Смекни!
smekni.com

Футуросинергетика западной цивилизации (стр. 2 из 4)

гегемонистские претензии на право управлять миром - не что иное, как первая фаза грядущей социокультурной катастрофы. Западная цивилизация достигла окрестности бифуркации и оказалась перед лицом глубокого системного кризиса.

Научно-техническая революция привела к тому, что в последние десятилетия XX века западный мир осуществил переход к пятому, информационному технологическому укладу. Согласно Ю. Яковцу, в настоящее время до 40% валового внутреннего продукта США относится к информационной производственной сфере [19], а по данным С. Глазьева, скорость роста пятого уклада в США составляет 2-2,5% в год [20]. Идеологи информационного общества вроде самого богатого человека планеты президента корпорации "Майкрософт" Б. Гейтса обещают резкое повышение уровня жизни людей, так как управление хозяйственной деятельностью станет более разумным [21].

Таблица I

Мировые цивилизации в XXI веке

Типы цивилизаций Доля населения, % Доля ВМП. %
1995 г 2010 г 2025 г 1995 г 2010 г 2025 г
Западная 13 11 10 47 46 43
Китайская 25 24 23 11 14 17
Исламская 14 18 21 11 12 15
Индуистская 15 16 17 2 1,5 3
Латиноамериканская 9 10 9 8 8 9
Африканская 9 11 14 1 1 1
Православная 8 7 6 5 4 5
Японская 2 1.5 1 8 8 8

Но райское информационное общество - это скорее всего очередная социальная утопия. Всеобщая информатизация порождает новые проблемы. Искусственный интеллект усиливает не только человеческий ум, но и глупость. Чрезмерная информативность может привести к тому, что люди почти перестанут общаться друг с другом [7, с. 393]. Предсказывают также возможность поставить под тотальный контроль поголовно все население западных стран.

Продолжающийся рост численности населения отсталых стран и реализация ими программ промышленного развития еще более усугубят проблемы, стоящие перед западной цивилизацией. "Вспышка цивилизаций и перестройка мирового порядка" - так назвал С. Хантингтон свою монографию, посвященную этим проблемам [23]. В табл. 1 приведен составленный им прогноз роста доли населения и валового мирового продукта (ВМП) для основных цивилизационных центров на период времени до 2025 года. Судя по этим данным. Запад ждут в XXI веке непростые испытания.

Если западной цивилизации удастся избежать социально-политической и экологической катастрофы, то достичь этого она сможет лишь на пути радикальной системной трансформации. Нельзя исключить и возможность утраты ею социокультурного единства, достигнутого в результате тысячелетнего развития, скатывания к безвременью нового средневековья, о чем предупреждал еще Н. Бердяев [24].

Не исключено и другое. Завершение эволюционной программы капитализма не равнозначно исчерпанию эволюционного потенциала западной цивилизации. Новый исторический субъект может выковаться в процессе очередного витка научно-технической революции. В соответствии с закономерностями цикличной динамики и социо-генетики можно ожидать, что в первых десятилетиях XXI века будет происходить переход к шестому, "постинформационному", технологическому укладу. Традиционные аспекты технологического ядра этого уклада рассмотрены в книгах Яковца и Глазьева [19, 20].

Предстоящие изменения будут носить намного более революционный характер, если развитие пойдет на основе принципиально новых открытий мировоззренческого характера. Эти наиболее перспективные возможности, связанные в первую очередь с исследованием проблем квантового вакуума, проанализированы в монографиях [25, 26]. В подобном случае эволюционные процессы мировой цивилизации в наибольшей степени будут соответствовать концепции ноосферы В. Вернадского [27, 28].

XXI век: альтернативные сценарии эволюции

В качестве следующего шага надо перейти от анализа реальных проблем западной цивилизации к построению ее модели. Поскольку системный кризис поставил западное сообщество на порог бифуркации, его дальнейшая эволюция носит по необходимости поливариантный характер. Поэтому моделирование процесса эволюции западной цивилизации за порогом бифуркации должно начинаться с построения спектра эволюционных сценариев. Сводка этих сценариев, составленная на основе обобщения выполненного выше анализа, представлена в табл. 2. В ней указаны основные факторы, которые могут играть роль при переходе к соответствующему сценарию.

