Смекни!
smekni.com

Политология в системе социально-гуманитарных дисциплин (стр. 1 из 3)

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ:

ПОЛИТОЛОГИЯ

На тему: Предмет и функции политологии.

Политология в системе социально-гуманитарных дисциплин.

Студента заочного отделения

специальность: финансы и кредит.

группа: 4330

Бурлаковой Наталии Владимировны

Сыктывкар 1999

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Предмет политологии………………………………………………….4

ГЛАВА 2. Функции политологии…………………………………………………8

ГЛАВА 3. Политология в системе социально-гуманитарных дисциплин….…10

Политология, философия и социология……………………….…10

Политология и история……………………………………………12

Политология и частные политические науки……………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Человек – существо политическое. Эта истина была сформулирована еще великим древнегреческим философом Аристотелем. С давних времен каждый человек в тои или иной мере оказывается вовлечен в политические отношения, как подданный того или иного государства, член той или иной социальной общности, господствующий или подчиненный, защитник Отечества или завоеватель. Эта политическая вовлеченность существовала уже в условиях древневосточной деспотии, хотя большинство населения не осознавало своей причастности к политическим процессам. Но в наибольшей степени она проявляется сейчас, в условиях демократических обществ, когда все взрослые дееспособные граждане, через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей.

Политика затрагивает интересы всех людей. Вопрос заключается в том, на сколько сознательно или бессознательно каждый человек оказывается субъектом политических отношений, На сколько обдуманно он делает свой политический выбор при голосовании в органы власти, понимает ли он последствия своего того или иного действия, участвуя в каких либо общественных акция протеста или поддержки. Помочь человеку самоопределиться в политической жизни, чтобы не стать объектом манипулирования политических лидеров, партий и движений, средств массовой информации и коммуникации и призвано изучение политологии.

Целью данной контрольной работы является выяснение сущности и особенностей данной науки, ее взаимодействия со смежными общественными дисциплинами. Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего, в том, чтобы ответить на следующие вопросы. Что такое политика и политическое? Каков объект и предмет политологии как специфической науки? Как соотносятся и как взаимодействуют политология и близкие ей другие общественные науки? Какие общественные функции выполняет политология? Ибо, не поняв общего, нельзя браться за изучение частного.

Глава 1.

Предмет политологии.

Чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как наука, прежде всего необходимо четко установить объект и предмет изучения политологии.

В среде политологов принято считать, что объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни. Что же включается в эту сферу?

Во-первых, политическая сфера общественной жизни – это сфера государственно-организационных связей, взаимодействий и отношений. Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное активное участие человека в делах государства. Начиная с периода раннеклассовых обществ, государство как форма социальной организации являлось самым распространенным и непосредственно наблюдаемым явлением политической жизни. Именно поэтому исторически первым сформировалось представление о том, что предметом политической науки является изучение государства. Слово политика производно от греческого politika – полис - город-государство. Отсюда вполне логично, что одно из первых произведений, посвященных осмыслению политики, был трактат Аристотеля "Ta politika" – "то, что относится к государству". При этом из содержания произведения следовало, что полис рассматривается Аристотелем не просто как географическое, национально-государственное образование, а, прежде всего как пространственное поле гражданской активности.

Во-вторых, главными направлениями в исследовании государства было решение вопроса о наилучшей форме государственного устройства: деспотии, демократии, олигархии и т.д. И уже тогда в древние времена, стало ясно, что важнейшим вопросом политической жизни является вопрос о власти. В связи с этим предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, ее сущности и структуры, механизмов распределения и осуществления этой власти в государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль за политической властью со стороны общества.

В-третьих, длительное время в трактовке общественной жизни, в том числе в политике, мыслители исходили из методологии робинзонады. Они объясняли политическую жизнь как взаимодействие элементарных частиц индивидов, эгоистические интересы которых создают политические отношения. Позднее, уже в XIX веке, изучая внутренние механизмы деятельности государства, исследователи обнаружили, что основными субъектами политических связей, взаимодействий и отношений являются не изолированные индивиды, а индивиды объединенные в социальные общности: социальные группы, сословия, классы, нации, касты. Каждая социальная общность имеет свои социальные интересы. Социальные интересы – это реальные жизненные стремления людей, социальных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективное положение в обществе. В рамках этих общностей происходит рациональный компромисс интересов, на основе которых осуществляется разделение власти в обществе.

В четвертых, в целях отстаивания своих социальных интересов социальные группы, классы создают свои политические и общественные организации: партии, профсоюзы, движения и т.д. Эти организации и объединения вырабатывают идеологические системы, через пропаганду которых формируют в определенном направлении общественное мнение. Изучение деятельности политических организаций и так называемых "групп интересов", "групп давления", а также идеологических учений является также важной составной частью политологии.

Итак, мы видим, что вопрос о предмете политологии является достаточно сложным и важным, его неправомерно отождествлять с вопросом о ее объекте. Правильный ответ именно на этот вопрос позволяет получить более глубокое и четкое представление о сущности и специфике этой науки.

В понимании предмета политологии ни у нас, ни за рубежом пока не достигнуто даже принципиального единства мнений. В целом здесь выявились две основные односторонне крайние позиции. Одна из них ведет к расширительному толкованию этого предмета, когда в политологию включается все и всякое научное знание о политике и политическом. Поэтому сторонники такой позиции безоговорочно включают в политологию и политическую философию, и политическую социологию, и политическую психологию и др.

Другая крайность находит свое выражение в толковании политологии как науки о государстве, его организации, направлениях и механизме деятельности. По сути дела, это означает сведение политологии к государствоведению. Такая позиция приводит к суженому пониманию предмета политологии, ибо субъектами политики, особенно в современных условиях, являются, как уже отмечалось, не только государство, но и различные негосударственные объединения и организации. Совершенно очевидно, что современная политическая жизнь не может быть правильно понята без учета интересов, программ и деятельности многочисленных партий, разнообразных политических движений и организаций, негосударственных средств массовой коммуникации и т.д.

К неоправданному сужению предмета политологии ведет и отождествление ее с политической социологией. Эта достаточно распространенная точка зрения стирает предметную грань между политологией и социологией, серьезно затрудняет выявление их специфики и тем самым ведет в другом отношении к расширительному пониманию предмета политологии. К узкому пониманию предмета политологии приводят и попытки рассматривать эту науку как исследование путей, способов и методов принятия управленческих решений, ибо это чаще всего низводит всю теорию политики до уровня лишь частной и прикладной политологии.

Необходимо четко разграничить понимание политологии в широком смысле слова как всей системы научного знания о политике и политическом, как всей совокупности политических наук, включая политическую философию, политическую социологию, политическую антропологию, теорию государства и права, политическую психологию и политологии как политической науки в более узком, собственном, строгом смысле – как одной из политических наук, как общей теории политики, политических явлений, отношений и процессов, изучающей сущность и всеобщие, универсальные формы проявления политики, политического в различных условиях разных стран и народов, в различных сферах общественной жизни. Как такая общая теория политики, политология представляет собой, вместе с политической философией и политической социологией, ядро политической науки в широком смысле, которое не только не исключает, но и предполагает существование и развитие и других более частных, специальных политических наук.