регистрация / вход

Политическая система

Якутский Государственный Университет Им. М.К. Аммосова Математический Факультет ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (Реферат) Выполнил студент гр. ПМ-98 Баягантаев А. Ю.

Якутский Государственный Университет

Им. М.К. Аммосова

Математический Факультет

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

(Реферат)

Выполнил студент

гр. ПМ-98

Баягантаев А. Ю.

20 октября 1998

1998 Якутск.

План реферата по теме: “Политическая система ”:

1. Понятие политической системы.

1.1 Модель политической системы по Д. Истону.

1.2 Модель политической системы по Г. Алмонду.

2. Структура политической системы.

2.1 Политическая организация.

2.1.1 Государство, партии, массовые общественные организации и движения.

2.1.2 Средства массовой информации.

2.1.3 Церковь

2.1 Политические отношения.

2.2 Политические и правовые нормы.

2.3 Политическое сознание и политическая культура.

3. Типы политических систем.

3.1 Типологизация по Г. Алмонду.

3.2 Типологизация по Ж. Блонделю.

3.3 Типологизация по критерию политического режима.

1. Понятие политической системы.

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механи­зм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качес­тве единого социального организма. Этот механизм именуется полити­ческой системой.

Понятие политической системы является одним из основных в пол­итологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать “окружением” или “окружающей средой”, и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы поли­тической системы определяются границами, в рамках которых политич­еские решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идёт о действии закона на опр­еделённой территории, в случае муниципалитета - его акты ограниче­ны его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порожд­ено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политологи разра­ботали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и поня­ть функционирование политических систем. Рассмотрим две из них, составляющие основу теории политических систем - американских пол­итологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Д. Истон в своих работах изложил основу анализа любой политич­еской системы какой-либо страны, а также составляющих эту систему подсистем: парламента, правительства, местного самоуправления, по­литической партии, общественной ассоциации. По Д.Истону Политичес­кая система - это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

У системы есть вход , на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деконструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающий среде, так и внутри самой системы. Поддержка может выр­ажаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти её символам. Независимо от места своего происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитыва­ться ею в соответствующих структурах и при соблюдении определённых процедур. Например, требование индексировать заработную плату учи­телей учитывается в ходе коллективных переговоров.

Выход информации - результат функционирования политической системы - осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия так или иначе оказывают воздействие на окр­ужающую среду. Поддержка, оказываемая системе усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоёв и групп населения. В системе усилятся стабил­изационные процессы. В случая полного или частичного несоответств­ия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последст­вия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы.

Требования занимают важное место в разнообразной информации, поступающей в систему и свидетельствующей об ожиданиях, мотивах и интересах людей. Истон разделил их на распределительные (о зарпла­те и рабочем времени, об условиях получения образования, услугах), регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.), коммуникативные (о представлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).

Политическая система является открытой : она подвержена многоч­исленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воз­действие слабое, тогда политическая система не имеет достаточно информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-то одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это может привести к ошибочным решениям.

Выходные действия политической системы, по Истону, обусловлены её главным предназначением, самой природой политической власти. Она состоит в обязательном представлении политических решений, ав­торитарном распределении и обеспечении принятия их населением. По­литическое решение и является формой авторитарного распределения ценностей.

В отличие от Истона, Г. Алмонд рассматривает политическую сис­тему как множество взаимодействий, поведений , как государственных, так и негосударственных, которые необходимо исследовать. Он отмеч­ает, что любая политическая система имеет свою собственную структ­уру, многофункциональна; все политические системы осуществляют одни и те же функции и смешаны в культурном смысле. Важной особен­ностью является многофункциональность политической системы. В час­тности, несмотря на провозглашённый принцип разделения властей, многие функции, хотя и по-разному в разных системах, неразделимы. Например, вмешательство парламента в текущую политику, законотвор­ческая деятельность правительства и президента происходит во мног­их странах мира. Смешанность политических систем в культурном смысле означает, что нет, например, “чистого” президентского или “чистого” парламентского правления.

Модель Г. Алмонда преодолевает некоторые недостатки модели Д. Истона. Она учитывает психологические, личностные аспекты политич­еских взаимодействий, импульсы поступающие не только извне, от на­рода, но и поступающие от правящей элиты. Правительство, к пример­у, решает множество вопросов, имеющие мало общего с интересами и желаниями граждан (Применение насилия в отношении отдельных социа­льных групп, начало войны).

Выход информации, по Г. Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интере­сов (высказанных и не высказанных, укрупнения (обобщения и интегр­ации интересов)), политических коммуникаций(связей и взаимосвязей различных политических сил).

