Смекни!
smekni.com

Десятилетие после смерти Сталина (стр. 9 из 10)

Поражение в заливе Свиней явилось плохим началом для новой администрации президента Джона Ф. Кеннеди. Помимо разработки планов вторжения и военной подготовки, а также первоначальной бомбардировки кубинских аэродромов, оказавшейся неэффективной, США не оказывали больше помощи кубинским мятежникам, что привело к неизбежному результату - поражению.

Отрицание США своей ответственности за вторжение на Кубу в заливе Свиней никто не воспринял всерьез, в результате чего США понесли тяжелое дипломатическое поражение в международном плане, в то время как режим Кастро резко укрепился.

Сотрудничество между СССР и Кубой до этого времени оставалось политическим и экономическим. Теперь оно стало и военным. Летом 1962 г. СССР решил разместить на острове ракетные базы, нацеленные на американскую территорию. Когда это оружие было обнаружено американской разведкой, США сочли, что это угрожает их безопасности. Они объявили морскую блокаду острова и потребовали, чтобы ракеты и пусковые установки были эвакуированы, иначе они будут разрушены. Вооруженные силы обеих стран были готовы к столкновению. СССР уступил, согласившись демонстрировать свои базы под строгим американским контролем. В обмен Кеннеди обязался не организовывать и не поддерживать вторжение на Кубу.

С конца июля 1962 г. значительно увеличились поставки вооружения Кубе. 4 сентября 1962 г. президент Кеннеди объявил, что военная мощь Кубы возросла из-за поставок советского оборудования; 12 сентября он предостерег СССР и Кубу от наращивания наступательной силы.

Советское правительство во время кубинского кризиса старалось ввести в заблуждение американское правительство относительно своих действительных намерений. Так 18 октября 1962 г. советский министр иностранных дел Громыко по поручению Хрущева заверил Кеннеди, что единственная помощь, которая оказывается Советским Союзом Кубе - это помощь в области сельского хозяйства и освоения земель плюс поставки незначительного количества оборонительного оружия.

Но Кеннеди уже располагал доказательствами установления советских наступательных ракет на Кубе. Советский Союз сам внезапно оказался под угрозой собственного уничтожения.

22 октября 1962 г. Кеннеди по ТВ информировал население страны об установлении США факта, что наступательные ракетные площадки находятся в стадии подготовки на Кубе, представляя угрозу городам в западном полушарии. Он заявил, что отдал приказ о морском и воздушном карантине Кубы, который не будет снят до тех пор пока все наступательное вооружение под надзором США не будет размонтировано и убрано с Кубы. Он также предупредил о том, что запуск ядерной бомбы с Кубы будет рассматриваться как прямая атака США, требующая ответного удара по СССР, а силы США будут приведены в боевую готовность для захвата Кубы.

Положение осложнилось, так как над Кубой советской ракетой был сбит американский разведывательный самолет У-2, пилот погиб. Военные использовали это, чтобы потребовать немедленного нанесения ответного удара. Мир подошел к грани войны как никогда прежде...

24-29 октября проходили советско-американские переговоры. Премьер-министр Хрущев после обмена письмами с президентом Кеннеди пошел на уступки и согласился приостановить строительство баз на Кубе, размонтировать и убрать там советские ракеты под контролем США. В ответ американский президент пообещал снять блокаду (когда ООН принял необходимые меры), не вторгаться на Кубу и убрать свои ракеты из Турции.

2 ноября 1962 г. была снята морская блокада. Президент Кеннеди сообщил населению, что демонтаж советских ракетных баз - это прогресс в деле восстановления мира в Карибском бассейне.

Действия Кеннеди получили широкую поддержку со стороны некоммунистического мира, что способствовало серьезному повышению его международного авторитета, в то время как Советский Союз, и в частности Хрущев, потерпел явное поражение.

Успех породил в США эйфорию, что повлияло на решение Америки впоследствии идти до конца во вьетнамской войне.

Таким образом, кризис вокруг Кубы разрешился мирно. Для США и СССР атомная война была неприемлемым средством продолжения политики. Две державы могли вступать в острые конфликты, но они были вынуждены сосуществовать на одной планете.

Поэтому не удивительно, что после кубинского кризиса возобновился диалог двух столиц. 30 августа между Москвой и Вашингтоном была введена в действие специальная телефонная связь. Вслед за кубинским ракетным кризисом представлялось желательным установление надежного способа быстрой и прямой связи между руководителями правительств сверхдержав. В результате стало возможным установление постоянного контакта между Белым домом и Кремлем.

