Смекни!
smekni.com

Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке (стр. 9 из 17)

Статья 1. «Палестина является родиной арабского палестинского народа; она составляет неотъемлемую часть арабской родины, а палестинский народ является неотъемлемой частью арабской

Статья 2.»Палестина в границах английского мандата составляет неразрывное территориальное целое».

Статья З. «Арабский палестинский народ обладает законным правом на свою родину и определит свою судьбу после того, как сумеет освободить свою страну в соответствии со своими желаниями, по своему усмотрению и следуя своей собственной воле».

Статья 6. «Евреи, которые жили ранее в Палестине до начала сионистской агрессии, будут рассматриваться как палестинцы».

Статья 9. «Вооруженная борьба – это единственный путь, идущий к освобождению Палестины. Речь идет, следовательно, общей стратегии, а не о простой тактической фазе борьбы…»

Статья 21. «Выражая свою сущность через вооруженную «палестинскую революцию, арабский палестинский народ отвергает :любое решение, которое подменяет полное освобождение Палестины, и «любые предложения, имеющие целью ликвидацию палестинской «проблемы или ее интернационализацию».[56]

На 5-й сессии НСП, состоявшейся в начале января 1969 года, Председателем Исполкома ООП был избран Ясир Арафат. В новый состав Исполкома вошло 12 человек, из них 4 являлись членами ФАТХ. Вместо оторванных от палестинских масс представителей феодально-буржуазных кругов к руководству ООП пришли представители радикально настроенной интеллигенции. Для того, чтобы укрепить единство рядов ООП, объединившей различные организации, и направить палестинское освободительное движение в единое русло, на 7-й сессии НСП был создан Центральный комитет Палестинского движения сопротивления, переименованный впоследствии в ЦК ООП, в составе 27 человек и Генеральный секретариат ООП из 6 человек. Я. Арафат был назначен командующим Армией освобождения Палестины.

Параллельно с процессом сближения и объединения различных палестинских группировок имело место более четкое осознание палестинцами повседневных и перспективных задач борьбы. В палестинском движении сопротивления отмечается начало поисков мирных вариантов решения палестинской проблемы с учетом существующих реальностей как в данном регионе, арабском мире, так и на международной арене. Некоторыми видными деятелями палестинского движения сопротивления была выдвинута идея создания демократического палестинского государства, в котором на равноправной основе проживали бы иудеи, христиане и мусульмане. Эта идея палестинцев узаконивала право евреев на существование в Палестине.

Вместе с тем отдельные палестинские организации продолжали считать террор и репрессии основными средствами борьбы против израильских агрессоров, что давало повод израильскому руководству для обвинений палестинцев и всех арабов в отказе от установления мирных отношений с Израилем.[57]

Усиление Палестинского движения сопротивления, ООП, активизация вооруженной борьбы палестинцев против Израиля насторожила определенные круги в арабском мире и на Западе, что в конечном счете привело к трагическим событиям “Черного сентября» 1970 года, в ходе которых погибло более 15 тысяч палестинцев. Палестинские вооруженные формирования были вынуждены уйти из Иордании в Сирию и Ливан.

Кризисные явления в Палестинском движении сопротивления, последовавшие за событиями»Черного сентября», вылились в новую волну актов откровенного экстремизма. Углубились идеологические и организационные разногласия между отдельными группировками, входившими в ПДС и представленными в ООП. Практически с конца 1971 года в ПДС начался процесс «переоценки ценностей», переосмысление опыта прошлого, выработка новой стратегической и тактической линии.

К началу Октябрьской войны 1973 года большинство руководители ПДС стало осознавать важность политических методов борьбы за удовлетворение законных требований палестинского народа. В ряде официальных заявлений ООП содержалось осуждение террористических актов, в частности организации «Черный сентябрь». Одновременно НСП принимает решение об установлении тесных контактов с движением сопротивления на оккупированных территориях. Именно с этого момента начинается неуклонное возрастание авторитета ООП на Западном берегу и в Газе. [58]

После Октябрьской войны 1973 года в Палестинском движении сопротивления более четко проявилось размежевание между сторонниками террористических методов борьбы против Израиля и , кто выступал за поиск реалистических путей решения палестинской проблемы в общем контексте усилий по всеобъемлющему урегулированию арабо-израильского конфликта.

