Смекни!
smekni.com

Демографическая ситуация в республике Дагестан (стр. 12 из 14)

При начале боевых действий в горах главной проблемой равнины стала практически полная беззащитность Хасавюрта. Части МВД и армии дислоцировались в десятках километров от него и в случае нападения просто физически не смогли бы противостоять боевикам. Здесь главную деятельность развила администрация города. В городе объявили мобилизацию, было создано два десятка штабов по набору добровольцев и организации отрядов самообороны. Организован завоз медикаментов, создан запас товаров первой необходимости, патрулирование, комендантский час и проч. Был разработан план обороны города. Выделены основные опорные пункты, вокзал, мосты и проч. и стали создаваться укрепления у таких объектов. Обнаружилось редкое явление в современной России: власти опережали население в инициативе и в общем повели его за собой. За ваххабистами началась охота. Были изданы указы о конфискации имущества уезжающих в этот период и запрещении официальных лиц покидать город. Был создан комитет по обороне города, которому были переданы полномочия по проведению чрезвычайных мер. Организованы боевые учения добровольческих отрядов. И все это вне санкции из Махачкалы. Жители не знали кого больше бояться: боевиков или собственную (хасавюртовскую) администрацию. При всем этом администрация четко поделила весь город на две половины: чеченскую и нечеченскую, первая была брошена на произвол судьбы, и все мероприятия проводились только во второй, равно как и оборона выстраивалась только в нечеченских кварталах. Тогда рефреном во всем регионе стало одно: дайте оружие! А его не хватало. Военным ядром организации обороны стал аварский фронт имама Шамиля, а административным - администрация города, в которой как я уже говорил преобладают аварцы.

Эти мероприятия, и созданная система обороны и мобилизации сыграли ключевую роль в дальнейших событиях.

После "наведения порядка" в Ботлихе наступило настороженное ожидание, которое и закончилось 5 сентября.

Новолакский район с одной стороны граничит с Чечней, а с другой примыкает непосредственно к Хасавюрту с юго-запада, граница между ними - черта города. Район на половину состоит из чеченцев. Другая половина - лакцы, лидеры которых, Хачилаевы, в Чечне и борются против официальной власти в Дагестане. В нем можно было заранее создать базы и склады с оружием. Тоже и в Хасавюрте. Это единственный маршрут, по которому можно было очень быстро подойти к Хасавюрту и при этом сформировать устойчивую линию фронта. Если восстанавливать план командования боевиков, то на мой взгляд он выглядит так.

1 этап. Захват в новолакском районе ряда селений и создание плацдарма для броска на Хасавюрт. Вошли боевики в Дагестан по руслу реки Яман-Су (Грязная Речка). Вдоль этой реки цепочкой вытянулись чечено-лакские селения. Яман-Су не протекает через Хасавюрт, а наиболее близким из этих селений к городу является Гамиах, расположенное в 6 километрах от него. Успех в этом этапе - был большим, чем боевики сами ожидали, в первый же день они вошли в Гамиах и от Хасавюрта их отделяло просто большое поле.

2 этап. Переброска боевиков второго эшелона и оружия на захваченную территорию. Просачивание части боевиков в Хасавюрт, причем некоторые экстремисты находилась там с самого начала конфликта. Захват Хасавюрта снаружи и изнутри. Во вторую ночь после начала операции чеченские кварталы Хасавюрта уже контролировались боевиками, а на третью в городе началась паника. Можете представить себе степень опережения, если только на третьи сутки были подтянуты войска, которые начали собственно воевать, и к этому же времени Ельцин собрал совет безопасности.

3 этап. Уничтожение застав на границе Чечни и Дагестана в Новолакском, Хасавюртовском и Бабаюртовском районах. Создание гуманитарной катастрофы на равнине. Формирование единого фронта, в котором Хасавюрт становится центром обороны против российских войск. Выбить федералам их оттуда стало бы очень трудно. Одновременно наносится удар по другим районам республики и первым делом перерубается железнодорожная ветка в Кизляре, что ограничивает скорость подвода армейских подкреплений в Дагестан, и производится вторжение в горные районы. Война становится полномасштабной и затягивается.

Боевики действовали очень быстро, но они все же не успели. Они на несколько дней опередили федеральные силы, но не смогли опередить властей Хасавюрта. Разработанная в городе ранее программа и созданные органы обороны в течение одного дня полностью восстановили свою деятельность и взяли под свой контроль ситуацию, т.е. очень быстро. Вокруг города был вырыт ров.

