Смекни!
smekni.com

Депортация населения Северного Кавказа (стр. 3 из 4)

Спецпереселенцы не были в стороне и от общественной жизни. К 1949 г. среди спецпереселенцев имелось 11 669 комсомольцев. Из 1 896 прибывших из Северного Кавказа комсомольцами были 873 чеченца, 420 карачаевцев, 369 балкарцев, 90 греков, 552 – из семей бывших кулаков. Незначительным был отряд интеллигенции. С высшим и средне специальным образованием насчитывалось 803 чел., из них занятых на работе – 669 человек.

Спецпереселенцы и особенно интеллигенция, коммунисты, комсомольцы принимали участие в выборных кампаниях, проявляли повышенный интерес к получению образования, поддерживали тесные связи с теми народами, в окружении которых они проживали в местах поселения.

Реабилитация депортированных народов Северного Кавказа. Процессы депортации реабилитации ограничены, протекают параллельно и зависят от ситуации, складывавшейся в стране с тем или иным контингентом населения, подпавшим под статус "неблагонадежного".

Что касается реабилитации русских, украинцев (казаков), то первые меры в этом предпринимались уже в середине 20-х годов, когда была предусмотрена политика по отношению к казачеству, объявлялся отказ от оценок, даваемых казачеству как исключительно враждебной советской власти силе. Последующий этап реабилитации казаков наступил в 30-е годы и связан был с привлечением их к защите Отечества, возрождением боевых казачьих соединений, что нашло отражение в принятом ЦИК СССР 20 апреля 1936 г. постановлении "О снятии с казачества ограничений по службе РККА. В последующем наблюдалась дальнейшая интеграция казачества в советское общество.

Новый подход к проблеме обнаружился только лишь в конце 80-х годов. Все положения, связанные с проведением мер по реабилитации, отражены в принятых Законах РСФСР " О реабилитации репрессированных народов", "О реабилитации жертв политических репрессий". По имеющимся данным, уже в начале 90-х годов были реабилитированы более 80 тыс. человек. В отношении казачества основой реабилитации был Указ Президента России "О мерах по реализации Закона "О реабилитации репрессивных народов" в отношении казачества" принятых 15 июля 1992 года. В его положениях, в последующих нормативных актах и определялись меры по экономической и культурной реабилитации вырождающегося казачества. Безусловно, что реабилитации, прежде всего способствовало и складывавшая обстановка, определенное место отводилось и смерти Сталина, а также последующим процессам. Следует отметить, что уже во второй половине осуществлялось смягчение положения репрессированных лиц, находившихся на спецпоселении, уже в октябре 1953 г. освобождались из спецпоселенцев военнослужащие, правда, без права возвращения на Северный Кавказ.

Разумеется, что все вопросы рассматривались Президиумом ЦК КПСС. В начале июля 1954 г. состоялось одно из первых заседаний Президиума ЦК КПСС с повесткой дня "О снятии некоторых ограничений в "правовом" положении спецпоселенцев".

Затем в 1955 г. Президиумом ЦК КПСС было принято постановление "О снятии ограничений по спецпоселениям с членов КПСС, кандидатов КПСС, у членов их семей", а в ноябре последовало и постановление Совета Министров СССР "О снятии со спецпоселения участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных орденами и медалями Советского Союза, и преподавателей учебных заведений. Это уже были заметные шаги в реализации мер, связанных с реабилитацией лиц, подвергшихся репрессиям по различным причинам.

В декабре 1995 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении". Но им разрешалось возвращение в старые места проживания. Поэтому контингент немцев, депортированных с территории Северного Кавказа в 1941-1942 гг., оставался в местах поселений. Они переходили, по замечанию В.Н. Земскова, в статус "помилованных".

17 марта 1956 г. последовал Указ Президиума Верховного Совета "О снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся на спецпоселении". Он распространялся и на калмыков, проживавших в Ставропольском крае и Ростовской области, однако и они не получали пока права на возвращение к старым местам обитания.

28 апреля 1956 г. был принят Указ Верховного Совета СССР "О снятии ограничений по спецпоселениям с крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшинов, членов их семей, высланных в период Великой Отечественной войны". Они все снимались с учета спецпоселений и освобождались из-под административного надзора органов МВД СССР.

1956 г. появился Указ "О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны". Важным документом был приказ МВД СССР "О разрешении проживания и прописки калмыкам, балкарцам, карачаевцам, чеченцам, ингушам и членам их семей в местах, откуда они были выселены".

Семьям чеченцев и ингушей была оказана помощь со стороны колхозов и совхозов в строительстве жилых домов и надворных построек. Также проводились меры по жизнеобустойству балкарцев, выделялись необходимые денежные средства.

