Смекни!
smekni.com

Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке (стр. 4 из 17)

В 1948 году, когда Израиль объявил о своей независимости "в соответствии с нашими естественными и историческими правами, а также в силу резолюции ГА ООН", арабское население Палестины составляло 1 432 545 человек (65,2 проц.) и еврейское - 759 100 человек (34,8проц.). [21]

За несколько месяцев до решения ООН по Палестине сионистскими лидерами был разработан и осуществлен план "Далет" по вытеснению арабов не только с территории, отведенной ООН под еврейское государство, но и земель, выделенных для арабского государства. Еще до официального провозглашения Государства Израиль отряды "Хаганы" и других сионистских военных формирований оккупировали ключевые пункты и районы на территории предполагавшегося арабского государства.

Все это привело к тому, что еще до провозглашения Государства Израиль 250 тыс. палестинских арабов вынуждены были покинуть родные места под угрозой физической расправы со стороны израильских властей. В результате войны 1948 г. беженцами стали 750 тыс. палестинцев. Изгнание палестинцев продолжалось и после окончания первой арабо-израильской войны. К концу 1949 года с территории, которая оказалась под контролем Израиля ушло примерно 75проц. арабского населения.

В соответствии с оценками Центрального бюро статистики Израиля на 2 июня 1949 года, количество беженцев составляло 577 тыс. Поскольку часть палестинцев просочилась обратно на территорию Израиля после соглашения о прекращении огня, вплоть до войны 1967 года израильское правительство оценивало общее количество беженцев в 520-530 тыс.

Согласно официальным британским источникам, общее число палестинских беженцев в конце 40-х годов составляло от 600 до '60 тыс. человек. [22]

По другим источникам, в ходе первой арабо-израильской войны территорию, отошедшую к Израилю или аннексированную им, а также районы интенсивных боевых действий вынуждены были покинуть почти 900 тыс. арабов.

В докладе миссии ООН на Ближнем Востоке (ноябрь 1949 года) ситуация с палестинскими беженцами, общая численность которых составляла 764 тыс. человек (в эту цифру не входят беженцы поселившиеся за пределами Ближнего Востока), была представлена следующим образом:

31 тыс. палестинских беженцев на территории, определенной резолюцией СБ ООН о разделе Палестины, и на оккупированных Израилем в 1948 году территориях:

200 000 беженцев в секторе Газа (местное население оценивалось в 70 000);

280 000 беженцев на Западном берегу реки Иордан (местное население оценивалось в 460 000);

97 000 палестинских беженцев в Ливане;

75 000 палестинских беженцев в Сирии;

70 000 палестинских беженцев в Иордании;

4 000 палестинских беженцев в Ираке;

7 000 палестинских беженцев в Египте.

В работе, опубликованной палестинскими и французскими авторами в конце 80-х годов, приводятся данные Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), согласно которым к началу "шестидневной войны" (июнь 1967 года) число официально зарегистрированных палестинских беженцев составляло 1 344 576 человек. После войны 1967 г. число палестинских беженцев увеличилось на 250 тыс. За двадцать последующих лет в результате естественного прироста и "выдавливания" палестинцев с оккупированных территорий общее число палестинцев, находящихся на положении беженцев достигало уже примерно 2 млн. человек[23].

Английская исследовательница Салли Морфэ приводит следующие цифры, относящиеся к концу 80-х годов. В Иордании палестинцев насчитывалось 1 млн. человек, в Ливане - 358 000, в Кувейте-299 000, в Сирии - 222 000, в Саудовской Аравии - 136 000. В других странах Залива - 100 000, в Египте - 45 000, в Ливии - 23 000 и в Ираке-20 000.[24] Впридачу к этому палестинцев в это время было довольно много также в Тунисе, Йемене, Судане, значительные "палестинские диаспоры образовались в ряде стран Западной Европы, а также в Северной Америке.

Во время и сразу после второй войны в Персидском заливе 1990-1991 годов произошло очередное перераспределение палестинцев между странами региона. Практически все палестинцы были выселены из Кувейта. Многим из них пришлось покинуть и другие арабские страны Аравийского полуострова. Причем большинство из них оказалось в Иордании.

На учете в БАПОР в настоящее состоит 3,5 млн. палестинских беженцев, в том числе в Иордании -1,5 млн., которые составляют 33 проц. населения этого государства, в Ливане – 364 551 (10 проц.), в Сирии - 365 805 (3 проц), в Секторе Газа - 772 653 (76 проц), на Зап. берегу р. Иордан - 555 057 (30 проц). [25]

Согласно данным властей Палестинской автономии, общая численность палестинских беженцев около 6 млн., находящихся в более чем 132 странах[26]. Скорее всего, эта цифра завышает действительное число палестинских беженцев. Более реальной, может быть оценка, согласно которой общее число палестинских беженцев составляет около 5 млн. чел. Однако и эта цифра свидетельствует о масштабах и значимости проблемы.

