Смекни!
smekni.com

МАСОНСТВО. ТРИСТА ЛЕТ В РОССИИ (стр. 2 из 6)

В масонской среде получили развитие понятия, которые так изменили человечество и весь мир - свобода, равенство и братство. Под духовным влиянием масонства сформировались личности людей, участвовавших в создании демократических государств и справедливых законов.

В наше время масонство участвует в благотворительных акциях, тратя на помощь бедным до $2.000.000 в день только в США. Масонство выстроило по всему миру огромную сеть больниц и клиник. Конечно, не следует забывать о том огромном вкладе, который состоит в помощи каждого масона своим собственным родным, близким и коллегам.

Есть то, что они должны сделать в своей душе

На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно слышит зов духовных пространств. Этот зов влечет его за пределы обыкновенной социальной жизни. Масонская традиция - одна из немногих духовных традиций, сохранивших непрерывную посвятительную цепь в течение столетий ставит одной из своих задач предоставить ищущему пространство для личной внутренней работы, полотно для картины духовного роста. От каждого брата зависит, какой рисунок он нарисует на этом полотне.

Однако масонство - традиция, которая во многих случаях действует подобно катализатору. Для некоторых неокрепших, сомневающихся душ, эта традиция может стать причиной падения. Для большинства же удостоенных света (то есть в нашей терминологии приобщенных к древней посвятительной цепи) могут раскрыться новые источники духовного роста. Некоторые вновь посвященные разочаровываются и отходят. Некоторые проявляют рвение неофита, однако их страсти не позволяют увидеть масонский свет истины во всей его полноте. Иные увлекаются стремлением к масонским должностям и градусам, однако они пропускают нечто важное, что составляет самую суть масонства.

Те же, кто упорно точит свой камень, смирив свои страсти и притупив свою остроту, имеют шанс найти. Масонский ритуал гласит - если ты стремишься к человеческим отличиям, уходи, здесь их нет. Для того, чтобы понять масонский метод, следует подумать об этом.

Как зародыш в материнской утробе не сразу становится человеком, а постепенно принимает человеческий образ; и рождается он не взрослым, а растет и развивается в течение многих лет, пока, наконец, не достигнет зрелости. И как семена ячменя или пшеницы не тотчас, как только посеяны, пускают корни, но лишь после того, как пройдут холода и ветры, в нужные сроки они пускают стебли… Так бывает и в духовной жизни, в которой требуется столько мудрости и опытности, — человек возрастает постепенно, пока не достигнет совершенства, уподобляясь Христу (Ефес. 4:13; Мак. Вел.)

Они поставили своей задачей создать совершенно особое человеческое пространство, основанное на принципах человеческой эмпатии, взаимопомощи и доброты

Дух масонства пронизан стремлением предпринять отчаянную и целеустремленную попытку, отбросив имущественные, религиозные, политические различия найти то, что на самом глубинном уровне объединяет людей. В лучших ложах царит атмосфера подлинного человеческого братства, взаимопонимания и поддержки. Масонство учит людей понимать друг друга с полуслова, находить в человеческом общении то, что обычно люди привыкли находить только в молитвенной тишине. Конечно, для того, чтобы такое стало возможно, необходимо соблюдение масонской тайны и достаточно строгий отбор кандидатов для посвящения в ложи.

Нас упрекают в закрытости и элитарности. Что ж доля истины в этом есть. Но почему же не упрекают носителей восточных традиций за правило многолетнего послушничества в притворе храма или за использование дарового труда искателей? Ответ очевиден. Каждая духовная традиция имеет право на свои собственные методы. В том числе и духовная традиция масонства. При этом наш орден свято соблюдает следующее правило: светские законы страны, в которой живешь, превыше любых орденских правил. Духовные традиции, которые отходят от этого правила, обычно, недолговечны.

ИСТОРИЯ РУССКОГО МАСОНСТВА

Первое достоверное свидетельство о российском масонстве относится к 1731 году. Английский источник гласит, что капитан Джон Филипс назначается Великим Мастером "для всей России". Следовательно, прежде всего в Россию проникло английское масонство. Оно не выходило за пределы узкого круга, по-видимому, исключительно англичан, живших в С.-Петербурге. Такое положение существовало на протяжении всего царствования Анны Иоанновны. Через десять лет в 1740 году новым Великим Мастером был назначен генерал Джеймс Кейт, состоявший с 1726 года на русской службе. Помимо военных дарований он отличался редкими нравственными достоинствами. (Впоследствии Д.Кейт перешел на службу к Фридриху II и достиг при его дворе высокого положения.) Именно он считается основателем масонства в России. Этим косвенно подтверждается появление к тому времени в среде "вольных каменщиков" русских. Московский университет - родное детище российского Просвещения. Основателями его были просвещенный вельможа граф И.И.Шувалов и великий ученый М.В.Ломоносов. Начиная с И.И.Шувалова, масоны стояли у кормила Московского университета. Особенно интенсивной их роль становится в середине 1770-х гг., когда наступил "золотой век" российского масонства. Московский университет уже представлял в то время большое хозяйство. Помимо факультетов при Университете было две гимназии (одна в Москве, другая в Казани), общедоступная библиотека, типография, книжная лавка и другие подобные учреждения. Для успешного управления всем перечисленным требовались люди, соединявшие в себе как умелых администраторов, так и искренних поборников просвещения. Такие личности могла выдвинуть только богатая духовными запросами среда. "Вольные каменщики", объединенные исканием "внутреннего света" во имя подлинно христианского жизнеустройства, были именно этой средой.

