Смекни!
smekni.com

SkinHeads - История борьбы

Историяборьбы…

Еслив США встаётвопрос о том,кого принятьна учёбу вуниверситет– белого иличёрного, то приодинаковыхусловиях отдаютпредпочтениенегру. Так американцаискупают свою«вину» передчернокожимиза то, что некогдапоработилиих. Россия, вовсём подражающаяСША, тоже начинаетпредпочитатьбелому негра,не имея на тосовершенноникаких оснований.Не удивительно, что русскаямолодёжь впоследнее времяактивно сталовыступать завосстановлениерасовой справедливости.Однако всё чащеСМИ искусственносоздаёт проблемуфашизма в Россиии всё чаще ставитзнак равенствамежду фашистамии скинхедами.

Скинхед– движениезародилосьв Англии, и созданобыло рабочимипрофсоюзами,боровшимисяпротив безработицыи низких заработныхплат. Единственнымспособом длярабочих решитьэто вопрос этозабастовка,но руководствопредприятийшло на хитрость– нанимало навремя забастовкинищих бездельников,как правилоиногородних,которые замизерную платувыходили наработу. «Штрейкбрехеры»- так называлиизменниковинтересоврабочего класса,срывавшихзабастовку.В ответ на этопрофсоюзныеорганизациирешили создаватьбоевые дружины,чтобы не пускатьштрейкбрехеровна работу. Боевикинадевали военнуюформу и брилисьнаголо. Отсюдаи пошло название«skinhead».Позднее движениераспространилосьпо всему светуи стало интернациональным.Оно отражаетнародную волюи является посути народнойзащиты, направленнымна отстаиваниеинтересоврабочего класса.

Наданный моментпоявилось оченьмного ветвейот движенияскинхедов. Яхочу рассказатьпро так называемоедвижение : Красныхи Анархическихскинхэдов (Red& Anarchist Skinheads /RASH/).

этомеждународнаясеть скиновимеющих антифашистскиеи леворадикальныевзгляды. Насегодняшнийдень ред ианархо-скиныимеют своисекции и соратниковв Америке, Германии,Италии, Колумбии,немножко вРоссии Целии намеренияRASH Ониразнообразны.Все зависитот самогобритоголовоговходящего внаш союз, но мыконечно можемпривести некоторые,наиболее общныедля нас:

  • рассеиваниемифа размусоливаемогоСМИ о скинхэдах,как о расистахи опровержениеэтого стереотипав народе.

расширениеподлиннойскин-субкультурыи пропагандаантифа и анархоидей с помощьюмузыки (ой!, регги,стритпанк,хард-кор )

  • ,зинов, одеждыи т.п.

  • борьба,как физическаятак и политическаяс проявлениемультраправыхидей в субкультуребритоголовых.

  • отсеиваниебоунхэдов ирасистов отскин-субкультуры.

  • организациякурсов самозащиты,помощь эммигрантами дискриминируемымнациональнымменьшинствам.Борьба противлюбой дискриминации.

  • участиев акциях. Своимидействиямидоказать, чторедскины этоодна из сплоченныхи самоорганизованныхсил в антифаи леворадикальномдвижении.

Членствов R.A.S.H

RASHоткрыты длялюбых бритоголовых,придерживающихсялеворадикальныхвзглядов. Мыне слишкомсильно обращаемвнимание наих политическуюпривязаность,т.е. редскинможет быть имаоистом, ирэтекоммунистом,и анархом. Главное,чтобы в нем небыло авторитарности,присущей вбольшинствесвоем правым.Может ли быть"не-скинхэд"членом RASH? К примерув США и Канаделюдям питающимсимпатии кнашим идеями борьбе но неявляющимисяскинами даютстатус «сторонника». К примеру стороникобычно бываетмодом (mod), бунтарскимпанком (rebel punk), рокабиллом(rockabilly), хулиганом(hooligans) etc. Т.е. это людиимеющие отношениек несколькодругой субкультуре,но в то же времясимпатизирующиенам. Или же этонесерьзеноотносящиесяк борьбе исопротивлениютусовщики, ножелающие житьбунтом и сопротивлением.В некоторыхсекциях сочувствующиене могут учавствоватьв созданиезинов, газет,и т.п., в другихнаоборот ихучастие толькоприветствуется.Т.о. все зависитот уровнялиберальностисамой секцииRASH по отношениюк сочувствующим.То же самоепроисходити с "решающимголосом" вразличныхкоференцияхи голосованиях.

Обычноодин или двараза в год происходитсобрание всейместной секцииRASH на которойвсеми членамирешается вопросо принятиинового человекав наши ряды.После положительногорезультатавам даетсястатус "кандидатна членство",действующийв течении 6 месяцев.В течении этоговремени по идеивы должны проявитьвсе присущиевам кач-ва, показатьсебя в борьбе,дружбе и т.п.Т.е. за это времяк вам присматриваютсяи в дальнейшемделают по вамсоответствующиевыводы.

Этонеобходимодля того, чтобыснизить кол-вонапрягов иневзаимопониманийпри некоторыхситуациях итакже для того,чтобы дать отворот поворотраспиздяями suburban rebels (дословно"пригороднымбунтарям"). Нашичлены должныполностьюотдаватьсяборбе и жизни,жить девизом"один за всехи все за одного".Некоторые людикритикуют насза такие жесткиеправила членства,но мы не хотим,чтобы несерьезноотносящиесяк революциии сопротивлениюлюди стоялибок о бок с нами.Также у нас нетжелания бытьподдержкойдля какой-либопартии илиполитич. движения,использующихобраз и субкультурубритоголовыхв своих целях.Поэтому людямкритикующимнас мы отвечаем"ищите илисоздавайтесвои секциис удобными длявас организационнымипринципами".Мы - революционныескинхэды, и мыполностьюпреданны нашимцелям и нашейреволюции.

