регистрация /  вход

Характеристика политических режимов (тоталитаризм, демократия) (стр. 1 из 5)

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ (ТОТАЛИТАРИЗМ, ДЕМОКРАТИЯ)

ПЛАН

1.В иды политических режимов. Сущность и исторические типы демократи и.

2. Тота литаризм - ф еномен XX ве ка. Идейны е истоки и социальны е предпос ылки.

3. Характерные черты тоталитарны х режимов. Особенности авторитарных политических с истем. Авторитаризм и демократия.

Глава I

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ. СУ ЩНОСТЬ И ИСТОРИ ЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕМОКРАТИИ

При расс мотрении политичес кой сис темы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозгла­ше нными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, консти­туционными актами, т.е. тем , что " заявля ет" о себе само государс тво. С уществуют час то весьма з нач ительные различия и противоречия между парадным фасадом гос ударства и реальными процес сами , происходящими за этим фас адом. Для характерис тики э тих процес сов применяется по­нятие "политический режим" - систе ма реальных методов влас твования в данном гос ударс тве. "Под политичес ким р ежимом понимаетс я совокупност ь э лем ентов идеологичес кого, инс титуционного и социологического по­рядка, способст вующая формированию политической влас ти данной страны на определённый период". [1] Между ним и декларируемым гос ударс твенны с троем, как уже отмечалось, часто наблюдается несоответс твие или даже прямая противоположнос ть /что ос обенно характерно для диктатор­ских и прежде вс его тоталитарных гос ударств./

Именно политичес кий режим определяет политическую атмосферу общес тва, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подв ижен и с пос обен эволюциониров ать в рвзличн ых направле ниях. Изучая конкретные многообразные формы политичес ких режимов, сущест­вова вш их в прошлом и нас тоящ ем, нуж но, исходя из с овременных гума­нис тичес ких требований к политичес кой науке, руководс твуясь прин­ципом, что, человек, индивидуум- "м ера всех в ещей", ос нова общес тва и общес твенного благос ос тояния, рас сматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важ нейшим правам и свободам. Ос новные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом:

1/ Степень развития "гражданского общества"; 2/ Роль негосу дарственных политичес ких организац ий в полити­чес кой жизни;

3/ Роль в гос ударс тве и обществе с иловых с труктур /арм ия, полиция, Г. Б./;

4/ Реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика толкования и приме нения ими Конституции и других актов;

5/ Степень разделения властей и характер отношений между ними; 6/ Степень централизации власти;

7/ Механизм форм ирования предс тавительных учреждений и их ф ункционирование.

В соответс твии с этими критериями выделяются 2 резко отличаю­щихся между собой типа политических режимов: демократический и диктаторс кий.

Демократия - один из с амых употребительных и многозначных терминов политической науки. Она выходит далеко за рамки первона­чального смыс ла э того слова /в переводе с гречес кого оно означает "власть народа" - от "demos" - народ и " hratein" власть/, т.е. формы организации государс тва, при которой влас тью обладает боль­шинс тво гра ждан, имеющих равные права, в отличие от монархии /власть одного/ или арис тократии /влас ти меньшинства/. Зародилс я этот строй в Древней Греции, его особеннос ти видный государственный деятель Афин Перикл охарактеризовал так: "Называется этот строй демократи­чес ким, потому что он зиждется не на меньшинс тве граждан, а на боль­шинс тве их. По отношению к час тным интерес ам законы наши представляют равноправие для всех" [2] Иными с ловами, демократия - прежде

всего такая система властвования, в которой все слои общества имеют форм альные права участия в выборах и управлении и формально равны перед законом. Говоря об афинской городс кой дем ократии/равно как и о други х демократиях Д ревнего мира и Средневековья/, нужно иметь в вид у их с пецифический характер, они тяготели к коллективистс кой модели организации и управления/ в отличие от поздней ших либеральных и плюралис тических концепций/,[3] что ярко выражалось в ущемлении прав меньшинства, отсутствии гарантии для их полноценной защиты и выраже­ния, навязывании воли общего, целого, т.е. коллектива, по отноше­нию к отд ельно взятой лично сти, индив идууму. Далеко не вс егда соб­людалось и формальное равноправие - преимущество получали заж иточные с лои, аристократия /они же удерживали реальные рычаги управления/. Существенным недостатком такой демократии было и п олное исклю чение из неё целых социальны х групп /например, рабов в рабовладельческих демократиях/. В целом, дем ократии колл екти вистокого типа бы ли эпи­зодичес ким элеме нтом политичес кой систе мы в рабовладе льче ском и феодальном обществах вплоть до нового в ремени - эпохи бурж уазных революций. Бу дучи исторически с амой ранней формой народовластия, они отличалис ь преоблад анием прямых форм волеиз ъявления /народные с обрания в Д ревней Греции и Риме, веча в феодальных республиках д ревней Руси и т.д ./ над пре дс тавите льными учреж де ниями, причем последние имели тенд енцию пре вра щаться в чисто олл игархиче ские инст утуты / с енат в Д ревнем Мире, руководящие учре жде ния итальянских город ских республик/. В настоя ще е время эта форма демократии уходит в прошлое, она характерна лишь для наиболее прими тивных обществ, только вс тупающих на путь подлинного народовлас тия. Попы тки возро­дить её в форме "с оциалис тичес кой дем ократии", в прак тичес кой дея­тельнос ти комм унис тичес ких режимов приводили и приводят лишь к мас ки­ровке реальных тоталитарных порядков.

