Смекни!
smekni.com

Джордж Оруэлл Ферма животных (Скотный двор) (стр. 1 из 2)

Джордж Оруэлл английский писатель середины 20 века. Однако я уверена, что на просторах бывшего Советского Союза мало кто слышал это имя. А если оно где-то и упоминалось, то с непременными комментариями вполне определенного характера: антикоммунист, пасквилянт и т. п.

На самом деле, в своих политических взглядах Оруэлл твердо стоял на позициях демократического социализма. Поэтому был «неудобным собеседником» не только для советского правительства, но и для своего.

Консерваторов он не устраивал тем, что по-прежнему стойко верил в социалистическую идею, с ней одной связывая возможность гуманного будущего, когда исчезнут диктатуры и колониальный гнет и общественная несправедливость.

Для либералов он был докучливым критиком и явным чужаком, поскольку не выносил их прекраснодушного пустословия.

Ключевым моментом в его жизни и взглядах стала Испанская война. Именно в Испании Оруэлл впервые удостоверился, что возможен совсем иной социализм – по сталинской модели. Так он сам пишет об этом: «Это уродливый социализм, казнящий революцию во имя диктатуры вождей и подчиненной им бюрократии, сделался для меня главным врагом. Его облик я сумею различить безошибочно, не обращая внимание на лозунги и знамена».

Такое «прозрение» Оруэлла стало толчком для неутомимой борьбы против тоталитаризма. Часть её воплотилась в сказке «Ферма животных» («Скотный двор», «Скотский хутор»).

Конечно, для тех, кто не знаком с историей первой половины 20 ст. это произведение может показаться безобидной детской сказкой про животных. А тот, кто хоть что-нибудь слышал о тех ужасных временах, сразу же поймёт, что это острая сатира на реалии «советского эксперимента». Оруэлл описывает насильственное единомыслие, ставшее символом сталинской эпохи, атмосферу страха, ей сопутствующую; приспособленчество и беспринципность, заставлявшие объявлять черным то, что ещё вчера считалось белым; беззаконие, всеобщую подозрительность, пышную парадность, за которой скрывались непростительные экономические и политические просчеты.

Но писатель делает это не с целью позлорадствовать над событиями в чужой стране, а с целью пролить свет на советские события, чтобы схожая перспектива не постигла всё человечество.

Свои задумки Дж. Оруэлл воплотил именно в сказке как наиболее простой и доступной форме для понимания.

И так действие этого произведения происходит на Господском Дворе (хуторе «Усадебный»), хозяином которого являются мистер и миссис Джонс. Животные здесь, как и в любой сказке, наделены человеческими качествами.

Вся завязка начинается с того, что старик Главарь (Майер) рассказывает остальным животным свой сон, в котором с земли исчез человек, а миром правят животные, нет никакого гнёта и все между собой равны.

Он размышляет о том какова причина всех бед и в конечном итоге приходит к выводу, что во всём виновен человек: «Человек – вот кто наш истинный враг. Если мы уберём человека, мы навеки покончим с голодом и непосильным трудом, ибо человек - их причина». Все эти доводы он подкрепил старой песней «Твари Англии» («Звери Англии»), которая впоследствии стала гимном борьбы животных против человечества. Уже из содержания первой главы становится ясно, что Господский двор и его хозяин мистер Джонс – это царская Россия во главе с Николаем II.

Чтобы лучше понять особенности этого периода необходимо сделать небольшой экскурс в историю. После Первой Мировой войны экономическое и политическое положение страны стало крайне тяжелым. Кризис царского самодержавия продолжал усугубляться. Всё это резко отразилось на жизненном уровне населения, которое естественно хотело преобразований, а именно свержения существующего строя. Поэтому неудивительно, что в этот период стали очень популярны коммунистические идеи К. Маркса и его последователя В. И. Ленина.

Остаётся неясным только одно: кто же на самом деле скрывается за образом старика Главаря – Карл Маркс или Владимир Ильич Ленин? Лично я склоняюсь к мысли, что это все-таки Маркс. Во-первых, именно он (вместе с Энгельсом) создал теорию научного коммунизма, Ленин же её только дополнил (в кое-чём даже исказил). Да и для Оруэлла известней и ближе, как мне кажется, был Маркс. А Ленина, по-видимому, он считал только практиком.

В своих сочинениях К. Маркс писал: «наша цель…свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого… буржуазного общества, где есть эксплуатация и где идёт непримиримая борьба между классами, и создание нового общества без частной собственности, без эксплуатации…». [К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т.4, Приложения, с.524]. Как же всё-таки речь Главаря похожа на эти слова.