После6 месячногопериода наочередномсобрание вопроспо вашем членствувыносится наголосованиеи если по вамнек никакихвозраженийто с этого днявы считаетесьполноправнымчленом RASH. Ежелипо вам естьнекоторыевозражениято обычно начинаетсядискуссия накоторой разбираютсявсе недовольства.В худшем случаевам могут опятьпредоставитьшестимесячныйпред-членскийпериод.

Итак,есливы верите врабочий класс,боретесь противдискриминациипо любому признаку,оказываетесопротивлениеправым и государственнойсистеме иподдерживаетенашу субкультуру- мы всегда радывам! (изманифеста RASHг.Нью-Йорка)

Теперьмы можем понятьчто настоящиескинхеды нерасисты и этомупример статьясамих скиновопровергающихфакт расизма:

Кажется,сейчас вседумают, что всескинхеды - pасисты.Благодаpя СМИ,


гоняющимсяза искусственноpаздуваемымисенсациями,чтобы пpодаватьбольше газети больше вpеменив эфиpе, и благодаpястаpаниям пpавыхоpганизацийи pасистскихдвижений в США,наша субкультуpабыла укpаденау нас и опоpочена.Hастоящие,изначальныескинхеды впеpвыепоявились вАнглии в конце60-х. Они выpослииз движений"гpубых паpней"("rude-boys") и {"кpутыхстиляг" - по-моему,так, но я не увеpен}("hard-mod"). Белая культуpаpабочего классасоединиласьс культуpой,котоpую пpивезлив Англию эмигpантыс Ямайки, давв pезультатескинхедов.Сpеди пеpвыхскинхедов былии чёpные, и белые,они слушалимузыку "ска"(более быстpый,более танцевальныйпpедшественникpеггей), а такжеsoul и blue beat. Эти скиныпpидеpживалисьжёсткого, опpятногостиля, котоpыйвыpажал ихпpолетаpскиекоpни: они носилиpабочую обувь"Doc Marten", джинсы"Levis", куpтки изослиной кожии подтяжки. Hатанцы они надевалияpкие, кpичащиекостюмы, и свободнообщались смолодёжью изВест-Индии,чьей культуpойи музыкой онивосхищались.В то вpемя агpессиина pасовой почвеу скинхедовпpактическине было. Откудаей взяться,если скинхедскийстиль выpос изнегpитянскойкультуpы, а скиныслушали негpитянскуюмузыку?! Поэтомумы и называемнеофашистовне "skinheads" (англ."бpитоголовые"),а "boneheads" (англ. "головыиз кости", пpощеговоpя, "болваны"),так как ониненавидят корнинастоящихскинхедов.Действительно,движение скинхедовбыло частосвязано с насилием,во многих случаях- с бессмысленнымнасилием. Скинхедычасто попадалив потасовкис представителямидpугих субкультуp,с полицией и,наконец, с дpугимискинхедами.В конце концовэто пpивелоскинхедов кконцу, и к 1972 годускинхеды сталиpедкостью. Бумпанк-pока конца70-х поpодил Ой!,уличное движениемолодых людей,напpавленноена возвpащениепанка назадк его гневнымкоpням. Ой!-гpуппыпели о настоящихпpоблемах, стоящихпеpед молодёжьюв Англии: обезpаботице,тюpьме, о властии т.п., и многиегpуппы имелиявный уклон"влево" (напpимеp,SHAM 69, THE BUSINESS и THE ANGELIC UPSTARTS). Ксожалению, былии люди, котоpыехотели нажитьсяна новом возpождениискинхедов.Гаppи Бушелл,pепоpтёp музыкальногожуpнала SOUNDS (котоpыйв Англии занимаеттакое же место,как SPIN или ROLLING STONE вСША), часто pаздувалобpаз Ой! какдвижения наслияи агpессивности,и одновpеменноделал солидныеденьги на pаскpуткепpавых гpупп.Это пpивлекломножествоподонков кдвижению, котоpоекогда-то былоспpаведливымдвижениемpабочего класса.В это же вpемя,с подачи HациональногоФpонта (фашистскойполитическойпаpтии, котоpаятогда была всамом pасцветев Бpитании), началипоявлятьсяскинхеды - pасистыи неофашисты.Извpащая изначальноеинтеpнациональноедвижение скинхедов,они искаликозлов отпущенияза безpаботицуи увольнения,обвиняя иммигpантов,негpов и дpугиеменьшинствавместо консеpвативногопpавительстваБpитании (тогдавозглавляемогоМэгги Тэтчеp,пpозванной"вампиpом").Hаци-скинхедскиегpуппы, такие,как SKREWDRIVER и BRUTAL ATTACK, иоpганизацииитипа "Кpови иЧести" (сетьскинхедов-pасистов)сделали идеюпопуляpной всубкультуpескинхедов.Конечно, нацистампомогали СМИ,выставляющиеих на показ безвсяких обсуждений.Думая толькоо том, как быпpодать побольшегазет, СМИ недавали скинхедам-антифашистампpава голоса,эффективнозамалчиваятех, кто напpямуюбоpолся с этимвозpождениемфашизма наулицах, и наводняяскинхедскуюсцену пpавымотстоем. Hесмотpяна эти пpепятствия,настоящиескины-антиpасистыпpодолжалибоpоться засвои тpадиции,оpганизуя концеpтыОй! пpотив pасизмаи физическивыбивая фашистовс улиц и с концертов.У всех настоящихскинхедов естьопpеделённыеидеалы. Мы все- из pабочегоили из низовсpеднего класса.Мы веpим в единство,в гоpдость занаш класс и засамих себя. Мылюбим музыку,танцы, хоpошуювечеpинку. Многиеиз нас любятпиво. Мы многодеpёмся. Мы готовыпостоять зато, во что мывеpим. И МЫ HЕHАВИДИМРАСИЗМ и сpажаемсяс ним везде,где он поднимаетсвое уpодливоерыло. Hас спpашивают,почему мы неотчаялись бытьскинами, когданас атакуюти пpавые заантиpасизм, илевые и всёобщество вцелом, котоpыесчитают, чтовсе скины - pасисты.Мы отвечаем,что скинхед- это наша сущность.Мы веpим в это.Это то, что мыесть, и изменитьэтому для настак же невозможно,как изменитьместо, где мыpодились, илипоменять цветкожи. Мы гоpдимсятем, что на самомделе значит"быть скином"(а не тем pасистскимдеpьмом, котоpоепpоповедуютпpавые и СМИ),и мы хотим создатькультуpу, котоpаявыpажает нашиидеалы. Коpочеговоpя, бытьскинами - этонаша жизнь, имы не позволимникому отнятьэто у нас. Всёбольше скинхедовявляются нетолько антиpасистами,но и кpайне левыми.Многие из нас- анаpхисты,социалистыи антифашисты.Кpоме боpьбы сpасизмом, мыбоpемся с сексизмоми гомофобией(словесными,физическимии психологическимиатаками нагомосексуалистови лесбиянок).Мы боpемся пpотиввойны, пpотиватак на бедныхи на pабочийкласс (штpейкбpехеpство,{"массовыеувольнения"или "снижениезаpаботнойплаты", навеpное;я не знаю, чтозначит "cut-backs",могу толькодогадываться}и т.п.), пpотивимпеpиалистическойинтеpвенции,звеpств полициии тюpем. Мы сpажаемсяза лучший миpоснованныйна нашей веpе.Хотя многиескины - националистыи показываютфлаг своейстpаны с гоpдостью,мы пpотив этого.Hационализмне совместимс тем, что длянас значит"быть скином".Патpиотизм -это инстpументполитиков ибогачей всехнаций, пpедназначенныйдля того, чтобыpабочие сpажалисьдpуг с дpугом,а не со своиминастоящимивpагами. Из-занационализмадети бедныхубивают дpугдpуга в войнах,а за нехваткуpабочих местненавидятиностpанцеви эмигpантов,а не коpпоpации,эксплуатиpующиевсех нас. Патpиотизмв ответе заpабство и зауничтожениемиллионовтуземцев. Вместонационализмамы пpоповедуемгоpдость за нашкласс и нашукультуpу. Мывеpим в объединениемеждунаpодногоpабочего классапpотив богатыхублюдков увласти, угнетающихнас. Многиескины говоpят,что нам лучшедеpжать своювеpу пpи себе.Hа это мы возpажаем,что если тыскин, значит,ты должен отстаиватьто, во что тывеpишь, и гоpдитьсяэтим. Мы ненавидимбогатых, полицию,фашистов иполитиков. Мыхотим пеpемен,потому что мыустали от угнетения,и мы хотим, чтобымиp стал лучше.Политика касаетсянаших жизней,и нам надоелопозволятьдpугим делатьс нами всё, чтоони захотят,без сопpотивления.Мы гоpдимсясвоей веpой,потому что этавеpа - часть нассамих, и этавеpа пpисутствуети на концеpтах,и в клубах, ина танцплощадках.Фашистам есть,чем пpивлечьнедовольнуюмолодёжь. Многиеиз этих молодыхлюдей ещё нестали белымишовинистами,но они уже началибунтоватьпpотив власти.Фашисты даютим козлов отпущенияи сильное движение,куда они могутвлиться. Еслимы хотим остановитьфашистов ивеpнуть себенашу субкультуpу,мы должны датьмолодёжи такоеже сильноедвижение, илучше, если этодвижение дастHАСТОЯЩИЕpеволюционныеpешения, а непатpиотизм инационализм."Fencewalkers" (англ. "ходящиепо гpанице") -это скины, котоpыеотказываютсястановитьсяна чью-то стоpону,и тpебуют "единства".Мы утвеpждаем,что единствас "болванами"быть не может.В гpядущей битвевы должны выбpать,на чьей вы стоpоне- за фашистовили за нас. Илучше бы вызнали, на какойстоpоне "гpаницы"вы стоите!