Первопричиной возникновения конфликта явилось решение западных держав поддержать намерение сионистов создать "правоохранное убежище" в Палестине для еврейского народа путем заселения ее земледельцами и ремесленниками и объединения всего еврейского народа через местные и общие союзы в соответствии с законами различных стран, путем усиления у евреев национального чувства и самосознания.[27] При этом, однако, было проигнорировано то обстоятельство, что в Палестине веками жили арабы (земледельцы, ремесленники, торговцы, бедуины и пр.), которые с полным основанием считали ее своей родиной. Массовая иммиграция евреев в Палестину, особенности сионистской идеологии и экспансионистская политика сионистских лидеров не могли не привести к столкновению интересов иммигрантов и местного арабского населения. Ядром арабо-израильского конфликта является палестинская проблема, суть которой, как было показано в данной главе, заключается в том, что многомиллионный народ - арабское население Палестины -насильно изгнан с родной земли и лишен права иметь свое национальное государство. Без решения этой проблемы во всех ее аспектах невозможно урегулирование арабо-израильского конфликта и установление справедливого, прочного и долговременного мира на Ближнем Востоке.

Раздел 2

О структуре арабо-израильского конфликта

Среди ученых - востоковедов различных теоретических школ и направлений не утихают споры о природе и содержании арабо-израильского конфликта. По-разному к этому конфликту подходят и политики разных в странах, особенно в тех, которые вовлечены в этот конфликт. Каждая из сторон конфликта объясняет причины его возникновения по-своему, стремясь возложить всю вину за это на противоположную сторону.

Ави Примор, известный израильский дипломат, долгое время проработавший послом в различных европейских странах, в своей книге "Мирный процесс на Ближнем Востоке и роль ЕС", вышедшей в 1998 году, пытается убедить читателей в том, что сущность ближневосточного конфликта заключается не в палестинской проблеме, а в том, что арабы с 1948 года хотят уничтожить Израиль, что ближневосточная проблема состоит в том, что арабские государства, прежде всего Сирия, отказались признать резолюцию ГА ООН о разделе Палестины.[28]

Бывший госсекретарь США Г. Киссинджер также видит сущность ближневосточного конфликта в борьбе между арабским национализмом и сионизмом. Арабский национализм и сионизм, возникшие в конце 19-го века, считает Г. Киссинджер, изначально не были направлены друг против друга. Только после того, как ликвидация многовекового османского господства открыла путь британскому мандату и появились перспективы самоопределения Палестины, арабы и евреи, многие поколения которых жили друг с другом в мире, начали борьбу не на жизнь, а на смерть за политическое будущее этой земли. Не успело образоваться еврейское государство, как в 1948 году оно вынуждено было защищать свою независимость от арабских соседей[29]. Идеологи сионизма, а также отцы-основатели Государства Израиль высказываются более определенно по этому поводу. Например, Владимир (Зеэв) Жаботинский считал, что в Палестине имеет место спор между палестинскими арабами и палестинскими евреями "за кусок земли".[30]

Первый премьер-министр Израиля Бен Гурион в своей речи 12 октября 1936 года заявил: "Нет конфликта между еврейским и палестинским национализмами, так как еврейская нация находится не в Палестине, а палестинцы не являются нацией".[31]

Израильский исследователь Симха Флапан, что непризнание палестинцев в качестве народа, и, соответственно, их права на национальное самоопределение и государственность, являвшееся базовой посылкой сионистов в Палестине, легло в основу сионистско-палестинской конфронтации, которая породила серию войн между Израилем и арабскими государствами.[32]

Именно политика сионистов привела к тому, что в Палестине возник конфликт, имеющий прежде всего этнотерриториальную составляющую - спор между двумя этнорелигиозными общностями по поводу владения определенной территорией, ее статуса и размеров. С притязаниями на создание независимого государства в Палестине выступили, с одной стороны, зтноконфессиональная группа (евреев), в основном состоявшая из иммигрантов, и местное население - палестинские арабы, с другой. Следует согласиться с Бен Гурионом, что зарождавшийся конфликт не был межнациональным. На первых этапах его развития евреи, съехавшиеся со всех концов мира, не являлись нацией в полном смысле этого слова.