Смекни!
smekni.com

Истоки и смысл тоталитаризма (стр. 20 из 24)

…Демократии бывают очень разные. В Спарте тоже была демократия. Я уже говорил о ней — демократия для свободных спартанцев, но не для илотов. В учебниках по истории Древнего мира рассказывается о том, как смелые и благородные спартанцы во главе с царем Леонидом остановили в Фермопильском ущелье огромную армию персов и спасли Грецию от разрушения. Их подвиг освящает история, и мы традиционно склоняем головы перед памятью героев.

Но учебники истории обходят молчанием другой факт спартанской истории. В Спарте была демократия куда более «демократичная», чем у нас: они выбирали сразу двух «президентов» — двух царей. И в то время, пока Леонид бился в Фермопильском ущелье, навек запечатлев в истории славу и мужество спартанцев, второй царь с другим спартанским войском сидел в своей Спарте и стерег илотов — вдруг они взбунтуются и тоже захотят демократии.

Вот что-то подобное формируется теперь и у нас, только не на маленьком Пелопоннесе, а в масштабах всей планеты. Пропасть между Севером и Югом стремительно расширяется. И удержать мирное развитие событий едва ли можно, не создав мощной полицейской силы, способной обеспечить благополучие стран «золотого миллиарда».

Сегодня роль такой полицейской силы играют Соединенные Штаты. И только они одни — участие других стран носит символический характер. Я думаю, что скоро у американцев не хватит силы единолично поддерживать общепланетарный порядок: хаос и противоречия будут нарастать. В игру должны будут активно вступить и другие силы. Появятся «сипаи», которым будет льстить доверие, и эти наемники за пшеничную или овсяную похлебку будут защищать «границы христианского мира» или что-то в этом роде. Я очень боюсь, что и русские за право считаться членами «восьмерки» или за что-нибудь еще окажутся в роли сипаев и будут избивать ближних своих во имя благополучия очередного нефтепровода! Или насаждать «демократию» среди новоявленных илотов.

И вот подобный «новый тоталитаризм» — совсем не фантазия! Он уже начал формироваться. Разве события в Персидском заливе и Югославии не являются его проявлением?

Процесс формирования нового тоталитаризма, слава Богу, пока еще достаточно медленный. Но он будет развиваться вместе с развитием стран «золотого миллиарда» и расширением пропасти между Севером и Югом и их выделением из остального мира. Кроме того, нельзя считать группу стран «золотого миллиарда» чем-то единым. Их сообщество, разумеется, имеет много общих интересов. Но и противоречий не меньше. Поэтому трудно ожидать единства их действий, хотя они к нему и будут стремиться. Уже сейчас конкуренция между США, странами Западной Европы и Японией весьма остра, и предсказать ход событий совсем не просто.

* * *

Новый тоталитаризм в чистом виде может и не состояться. Тому много причин, и одна из них — оскудение ресурсов. Новый тоталитаризм –детище ТНК, порождение его «дьявольского насоса» и, в свою очередь, механизм для его поддержания. Но основные ресурсы могут кончиться раньше, чем мы ожидаем. И вот тогда мир просто погрузится в хаос. В этом случае говорить о каком-либо порядке, даже о тоталитаризме, вероятнее всего, и не придется.

Но, с другой стороны, человечество понемногу умнеет, вернее, у него прибавляется знаний. Не отдельных чудаков-мыслителей, а все человечество ««начинают беспокоить мрачные картины будущего, как своеобразные варианты Апокалипсиса. Уже не только пишутся книги, но и собираются международные конференции, и они незаметно делают свое дело: поворачивают направление мыслей и стремлений людей. Так, может быть, и будет найден исход, отличный от того апокалипсо-подобного, которому был посвящен этот параграф.

Но все же я думаю, что человечеству не избежать того планетарного порядка, который я назвал новым тоталитаризмом. Очень уж он соответствует логике развития человечества, логике антропогенеза.

Однако вряд ли период планетарного тоталитаризма будет долог: уж очень велики будут противоречия, уж очень большие напряжения в обществе он породит. Да и жизнь в экологически чистых деревнях под защитой атомного оружия вряд ли покажется достаточно привлекательной, даже для населения стран «золотого миллиарда».

Что может быть альтернативой сказанному и есть ли механизмы, способные реализовать такую альтернативу?

Замечу только, что любая альтернатива МИРУ ТНК, формированию системы стран «золотого миллиарда» и порядку нового тоталитаризма означает переход к совершенно новой парадигме развития, новому образу мышления, новой структуре желаний и стремлений, т.е. к новому витку антропогенеза.

Но это уже другая тема». [30]

«…В ПОДОБНОЙ СИТУАЦИИ ПРОИЗОЙДЕТ ГЛОБАЛЬНОЕ ЗОМБИРОВАНИЕ ПЛАНЕТАРНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ЭТО БУДЕТ ИЗОЩРЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТОТАЛИТАРИЗМ, который страшнее любых форм тоталитаризма, известных человечеству, хотя он и будет носить вполне “цивилизованный” характер. Но антиутопия Оруэлла покажется на его фоне рождественской сказкой. Это своеобразный интеллектуальный геноцид. И, если угодно, истинный конец истории, но не по Гегелю, Фукуяме или Марксу.