Как уже было отмечено, в конце ноября 1973 года арабское совещание «в верхах» в Алжире приняло решение о том, что ООП является единственным законным представителем арабского народа 1алестины. Аналогичное решение было принято и проходившей в феврале 1974 года в Лахоре (Пакистан) конференцией глав государств и правительств мусульманских стран.

На 12-й сессии НСП в июне 1974 года была принята политическая программа ПДС, в которой ставилась задача «освобождения палестинской земли и установления на любой части освобожденной земли национального суверенитета народа»[59]. Провозглашение этой задачи явилось отражением поворота руководств ООП к более реалистическим методам общего урегулирования на Ближнем Востоке. Некоторые аналитики расценили это как показатель того, что большинство лидеров ООП теперь готовы принять вместо светского, демократического государства на всей территории Палестины, как это было в 1947 году, независимую страну на четверти всей территории[60].

Согласие основного потока ООП на создание мини-государства привело к возникновению в октябре 1974 года Фронта отказа, в который вошли радикально настроенные палестинские организации, поддержанные Ираком. Фронт отказа отвергает идею создания палестинского государства на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа на том основании, что возникновение такого государства приведет к «примирению» арабских стран с Израилем и политическому признанию Израиля арабами.

Большое значение для палестинского движения имели решения Рабатского (октябрь 1974 года) совещания глав государств и правительств арабских стран, в которых содержалось признание ООП в качестве единственного законного представителя палестинского народа.[61]

Неуклонный рост международного авторитета ПДС, решения Алжирского, Лахорского и Рабатского совещаний создали благоприятные условия для всестороннего обсуждения палестинской проблемы на 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая приняла резолюцию (октябрь 1974 года) о приглашении ООП как законного представителя палестинского народа принять участие в обсуждении палестинской проблемы. В своем выступлении на сессии ГА 13 ноября 1974 года Я. Арафат заявил о безусловном принятии резолюции СБ 242 со стороны ООП. Свою речь палестинский лидер закончил словами: «я пришел с оливковой ветвью в одной руке и с ружьем борца за свободу – в другой. Так не позвольте же оливковой ветви выпасть из моей руки»[62].

Кэмп-дэвидский процесс лишний раз убедил палестинцев в том, что помощи им ждать неоткуда. Тот факт, что США, Израиль и Египет предпочли такой вариант процесса урегулирования, который вывел за скобки палестинскую проблему, оставляя большинство палестинцев в диаспоре там, где они находились, покончил с надеждами палестинцев на возможность решения их проблемы после Октябрьской войны 1973 года, с началом работы Женевской конференции и достижением соглашений о разводе войск на Синае и Голанских высотах. Эта надежда нашла отражение в радикальном повороте, который произошел в политическом мышлении палестинских лидеров и который воплотился в принятой 12 сессией НСП ООП в 1974 году программе, а также в последующих решениях этого органа, когда НСП впервые объявила о готовности пойти на создание палестинского государства наряду с Израилем в качестве цели ООП и принял принципы политического урегулирования конфликта[63].

Эвакуация палестинских отрядов из Ливана в 1982 году оказала противоречивое и многоплановое влияние на ООП, возможности второй вести вооруженную борьбу с Израилем значительно сузились. Однако уход ООП из Бейрута имел и определенный положительный эффект, на который обращает внимание доктор Абу Мазен. Пребывание вдали от центра ближневосточного региона позволило руководству ООП взглянуть свежим взглядом на весь комплекс внутренних и внешних проблем палестинского движения. Были сконцентрированы усилия на организационной перестройке внутри ООП и ПДС, что в итоге гарантировало ему большую независимость в определении позиции и Снятии решений.[64]

К середине 80-х годов палестинское общество на данных Израилем территориях достигло высокого уровня развития, возникли массовые организации, произошла мобилизация сил населения. Стремление к независимости становится материальной силой, которую нельзя остановить репрессиями.

9 декабря 1987 года вспыхнуло восстание (интифада) палестинского народа на оккупированных Израилем территориях Западного берега и сектора Газа. Это восстание было результатом длительного процесса, в ходе которого накапливался опыт сопротивления палестинского народа.

Спецификой интифады было то, что она не носила вооруженный характер, а проявлялась в различных формах неповиновения, а также в демонстрациях, митингах, при попытках разгона которых их участники забрасывали израильскую полицию, а позже – израильских солдат камнями. Правда, в ответ участники этих акций получали не только удары резиновыми дубинками, но и настоящие пули, от которых погибло более тысячи палестинцев.