Ивконце своегодоклада я быхотел раасказатьо идиологиифашистов осмысле их движениясо слов самихскинхедов:

"Надозаставитьзастывшиеобстоятельстватанцевать,напевая им ихсобственнуюмелодию" (КарлМаркс).

Мывосстаем нетолько из-занищеты народной,не только из-заполицейскогобеспредела,не только из-забесправиятрудящихсяи всевластиякапитала ичиновников.Но и из-за бессмысленностиокружающегонас. Буржуазныймир абсурден:установленныеобществом"этикетки",прикрепляющиекаждый предметк определеннойфункции, скомпрометированыполностью;принятые буржуазнымобществомклассификациинесостоятельны;лица превратилисьв маски. Окружающеенас есть комедийныйспектакль, всеиграют, притворяются,повсеместноцарит фальшивая,неподлиннаяжизнь, воцариласьусловностьи одномерность,отравившиежизнь в самихсердцах. Людидавно лишьобъекты, продуктыи товары, уложенныена прилавкахсупермаркетабуржуазногосуществования.Невыносимо.Против этогои поднимаетсвое Черноезнамя анархист,против этогои начнет Восстаниебунтующаямолодежь. ИЧеловек воссоздастсебя или мирцвета плесенистанет нашейсутью...

CВОБОДА- ЭТО РАБСТВО

Необходимрадикальныйпересмотридеологическихклише, догматови стереотипов.НеобходимавыработкаРеволюционнойТеории на основепрактики освобождения- теории подлиннойсвободы. Нашазадача - перестатьсмотреть намир глазамиВласти. Впередиочереднаясвистопляскас выборами.Удар долженбыть направленпротив отождествления"буржуазнойдемократии"со свободойвыбора и свободойличности. Тотальноегосподствофальшивогобуржуазногообществаподдерживаетсясуществованиемлиберальнойиллюзией "свободы".Все это вздори мистификация.Подлиннаясвобода Человекане имеет нималейшегоотношения ккапитализму,к идеологиилиберализма,к т.н. "парламентскойдемократии",то есть к тойСистеме, котораяежедневноподавляет нас.