Ясно, что первые дни были самыми тяжелыми. Город был практически не защищен войсками и боевики не взяли его только потому, что сами были не готовы к этому. Без боя ополченцы город бы не сдали, значит боевикам надо было на что-то опираться, а создать опорный пункт из Новолакского района, даже при условии солидной подготовки это в любом случае дело нескольких дней. Однако мелкие группы боевиков рассчитывали войти в город уже на второй день операции и совершать в нем диверсии. Эта возможность городскими властями была полностью пресечена наведением особого режима безопасности в городе и перекрытием путей проезда и прохода со взятой боевиками территории в город.

Армия Басаева не может позволить себе наступать широким фронтом, также она лишена возможности обходить противника, если это не ведет к немедленному его уничтожению. Поэтому если на пути боевиков поставить укрепленный лагерь они будут биться об него пока не снесут, а для них это означает потерю темпа. Так и было сделано. Большое число вооруженных ополченцев были собраны на дороге между Гамиахом и Хасавюртом и заняли оборону. Первые два дня это проходило практически без участия войск и ополченцы одни держали ситуацию. Ополченцев было в несколько раз больше, чем оружия, и безоружные находились постоянно рядом с позициями и тогда в случае ранений оружие брал свежий человек. Первые в бой шли милиционеры. Во вторую ночь часть боевиков предприняла наступление на город и ополченцы держались ночь, а на утро был нанесен удар вертолетами по выдвинутым боевикам и только это их остановило. В дальнейшем авиация почти без перерывов наносила удары.

Войска бросавшиеся в эту зону в это время толком не знали, что им делать, окапывались и начинали стрелять абы куда и толку от них никакого не было. Только на третьи сутки стали подходить основные силы и обрабатывать Гамиах. Они стали рядом с ополченцами и только с этого времени можно считать начало боевой операции. Получился хороший тандем: войска-ополчение. Ополченцы обеспечили личную безопасность солдатам и ликвидировали возможность деятельности мелких диверсионных групп, а солдаты огнем из тяжелого вооружения держали ударные силы боевиков на расстоянии.

Вторая линия обороны была создана вдоль реки Ярык-Су. Река протекает по городу и делит его на две половины, это значило что чеченские кварталы остались незащищенными. При входе боевиков в город, даже если бы они не вошли в эти кварталы, огонь российских войск неизбежно разрушил бы их, а ополченцы просто рассматривали их как территорию противника. В городе это понимали все. Война воспринималась как попытка вторжения из чеченского мира в дагестанский.

Ополченцы не собирались уступать город, значит при взятии Хасавюрта боевиками при таком раскладе велись бы боевые действия в нем самом, и гибли люди, это значит, что события стали бы восприниматься однозначно как агрессия Чечни против Дагестана, а все разговоры об исламском порядке - как пустая болтовня. Но в этом случае возник бы смысл говорить об организации вседагестанского сопротивления, структуры которого стали бы рассматриваться как отображение сложившейся внутридагестанской обстановки, но с тем что они будут решать военные вопросы. А это значит, что на этот раз чеченские исламисты проиграли в любом случае: удалась бы их хасавюртовская эпопея или нет.

Аварцы и даргинцы собрались драться и серьезно драться, это стало ясно в течение нескольких дней, а это значит, что все остальные поняли, что цена устойчивого оседания боевиков в Дагестане неприемлема для всех. Все-таки аварцы и даргинцы родные в Дагестане, а чеченцы - нет. Поэтому когда войска взялись за уничтожение боевиков, население воспринимало их как силу, которая сделает необходимую работу, сохранив при этом нужные в дальнейшем Дагестану жизни и только помогали в этом. В результате войска без особого труда выкинули из республики инородное тело.

Заключение

Сложенное в Дагестане этнополитическое равновесие было неустойчивым и тяжелым для всех. Создающиеся формы этнического общежития мешали и боролись друг с другом и любое изменение обстановки сопровождалось болезненными эксцессами. При появлении дестабилизирующих внешних сил, их действия и стали использоваться существующими силами в Дагестане как возможность для дальнейшего развития. В связи с этим необходимо проследить логику дальнейшей эволюции республики исходя из результатов произошедшего.