Таблица 2

Сценарии эволюции Запада

Сценарии Основные факторы
1. Сохранение современного положения
2. Мировая тоталитарная система
3. Новое средневековье
4. Раскол мирового сообщества
5. Экологическая катастрофа
6. Переход к ноосфере
Контроль ТИК над мировым рынком. Высокий уровень ВМП. Обновление технологической структуры развитых стран Стратегия "золотого миллиарда". Медленный темп развития третьего мира Демографический взрыв в странах третьего мира. Технологическое торможение. Утрата Западом социокультурного единства Обострение противоречий между мировыми центрами силы. Исчерпание возможностей стабилизации. Множественные военные конфликты в регионах. Терроризм Скачкообразное ухудшение экологической обстановки на планете Поддержка фундаментальной науки, высоких технологий, образования. Укрепление мирового единства

Современной западной цивилизации пока еще не по силам удерживать контроль над негативными тенденциями глобального развития. Сохраняя с помощью транснациональных корпораций контроль над валовым мировым продуктом. Запад в состоянии выделять часть своих ресурсов на подавление тех или иных опасных неустойчивостей, возникающих в различных регионах. Добиваясь на этой основе равной ответственности между всеми современными сообществами, западная цивилизация может обеспечить решение глобальных проблем. Эту точку зрения, соответствующую сценарию № 1, отстаивает Кеннеди [5]

Идеология, лежащая в основе развития по сценарию № 2, - установление тотального контроля Запада над всем мировым сообществом, стратегия "золотого миллиарда" и модернизм. Модернизаторская парадигма обстоятельно исследована А. Панари-ным [17]. Наиболее вероятным способом достижения этой цели явится создание общепланетной информационной магистрали. "Универсальный информационный рынок, - пишет по этому поводу Гейтс, - в конце концов станет центральным универмагом всего мира" [21, с. б]. В этом новом прекрасном мире богатство и технические достижения достанутся немногим, уделом большинства останется нищета. Возможный облик этой новой общепланетной системы убедительно описан в фантастической повести Зиновьева "Глобальный человейник" [29]. Тоталитарное информационное общество, пишет он, будет миром "без надежд и отчаяния, без иллюзий и без прозрений, без обольщений и без разочарований", а потому обреченным в конце концов на гибель, как это случилось с Римской империей [29, с. 9, 454]

Нередко утверждают: чтобы избежать грядущей экологической катастрофы, необходимо либо снизить в 10 раз численность населения Земли, либо во столько же раз уменьшить потребление природных ресурсов в расчете на одного жителя планеты. Некоторые авторитетные исследователи полагают, что этого недостаточно и сократить техногенное давление на окружающую среду следует в несколько сотен раз [II]. Нетрудно сообразить, что эти предложения (см. сценарий № 3) равнозначны призывам вернуться к средневековому образу жизни. Представить, как это будет протекать на практике, можно, если вспомнить характерные черты средневековья, так убедительно описанные Бердяевым, и сравнить их с реалиями нашей современной жизни. Эти реалии печальны: финансовый крах, бессилие Центра и распад страны, обнищание населения, свертывание науки и образования, разгул мракобесия, бандитизм в городах и на дорогах и т.п

"Вполне возможно, - пишет по поводу путей перехода к этому сценарию В. Логинов, - что обстоятельства продиктуют необходимость не только создания общепланетарного экономического механизма, совокупных действий, правил общежития, вплоть до жесткой регламентации рождаемости. Жизнь может стать более суровой, грубой и бедной. Она потребует не только лишений, но и ограничения действий личности в угоду общественной необходимости" [30]. Апологеты подобных проектов спасительного оскудевания человеческой жизни понимают, что провести их в жизнь можно лишь жесткими силовыми методами. Например, В. Зубаков предлагает ввести в число методов новую обязательную для всех людей религию с культом матери-природы и возвратом к матриархату [31]

Сценарии № 2 и № 3 объединяет установка на глобальный тоталитаризм с тем различием, что в первом случае речь идет об опоре на высокие технологии, а во втором имеется в виду отказ от научно-технического прогресса. Оба проекта, несомненно, являются утопиями. К сожалению, это не исключает возможных попыток воплотить их в жизнь. Альтернативой обоим сценариям может стать раскол мирового сообщества, проявления которого могут быть весьма различны. Широкую известность получила идея конфликта цивилизаций, принадлежащая Хантингтону [23]. Основанием для этой концепции служит группа противоречий между глобальной техносферой и окружающей средой, между Западом и остальной частью человечества, между типами сознания, присущими разным цивилизациям

Рафинированный "экорасизм". отстаиваемый сторонниками сценариев № 1 и № 2, может привести к перенапряжению сил западного сообщества, стремящегося поставить собственные интересы выше интересов остальной части человечества, и как следствие - к утрате его собственного единства. "Обездоленный мир, - пишет о результатах такой политики Панарин, - будет искать харизматических лидеров и пророков, обличающих новый Рим - процветающий Запад. На этом пути нас вряд ли ожидает единое планетарное сознание" [32]. В этом случае станет реальным развитие по сценарию № 4 с распадом мира на большое количество центров силы, построенных на различных принципах и находящихся друг с другом в остроконфликтных отношениях