Смекни!
smekni.com

МАСОНСТВО. ТРИСТА ЛЕТ В РОССИИ (стр. 4 из 6)

Однако из-за ограниченности средств большого количества книг куплено не было. Немногочисленные книжные собрания погибли во время 2-й мировой войны. Подводя итоги, можно сказать, что настоящее время не существует целостной библиотеки российских "вольных каменщиков". Можно только говорить об отдельных специалированных масонских фондах в составе крупнейших книгохранилищ России.

Масоны и русская литература

Художественная литература для ордена вольных каменщиков прежде всего была средством эмоционального воздействия на людей. Символ "цепь сплетенных рук" перерастал в "цепь сердец". Сердца надо было увлечь и затем завоевать. "В человеке чувственном лежит глубоко усыпленный человек внутренний; для возбуждения сего спящего потребны сильные и резкие ударения в человека чувственного", - сказано в "Инструкции мастеру ложи" (1818).

У поэзии, особенно у лирики, были значительные средства художественного воздействия на читателей. В изданной Новиковым книге немецкого философа И.Г. Зульцера сказано о стихотворстве: "Оно есть такое красноречие, которое стремится во всех предметах к высочайшей степени чувственного совершенства". С прозою же дело обстояло значительно сложнее. Здесь чувства уходили в подтекст, на первый план выдвигался сюжет, оказывалось воздействие на разум читателя, автор стремился к философствованию и нравоучению. "Чувственное совершенство" достигалось с гораздо большими творческими усилиями, ибо психологизм прозы был сложнее и к тому же менее разработан, нежели в поэзии.

В художественном мире литературы классицизма проза оставалась родом третьестепенным, ценилась менее, нежели поэмы, трагедии и оды . Теоретики той эпохи вообще сомневались в ее способности выразить всю силу и глубину страстей человеческих: "Проза становится для них слаба".

Через прозу шел в литературу поток новых идей, расшатывавших красивый, канонически правильный, но душевно несколько бедный мир классицизма, причем главным жанром здесь становился стремительно развивавшийся роман: "Роман вытеснял классическую литературу". В общем это известное, часто цитирующееся утверждение Г.А. Гуковского верно, но романы и тогда были очень разные. Следовательно, и вытесняли они классическую литературу по-разному, с разными целями и намерениями. Такова была логика литературной жизни и борьбы.

Вокруг художественной прозы и в особенности вокруг главного ее жанра - романа завязалась во второй половине XVIII века серьезная полемика. Время для споров было выбрано не случайно. В начале столетия спорить, в сущности, было пока не о чем: тяжеловесные "гиштории" и само состояние русского литературного языка, прозаического повествования тому мало способствовали.

Замечательный теоретик литературы и посредственный поэт В.К. Тредиаковский в "Предъизъяснении об ироической пииме" (1763) именовал романы "сказками" и "романцами", те же определения можно встретить у Ломоносова, т.е. термин еще не был определен окончательно. Затем русская художественная проза прошла через школу перевода, неизбежное "преложение" западных образцов на отечественные нравы и темы, через стилизацию и приступила к созданию оригинальных книг, опираясь на фольклор, рыцарские романы, историю "типов" и нравов нарождающейся России. Писатели-масоны деятельно участвовали в этой литературной работе. Какова же была их позиция и роль в становлении и развитии русской прозы?

Прежде всего надо отметить, что прозаики-масоны не примыкали к одному из литературных лагерей, имели собственный взгляд на пути и назначение прозаических жанров. Как и для всех русских литераторов XVIII столетия, главной для них была проблема наследия, национальной самобытности. В.А. Левшин, издавший у Новикова свои восьмитомные "Русские сказки", писал во введении: "Романы и сказки были во все времена у всех народов; они оставили нам вернейшие начертания древних каждой страны народов и обыкновений. Россия имеет такие свои, но оные хранятся только в памяти". Все эти "русские" (Левшин) и "славенские" (М.Д. Чулков) сказки и "старинные диковинки" (М.И. Попов) были талантливыми стилизациями русского и западного фольклора, вольными до полного забвения о первоисточнике вариациями на сказочные темы и сюжеты.

Все эти талантливые, порождавшие оригинальные книги заимствования из народного творчества, ренессансных новелл и рыцарских романов объяснялись в эту переходную эпоху просто: прозаики искали для своих беллетристических книг занимательные сюжеты, экзотический "местный колорит", героические характеры, красивые любовные и воинские приключения, освобождающую творческое сознание сказочную фантастику.

Ничего этого новый русский быт дать не мог, ибо сам еще пребывал в состоянии хаотическом и двойственном, соединяя в себе миры Древней Руси и новой Российской империи. Столь же двойствен был и так называемый "новый герой" - человек, метавшийся между этими мирами, переставший быть самобытным сыном допетровской Руси и не ставший еще полноправным гражданином просвещенной Европы. Он мог взять Нарву, героически биться с турками и шведами, жениться, народить детей, но внутренний мир его не мог пока дать материал для настоящего романа.

У русского писателя-романтика В.Ф. Одоевского, тесно с масонской литературой связанного, есть фантастическая повесть о петровской эпохе "Саламандра" (1841), где о "новом герое" сказано одной только фразой: "Сын Зверева был всегда в походах". Более сказать о нем в прозе нечего, ибо с точки зрения литературы этот рядовой человек петровской эпохи, в отличие от негероического Евгения Онегина, одномерен.

