Смекни!
smekni.com

Предмет, методология и периодизация истории политических учений (стр. 3 из 3)

Ряд историков придавал таким влияниям решающее значение, пытался представить всю или почти всю исто­рию политической мысли как чередование, круговорот одних и тех же идей и их различных сочетаний ("филиация идей"). Такой подход преувеличивает возможность чисто идеологических влияний, которые сами по себе неспособ­ны породить новую идеологию, если нет социальных инте­ресов, создающих почву для восприятия идей и их распространения. Важно и то, что сходные исторические условия могут порождать и порождают аналогичные и даже одина­ковые идеи и теории без обязательных идейных связей и влияний. Не случаен и выбор каким-либо идеологом поли­тико-правового учения, если оно берется за образец, по­скольку каждая страна и каждая эпоха имеют несколько значительных политико-правовых теорий, и выбор одной из них (или идей нескольких теорий) опять же обусловлен в конечном счете социально-классовыми причинами. Наконец, влияние и воспроизведение далеко не одно и то же:

доктрина, сложившаяся под влиянием других доктрин, чем-то отличается от них (иначе это та же самая доктрина, которая просто воспроизводится); новая теория соглаша­ется с одними идеями, отвергает другие, вносит изменения в наличный запас представлений. В новых исторических условиях прежние идеи и термины могут приобретать со­вершенно другое содержание и толкование. Так, термин "естественное право" возник еще в Древнем мире; этим термином, например, пользовались софисты в рабовла­дельческой Греции V в. до н.э. В XVII в. возникла теория естественного права, выражавшая интересы буржуазии и народа, боровшихся против феодального строя. При сход­стве терминологии суть доктрин противоположна по той причине, что если теоретики естественного права XVII— XVIII вв. требовали соответствия положительного права (т.е. законов государства) праву естественному (люди равны от природы и т.д.), то именно этого требования у большинства софистов не было.

История политических и правовых учений — это не чередование идей, воспроизведение их в различных со­четаниях и комбинациях, а отражение в терминах и по­нятиях развивающейся теории права и государства меня­ющихся исторических условий, интересов и идеалов раз­личных классов и социальных групп.

Однако и попытки представить содержание истории политических и правовых учений как отражение классо­вых противоречий и борьбы не привели к созданию связ­ной картины развития соответствующих доктрин от древ­ности до наших дней уже по той причине, что интересы различных классов, существовавших в истории, крайне разнообразны, несопоставимы. Неудачной оказалась и по­пытка разделить историю политических и правовых уче­ний на две части, на домарксистский и марксистский пе­риоды, из которых первый — рассматривался лишь как преддверие второго, содержал только отдельные "догадки" о государстве и праве, второй же — считался периодом развития единственно научного учения о государстве и праве. Помимо идеологических деформаций курса такой взгляд породил спорное представление об истории политических и правовых учений как о процессе накопления, развития, кумуляции знаний о политике, государстве и праве.

На всех своих этапах развития история политических и правовых учений действительно связана с прогрессом тео­рии государства и права и учения о политике. Прогрессом в развитии политико-правовой теории вообще является постановка какой-либо важной социальной проблемы, хотя бы сопряженная с неверным ее решением, либо пре­одоление старого, мертвящего теоретический поиск миро­воззрения, даже если оно заменяется мировоззрением, ос­нованным на ошибочной методологии.

Если попытаться представить историю политических и правовых учений как "кумулятивный процесс накопле­ния и трансляции знаний", то нельзя понять, какое место в такой истории принадлежит иллюзорным, утопи­ческим доктринам и теориям, владевшим умами миллио­нов людей целые эпохи. Например, господствовавшая в XVII—XVIII вв. идея общественного договора о создании общества и государства в комплексе современных теоре­тических знаний заслуживает упоминания разве только в связи с критическим обзором различных устаревших идей о происхождении государства. Но в период борьбы против феодализма идея общественного договора как способ выражения сопричастности человека и народа к власти противостояла идее богоустановленности власти феодальных монархов. Обе эти идеи далеки от науки, но на основе каждой из них, толкуемой как основной мето­дологический принцип, строились обширные теорети­ческие концепции, притязающие на объяснение прошло­го, истолкование настоящего и предвидение будущих судеб государства и права. Объяснение оказалось наду­манным, истолкование — ошибочным, предвидение — ложным. Но это не значит, что в истории политико-пра­вовой мысли смена теологического мировоззрения раци­оналистическим вообще не была прогрессивной.

