Смекни!
smekni.com

Политология (стр. 1 из 7)

1. В начале своего возникн-я полит мысль у древних народов – египтян, индусов, китайцев…- восходит к мифоло­гическим истокам и оперирует мифолог-ми представлениями о месте человека в мире. У всех народов порядки освещены божественным началом, они предопределены изначально. Но способы и характер связи этого б-го на­чала с земными отношениями освещаются в мифолог-м сознании разных народов по-разному. Так не ранее, чем во 2 тыс. до н.э. по древнекитайскому мифу о божест-м происхождении и хар-ре земной власти - именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. император Китая) явл-сь единств-ой точкой связи с высшими небесными силами. В Египте, Вавилоне, Индии бытовали и несколько иные подходы, по которым Боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем сами продолжали оставаться вершителями земных дел и людских судеб. Согласно мифам некоторых народов (особенно египтян, а затем греков), Боги выступали также и в качестве первонач-х не­посредст-х правителей и законодателей в общ-ах и госуд-ах, кот-е они сами создали. Аналогичные объяснения природы власти были свойственны практически всем народам этой благоприятной для жизни человека средней полосы земного шара. Параллельно мифологическим трактовкам власти возникают чисто теологические и даже рационалистические учения о власти и государственном устройстве.

2. Феодальный строй и абсолютистские режимы исчерпали себя задолго до Нового времени, еще в 15 веке, с кот начинается упадок феодализма и зарождение капитал-х отношений. Более 2 веков продолжалась агония феодаль­ного гос строя, сопровождаемая внутридворцовыми переворотами и кровавыми рев-ми. Научное прозрение че­ловечества, накопление идей о рацион-м утср-ве общ-ва создало предпосылки для перехода кол-ва в кач-во – кар­динальной смены приоритетов в господствующей идеологии и массовом сознании. Новая эпоха однозначно вы­сказыв-сь за первичность прав человека, законность, полит-й плюрализм и др демократич-е идеи. Пришла пора новой – буржуазной – демократии и новых полит идей, которых требовало время, ожидало общ-во и оплачивал восходящий класс капиталистов. Обществоведческая мысль металась м/у несколькими «огнями» – полит интере­сами экономики господствующих классов, идеями рационализма и оптимальности, интересами королей и широ­ких гражданских масс.

3. В противовес рабовлад-й идеологии христ-во проповедовало рав-во всех перед Богом, восхваляло труд и, осу­ждая бедность, не считало ее пороком. Христианская церковь определенно высказывалась против жадности, стя­жательства, эгоизма, владения собств-тью. Церковь делала ставку на добро, кот понимала как непротивление злу, смирение, гуманизм милосердие, отвергала насилие. Не убий, не укради, возлюби ближнего своего, как самого себя и др нормы прав5едной жизни закладывали в обществ-ю жизнь опр-е общ-е ценности и ориентировали на их выполнение всех простых смертных. Эти заповеди христ-й морали можно считать духовным источником утопиче­ского соц-ма.

4. впервые в комун учении обещество было осознано как целостный организм, в котором производительные силы и производственные отношения определяют все др сферы. Отсюда – для того чтобы общество стало справед­ливым изменения должны происходить в сфере производства и распределения жизненных благ. (в капиталистич – возрастающее богатство на одном полюсе приводит к накоплению нищеты на др.

5. либерализм (от лат либералис-свободный) – предпологается свобода личности, т.е. гарантии ее основных прав и свобод(совести, слова, собраний), свобода волеизьявления на выборах, свобода предприним, конкуренции. Важ свойство – открытость, гибкость, способность учитывать реалии и реагир на измен в обществе и мире. Фактич основатель-Дж. Люкка, первый круп теоретик общественных отношений-Т.Гоббс.

6. Так не ранее, чем во 2 тыс. до н.э. по древнекитайскому мифу о божест-м происхождении и хар-ре земной власти - именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. император Китая) явл-сь единств-ой точкой связи с высшими небесными силами. Согласно этим воззрениям, вся власть концентрировалась в особе верх-го правителя в виде его личной потенции и внутр-ей силы, а остальные должностные лица и аппарат управления – это лишь проводники личной власти правителя. Взаимоотношения населения и властей оставались за рамками офиц. Законов ,а значит и вне пределов компетенции масс. Не то, чтобы влиять на проводимую политику и корректиро­вать ее в пользу простых людей, избирать или, не дай Бог, каким-то образом смещать правящих с их должностей, но и задумываться, просто знать о такой возможности не дано было народам, жившим в ту довольно жестокую эпоху, когда жизнь простого смертного ценилась не выше жизни лошади.

Такое положение вещей было выгодно властям, «Идеал правления, - утверждал китайский философ Хань Фэй, - это когда подданые не могут постичь тайны управления». Правители нах-сь вне досягаемости воли тех людей, кот-х обязаны были обслуживать и за счет кот-х содержались. Они были почти там же, где Боги, только ближе, и реакция их на любое недовольство или даже косой взгляд была немедленной, реальной и беспощадной. Поэтому они зна­чили для людей даже больше, чем Боги. В силу этого ни эти, ни другие законы того времени не содержали ни ма­лейшего намека на политику, не притязали на регулирование отношений господства и подчинения.