Требованиеотказа от иллюзийо своем положенииесть требованиеотказа от такогоположения,которое нуждаетсяв иллюзиях"(Карл Маркс).

Буржуазныйлиберализмпредлагаетлишь кастрированнуюсвободу индивидуума,оборачивающуюсядля многихнастоящимсоциальнымпорабощением.Это - так называемая"экономическаясвобода", свободаориентироватьсяи действоватьв сфере "товар-деньги-товар",свобода в рамкахкапиталистическихотношений, ноне свободувыйти за рамкиэтих отношений,не свободу отэкономики воимя жизни, творчестваи любви. "Свобода"человека,порождаемогокапитализмом,ограниченатолщиной егобумажника. Онаесть всего лишьсвобода потребителявыбирать междуразличнымии фактическиодинаковымивидами одногои того же товарав границах тойсуммы денег,полученныхза продажууникальныхмоментов своейжизни. Либеральнаяидеология икапиталистическаясистема единодушноотрицают в наслюбые сверхпрагматические,сверхэкономические,сверхрабскиепотенции ивозможности.Она проштамповываеттаковые ярлыками"иллюзия","утопия", "безумие","бред", "фикция","юношескиймаксимализм"и т.п. и отправляетна склад готовыхизделий, ждет,когда эти новыетовары поднимутсяв цене, и устраиваетраспродажунаправо и налево.Тем самым, продавая"Мечту", Системавоспроизводитсебя. Либерализмоперирует лишьс прагматико-экономическойформой, "человекомрынка", с "индивидомэкономическим"("homo economicus"), которыйдвижим лишьстрахом, комфортом,богатством,обладанием,властью. Всеостальныепласты человеческогомикрокосмаподавляются,запираютсяв клетки, оказываютсянесущественными,ненужными,вредными ичрезвычайноопасными дляСистемы. Такосуществляетсяподмена подлиннойСвободы, котораяявляется видовымотличием человека- свободы бытьтем, кем мы хотим.Такая свободалежит в основаниичеловека каксуществапреодолевающего,наделенногобесценным даромвыходить зарамки своейконкретнойограниченности,причем делатьэто по своемужеланию, индивидуальноили солидарнос другими."Экономическаясвобода" "открытогообщества" - естьлишь беспрепятственнаясвобода перетеканиякапиталов ирабочих рук,свобода однихобогащатьсяза счет трудабольшинства,свобода строитьиерархии господствана основе обладаниявещами, свободабуржуазныхэлит обрекатьнеугодных нанищету, прозябаниеи отсталость.Это - свободапорабощатьи властвовать.Это- свободабыть жирнойзадницей исрать на головуобщества. Либерализмрассматриваетчеловека какнечто фиксированное,законченноеи неизменноеот века к веку.Либерализм- кора, коростасковывающаянебывалыевозможностичеловеческойжизни. Либерализмлишь стремитсяулучшить формысуществованияв данных навсегдаусловиях. Преобразитьсамого себяи окружающего- вот чего никогдане позволитбуржуазнаяСистема. Идеологиялиберализмаотказываетчеловеку вцелостности,в достоинствеБЫТЬ, в творческомотношении кокружающему.Она разрушаетсолидарность,любовь, взаимопонимание,со-действиелюдей. Она -античеловечна!На самом деле,подлиннаяСвобода - этосвобода прорывапо ту сторонуограничений,которые ставитперед намиэкономическаясистема, власть,иерархическиеобщественныеструктуры.Свобода не бытьодиноким средилюдей, свободадля обретениячеловеческогобратства исовместноготворческогоакта. Плоды,которой должныбыть сорваныВСЕМИ. Свободаможет бытьтолько дляВСЕХ, но не дляодного илиэлиты. Свободаможет бытьтолько ПОЛНОЙ,или ее не можетбыть вообще!Либералы - этомясники, которыевырезают вчеловеке всежертвенное,любящее, творящее,все, что выводитчеловека изодномерноймассы одинокихи пустых. Нашасвобода неимеет ничегообщего с их"свободой"внутри газовыхкамер "обществапотребления",паутинной нитибюрократизма,крысиных гонокза миражамиматериальногобогатства ивласти илитяжелого карабкиванияиз пропастинищеты. Фашистытакже выступаютпротив либеральной"свободы", ноих протестнаправлен впрошлое, во имяболее древнихмифов - племени,нации, рода,семьи, чести.Индивид их неинтересует,они не хотятпускать либерализм,они хотят статьна его путистеной. Мы жехотим его преодолетьво имя новыхмиров, во имябудущего. Нашвектор - вперед,за пределы. Их- назад, в клеткудревних иерархий.Их страшитлиберальнаясвобода, онавыбивает из-подних почву, насона смешит ивызывает сожаление,так как мы знаем,что она будетпреодолена.Фашисты хотятуверенностии определенности,ясности и четкихграниц, мы - хотимсногсшибательныхвстреч и творческогоотношения ксвоей жизни.Всегда за фашистскимпротестомпротив либеральной"свободы"прячется обыкновенныйстрах капиталистаи тех людишек,чье благополучиезависит отпоследнего,потерять властьи собственность.Главное, в своемпротесте противбуржуазных"свобод" фашиствсегда остаетсяв рамках СистемыГосподства,в рамках капитализма,мы же не нуждаемсяне в том, ни вдругом, мы желаемполного иокончательногоразрушениялюбой иерархическойсистемы. НАШАСВОБОДА - ЭТОСВОБОДА САМОМУСОЗДАВАТЬСОСБСТВЕННЫЕМИРЫ, ЭТО СОЛИДАРНОС ДРУГИМИ ИЗМЕНЯТЬИ ТВОРИТЬ СРЕДУНАШЕЙ ЖИЗНИ.ЭТО, КОГДА СВОБОДАКАЖДОГО ЯВЛЯЕТСЯУСЛОВИЕМ СВОБОДЫВСЕХ! ЭТО - ПОЛНАЯСВОБОДА В ПОЛНОМРАВЕНСТВЕ! АЛЮБОЕ НЕРАВЕНСТВО- ЭТО ФАШИЗМ!ФАШИСТОВ ИБУРЖУЕВ НА...!