Функции выхода информации состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализация правил (придания им юри­дического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутрен­ней и внешней политики). Таким образом, к важнейшим функциям поли­тической системы относятся изучение ситуации и учёт её особеннос­тей, а также политическое решение выделенных проблем.

В данной модели основное внимание уделено множественности раз­личных интересов внутри самой системы, их столкновению и объедине­нию, учёту этих интересов системой.

Современные интерпретации политических систем отличаются разн­ообразных концепций. Существует до двух десятков определений данн­ого понятия, в основе которых различные критерии. В целом можно утверждать, что политическая система - это универсальная управляю­щая система общества, компоненты которой связаны политическими от­ношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определённый социальный порядок на основе использования государст­венной власти.[1]

2 . Структура и функции политической системы.

В структуре политической системы учёными выделяются такие её подсистемы как: институциональная (организации, учреждения), норма­тивная (нормы правовые и моральные, политические традиции), функци­ональная (формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способ и методы осуществления власти), ком­муникативная (объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством, между политической и экономической подсистемами), идеологическая (взгляды).

В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко вычленяются четыре главные группы элементов политической системы: 1)политическая организация ; 2)политические отношения ; 3)политические и правовые нормы ; 4)политическое сознание и политическая культура .

Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства, в законодательстве, которые регулируют принципы формирования и деятельность органов государственной власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных организаций.

Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация . Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчинённые единой цели и регулирующиеся определёнными правилами, нормами, принятыми в данной общности. Именно благодаря организации осуществляется перевод идеологической или моральной силы в материальную, идеи становятся правилами поведения. Организация в следствии того выступает важнейшим средством формирования единой воли.

В тех случаях, когда народ той или ной страны вступает в политические отношения, не имея хоть в какой-то степени развитой политической организации, её функции берут на себя другие силы: армия, племенные структуры, религиозные общества.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политической организации называется институциализацией . В ходе неё происходит формирование политической организации общества. Отношение разрыва, антагонизма идеи и организации порождает обратный процесс деинституциализацию, разрушение политической организации, нарастание разрыва между поведением людей и регулирующей его нормой. Очевидна органическая связь политики и институциализации, всё многообразие политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику. Политическая организация общества - это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определённые функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе.

Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации и церковь.

Государство и партии являются собственно политическими организациями, т.е. они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объёме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это главное в их деятельности.

Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы, молодёжные политические организации).

Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации). Процесс их политизации происходит на определённых этапах жизни страны (выдвижение депутатов в Государственную Думу от общественных организаций).

Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в регистрации всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью.

Остановимся на характеристике таких неполитических по своей природе социальных институтов, как средства массовой информации и церковь, занимающих довольно специфическое место в политической системе.

Средства массой информации (СМИ) - это сложный институт, который состоит из множества органов и элементов, предназначенных для информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всём мире событиях и явлениях.

СМИ - иногда называют “четвёртой властью”, подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. Их политическая роль обусловлена прежде всего тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по производству политической информации, формируют общественное мнение, оказывают влияние на все политические процессы, способствуют политическому просвещению широких слоёв населения.

В современных условиях на облик СМИ оказывают воздействие разные факторы. Важно, кто является учредителем, каково их социальное назначение и на какую аудиторию они рассчитаны. Специфика определяется профессиональной ориентацией, возрастными характеристиками, характером духовных запросов людей. Своеобразие их положения в политической системе общества обусловлено тем, что они являются органами государственных учреждений, массовых общественных организаций, политических партий.

С содержательной точки зрения СМИ весьма специфичны. Они иначе, чем остальные сферы политического действия, реализуют своё предназначение. Развивая политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов людей, они обеспечивают последовательность, завершённость процесса социально-политического управления, участвуют в выработке и принятии законодательных, государственно-административных решений.

В различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирали информацию. Подача решений органов политической власти контролируется последней прямыми и косвенными методами, что помогает укреплять легитимность(приверженность к сверженной династии). Поэтому, информация “сверху”, как правило, содержит ряд искажений. Это вызывает необходимость разнообразить источники и каналы информации. Существует и поток информации “снизу”, через неформальные каналы, который несёт данные о мнении масс то тем или иным вопросам.

В СМИ информация “сверху” и “снизу” существует целостно. Нередко политические потребности выражаются в виде общественного настроения или определённых психологических состояний. Это обстоятельство учитывается средствами массовой информации, они усиливают общественное мнение или, наоборот, ослабляют его.