7. объективная необходимость в объедин-ии разрозненных арабских племен (к примеру), враждовавших м/у со­бой и уничтожавших араб-ю культуру побуждали их к поиску соц механизмов, кот бы способствовали объедин-ю арабов, их процветанию и способности противостоять внеш угрозе неверных.такими мех-ми были институт част­ной собств-ти, составл-й фундамент стабильности в любом общ-ве, и гос-во. Нужен был матер-л, скреплявший всех людей. Таким материалом живших здесь народов выступала вера в одни и те же идеи – в религиозно-политич-ю идеологию ислама. Он наделял разных людей одинаковыми кач-м. Эта идеолог возникла в 7 в.н.э. и в переводе означает «покорность». Аллах и его посланник, управл-й людми по божеств-й воле, определяют жизнь подданных. Смысл идеологии – покорность и смирение. Повиновение сильному, богатому, власть имущему. Кто со смире­нием перенесет бедность и невзгоды в потустор-м мире ожидает рай. Ислам изначально обосновывает идею тео­кратии.

8. У С – учение об идеальном общ-ве, основанном на рав-ве всех его членов, коллект-й собств-ти и обязательно­сти труда для всех. Термин УС происходит от названия произведения «Утопия» Тмора, в кот были развиты идеи УС. Критиковали противоречия и пороки эксплуат-го общ-ва, сочувствовали угнетенным трудящимся массам.

9. Науч ком-м, созданный Марксом и Энгельсом как теоретич-е обобщение опыта классовой борьбы пролета­риата и обоснование его историч-й миссии могильщика капитализма и созидателя ком-го общ-ва был творчески продолжен Лениным в новых исторических усл-х.

10. консерватизм – явление интерклассовое. (с лат – сохранять, охранительный). Конс – при для выражения такой идеологии, кот характеризуется приверженностью традиционным ценностям, устоявшимся порядкам и принци­пиальной неизменчивости окруж среды.

11. по своему гос строю это была типич монархия. При наличии всех признаков ценрализованного гос – админ аппарата, войска, границ, системы местного гос управления и самоуправления – государством управлял киевский князь, кот сосредоточил в своих руках всю власть (законодат, исполнит, судеб, военную).

В этот период окончательно утверждается христианство, строятся крепости возводятся соборы и монастыри, в Киеве закладывается Софийский собор и организуется впервые на руси библиотека и школа. Крепнет авторитет Киево-Печерского монастыря, сост первый сборник законов «русская правда», провозгласивший неприкосно­венность феодальной собственности.

12. Деклорация начиналась с крнстатации права народа «порвать полит связь с др народом и занять на равне с остальными державами независь положение». Если же форма правления становится гибельной, то они имеют право учредить новое правительство, кот способствует безопасности и счастью народа. Если ряд злоупотреблений способствует установлению неограниченного деспотизма, то народ не только имеет право, но и обязан свергнуть свое правительство.

13. В Ведах (древнеиндийском памятнике 2-го тыс. до н.э.) закреплялось жесткое деление общ-ва на четыре варны – сословия. Созданных Богами, и эти варны были неравноправными, возникает и критическое отношение к такой несправедливой участи крестьян, ремесленников и торговцев, обязанных подчиняться брахманам – жрецам и кшатриям – воинам. Уже в Законах Ману царь определяется как лицо, обязанное чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться «изначальному искусству управления». Согласно учению Будды, отношения всех людей должны строится на принципах гуманизма и доброго отношения к др людям, ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью. Тот факт, что Буддизм становится гос религией свидетельствует и о при­нятии его норм значительной частью насел. В трактате «Артхашастра» анализир-ся законное и незаконное, польза и вред, верная и неверная политика.

14. В трактовке Гобса власть исходила не от Бога, а из разума, гос-во было средством покончить с войной всех против всех и предназначалось для поддержания порядка. Гобс выводил эффектив-ю власть из силы, реальной возможности гос-во принуждать к исполнению зак-в…Он выступает прямым сторонником абсолютной, неогра­ниченной власти. Он выступает против идей полит плюрализма и раздел-я властей, кот вскоре после него будут обоснованы обществоведами и использованы в практике буржуазной демократии. Локк отверг концепции бо­жеств-го происхождения власти, был против абсолютного гос-ва. Он сделал гос-во ответственным перед общест­вом. Склонялся к конституционной монархии. Для Локка важное, чтобы любая форма обеспечивала естественные права и свободы человека. Либель гос-ва Гоббс видел в безвластии и поэтому всячески укреплял механизм власти, делал его права безмерными, а Локк наоборот считает опасным для общ-ва положение, при кот власть гос-ва ста­новится абсолютной.