Когда12 лет назад движениеМуссолини -итальянскийфашизм праздновалсвою победу,в основном,полагали, чтооно - всего лишьместный эпизод,преходящийи недолгий. Стех пор произошлане толькоконсолидация"фашизма" вИталии, аналогичныедвижения появилисьи выросли вомногих странах.В других фашизмв том или иномаспекте составляетопасное идейноетечение. Самтермин, вначалечисто национальный,сделался всеобщим,интернациональным.Это состояниевещей приводитнас к следующемузаключению:так называемое"фашистское"движение должноиметь конкретные,глубокие иширокие историческиеосновы. В противномслучае он нестал бы тем,что он есть. Нокаковы же этиосновы? Каковыосновные причинырождения и, вовсяком случае,успеха фашизма?На мой взгляд,есть три причины,которые всовокупностия считаю фундаментальнымипричинами еготоржества.

1.Экономическаяпричина. Онадостаточночетка и, в целом,прекрасноосознается.Вот она в несколькихсловах: частныйкапитализм(основа которого- свободнаяконкуренцияаппетитов сцелью извлечениямаксимальнойприбыли, аполитическоевыражение -буржуазнаядемократия)находится всостоянииполного развалаи краха. Резкоатакуемый всемисвоими врагами,число которыхвсе большерастет, онобрушиваетсяв грязь, преступленияи немощь. Войны,кризис, армиибезработных,нищета массперед лицомизобилия материальныхбогатств инеограниченнойвозможностиувеличиватьих еще и еще -все это демонстрируетбессилие частногокапитализмаразрешитьэкономическиепроблемы эпохи.С одной стороны,сегодня всевсё большесознают егоагонию, егонеизбежнуюсмерть. Однаконеосознанноили сознательнополагают заменитьего новой модельюкапитализма,в надежде, чтоона "спасетмир". Верят - вочередной разв историичеловечества- в высокую миссиюсильного государства,всемогущего,на диктаторскойоснове. Верятв государственныйкаптализм,руководимыйдиктатурой,которая стоялабы "по ту сторонучастных интересов".Такова новаяориентациякапитализма,которая питаетфашистскоедвижениеэкономически.

2.Социальнаяпричина. Онатакже весьмачетка и, в целом,хорошо осознаваема.Крах частногокапитализмасо всеми егоужасающимипоследствиямисоздает явнореволюционнуюситуацию. Массы,все более отчаиваясь,действуют.Революционныетечения усиливаются.Организованныетрудящиесявсе более иболее активноготовятся кбою с системой,которая подавляетих в пользубанды злодеев.Рабочий класс,организованныйсвободно ипо-боевому(политически,синдикально,идеологически),становитсявсе болеебеспокойным,все большеугрожает имущимклассам. Этипоследниеначинают считатьсвое положениеотчаянным. Онибоятся. Инстинктивноили сознательно,они ищут выхода.Они пытаютсялюбой ценойсохранить своепривилегированноеположение,покоящеесяна эксплуатациитрудящихсямасс. Преждевсего, им важно,чтобы эти последниеоставалисьстадом - эксплуатируемым,наемным, постригаемымхозяевами. Еслиневозможносохранитьнынешний способэксплуатации,надо изменитьего (это не такуж тяжело), лишьбы все остальноеосталось. Нынешниехозяева могутостаться ими,если согласятсястать членамиширокогоэкономического,социальногои политическогоруководящегоаппарата, главнымобразом государственного.Ведь для осуществленияэтой новойсоциальнойструктурыпонадобится,прежде всего,всемогущеегосударство,руководимоетвердым и энергичнымчеловеком,диктатором,Муссолини,Гитлером! Таковановая ориентациякапитализма,которая питаетфашизм социально.

Идеологиядиктатуры

Еслибы у фашизмабыло толькодве основы -экономическаяи социальная- он никогда быне приобрелтого значения,какое имееттеперь. Вневсякого сомнения,трудящиесямассы быстрои окончательнопреградилиему дорогу.Действительно,средства, спомощью которыхтрудящийсякласс вообщеборется противкапитализма,за исключениемнекоторыхизменений вдеталях, остаютсядейственнымидля эффективнойборьбы противреакции и фашизма.Это было бывсего лишьпродолжениевеликой историческойборьбы трудящихсяпротив своихэксплуататоров.Сколько разуже на протяженииистории врагменял своиметоды, фасадили оружие! Всеэто нискольконе мешало трудящимсяпродолжатьсвою борьбу,не теряя устойчивостиили уверенности,не давая обманутьсебя маневрамиили поворотамипротивника.Но вот что важно.Фашизм, определяемыйкак новый маневр(оборонительныйи наступательный)капитализма,победил повсюду,где всерьезбрался за дело,с таким успехом- ослепляющим,из ряда вонвы-ходящим,фантастическим, что борьбатрудящегосякласса одниммахом и повсюдув Италии, каки в Германии,в Германии, каки в Австрии, вАвстрии, каки в других странах,оказалась непросто затрудненной,но попростусовершеннонеэффективнойи бессильной.Не только буржуазнаядемократияне сумела защититьсебя, но и социализм,коммунизм(большевистский),профсоюзноедвижение и т.д.оказалисьсовершеннобессильны вестиборьбу с капитализмомс его чрезвычайнымиманеврами радисобственногоспасения. Всеэти силы непросто не смоглиоказать победоносногосопротивлениякапитализму,перестраивающемусвои потрясенныеряды; сам этоткапитализмстремительнореорганизовалсяи разгромилвсех своихврагов. Бессилиесоциализма,который былтак силен вГермании, вАвстрии, в Италии.Бессилие"коммунизма",также оченьсильного вГермании. Бессилиепрофсоюзныхструктур. Какобъяснить всеэто? Проблема,и без того достаточносложная, становитсяеще сложнее,если задуматьсяо современномположении вСССР. Как известно,авторитарныйи государственническийкоммунизм(большевизм)одержал полнуюи довольнолегкую победув ходе событий1917 года. Однако,до сих пор, почти17 лет спустя,этот коммунизмне только оказалсябессилен оказатьсопротивлениефашизму в другихстранах, нодаже сам режимв СССР все чащеи все болееосознанноопределяюткак "красныйфашизм". Сталинасравниваютс Муссолини.Констатируют,что в этой странесуществуетсвирепая эксплуатациятрудящихсямасс руководящимаппаратом,включающиммиллион привилегированныхлюдей, которые,как и повсюду,опираются навоенную и полицейскуюсилу. Констатируютотсутствиев ней всякойсвободы. Констатируютналичие в нейпроизвольныхи безжалостныхрепрессий.Очень важно,что подобныезамечания илиоценки идутне только избуржуазнойсреды, но и изрядов революционеров- социалистов,синдикалистов,анархистови даже самойкоммунистическойоппозиции(троцкистов).Которая по этойпричине объявляето "возобновленииосвободительнойборьбы" и создает4-й Интернационал.Все эти фактычрезвычайнопутают картину.Они неизбежноведут нас кзаключению,которое кажетсяпарадоксальным,а именно, чтодаже в СССР,хотя и в иныхобличьях, побеждаетфашизм, чтоустанавливаетсяновый капитализм(государственныйкапитализм,руководимыйсильным человеком,диктатором,Сталиным!). Каквсе это объяснить?Нет ли еще одногоэлемента, ещеодной основы,еще одной причиныдля существования,которые придавалибы фашизмуособенную силу?Я отвечаю: да.Есть третьяпричина: какраз ее мне иостается изучить.Я определяюее, как наиболееважную и, в тоже самое время,наиболее сложнуюи менее понятую.Именно она иобъясняет все.