Власть любыми средствами стремится контролировать средства массовой информации. Тот, кто контролирует информацию, может не только решающим образом влиять на коллективное сознание, но способен в определённой мере направлять поведение масс. В демократических системах СМИ действуют достаточно автономно, поэтому важная информация широко распространяется в обществе, зачастую она имеет резко оппозиционный по отношению к действующим политическим силам характер. Известны факты, когда статьи в газетах приводили к политическим скандалам и даже кризисам, к бескровным отставкам политических лидеров.

В тоталитарном обществе СМИ выступают средством контроля за всей общественной деятельностью, в том числе социальных групп и личности.

Отношения СМИ с государством и правительством, политическими руководителями и партиями неоднозначны и противоречивы. Они играют существенную роль в ограничении власти и конкретных политических действий правящих кругов, в разоблачении нарушений законности, в защите граждан от произвола государства. Государственные структуры, политические руководители вынуждены соглашаться с тем, что СМИ необходима определённая свобода и независимость, иначе они могут потерять доверие населения. СМИ со своей стороны, как правило, идентифицируют свой престиж передатчиков информации от правительства к общественности с престижем власти и авторитета правительства.

В настоящее время СМИ превратились в прибыльную отрасль бизнеса, приобрели относительную свободу от контроля со стороны государства, крупнейших корпораций. Однако, и у власти и у бизнеса сохраняются широкие возможности влияния и давления на СМИ (например, отказом от размещения рекламы).

Таким образом, средства массовой информации являются важнейшей частью политической системы, оказывая значительное влияние на развитие политической жизни общества.

Заметную (а в ряде государств - очень заметную) роль в политической системе общества играет церковь - особый вид религиозной организации, объединяющий верующих на основе общности религиозных взглядов и обрядов. Церковь имеет централизованное управление, верующие и служители культа подчиняются определённой системе норм религиозной морали.

Религия и политика на протяжении многих веков так или иначе соприкасались друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характеристиками как религии, так и политики.

Религия неизменно опирается на довольно большие массы своих последователей, это - форма общественного сознания. В определённые исторические периоды, в тех или иных регионах планеты - это форма сознания, наиболее распространенная в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идёт о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс. Политика тоже неизбежно связана с огромными массами населения. Следовательно, эти два явления общественной жизни неизбежно перекрещиваются.

Можно выделить традиционные каналы переплетения религии и политики:

Во-первых, религия вторгается в социально-политическую жизнь путём влияния на общественные действия своих приверженцев, использования их религиозных чувств.

Во-вторых, связи религии и политики обусловлены также целенаправленными действиями и интересами самого аппарата церкви, самих руководителей религиозных организаций. Если на ранних этапах существования религии это был довольно узкий круг заинтересованных людей, проводящих определённую политику, в этом духе ориентирующих свою паству, то сейчас свою политику осуществляют не только разветвлённые церковные учреждения, но и всевозможные религиозные и полурелигиозные партии, различные организации, включая детские, молодёжные, женские, профессиональные и иные объединения, которые берут под контроль человека, начиная с рождения, и стремясь осуществлять его в детском саду, школе, вузе, быту, на производстве, в общественно-политической жизни и т.д. Все крупные церкви имеют и всемерно используют подобные клерикальные системы воздействия на политические взгляды и политическое видение, на политические движения. Такое воздействие может иметь различный политический характер, всё зависит от классовой позиции, симпатий и антипатий деятелей церкви, религиозных организаций, настроений и интересов верующих, социально-политической обстановки в данном регионе и в мире в целом.

В-третьих, политические деятели различных оттенков сегодня весьма активно используют религию в сфере и внутренней и внешней политики, чтобы придать массовым социально-политическим движениям угодный им характер. Тут применяются разные средства - и материальные подачки, и подкуп, и апелляция к общественным интересам, которые должны быть сохранены совместными усилиями.

В-четвёртых, присутствие религиозного фактора в политике имеет место в тех случаях, когда в силу конкретных условий сами верующие, участники массовых социальных движений, обращаются к религии для обоснования своих интересов и надежд.

Подобные случаи следует отличать от тех, когда участникам массовых движений навязываются религиозные идеи и лозунги. Результаты вторжения религиозных деятелей в социально-политические дела, последствия их могут быть разные: в интересах масс или против них. Взять к примеру, такой лозунг ислама, как джихад, или священная война и выступления под этим лозунгом как прогрессивных сил, так и реакции.