Ни действительность, ни герой, ни общее состояние литературы не давали оснований для подлинного реализма и подлинного психологизма, без которых классический русский роман невозможен. Само по себе это ни хорошо, ни плохо, ничего обидного для отечественной литературы XVIII века и ее талантливых писателей здесь нет, такова историческая ситуация, в которой не мог появиться никакой "просветительский", да и любой другой реализм. С этим обстоятельством приходилось считаться и создателям новой русской прозы.

У этой прозы было два пути, два выхода из уникальной культурной и исторической ситуации: писать далекие от отечественной грубоватой реальности "русские сказки" о богатырях и волшебниках или же изображать новую действительность и нового героя доступными художественными средствами, бедность коих ощущалась всеми. Второй путь был единственно возможен и верен и к тому же не отрицал безусловной законности и пользы пути первого. Писатели-масоны хорошо понимали суть ситуации и свои творческие задачи соизмеряли с общим состоянием нарождающейся литературы и развитием прозаических жанров.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ

Великая Ложа РоссииВеликая Ложа России - суверенная и независимая регулярная организационная структура Всемирного Ордена Вольных Каменщиков (франкмасонов) на территории Российской Федерации. Великая Ложа России - одно из звеньев всемирной цепи Братства вольных каменщиков, хранящее прямую посвятительную цепь от первых братьев Великой Ложи Англии (1717 г.) и ранее. Великая Ложа России является единственной регулярной масонской организацией на территории России, признанной более чем 90 регулярными Великими Ложами мирового Братства, включая Великие Материнские Ложи Англии, Шотландии и Ирландии. Всемирное Братство Вольных Каменщиков - древнейший в мире посвятительный Орден, сохранивший преемственность традиции с незапамятных времен, блюдущий в первозданной чистоте принципы свободы, веротерпимости, истинного духовного братства и равенства между всеми свободными людьми добрых нравов и чистых помыслов, объединяющихся в ложах для того, чтобы совместно следовать путями добродетели и нравственного поиска. Во все времена Орден объединял в своих рядах ярчайшие личности, виднейших представителей мировой интеллигенции, цвет всех наций, настоящих подвижников науки, социальных преобразований, искусства, философской и религиозной мысли. За почти 300 лет своего существования, по официальной историографической традиции, масонский Орден стал объединяющим фундаментом, на котором формировалось мировоззрение европейской, американской, российской интеллигенции, он дал в руки величайшим мыслителям надежный символический и философский инструментарий, способствовавший более плодотворным их изысканиям на ниве познания человечества и путей к его совершенствованию. В России он способствовал возникновению первой светской идеологии, вне которой немыслимо существование общества.Великая Ложа России является суверенной законно учрежденной Великой ложей регулярного мирового масонства, распространяющей свою юрисдикцию на всю территорию России. Великая Ложа России:· Представляет общие интересы всех Лож, находящихся под ее юрисдикцией · Управляет всеми Ложами, находящимися под ее юрисдикцией · Великая Ложа России может вносить изменения и добавления в законы подчиненных ей Лож. · Великая Ложа России требует от подчиненных Лож исполнения всех ландмарок масонства, в частности o открытия и закрытия заседания Ложи во Славу Великого Строителя Вселенной o наличия открытой Книги Священного Закона на Алтаре перед Досточтимым Мастером во время заседания Ложи o ведения работ в трех символических степенях, а именно в степенях ученика, подмастерья и мастера o строгого запрета политических или религиозных диспутов или разговоров в Ложах В своей деятельности Великая Ложа руководствуется Конституцией Великой Ложи России, Общим регламентом, Обычаями и традициями регулярного масонства, исполняет ритуалы, переданные материнской Ложей. Великая Ложа России была основана 24 июня 1995 года при помощи Великой Национальной Ложи Франции. Ее образование явилось вехой в процессе создания Российского регулярного масонства. Начиная с 1994 года многие нерегулярные Ложи союзов Великого Востока Франции и Великой Ложи Франции приняли ландмарки регулярного Масонства и прошли процесс признания их Великой Национальной Ложей Франции. В качестве примера можно привести переход в регулярное масонство в 1994 году "Геометрии" (г. Харьков) и "Сфинкса" (г. Санкт-Петербург ). Фактически сразу после образования первой символической ложи "Гармония" в 1993 г. активно пошел процесс образования новых мастерских: 1994 г. - "Лотос", "Гамаюн", 1995 г. - "Аврора". Одновременно с этим процессом, ширился круг уже учрежденных к тому времени нерегулярных российских масонских лож, выразивших желание пройти регуляризацию и таким образом войти во Всемирное Братство как полноправные члены. Таким образом, ко времени образования ВЛР в 1995 г., в ее состав входило уже 5 законно учрежденных символических мастерских, как изначально регулярных, так и прошедших регуляризацию в соответствии с древними обычаями и традициями Вольных Каменщиков. В 1997 году прошла регуляризацию ложа "Полярная Звезда". Весь этот неуклонный процесс роста регулярного Братства в России привел к образованию Великой Ложи России и административной независимости Российского Ордена от каких-либо Лож в мире. На данный момент Великая Ложа России признана более, чем 70 Великими Ложами регулярного Масонства, в том числе Объединенной Великой Ложей Англии, которая является материнской для всего Масонства, Великой Материнской Ложей Шотландии, Великой Ложей Турции, Великой Национальной Ложей Франции, Конференцией Великих Мастеров Великих Лож Соединенных Штатов Америки, Великой Ложей Австрии, Великой Ложей Швейцарии "Альпина", Конференцией Великих Лож Германии, Великой Ложей Бразилии, Великой Ложей Японии.В данный момент под началом Великой Ложи России работают следующие мастерские:

Официальный сайт Великой Ложи России
Всемирного ордена вольных каменщиков (масонов)