Но вернемся к содержанию. Через какое-то время после своего триумфального выступления старый хряк умер. Всю задачу руководителей по подготовке к революции возложили на свиней, среди которых лидерами стали два молодых хряка – Обвал (Сноубол) и Наполеон. В этом и проявляется вся суть сатиры произведения. Ведь в жизни этими свиньями была коммунистическая партия большевиков, ставшая у руля страны после Октябрьской революции.

В Наполеоне «крупном, свирепого вида беркширском хряке» совсем нетрудно узнать И. В. Сталина, а в его соратнике Обвале, «речистом и находчивом», - Льва Троцкого.

Но я не буду в каждом персонаже выискивать пародию на конкретную историческую личность, так как основная масса действующих лиц – это условное обобщение. Имя третьего лидера Стукача (Сквилера) говорит само за себя. Как он был правой рукой Наполеона, так и в СССР, одним из инструментов утверждения единоличной власти и установления культа личности были средства массовой информации. Они находились строго под контролем идеологических служб. И в них могла появиться только нужная для партийных верхов информация. Стукачу “нечего не стоило выдать чёрное за белое”. Так же и в СМИ в то время могли из ни в чем неповинного человека сделать врага народа, а из самого заклятого преступника – народного героя.

Итак, три этих лидера развивают учение старого Главаря, называя его «скотизмом» («животноизмом»). В нашем мире – это, конечно же, коммунизм. Животные (как и советский народ) во многом не понимали его суть, но революцию всё же свершили, так как считали, что хуже уже не будет. Джонс со своими работниками и женой были с легкостью изгнаны из фермы. Ещё одним персонажем, изгнанным из фермы, был ручной ворон Моисей, рассказывавший байки о краях, где текут молочные реки с кисельными берегами. Не возникает сомнений, что это духовенство и церковь. Даже его имя подтверждает это. Но нельзя сказать однозначно, что партия не могла договориться с церковью. Имел место и такой факт, что церковь становилась одним из инструментов власти. Ведь не зря же вернувшегося на Скотный Двор Моисея руководство прикармливало пивом.

Сразу же было уничтожено всё, что напоминало о прежних хозяевах: дом людей был превращен в музей, а Господский двор переименовали в «Скотный двор». Были установлены семь заповедей, по которым должны были жить все животные. По своей сути они были правильными, предполагали гуманные и честные отношения в новом обществе. Другое дело, что в них наблюдалась радикальная односторонность и законсервированность, не позволявшая любые отклонения от нормы. То есть, почему две ноги должно быть плохо, лишь по причине, что это не четыре? Но эти правила распространялись только на «простых смертных». Руководство, как сказочной, так и настоящей страны, бессовестно нарушало, а позднее и перевирало в свою пользу существующие законы.

Свиньями был создан и флаг новоявленной страны: зелёное полотно с изображением рога и копыта. Невольно улыбаешься, когда вспоминаешь красный флаг с серпом и молотом.

После того как радостный шок от победы сошел, у животных сразу же возник вопрос: а что дальше? На что «умные и начитанные» свиньи ответили: работать и ещё раз работать! На самом деле никто из них не имел четкого плана развития страны. Так же не имели его и в Советском Союзе.

Животные стали работать «без устали, до седьмого пота». Самыми ярыми работниками на ферме были лошади – Боец (Боксер) и Кашка (Кловера). Именно в образе ломовых лошадей Оруэлл изобразил рабочий класс, на плечи которого легли все тяготы построения новой страны. Боксёр готов был работать несмотря ни на усталость, ни на разбитое копыто, голод и холод. «Я буду работать ещё больше!» - говорил он при каждом своем достижении. В Советском Союзе таких называли Стахановцами, единственное, что не давало им сломиться ни силой, ни духом – это вера в благородность и правильность их действий, в светлое будущее, которое будет построено их руками. Но какова же плата за такую преданность? Не спокойная и сытая старость, как хотелось бы, а бойня – жалкая и позорная смерть.

Сколько людей работало в колхозах, совхозах, даже не за кусок хлеба, а за галочку в каком-то списке – трудодень. Зато все считали, что живут в свободной стране, где нет гнета и рабства. Да, страна своя была, но кто в ней управлял? Отнюдь не простой рабочий народ, как это предполагалось. Главой всего и всех была партийная верхушка. Конечно, не о какой физической работе со стороны свиней и речи быть не могло. Ведь они же “работники умственного труда… и делают всё на благо народа, даже питаются и отдыхают…Ведь в противном случае сюда вернётся Джонс”. Именно такое запугивание (хотя со временем оно приобретало более жестокие черты) и было тем клеем, который удерживал целостность страны. Но и среди руководства не все было согласовано и дружно.

Уже с первых дней существования Скотного двора, между его правителями возникали острые противоречия. Причиной их была борьба за главенствующее положение в руководстве. Наполеон и Обвал, Сталин и Троцкий, - это были ближайшие соратники и заклятые враги.