Смекни!
smekni.com

Политика и религия (стр. 6 из 8)

России, когда заимствованный ей византийский принцип равноправия двух властей

вел к укреплению государства, так как они не боролись между собой, а

создавали и укрепляли взаимный авторитет. Таким образом, подобные

взаимоотношения позволяют реализовать идею господства нравственного идеала,

так необходимого обеим сторонам, без каких-либо болезненных взаимных уступок.

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ

Настало время подробнее разобраться в том, какое влияние могут оказывать и

оказывают друг на друга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное

с точки зрения политологии, влияние политики на религию. Следует отметить, что

проявления подобного влияния носят как самостоятельный, непосредственный, так

и рефлексивный характер, являющийся своего рода реакцией на какие-то

проявления влияния религии на политику. К таким рефлексивным проявлениям

следует отнести, к примеру, проявление постсредневековых секуляристических

тенденций во внутренней политике многих стран Европы, как реакцию на

католическую экспансию Рима. В качестве примера непосредственного влияния

может подойти любое политическое действие государства, так или иначе

затрагивающее религиозные интересы. В истории России это было, скажем,

крещение Руси князем Владимиром, или попытки искоренения религии в советское

время.

Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических

действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать

отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики

в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая

особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства.

Как вариант политического злоупотребления религией, можно считать действия

Саддама Хусейна, проявлявшиеся в идеологическом давлении на своих граждан,

заставлявшего их воспринимать события в Персидском заливе, как священную

войну во имя Аллаха. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать

религию, как один из методов идеологической борьбы.

Одно из самых значительных направлений влияния политики на религию заключается

в проявлениях усилившейся в последнее время тенденции к политизации религии в

целом. Плохо знакомые с религией атеисты всегда объясняли ее стремление к

политике желанием поднять собственный престиж. В реальности мы можем заметить,

что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-за

отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность

религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том

числе и международных.

В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие

среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают

религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим

действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы.

Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае

не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять

духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие

отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

Таковы основные направления влияния политики на религию. Но, прежде чем

перейти к рассмотрению влияния религии на политику, хотелось бы остановиться

на некоторых функциях, которые реализует религия по отношению к ней.

У религии есть множество различных социальных функций и большинство из них

опосредованно через социум все же оказывают влияние на политику, но

непосредственное отношение к ней имеют следующие:

1. Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи или действия. Политики

часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие

ценности, обращая престиж религии в свою пользу.

2. Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего

потенциала религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм видел в религии

средство укрепления общества за счет единения индивидуума и социума. Не

связанная государственными границами, религия, космополитическая и

общепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные

социальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди,

совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим).

3. Дифференцирующая функция обуславливает наличие границ раздела сфер влияния

различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито

на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое

государство, или однородная по составу социальная группа.

4. Представительная функция заключается в выражении и защите интересов

некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как

субъекты политики.

Таковы основные функции, выполняемые религией по отношению к политике.

Результат осуществления этих функций обуславливают наличие соответствующего

направления влияния религии на политику. Посмотрим, какие же существуют

основные направления такого влияния.

1. Влияние на сознание людей.

Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и,

соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые

мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут

вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами,

формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая

культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный

индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях,

либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными

воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними.

2. Идеологическая поддержка или противоборство.

Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как

позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо

субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить

конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом

обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. Наличие этого

направления влияния обязывает власть учитывать религиозный фактор во

внутренней политике государства.

3. Политическая деятельность религиозных организаций.

Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и политических

партий религиозной направленности, в том числе и в международной политической

деятельности. Ярким примером может послужить Ватикан, являющийся одновременно

мировым центром католицизма и государством, непосредственно принимающим

участие во встречах в рамках деятельности Совета по безопасности и

сотрудничеству в Европе, и выступающим с соответствующими инициативами. Другим

проявлением религиозного фактора в мировой политике стала иранская революция

78–79 гг, уходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая

расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США в

этом регионе.

4. Проблемная интеграция.

В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам,

как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология,

демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого

собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же

заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко

пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания

своего престижа.

5. Политическая интеграция.

Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение

различных политических образований и государств с учетом религиозного

признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого

входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм

представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в

ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских

государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и

даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой.

6. Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку.

Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование

новых связей часто бывает сопряжено с разрывом старых. Так, например,

республики средней Азии, ранее входившие в состав СССР, одними из первых

получили международное признание со стороны Турции, Ирана, Пакистана и стран

Персидского залива, причем между некоторыми из них явно обозначились линии

соперничества за влияние на южные республики бывшего СССР. Религиозная окраска

сыграла свою роль в ускоренном вовлечении их в региональное сообщество

исламских государств — Организацию экономического сотрудничества.

7. Учет религиозного фактора во внешней политике.

Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при

разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой