с бентамизмом. Острая классовая борьба в англии, свидетелем которой был Милль, развеяла иллюзии о возможности тождества интересов правящих и управляемых с помощью всеобщего избирательного права, а с другой стороны поставила перед господствующим классом насущную задачу стабилизации и укрепления сильной власти в условиях буржуазной демократии.

Милль смотрит на выбор политического учреждения скорее с моральной и воспитательной точки зрения, чем точки зрения материальных интересов. Ценность общего блага милль раскрывает как взаимный учет противоречивых интересов не только индивидов, но и классов. В своей этике он выступает как непосредственный предшественник солидаристких концепций. Верил в возможность нравственного самоусовершенствования человека, но в то же время считал необходимым спомощью конституционных ограничений предотвратить вредные для «общего блага» последствия эгоистических начал в человеке. Милль обвиняет современных ему политические учения в том, что они подавляют свобрдное развитие индивидов, и ставит в центр своей философии истории и социальной философии понатия свободы и прогресса. Единственно неистощимым истчникомпргресса считает свободу, ибо благодаря ей может быть столько езависимых центров прогресса, сколько и личностей. Глубоко верит в естественность и необходимость плюрализма мнений и политических позиций, ссылаясь, как на своего предшественника на В. Гумбольдта.

Одним из первых буржуазно- либенральных идеологов указал н опаснось для буржуазного индивидуума роста значения массы «средних» людей опасности для личноти и самого проггресса). Современная Миллю демократия не была действительным правлением народа, то есть большинства трудящихся, но лишь правлением большинства в рамках господствующего класса. Против пороков этого буржуазного правдения большинства, в пользу просвещенного меньшинства и выступает Милль. Взгляды Милля на политику менялись в течение его жизни.

Позиция Милля типично либерально двлцственная: он и против консервативных учеждений и политики, и против действительного народовлсастия, правления «непросвещенных» низов. Кредо Милля — «сглаживание тех неровностей, которыми судьба несправедливо наделила все человечество, в рамках ныне существующего общественного порядка». (Маркс: Милль пытается примирить непримиримое.) Неравное распределение собственности, например, хотя и несправедливо, но полезно на практике, отказз от права на частную собственностиь и ее наследование — еще болнн несправедлив.

Милль верит в неизбежность роста социальной солидарности и равенства и в возможность мирными средствами устранить недолстатки буржуазной демократии. Путь, который он выбирает, отнюдь не былнов для буржуазно-политической идеологии, это путь соответствия формальных политических институтов без перестройки экономической основы общества. Подчеркивает актуальность идеалв конституционализма для современного ему общества. Воля народа означает волю большинтва или тех, кто признает себя большинством, следовательно, инородная власть может угнетать часть народа, следовательно, необходимы меры против злоуптребления. «Тирания большинтва», обыкновенно, включается в число тех зол, против которых общество должно быть настороже. Буржуазная демократия, проведенная в отншении представительства, опасна для буржуазного индивида и должна быть ограничена (см. Токвиля). Все, что уничтожает индивидуальность, есть деспотизм."

Для обоснования прав индивида исходит из принципа пользы, как для личности, так и для общества. Абсолютно убежден, что права индивида есть сфера, свободная от вмешательства государства, и из этого праввила существует очень мало исключений. Вмешательства возможны только для самосохранения, но не для личного блага.

Основной принцип деятельности государства: оно не олжно мешать свободе деятельности индивидов и их ассоциаций, но призвано помогать им в этой деятельности, делать все, чтобы развивать в обществе дух самодеятельности и предприимчивости.