3.Психологическая(или идеологическая)причина. Глубиннаяпричина успехафашистов ибессилияосвободительныхсил - это, по моемумнению, роковаяидея диктатуры.Более того.Существуетидея на сейсчет, котораяпревратиласьпочти что ваксиому. Миллионыи миллионылюдей до сихпор удивляются,как можно в нейсомневаться.Более того,некотороеколичествоанархистови синдикалистовне считают еечем-то подозрительнымдаже они. Я, сосвоей стороны,считаю ее глубоколожной. А любаяложная идея,которую считаютправильной,представляетсобой большуюопасность длятого дела, ккакому онаотносится. Вотона, эта идея:чтобы выигратьборьбу и добитьсясвоего освобождения,трудящиесямассы должныруководиться,вестись "элитой","просвещеннымменьшинством","сознательными"людьми, возвышающимисянад этими массами.В том, что подобнаятеория а дляменя она неболее чемподслащенноевыражение идеидиктатуры,поскольку онаотнимает у массвсякую свободудействий иинициативы, в том, что подобнаятеория восхваляетсяэксплуататорами,нет ничегоудивительного.Чтобы оставатьсяэксплуатируемыми,массы должныбыть руководимыи послушны, какстадо. Но чтобытакая идеяукорениласьв душе тех, ктопретендуетбыть освободителямии революционерамиэто один изсамых странныхфеноменов вистории. Ведьи мне это кажетсясовершенноочевидным чтобыбольше неподвергатьсяэксплуатации,массы не должныбыть ведомыми.Все наоборот:трудящиесямассы добьютсяосвобожденияот всякойэксплуатациитолько еслинайдут средствоизбавится отвсякой опекинад собой,действоватьсамостоятельно,по своей собственнойинициативе,в своих собственныхинтересах, спомощью и врядах своихсобственных,подлинныхклассовыхорганизаций:профсоюзов,кооперативови т.д., объединенныхмежду собойв федерацию.Если идея диктатуры- жестокой илиподслащенной- встречаетвсеобщее признаниеи одобрение,то путь дляфашистскойпсихологии,идеологии идействия открыт.Эта психологияпроникает вовсе рабочеедвижение, отравляети разрушаетего, направляетего на гибельныйпуть.

Еслидиктатурасчитаетсянеобходимойдля рукодстваосвободительнойборьбой рабочегокласса, классоваяборьба становитсяв действительностиборьбой диктаторовмежду собой.

