Смекни!
smekni.com

Методология анализа политической традиции в России (стр. 5 из 5)

Ю.Г. Липец: Положения, которые изложены в докладе, часто близко соответствуют понятию социальной эстафеты. И здесь, действительно, может быть одновременное существование на беговой дорожке истории нескольких социальных эстафет, из которых вначале выходит вперед одна, затем другая. Для понимания истории в целом и политической истории в частности большое значение имеет территориальный императив. Тому может быть много примеров, я приведу лишь один, не очень известный. Все знают где зародилась идеологическая концепция "Москва -Третий Рим", где зародился пролетарский интернационализм, тоже известно. Но гораздо менее известно, что идеи панславизма зародились нс в России, а среди славянских народов Оттоманской и Австрийской империй. И это подтверждает политико-идеологическое единство имперских организаций Старого Света на протяжении веков.

А.Л. Янов: Какова была роль крестьянства во вступлении России в первую мировую войну? Его мнения никто не спрашивал, в войну вступили, и это было начало цивилиэационной катастрофы, в которой крестьянство, конечно, сыграло гигантскую роль. Но вступать ли в войну и держать ли страну до победного конца, до рокового предела, когда она должна была лечь под нож бесов, - это было абсолютно элитарное дело. А в 1884 году каким образом мог предугадать такой конец России, который он называл национальным самоуничтожением. В. Соловьев? Он не был знатоком ни социальных институтов, ни социально-политического положения России. И он в 1ЯЯ4 году сказал, что если мы это будем продолжать, в частности вступим в третью войну за оттоманское наследство, это будет последняя война. Россия перестанет существовать. Соловьев был единственный человек, который это предсказал, основываясь исключительно на эволюции идей. Британский историк О. Фпгес исследовал социально-экономические процессы, массовые движения в России, все. что касается социальных институтов. Вот вывод, к которому он приходит, полемизируя с Пайпсом: не личности, не злые большевики определили судьбу России, а культурная отсталость народа предопределила катастрофу.

Но этот вывод стоит на глиняных ногах. В 1860-х годах или в конце 1870-х, когда в России создалась революционная ситуация, никакой цивилизационпой катастрофы не произошло, режим этого даже не почувствовал. Неужели культурная отсталость народа 11 1914 году была сильнее, чем в 1860-1870-е годы? Это абсурд. Человек пропел колоссальное исследование, все архивы перевернул, а в итоге "гора родила мышь". Это получается, если мы перестаем прослеживать историю идей. Если верить 1 ра.миш, а он один из самых крупных мыслителей XX века, то В. Ленин ошибался и том, что организация вначале должна взять власть, а потом насаждать идеи. Это была разовая удача. Такого больше в истории не будет, а будет превращение идеи в гегемона. Так победил А. Гитлер, так победил впоследствии Мао Цзэдун. Если мы по привычке будем смотреть только на социально-экономическую сферу, на то же крест ьянство, то мы рискуем не понять действительного хода истории.

Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что Россия не могла не быть европейской страной. И в то же время не могла не прийти к симбиозу (под которым я понимаю сосуществование) европейской и деспотических традиций. Догосударственное иремя в России - это конгломерат княжеств.-Они все время воюют между собой, истребляют друг друга, но как они устроены? В них есть холопы - управляющий класс и княжеском хозяйстве, есть кабальные люди, рабы, которые пашут землю. Это одна часть княжеского хозяйства и России. Другая часть-вольные дружинники, бояре-советники, с которыми устанавливаются, как правило, контрактные отношения (во всяком случае - нравственно обязательные) и право которых на свободу подкреплено самым могущественным образом - правом уйти от князя. Они просто "отъезжали" от сеньора, посмевшего обращаться с ними, как с холопами. Князь с деспотическим характером не выживал в жестокой и перманентной межкняжеской войне. Лишившись бояр и дружинников, он быстро терял военную, а стало быть, и политическую силу. Он мог воевать и быть равным своим соперникам, только будучи либеральным, европейским князем. Но были и рабы, и с ними он обращался, как с рабами.