Павел I и масоны

Известны слова Пушкина об императрице Екатерине II: "Конец ее царствования был отвратителен... Все негодовали; но воцарился Павел, и негодование увеличилось... Царствование Павла доказывает одно: что и в просвещенные времена могут родиться Калигулы". Однако возвращенный Павлом из сибирской ссылки поэт и масон А.Н. Радищев назвал эти времена иначе и, как представляется, точнее: "Столетье безумно и мудро". Таков был и наш доморощенный Калигула, сын великой Екатерины, умный, просвещенный и добрый человек, загнанный бесчеловечной русской историей в тупик политического безумия и истерической тирании, самый одинокий, несчастный и непонятый деятель XVIII столетия.

Царствование императора Павла I стало последней неудачной, суматошливой, трагикомической попыткой завершить дело Петра Великого, то есть силой навязать "сверху" расхлябанной, вконец избаловавшейся при снисходительной императрице Екатерине II Обломовке-России правильные европейские формы и прусский порядок во всех сферах ее привольного и бескрайнего бытия. Однако этого мало кто хотел, и о Павле современники с сожалением говорили: <Царствование его для всех было чрезвычайно тяжело, особливо для привыкших благодетельствовать под кротким правлением обожаемой монархини>. Поэтому романтическому императору-рыцарю более пристало имя российского Дон Кихота, данное ему ироничным Наполеоном. В этот короткий, но чрезвычайно важный для всей последующей жизни России промежуток истории очень многое решалось, определялись судьбы страны, монархии, дворянства, различных общественных движений и капитальных идей.

Орден вольных каменщиков не был здесь исключением: российское масонство, разгромленное Екатериной II, пребывало в добровольном молчании ("силануме" по терминологии ордена), растерянности и бездействии. "Усердие к царственному ордену везде угасло, и священные его работы пришли в упадок", - говорилось в одном масонском манускрипте. Как всегда в таких случаях бывает, гонения только усугубили назревавший кризис русского масонства, который оказался необходимым и плодотворным, открыл дорогу новым людям и идеям. В то же время тайный орден сохранил свои основные кадры и организацию, ложи были готовы к возобновлению масонской "царственной работы" и прежней разнообразной деятельности.

Время для благотворного кризиса русского масонства было в целом благоприятное, хотя и смутное. Ведь новый император Павел I сначала благожелательно относился к масонам, освободил арестованных ("Невинность сам освобождает", - восторгался в благодарственной оде масон М.И. Невзоров), вернул сосланных, призвал на государственную службу И.В. Лопухина и И.П. Тургенева, сделал фельдмаршалом виднейшего розенкрейцера Н.В. Репнина, разрешил (с оговорками) деятельность лож и капитулов.

Все это не было случайностью или неожиданностью для ордена, ибо покровительствовал ему посвященный в его тайны, "более чем кто-либо из царей связанный невидимыми нитями с масонством" (С.П. Мельгунов). Ведь при жизни императрицы маленький оппозиционный двор цесаревича Павла Петровича стал настоящим масонским гнездом, где все решали наместный мастер Великой провинциальной ложи России и вице-канцлер граф Никита Иванович Панин и его преданный секретарь и соавтор конституционных "прожектов" Д.И. Фонвизин, собирались И.Ф. Богданович, Д.С. Бортнянский, В.И. Баженов и другие вольные каменщики. Даже придворные врачи и учителя музыки и других наук были сплошь немцы и сплошь масоны из циннендорфианских лож барона И. фон Рейхеля. Не найдены пока несомненные архивные свидетельства о вступлении великого князя Павла Петровича в орден вольных каменщиков, но, по всей видимости, введение его в ложу состоялось в Европе или России. В уникальной коллекции древностей, собранной псковским купцом Ф.М. Плюшкиным, имелись подлинные масонские знаки Павла I. Именно их мы видим на <масонском> портрете царя, опубликованном Т.О. Соколовской. Во всяком случае, к русским масонам он после коронации публично обратился как <брат>.