Вэтой борьбепо существуречь идет отом, кто сохранитили приобрететрешающее влияниена массы. Исходэтой борьбызависит отвсякого родаобстоятельств,носит совершенновторостепенныйхарактер. Здесьпобеждаетдиктатор "Икс",там "Игрек"или "Зет". И тоти другой могутпровозглашатьсовершенноразличные, дажепрямо противоположныеидеи. Остаетсялишь то, чтовместо свободнойи широкой активностиса-мих масс,их, массы, ведетпобедитель,заставляя ихследовать засобой под угрозойужасающихрепрес-сий.Очевидно, чтотакая перспективане может иметьничего общегос подлиннымосвобождениемтру-дящихсямасс. Идея диктатуры,руководящейэлиты фатальнымобразом ведетк образованиюполитическихпартий - организмов,которые рождаюти поддерживаютбудущего диктатора.В конце концов,та или инаяпартия одерживаетпобеду наддругими. Такона устанавливаетсвою диктатуру.Какая бы онани была, онабы-стро создаетпривилегированныеположения ислои. Она подчиняетмассы своейволе. Она угнетаетих, эксплуатируети, в сущности,фатальнымобразом делаетих фашистскими.Ни Сталин, ниМуссолини!Итак, я понимаюфашизм достаточношироко. Дляменя любоеидейное течение,которое принимаетдиктатуру -открыто илискрыто, "правую"или "левую", объективнои по существуявляется фаши-стским.Для меня фашизм- это преждевсего идеяруководствамассами состороны "меньшинства",политическойпартии, диктатора.Фашизм, с точкизрения психологическойи идеологической,есть идея диктатуры.Когда эта идеявыдвигается,пропагандируетсяи осуществляетсяимущими классами,это понятно.Но когда та жесамая идеяподхватываетсяи претворяетсяна практикеидеологамитрудя-щегосякласса каксредство егоосвобождения,этот факт следуетпризнать пагубнымизвращением,слепым и тупымкривлянием,опасным заблуждением.Будучи по существуфашистской,эта идея, при-мененнаяна практике,фатальнымобразом ведетк глубоко фашистскойсоциальнойорганизации.Справедливостьэтой истиныбыла - вне всякогосомнения-продемонстрирована"российскимопытом". Идеядиктатуры каксредства освобождениярабочего классабыла практическиосуществлена.И вот, ее осуществлениенеизбежнопородило эффект,который сегоднястановитсявсе более явными который вынужденыпризнать дажесамые невежественные,самые ослепленные,самые упрямые:победившаяреволюцияпривела не косвобождениюрабочего класса,а, вопреки всемтеориямосвободителей-диктаторов,закончиласьнаиболее полнымии ужаснымипорабощениеми эксплуатациейэтого рабочегокласса со стороныпривилегированногоправящегокласса. Таковатретья и основнаяпричина особоймощи фашизма.Он прежде всегопитается фашистскойпо сути своейидеологией- неосознаннофашистской- огромнымколичествомлюдей, которыепервые бы удивилисьи возмутились,если бы их обвинилив фашизме. Этаидеология,разлитая повсюду,даже среди"освободителей"и самих трудящихся,отравляетрабочее движение,расслабляети разрушаетего. Она убиваетдействительнуюактивностьмасс и сводитна нет а точнее,к фашистскомуитогу - их борьбуи даже их победы.Вот почему(увы!) Петриниправ. "МеждуСталиным иМуссолини нетникакой разницы".Вот почему"красный фашизм"- не острое словцо,а точное выражениевесьма печальнойреальности.Есть однакоодно утешение.Массы всегдаучатся на живом,ощутимом опыте.Этот опыт существует.Он здесь, каждыйдень, на однойшестой Земногошара. Его действительныерезультатыначинают стано-витьсяизвестнымивсе более широко,во все большихподробностях.Надо надеяться,что трудящиесямассы всехстран смогутв надлежащеевремя извлечьнеобходимыйурок для того,чтобы их будущиесражения увенчалисьуспехом. Осуществлениеэтой надеждызависит вомногом от поведениятех, кто ужепонял. Их долгв том, чтобы смаксимальнойэнергией объяснитьшироким трудящимсямассам подлинныйнегативныйсмысл рос-сийскогоопыта. Мы, анархисты,те, кто это понял,должны расширитьнашу пропаганду,сделать ееболее интенсивной,всегда считаясьс этим опытом.Если мы исполнимсвой долг, еслимы поможеммассам вовремяпонять его,тогда "красныйфашизм" в СССРсыграет, говоряисторически,полезную роль:убьет идеюдиктатуры,осуществивее.

Авот статьякоторая рассказываетпро антифашистови про то чтофашистом можетстать каждый:

ШТРИХИК ПОРТРЕТУРОССИЙСКОГОАНТИФАШИЗМА

Сегоднясреди различныхлевых группантифашизмявляется однойиз самых модныхтем. Впрочем,боевого, милитантногоантифашизма,который практикуютнекоторыегруппы на западе,у нас нет. Но,в любом случае,деятельность,ставящая своейцелью привлечениевниманияобщественностик проблемероста ультраправоговлияния несомненноявляется важной,антифашистскаяагитация,исследованиепричин возникновенияфашизма и т.д.- все это важные,беспорнозаслуживающиевнимания темы.Беда тольков том, что, какмне кажется,суть явлениянашими антифашистамиизучена слабо,а то что онипредлагаютв качествеальтернативы,вызывает серьезныевопросы. Даннаястатья не ставитцель детальногоисследованиясовременногороссийскогоантифашизма.Это всего лишьотдельныештрихи к егопортрету.

Тум-балалайка.