По нас тоящему значимым и преобладающим демократический строй становится только в эпоху капитализма, с возникновением адекв атного ему экономичес кого базиса - свободного предпринимательства, основан­ного на индивидуальной с вободе человека и час тной инициативы, с кру­шением с тарых сословных и иерархичес ких перегородок /попытки вывес ти демократию из других источник ов, например, социалистических общест­венных отношений, применявшиес я в марксис тс кой теории, успеха не имели, о чём будет с казано ниже./ Для этого строя была характерна уже иная модель демократии, основанная на либеральных ценнос тях /уваж е­ние к личнос ти, её правам и с обс тв еннос ти, предпочте ние ей /час тному пер ед общим /го сударством и его институтами/, максимальная не зависимость индивида от гос ударс тва; здесь же - феномен самоуправляющегося "гражданс кого общества", неизвес тный добуржуазным формациям/ [4] Являясь шагом вперед по сравнению с первичной /коллективистской/ демо кратией, либеральная кон цепция в чи стом виде н е лишена р яда н едо статков и с лабых мест: ориентируясь на с ильных в экономическом и со­циальном с мысле индивидов предпринимателей/, она оставляет без дол­жно го в нимания интересы и потре бности дру гих с оциальных с лоев /прежд е в сего наёмных работников/, гос ударство ограничивается роль ю "ночного с торожа", з ащ ищ ающего лишь самые общие интерес ы, что на практике ве­дёт к усиление общественного неравенс тва и недовольства. Могут быть допущены и с ущественные от клоне ния от рвноправия в принятии решений /так, в ряде стран в XIX ве ке с уществовал имущественный ценз, прямо ограничивавший права неимущих на у частие в выборах и представ ительных учреждениях, да и после его форм альной отмены проблема не потеряла ос троту/. Всё это в комплексе приводило либерально-капиталистическую модель демократии к ряду серьёзных кризис ов на протяжении её истории, в ыход из которых в разных с транах и обществах пытались ис кать либо на пути в озвращения к добуржуазным по сути, жес тким методам гос удар­ственного регулирования общес твенной и экономичес кой жизни /что вы­разилось в деятельности тоталитарных и автор итарных режимах, которы­ми был столь богат XX век, либо на пути совершенс твования действующе. общ еств енной сис темы, поис ка конс енс ус а и баланс а интерес ов различно : с оциальных групп и с лое в, имеющих зачас тую противоположные стремлен ия Так появилась 3-я /плюралис тическая/концепция демократии, вобравшая в с ебя как либеральные /индивидуалистичес кие/, так и коллективистски е ценности /прежде всего идею социального равенства и социальной защиты нас еления от издержек рынка/ и доказавшая к концу XX века . свою перспективнос ть и превосходс тво над другими концепциями. В нас­тоящее время мир переживает волну перехода от диктатур к д емо кратия м в глобальном масштабе, при этом основным ориентиром выс тупает именно плюралис тичес кая сис тема, сложившаяся в наиболее передовых стра­нах Европы, Америки и Азии. Но этот процесс долог и труден, ибо с лишком различны политич еские и социальные ус ловия в разных странах, он не может быть с оверше н одним прыжком и требует нес кольких фаз, д лительной эволюции. Плюралис тические режимы тоже не идеальны, не все слои отчётливо осознают св ои интересы, процесс с оглас ования с ложен и часто приводит к крену в ту или иную сторону /либо частны х, либо обще­государс твенных интересов/, но реальной альтернативы им пок а не про­сматривается. Об этом свидетельствует поучительный опыт тоталитарных режимов нашего столетия. По видимому, плюралис тическая модель демок­ратии с танет основной и преобладающей в будущем, что не ис ключает воз­никновения и иных форм политической организации.

Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!