Это – конец истории, ибо подобное общество будет обречено.

И самое страшное в том, что есть много аргументов, чтобы утверждать: мы, может быть, уже вступили в период формирования системы “ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ГЕНОЦИДА”. Не является ли его проявлением распространение оглупляющих американских стандартов в искусстве, да и все то, что мы наблюдаем не только в Америке, но и в странах бывшего Советского Союза?

Пришло время об этом задуматься ВСЕМ!»[31]

«…Узкий практицизм, который сегодня проповедуется в США, может иметь очень глубокие и пагубные последствия.

Я уже говорил о том, что европейская цивилизация — это прямая наследница античной цивилизации, прежде всего цивилизации древних греков. Необходимость энергичных поисков способов выживания греческих полисов, лишенных благодатных пойменных земель, требовала инициативы, поисков новых земель, новых возможностей выживать, рождала тип людей, совершенно непохожих на жителей бассейнов Нила и других крупных рек. Отсюда развитие индивидуализма, стремление к личному благополучию.

Они рождали систему взаимоотношений общества и отдельной личности, совершенно отличную от того, что мы видели в обществах традиционного типа.

Эта система еще более ужесточилась в период Реформации, когда родилось протестантское миропредставление. Ему Европа обязана и своим научным прогрессом, и своими завоевательными стремлениями. Именно она родила капитализм. И структура современного общества обязана, прежде всего, экспансии этой цивилизации. Экспансии, несравнимой ни с какими нашествиями Чингисхана или Тимура!

Но любые цивилизационные достижения — всегда результат адаптации общества к тем или иным условиям его жизни. Меняются условия жизни, и неизбежна смена цивилизационных парадигм. Я ДУМАЮ, ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОДОШЛО К ТАКОМУ ПЕРЕЛОМУ. СМОЖЕТ ЛИ СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ НАЙТИ ЭТОТ НОВЫЙ ФУНДАМЕНТ И ПЕРЕСТРОИТЬ СЕБЯ — ВОПРОС ВЫЖИВАЕМОСТИ НАШЕГО ОБЩЕСТВА. ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, ЕВРО-АМЕРИКАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И УТВЕРДИВШЕГОСЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Я ДУМАЮ, ЧТО НЕТ! БУДУЩЕЕ ЗА НЕКИМ НОВЫМ СИНТЕЗОМ. КАК НОСИТЕЛЬ НОВОГО «ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КАЧЕСТВА» АКТИВНО ВЫСТУПИТ ВОСТОК. Он способен внести много нового, но родимые пятна есть и у него. Поэтому полагаться на «восточный менталитет» так же опасно, как и на западный»[32]

Вот такие страшные перспективы уже в нашу эпоху рисует солидный ученый, и делает это вовсе не голословно. Но, конечно, можно отнестись к этому по-разному. Или назвать нагнетанием страстей, или, наоборот, призвать к настороженности, памятуя о том, как незаметно подкрадывается лихо.

Да, я бы сам оценил эти процессы, эти тенденции, как менее фатальные, менее тоталитарные. Все-таки ценности западного мира, так называемого цивилизованного, либерального общества предполагают минимальную необходимую свободу — совести, гласности и прав человека, чтобы можно было быть спокойным. Спокойным в том смысле, что если человечество и подпадет под новую тоталитарную власть, то сугубо по свей вине. Само захотело.

Но то, что эти планы есть не только стремление заполучить экономическую власть, но и претензии на господство идеологическое, а значит и духовное, говорят весьма откровенные высказывания этих деятелей мировой «элиты». Они не остановятся перед попытками зомбировать массы — в своих, корыстных и честолюбивых, целях. Вот мнение, пусть в чем-то и субъективное, но тоже опирающееся на фактически материал:

«На сегодняшний день Америка, пожалуй, самое тоталитарное общество на планете, и преобладающее число американцев не за страх, а за совесть придерживается одной единственной точки зрения на многие общественно важные предметы. Где вы найдете такую страну, население которой все время голосовало только за одну из двух партий? Выборы без выбора, чтобы возвести на высшую должность очередного ковбоя или плейбоя с внешностью и повадками манекена, обещающего американцам еще больше денег и товаров за чужой счет. Американские президенты — это череда манекенов, характерным признаком личности которых является отсутствие всякой личности, всякого духовного начала, стереотипные улыбки, жесты, слова, ужимки. Мир марионеток-автоматов, управляемых невидимой ''закулисой'', жалкий и нееспособный с высот христианской культуры. Стоит почитать воспоминания американских президентов, например, Никсона или Рейгана. Кроме набора банальностей и ограниченного самодовольства там ничего не найдешь, даже псевдомемуары Брежнева после этих писаний могут показаться шедевром.

Когда ты видишь репортажи с американских партийных конгрессов, то почему-то сразу же вспоминаются сцены нацистских съездов — возбужденная толпа, скандирующая и топающая, объединенная единым марионеточным чувством к марионеточному фюреру или президенту — абсолютному нулю по человеческой потенции.