5 августа в Москве было заключено первое достаточно скромное соглашение, направленное на сдерживание гонки вооружений. США, СССР и Великобритания подписали договор, который положил конец всем экспериментальным атомным взрывам, за исключением подземных. Премьер-министр Англии (Макмиллан) рассматривал этот договор как свое величайшее достижение. Позднее к договору присоединилось большинство других стран.

Хрущев и Кеннеди уже установили определенную степень сотрудничества, но в конце года американский президент был убит. Начались новые тяжелые переговоры между двумя странами.

Последние годы пребывания Хрущева у власти не привели ни к каким позитивным сдвигам в отношении между СССР и США. Хрущев обладал удивительной способностью утрачивать преимущества, завоеванные в борьбе на международной арене. Вместо спокойной взвешенной дипломатии он предпочитал тактику «бури и натиска», рассчитывая на испуг и растерянность своих партнеров-противников. Неудачи заставляли его не пересматривать тактику, а наоборот, доводить ее до абсурда...

8. Смещение Хрущева. Значение хрущевского десятилетия

Отстранение Хрущева от власти было концом «славного десятилетия». В истории советского общества. К осени 1964 г. психологическая почва для удаления Хрущева была тщательно подготовлена. Партийная иерархия в своем подавляющем большинстве пришла к соглашению о необходимости отставки Хрущева. Итак, 14-15 октября 1964 г. Хрущев был смещен со своего поста Л.И. Брежневым и А.Н. Косыгиным и отправлен на пенсию в полной изоляции. Хотя это удивило весь мир, но его падение было лишь финалом длительного процесса. Хрущев так и не оправился от поражений конца 1962 - первой половины 1963 гг.: карибский кризис, неудачи в сельском хозяйстве, идеологическое контрнаступление и разрыв с Китаем. С каждым днем имя Хрущева исчезало из советской общественной жизни, осужденное на политическую смерть.

Десятилетие Хрущева Н.С. по праву называют десятилетием «оттепели», но только в определенных аспектах. Во внешней политике «оттепель» сменялась «похолоданием». Несмотря на грозное бряцание оружием и возникавшие время от времени кризисы во взаимоотношениях с западными державами, внешняя политика Хрущева в целом была ориентирована на расширение контактов и сотрудничества с западными государствами и, прежде всего, с Соединенными Штатами Америки.

III.Заключение

Таким образом, на протяжении хрущевского десятилетия характер внешней политики СССР изменился. Пытаясь отказаться от жесткого сталинского курса внутри страны, Хрущев не сумел целиком отказаться от авторитарно-экспансионистского осуществления внешней политики. После смерти Сталина были сделаны первые шаги погашения очагов военной опасности с капиталистическими странами. Был выбран курс мирного сосуществования. На ХХ съезде КПСС этот тезис был развит подробнее, также была сформулирована внешнеполитическая программа, которая содержала в себе многие утопические коммунистические догмы. Она исходила из неизбежности победы СССР (социалистического лагеря) во всем мире. Выставляя эту программу, КПСС отнюдь не отказывалась от другой части своей политики. Во-первых, от усиления развития идеологической борьбы против стран капитализма. Во-вторых, сохранялся тезис о невозможности сохранения статус-кво, о неизбежности перемен в мире. В-третьих, советская доктрина продолжала помогать национально-освободительному движению во всем мире; это положение вскоре привело к тому, что Советский Союз стал оказывать огромную и часто безвозмездную военную и финансовую помощь любому диктатору, будь то в Азии или в Африке, который после захвата власти публично выступал с антиимпериалистической риторикой.

Эти три тезиса фактически формулировали право СССР и других соцстран на постоянную экспансию.

Из всего выше сказанного следует, что внешняя политика СССР основывалась на сосуществовании путем экспансии. Хрущев прорубил окна в Железном Занавесе, но выстроил Берлинскую стену. Он провозгласил мирное сосуществование, но установкой ракет на Кубе чуть было не спровоцировал термоядерную мировую войну. Тем не менее, он был единственным советским лидером, пытавшимся поладить со временем.

Половинчатая, сочетающая достижения и глубокие провалы внешняя политика СССР при «реформаторе» Хрущеве служит наглядным подтверждением того, что при любом словесном пропагандистском обрамлении дипломатия коммунистического тоталитаризма всегда подчинена одной цели - усилению собственной гегемонии в мире.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 2. От отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941-1964 гг. - М.: Международные отношения, 1994. - 632 с.

2. История войн, т. 3. Вторая мировая война и начало ядерной эры. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997. - 672 с.

3. Грант Нейл. Конфликты ХХ в. Иллюстрированная история: Альбом/ Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 390 с., ил.