В современном мире, клерикальные концепции утверждают целенаправленную политику, выражают взгляды определённых социальных групп, хотя заявляют при этом о своей позиции защиты всех групп и классов. Примечательна в этом смысле выдвигаемая Ватиканом идея “Новой Европы”, стоящей над государствами и сплоченной не столько экономическими или политическими интересами, сколько общими христианскими принципами. На деле церковь претворяет в жизнь лозунг защиты интересов существующих социальных порядков и институтов.

Следует отметить, что сегодня в мире идёт поиск более современных, утончённых форм связи религии и политики, позволяющих осуществлять либерально-демократическую политику господствующего класса. Эти поиски носят различный характер. Например, стремление модернизировать христианство, освободив его от некоторых догматических представлений, учитывающим и современные данные науки. Можно наблюдать обращение к различным нетрадиционным культам, мистическим организациям, создание “экологической религии” и т.д.

Кроме политических организаций, в состав политической системы общества входят политические отношения - взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом . В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.

Первая группа - отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Вторую группу составляют так называемые вертикальные отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы , существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют её нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем.

Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.

Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление определённые политические устои. В свою очередь при помощи этих норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет руководствоваться все участники политической жизни.

Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отношения. Так происходит формирование политического сознания и поведения субъектов в политической деятельности, выработка у них установок, соответствующим им целям и принципам политической системы.

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура . Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение масс.

Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью политической жизни. Выделим следующие из них: 1)определение целей и задач общества ; 2)выработка программ его жизнедеятельности в соответствии с интересами правящих слоёв общества; 3)мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами; 4)контроль за распределение ценностей .(Именно в этой сфере сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит её кризисом); 5) интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей . Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряжённость. Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуществляя контроль над сферой распределения социальных ценностей, в которые включаются и материальные ресурсы, и политические привилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность различных форм образования и досуга. Конечно, контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей, он ничего общего не имеет с уравнительным определением, предполагает возможность дифференциации в степени доступности социальных благ для различных категорий граждан и социальных групп.

3. Типы политических систем.

Классификация политических систем отличается большим многообр­азием, основана на значительном числе различных критериев (При всей разнородности современных государств их можно подразделить на два самых общих типа - монархия и республика[2] ). Рассмотрим осн­овные черты общепризнанных политических систем.

Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры[3] .

1. Англо-американская система характеризуется гомогенной (однородной) политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнение особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, чётко выражена, организована и бюрократизирована.

2. Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации[4] ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

4. Политические системы тоталитарного типа . Тоталитарная политическая культура создаёт принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация[5] контролируется монолитной партией.

Ж. Блондель делит политические системы мира на пять категорий: 1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений; 2) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения; 3) традиционное государство , обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ как правило, весьма неравномерно; 4) популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства; 5) авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой является проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические . Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества(народа) и личности(граждан).

Понятие “тоталитаризм ” происходит от латинского слова “totalis” (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Характерные черты тоталитаризма:

1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра - политического и идеологического института - партии.

2. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально не существуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип “запрещено всё, что не приказано”.

3. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

4. В стране признаётся право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений.

5. Существует строгая цензура над всеми средствами массой информации, запрещено критиковать представителей власти.

6. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями осуществления правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

7. В обществе функционирует только официальная идеология, жёсткому преследованию подвергаются все иные идейные течения.

8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жёстким контролем.

9. Экономика находится под жёстким контролем государственных органов.

10. Несмотря на жёсткий контроль государством всех сфер общественной жизни в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: “говорим одно, думаем по-другому”.

11. Свойственны унитарные формы государства с жёсткой централизацией власти.

12. Формально права национальных меньшинств провозглашены, но на деле значительно ограничены.

Авторитаризм по своим характерных чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Характерные черты авторитаризма:

1. Наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка (доминирующая), в её руках прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.

2. Политические права и свободы граждан в значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности. Действует принцип: “всё, что не разрешено - запрещено”.

3. Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для её действия. Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что её деятельность становится невозможной.

4. В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствуют вообще.

5. Существует цензура над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.

6. Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на страже правящего режима и часто используются на подавлении общественных сил, выступающих против властей. Но эти не проводят массовых репрессий.

7. В обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.

8. Устойчивая поддержка власти в обществе, которая основана не только на насилии, но и на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и борется за переход к демократии.

Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства.

9. Обширный государственный сектор достаточно жёстко регулирует государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10. При полной регламентации всех сфер общественной жизни в обществе может процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативный характер.

11. Свойственны унитарные формы государства с жёсткой централизацией власти.

12. Права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

Демократическая:

1. Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную, законодательную и судебную власти. Верховный законодательный орган - парламент. Высшая исполнительная власть действует в пределах своих прерогатив[6] . Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

2. Граждане обладают большим объёмом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Закон закрепляет прежде всего права личности. Главный принцип: “всё, что не запрещено - разрешено”.

3. Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами как и находящееся у власти большинство. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым элементом политического процесса.

4. Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую, на законных основаниях в результате выборов.

5. Средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

6. Армия и спецслужбы - важные опоры государства, выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность государства и общества. Их действия регулируются и ограничены законом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

7. В обществе отсутствует какая-либо одна официальная идеология. В условиях плюрализма[7] многие идейные течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.

8. Граждане открыто и свободно выражают мысли и позиции. И при всей критике действий властей большинство общества сознательно и убеждённо поддерживает демократические ценности.

Возможен время от времени раскол общества на остро противостоящие друг другу политические силы. Гражданское общество является совокупностью общественных отношений, при которых общественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства, и в то же время тесно сотрудничают с ним.

9. На ряду с государственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием, носящим не прямой, а опосредованный характер. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10. В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. В демократическом обществе терпимо относятся к различным нормам морали. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности.

11. Унитарные и федеративные (конфедеративные) формы власти. Однако при унитарной форме государственного устройства в условиях демократии власть на местах имеет большие полномочия.

12. Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило в полном объёме.

Кроме того, современные политические системы на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на западные и незападные. В первой существуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры.

Политическая система, в которой структурами, формирующими господствующие интересы, являются политические партии, более дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами западные политические системы наиболее современны. Обычно в их число включаются парламентская и президентская формы демократии, а также смешанная швейцарская политическая система. Все авторитарные или диктаторские формы государственного управления с одной политической партией и наличием всех прочих традиционных форм власти могут быть отнесены к незападным политическим системам.

В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на: а) консервативные ; главная цель - сохранять и поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму политической власти; б) трансформирующиеся , проводящие общественные преобразования. Однако среди последних следует различать три типа систем: 1) реакционные режимы , цель которых вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнему типу политической и экономической системы; 2) прогрессивные системы , стремящиеся сформировать общество нового типа или изменить культуру, образ жизни, социальную структуру и т.д.

Существуют и другие, менее распространённые классификации. Многообразие всех этих типологий свидетельствует о многомерности политического мира. Сложность политических систем такова, ни один взятый в отдельности подход или метод недостаточен, что бы дать нам более или менее полную картину. Для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.

Список литературы, использованной при работе над рефератом:

1. Курс лекций по Политологии; под редакцией Радугина А.А. 1997 г.

2. Учебник для Вузов по Политологии; под редакцией Марченко М.Н. 1997 г.

3. Введение в политологию; Гаджиев К.С., Каменская Г.В. Родионов А.Н. и др. 1994 г.

4. Энциклопедический Юридический Словарь; под общей редакцией Крутских В.Е. 1998 г.

5. Большой Энциклопедический Словарь; под главной редакцией Прохо­рова А.М. 1991.


[1] Например в Энциклопедическом Юридическом словаре, Политическая система (общества) определяется как - 1)(как комплексный конституционно-правовой институт) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий[1], общественных и религиозных организаций и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных субъектов; 2)(в материальном смысле) совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть. А в Энциклопедическом Словаре - это система социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определённые политические функции. Включает государство, партии, профсоюзы, церковь, а также организации и движения, преследующие определённые цели.

[2] В монархии власть главы государства передаётся по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти. Монархическая форма правления имеет несколько разновидностей: Абсолютная монархия (Саудовская Аравия и ещё в некоторых странах, и в основном в прежнее время), Конституционная монархия (Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Дания, Испания, Япония и другие). Республика - форма правления, при которой главой государства является выборное и сменяемое лицо, получающее свой ограниченный по времени мандат от представительного органа или непосредственно от избирателей. Республика наиболее распространена в современном мире. Различают президентскую и парламентскую республики (Иногда встречаются и смешанные республики, т.е. они сочетают в себе признаки президентской и парламентской республик - 5-я республика во Франции).

[3] Политическая культура - это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации всей политической жизни в обществе. Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.

[4] Диверсификация - (от лат. Diversificatio - изменение, разнообразие). В широком смысле - распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т.п.).

[5] Коммуникация - средства общения и связи между субъектами политических отношений (индивидами, партиями, государствами и т.д.)

[6] Прерогатива - (от лат. Praerogativus - первым подающий голос) - исключительное право, принадлежащее какому-либо органу или должностному лицу.

[7] Плюрализм - (от лат. Pluralis - множественный) - Характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют организационные возможности для выражения своих интересов через своих представителей.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий