Смекни!
smekni.com

Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год) (стр. 10 из 12)

2. Религия, ее место в системе отношений человека и ок­ружающего мира. Атеизм.

1. Религия является одной из древнейших и основ­ных форм духовной культуры.

Религия – опред. взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.

Основой религии является вера.

2. Религиозная вера складывается из:

а) веры - убеждения в истинности основ религиозного учения;

б) знания наиболее существенных положений ве­роучения;

в) признания и следования нормам нравственно­сти, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;

г) соблюдения норм и требований, предъявляе­мых к повседневной жизни человека.

3. Типы религий:

а) монотеи­стические - основанные на вере в единого Бога

б) по­литеистические - исповедующие многобожие

в) ри­туальные - с акцентом на выполнение определенных культовых действий

г) религии спасения - признаю­щие главным вероучение, представления о мире и че­ловеке, их посмертной судьбе,

д) национальные - свя­занные с определенным народом или народами

· синтоизм (у японцев),

· конфуцианство (у китайцев),

· иудаизм (у евреев).

е) ми­ровые (не признающие национальных различий).

· буддизм (возник в сере­дине I тыс. до н. э.)

· христианство (возникло в начале I тыс. н. э.)

· ислам (возник в VII в. н. э.)

4. О роли мировых религий в современном мире гово­рят следующие данные:

а) Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из сущест­вующих мировых религий.

б) Во многих странах мира религиозные объедине­ния отделены от государства,тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного обще­ства остается значительным. Ряд государств призна­ет одну из религий государственной и обязательной.

в)Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хра­нит принципы общечеловеческой морали.

г)К сожалению, религиозные противоречия про­должают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъеди­нения и противоборства. Религиозный фанатизм гу­бителен, он противостоит культуре, общечеловече­ским духовным ценностям, интересам человека.

д)Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ника­кой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними».

5. Атеиз­м - отрицает существование Бога, ка­ких-либо сверхъестественных сил и религии.

Билет № 17

1. Цивилизации и формации.

1. Существуют тазличные подходы для изучения исторического процесса:

а) формационный – каждая цивилизация проходит определённые этапы развития –

Общественно Экономические Формации (К. Маркс, Энгельс)

· первобытность

· рабовладение

· феодализм

· капитализм

· коммунизм

Формация – это исторически определен­ный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства матери­альных благ.

б) цивилизационный – каждая цивилизация неповторима, особенна.

А. Тойнби выделял стадии жизни цивилизаций:

· рождение

· рост

· надлом

· разложение

· гибель

2. В структуре каждой формации выделяют:

а) базис (производственные отношения и производственные силы) — совокуп­ность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределе­ния, обмена и потребления материальных благ; глав­ным среди них являются отношения собственности на средства производства.

б)надстройка - совокупность политических, правовых, идеоло­гических, религиозных, культурных и иных взгля­дов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.

3. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

а) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом процессе.

б) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных от­ношений;

в) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

4. Цивилизация (в широком смысле) - сту­пень развития общества, следующая за варварством, дикостью.

(в узком смысле) - своеобразие темах социальных и духовных ценностей. Любая ци­вилизация характеризуется не столько производст­венным базисом, сколько специфическим для нее об­разом жизни, системой ценностей, видением и спосо­бами взаимосвязи с окружающим миром.

М. А. Барг так определил цивилизацию: «...это способ, которым данное общество разрешает свои пробле­мы».

Историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западно­европейская цивилизации), С течением времени циви­лизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.

5. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы:

а) восточные – характеризуются:

· высокая степень зависимости инди­вида от природы и географической среды,

· тесная связь человека с его социальной группой,

· низкая со­циальная мобильность,

· господство традиций и обычаев как регулято­ров общественных отношений.

б) западные – характеризуются:

· стремлением к подчинению природы власти челове­ка,

· приоритетом прав и свобод личности над социаль­ными общностями,

· высокой социальной мобильно­стью,

· демократическим политическим режимом и правовым государством.

2. Образование и его роль в развитии общества.

1. Среди социальных институтов современного об­щества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человече­ской деятельности.

Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Основной целью образования является приобще­ние индивида к достижениям человеческой цивили­зации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит пе­редача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятель­ной творческой деятельности в избранной сфере за­нятий. От качества образования во многом зависят темпы экономического и политического развития, нрав­ственное состояние о-ва.

Основным институтом современного образова­ния является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Школа даёт базу в подготовке квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

2. Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повест­ку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования.

Среди основных направ­лений проводящейся реформы можно выделить:

а) демократизацию системы обучения и воспита­ния;

б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса об­разования;

в) компьютеризацию процесса образования;

г) интернационализацию процесса образования.

В ходе реализации реформ предполагается:

а) видоизменить организацию и технологию обу­чения, сделать ученика полноценным субъектом об­разовательного процесса.

б)выработать новую систему критериев эффек­тивности результатов образования - не только полученные обучаемым знания, уме­ния и навыки, но и уровень творческого и нравствен­ного развития личности.

Современное образование является средством ре­шения важнейших проблем не только всего общест­ва, но и отдельных индивидов. Это один из важней­ших этапов в длительном процессе социализации личности.

Билет № 18

1. Традиционное и индустриальное общество.

1. Одной из существующих в науке классификаций современных обществ является разделение их на тра­диционные и индустриальные.

Традиционное общество Индустриальное общество
1. «Непрерывность» ис­торического процесса 1. не­равномерное движение истории
2. медлительность в развитии 2. прогрессивность развития
3. слияние о-ва с природой 3. о-во господствует над природой
4. слабость институтачастной соб­ственности 4. частная соб­ственность
5. Низкий уровень соц. мобильности 5. Высокий уровень соц. мобильности
6. Государство подчиня­ет себе общество 6. Общество автономно от государства,
7. неразвитость принципа свободы личности 7. конституционное подтверждение личности
8. традиционность, косность 8. изменчивость, нова­торство

2. В мире наблюдается взаимное влияние «Западного» и «Восточного» обществ.