К февралю 1958 г. в республику уже прибыли 20 174 чеченских и ингушских семей. Они активно включались в производство и общественную сферу.

Восстанавливались национальные и государственные образования. Была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР, Чечено-Ингушская АССР. В место бывшей Карачаевской Автономной области была образована Карачаево-Черкесская Автономная область.

В конце 80-х годов начался новый этап реабилитации репрессивных граждан, связанный с дальнейшим расширением демократизации общества. Продолжение этих мер, начало которым было положено еще во второй половине 40-х годов, вызвалось необходимостью исправления ошибок прошлого в государственной политике.

Основополагающим документом явилась Декларация "О признании незаконным и преступным репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению прав" (1989 г.), а также появившийся в 1991 г. (26 апреля) Закон РСФСР ''О реабилитации репрессивных народов", вобравший в себя положения, раскрывающие сущность реабилитации. Продолжалась подготовка нормативной базы реабилитации, включая и реабилитацию народов Северного Кавказа: казаки, балкарцы, карачаевцы, калмыки, немцы, ингуши, частично чеченцы (проживающие в Дагестане).

Непосредственно в процессе по реабилитации лиц, подвергшихся репрессиям, наступает новый своеобразный этап. Если для первого этапа характерны любые в основном политические акции, то в 1995-1997 годах нашлась компенсация материального ущерба, нанесенного спецпереселенцами.

Учитывая трудности экономического развития Российского государства, сложно занять однозначную позицию в оценке этих мер. Дело в том, что меры компенсации ущерба вызывают определенное недовольство со стороны населения, проживающего совместно с подвергшимися репрессиями. Выработать форму действий, согласно которой были "удовлетворены" все депортированные, также сложно. Судя по всему, что главным должно быть решение проблемы на правовой основе, на цивилизованном уровне с наименьшими потерями для общества, без нанесения ущерба традициям, существующим связям между народами.

Проведение реабилитационных мер, в том числе и на Северном Кавказе, еще раз подтвердило насколько сложна территориальная реабилитация, вызывавшая определенную конфронтацию в обществе, обострение в отношениях между отдельными субъектами, в частности, Ингушской Республикой и Республикой Северная Осетия - Алания, да и явившаяся фактически основой для возникновения острого конфликта.

В связи с этим рассмотрены и меры Президента, Правительства России по урегулированию территориальных взаимоотношений, роль призывов к народам действовать на основе консенсуса с обязательным соблюдением главного Закона Государства – Конституции Российской Федерации.

Заключение. Развитие событий на Северном Кавказе в конце 80-90-х гг. ХХ в. вызывает необходимость обращения к такой важной стороне проблемы, как причины конфликтности и противоречий в отношениях между народами. Причины эти различны, однако, развитие процессов весьма одинаковое: поиск врага, этнические чистки, массовый исход населения с территории своего проживания. Эти процессы вызвали подвижки населения Северного Кавказа. В связи с событиями в Чечне убыло: чеченское население из республики в соседние субъекты или в центральные области Российской Федерации.

Одновременно следует заметить, что причины были заложены начиная с 1918 года, когда через "игры" с народами, их переселение, всевозможные политические манипуляции, изъятие и передачу земель за "преданное" отношение к Советам формировалась государственная политика в сфере национальных отношений на Северном Кавказе.

Обращение к ранее запретной проблеме позволило осветить объемно процессы, связанные с вынужденным переселением народов и групп населения, принадлежавших к различным национальностям.

Относительно регионов Северного Кавказа депортация, по заключению документов центральных ведомств, являлась "приемлемой" формой для стабилизации межнациональных отношений, ослабления обострявшейся криминогенной обстановки.

Социально-экономический аспект как в зеркале отразил определенный комплекс накопившихся причин обострения ситуации, начиная с 1918 года и до начала Великой Отечественной войны , явившегося поводом открытого выступления масс и осуществлявшихся принудительных переселений.

Первыми, кто оказался среди вынужденных переселенцев, были русские (казаки), проживавшие на Северном Кавказе. Причины их депортации базировались, в основном, на несогласиях казачества принять устанавливаемый общественный строй. Альтернативной силе власти советов был нанесен сокрушительный удар. Сотни тысяч казаков вынужденно переселялись начиная с 1918 года, однако, пик их выселения приходился на период коллективизации. Казаки претерпели утерю имущества, разрыв семей и т.д. Им пришлось преодолевать и трудности адаптации в новых местах обитания, интегрируясь в местных условиях, экономику, культуру.