В переписке А. Курбского и Грозного как раз можно проследить эти две традиции. Как суммирует Ключевский, "все рабы и рабы, и никого, кроме рабов". Это точка зрения Грозного. А Курбский защищает столь же легитимную, такую же древнюю, корневую традицию, которая всегда существовала в России - традицию вольных дружинникои и бояр-советников. За два столетия, прошедшие от времени Д. Донского, эти бояре-советники сумели превратиться в политический класс, вытеснить холопов. Именно они превратились в Боярскую думу. Холопы же остались холопами. Задача Ивана IV заключалась в том, чтобы превратить бояр-советников в холопов, чтобы ликвидировать эту вторую часть исконного русского мира.

Как видим, в середине XVI века московская политическая машина продолжала обе древние традиции, ухитрившись скомбинировать то, что шло от уклада княжеской нотчнны (единоличное лидерство в сфере власти исполнительной), с тем, что шло от вольных дружинников (ограничение власти в сфере принятия политических решений, т.е. законодательной). Дело совершенно очевидно шло к либеральной, европейской конституции, к тому самому, что два поколения спустя предложит стране боярин Салтыков и за что будут ломать копья послепетровское поколение шляхтичей, а еще столетие спустя декабристы. Только не суждено было тому сбыться ни в московском, ни в петербургском, ни в советском периоде русской истории. Деспотическая традиция восстала против европейского симбиоза и сокрушила его. "Першего государствования" она потребовала, что в переводе на современный язык "сверхдержавность" как раз и означает. И она, увы, всегда побеждала свою европейскую соперницу - в XVI, XVII, XVIII, XIX и. наконец, XX столетии. Победит ли она ее в XXI - вот в чем вопрос.

Один известный глобалист мне сказал недавно, что к концу XXI века не будет государства, не будет наций как мы их сегодня видим и понимаем. Возможно, он прав, это не моя область, но я бы хотел, если это будет общий процесс, чтобы в России спокойно, как и у всех, как во Франции, Китае, Америке, отмирало государство, я не хотел бы, чтобы до этого в ней случилась очередная катастрофа.

В 1914 году русская культурная элита выпустила в издательстве Сытина 8 брошюр об участии России в войне. В том числе В. Зрн написал брошюру "Время славянофильствует" -наконец-то, мол, праздник на нашей улице. Так вот, сегодня страх v меня вызывает то обстоятельство, что время, мне кажется, опять славянофильствует. Об этом говорят даже совершенно невинные на первый взгляд замечания, что v России есть свой путь. У каждой страны свой путь, здесь оспаривать нечего. Каждая страна тем не менее - европейская или неевропейская. То есть можно стоять за самодержавие или за конституцию.

Почему Франция и Германия в то самое время, когда в России наступает апофеоз самодержавия, вводят всеобщее избирательное право? Чтобы знать, что думает народ. А у нас смысл славянофильствования заключался в том, что мы были за самодержавие, а о мыслях народа каждый догадывался по-своему. Один догадывается, что народ-за самодержавние. Потом приходит А. Герцен, а за ним народники и догадываются, что народ хочет общины (опять славянофильская мысль) и что община спасет мир. Ф. Энгельс пишет Плеханову: "Положительно стало невозможно с этими русскими разговаривать в последнее время. Потому что все они считают, что они со своей общиной спасут мир в отличие от нас, варваров". И это Энгельс говорит о коммунистах, о "своих"!

То же самое славянофильское мессианство, та же самая славянофильская община, то же самое славянофильское самодержавие. Мы гадали, гадали ч догадались до Первой мировой войны, последствий которой до сих пор не исчерпали, до сих пор мы переживаем эту цивилизационную катастрофу.

Цивилизационная катастрофа, как я себе представляю, это прежде всего распад культурной элиты, она атомизируется, перестает существовать. Значительная ее часть погибла в гражданской войне, рассеялась по миру. Сейчас нет ужасов гражданской войны, никого никуда не отправляют, по тем не менее культурная элита распалась. Вот что происходит сегодня в России. Время славянофильствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корсаков Д. Л. Воцарение Анны Иоанновны. Казань, 1880.

2. Ключевский И.О. Курс русской истории. М., 1937.

3. Чичерин Б.И. О народном представительстве. М., 1899.

4. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2 т. СПб., 1991-1992.

5. The Development of the USSR. Seattle, 1964.

6. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 т. М., 1960. Т. 3.