Извсех нашихлевых, автономныхи антифашистскихизданий, Тум-балалайканесомненно,одно из самыхпривлекательных.Правда, левымэто изданиеможно назватьвесьма условно.На его страницахможно встретитькак полуанархистскиетексты, так истатьи либеральныхавторов. Посути, идеологияэтого изданияпредставляетсобой пеструюсмесь автономногоантифашизмаи либерально-правозащитныхидей. Отсюдабросающаясяв глаза идейнаянеоднородность.Но в журналепривлекаетвысокий профессиональныйуровень, материалыТум-балалайкиинтересночитать. А соглашатьсяс ними никтоне заставляет.Тем не менее,хотелось бысказать несколькослов по сутиэтих публикаций.Рассмотримпозиции этогоиздания напримере нескольких,по моему мнению,типичных длянего статей.В статье "Субкультуры,фашизм и антифашизм"(Тум-балалайка№9), подробнорассматриваютсяусловия формированияразличныхмолодежныхсубкультурв городе Роттердам,влияния на этисубкультурыфашизма иантифашизма.В качествепримера успешнойантифашистскойдеятельностиприводитсяантирасистскаяагитация всреде футбольныхфанатов, приведшаяв итоге к принятиюими антирасистскойсимволики иизгнанию другихфутбольныхфанатов - расистов.Что же, можнотолько радоватьсятому, что фашикамгде-то врезали.Но все же, остаетсямножествовопросов. Напримертакой. Футбольныефаны, ставантирасистами,не пересталибыть футбольнымифанами. Они по-прежнему готовыбросится вдраку с теми,кому не нравитьсяих клуб илифутбол вообще.Между тем, массовыефутбольныеистерики,провоцирующиечеловека наагрессию,превращающиеего в стадноесущество, одержимоекультом лидеров,- являютсяорганическойчастью "обществазрелищ". Это,своего рода,суррогатобщественногодвижения, способвыпусканияпара, накопившихсянегативныхэмоций. Но, кажется,ни роттердамскихантирасистов,ни авторовстатьи данноеобстоятельствоне волнует.Главное, чтонабили мордуфашистам. Разветакой подходзатрагиваеткорни проблемы?Нужно ли доказывать,что подобногорода действияникак не затрагиваютосновы репрессивнойобщественнойсистемы, порождающейиз себя фашизм?Что толку взамене однихполитических(или футбольных)эмблем другими?К сожалению,этот главныйвопрос остаетсяза скобкамистатьи. Интересно,что автор статьиподчеркивает:Роттердам -огромный промышленныйгород, один изэкономическихцентров Европы,город со сложнейшейсоциальнойифраструктурой,в которой причудливопереплетаютсяинтересы различныхобщественныхклассов и культурныхсообществ. Нодальше этогоутверждениямысль авторане идет и онсосредотачиваетсяна проникновениив ряды субкультурноймолодежи правыхи левых политическихактивистов.На лицо чистопозитивистскийподход - общественноеявление исследуетсяповерхностно,исключительнофактологическии никто не пытаетсяпытается разобратьсяв причинах, егопрождающих..Представлявляетсястранным заигрываниеТум-балалайкис либерально-демократическойидеологией,каковая явственнопросматриваетсяв некоторыхстатьях. В течениепоследнихдесяти летдемократияи свободныйрынок привелироссийскоеобщество ктотальнойнищите, к вымираниюнаселения отголода и болезней.Что касаетсясвободы, тонепонятно, окакой свободеможет идти речьв системе, гдекорпорациии государственнаябюрократияконтролируютсамои условиясуществованиялюдей, создаваятаким образомотчужденнуюбесчеловечнуюреальность.Этот рыночно-демократическийтоталитаризмне менее опасен,чем фашизм. Да,фашизм убиваллюдей в конц-лагерях,а рыночно-демократическийтоталитаризмубивал ихмассированнымибомбардировкамижилых кварталовв Гамбурге,Дрездене, Токио,в Хиросиме иНагосаки онубивал их ужеатомными бомбами,во Вьетнамехимическиморужием, а сегодня,в странахкапиталистическойпереферии,таких как Россия,он убиваетлюдей голодоми болезнями.А потому, отстаиватьприоритетлиберальныхценностей передфашизмом - чистейшаябессмыслица.Не говоря ужео том, что этозаведомо проигрышнаяпозиция, потомучто голодныйчеловек нестанет бороться"за свободупечати", мягкоговоря, условнуюв ситуациифинансовогоконтроля надпрессой состороны крупныхкорпораций.Что такое вообщеэти "большееи меньшее зло","демократияи диктатура"?Демократическоегосударство,так же как итоталитарныйрежим, это всеголишь механизм,используемыйолигархиейи бюрократиейв определенноевремя радидостиженияопределенныхцелей Представительнаядемократиявообще никакне может бытьиспользованав целях самоуправления,ведь ее механизмне предусматриваетни принятияосновных решенийобщими собраниямиобычных людей,ни право прямогоотзыва представителейв любой момент,по желаниюизбирателей,ни императивногомандата (т.е.прямого наказа,обязательногодля исполненияделегатомобщего собрания).

Демократияэто не самоуправление,это механизмпредставительства,механизм, вручающийв руки кучкелюдей праворешать судьбымиллионов, попринципу меньшего(а иногда ибольшего)зла.

Этомашина, создающаяиллюзию участияшироких массв управленииобществом. Этопо сути своейтоталитарныймеханизм, косвеннымпутем втягивающейширокие массытрудовогонаселения впроцесс принятиярешений об ихже собственнойэксплуатации.Демократия- это форма активнойнесвободы, вэтом смыслеона стоит водном ряду стоталитарнымидиктатурами.Абсурдно пытатьсявырвать тоталитарныережимы (фашизми большевизм)из контекстаевропейскойистории новоговремени, изконтекстаиндустриально-капиталистическогоразвития.Фундаментальнымпринципоминдустриально-капиталистическойсистемы являетсяэкономическаяэффективность,извлечениеприбыли сминимальнымииздержками,подавлениеконкурентови неразрывносвязанная сэтим процессомустановка надоминацию иэкспансию.Политика, культура,язык, право,искусство,господствующаямораль подчиняютсявышеупомянутомуимперативуи изменяютсяв соответствиис требованиямирешения главнойзадачи. Все этонеизбежнопорождает"внешнюю"экспансию,ведущую к войнам(а значит кцентрализацииобщественнойжизни), и "внутреннюю"экспансию вобласть человеческойпсихики, ведущуюк росту одномерности,превращениючеловека вфункцию, в винтиксистемы. Тоталитарнаядиктатура - этосвоего родалогическоезавершениетенденций"рационализацииобщества",направленыхна оптимизациюпроцесса экспансиии извлечениеприбыли "любойценой". Впрочем,в Тум-балалайкевстречаютсяпорой достаточноглубокие рассуждения.Так, например,в статье "Часовоймеханизм ужезапущен" (всетот же №9) говорится,что "в этомтрезвом, холодномрационалистическомобществе фашистскиеорганизациипредставляютсобой нечтовроде "сгусткатепла", "прибежищеидеалов", чтоони являются"одним из воплощенийпровинциальногоуюта, противостоящегомодели рационалистическогопрогресса".Однако, и в этомслучае мысльавтора не идетдальше абстрактныхпризывов боротьсяс фашизмом. Оборьбе с нечеловеческойи бесчеловечнойреальностьюиндустриальногокапитализмаречь не идет.Мысль стыдливоостанавливаетсявблизи поляантикапиталистическихи антигосударственныхидей, не решаясьпройти дальше.

По моемумнению настоящихскинхедовкоторые боролисьза рабочийкласс не осталось,но в данныймомент скинхедыэто субкультура(эта та культуракоторая своимидействиямиотказываетсяот настоящегостроя). Скинхедыбудут продолжатьсвоё существованиеи может когданибудь придётк власти скинхедхотя они могути просто исчезнутьиз истории какпроявлениякультуры…

12