История политических и правовых учений — не про­цесс постепенного познания государства и права, накоп­ления и суммирования знаний, а борьба мировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в обществен­ном мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права, опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии.

Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное — не­истинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности вы­ражать интересы той или иной социальной группы. Пред­ставление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с исто­рией естественных наук, не подтверждается в реальной ис­тории политико-правовой идеологии.

Развитие этой идеологии ведет к приросту знаний о го­сударстве и праве, но политико-правовая теория была и остается эмпирической, классификационной, описатель­ной наукой, прогностическая функция которой очень со­мнительна. Большую давность имеет спор о политике — наука это или искусство?

Значительное влияние на практику имеют те политико-правовые доктрины и идеи, которые основаны на обобще­нии, теоретическом осмыслении опыта развития государ­ственных и правовых учреждений передовых стран. Теория разделения властей, выразившая практику государствен­ного развития Англии в XVII в., оказала громадное влия­ние на конституции США, Франции и других стран. Док­трина прав человека и гражданина, обобщившая практику революционного перехода от сословного строя к граждан­скому обществу, нашла воплощение в международных пактах и законодательстве почти всех государств XX в. С помощью политико-правовых доктрин политический опыт передовых стран становится достоянием других стран, воспринимающих этот опыт в теоретически обоб­щенном виде.

Однако многие политико-правовые доктрины остались только достоянием умов порой многочисленных их при­верженцев, но не были внедрены в практику (анархизм, анархо-коммунизм, синдикализм и пр.), некоторые же в процессе осуществления претерпели значительные дефор­мации (например, теория народного суверенитета Руссо) либо дали побочные результаты, которых никто не предви­дел и не желал (например, теории государственного социа­лизма). Из привлекательных идеалов, теоретически скон­струированных в отрыве от исторической действительнос­ти, проистекали бедственные последствия для стран и на­родов, если общество, государство и право пытались пере­строить с помощью власти и принуждения. Еще в начале XVI в. великий гуманист Эразм Роттердамский, ссылаясь на опыт истории, справедливо заметил: "Ничего не бывало для государства пагубнее, нежели правители, которые ба­ловались философией или науками". При современном уровне развития общественных наук ни одна политико-правовая доктрина не может притязать на научное предви­дение долговременных результатов преобразования госу­дарственных и правовых учреждений какой-либо страны на основе этой доктрины.

При разработке политико-правовых доктрин главным стимулом теоретической деятельности были не только лю­бознательность, стремление постигнуть причины сущест­вования и перспективы развития государства и права, но и страстное, эмоционально окрашенное стремление опро­вергнуть противостоящую политико-правовую идеологию, представить государство и право такими, какими их хочет видеть или изобразить идеолог, стремление преобразовать или защитить подвергающиеся нападкам государство и право, повлиять на массовое и государственное политико-правовое сознание общества. Основная причина много­численности, разнообразия и сложности политических и правовых учений — желание каждого из идеологов отсто­ять идеалы своего класса или своей группы и опровергнуть идеологию противоположных класса или группы.

Реальная связь времен в истории политических и пра­вовых учений более всего основана на возрастании значе­ния в политико-правовых доктринах гуманистических начал. В идеологической борьбе, обусловливающей разви­тие политико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали и существуют два противоположных направ­ления: одно стремится преодолеть политическое отчужде­ние, другое пытается его увековечить.

Политико-правовой идеологии преимущественно передовых, прогрессивных классов и социальных групп присущи идеи подчинения государства народу, требования обеспечения прав человека, защиты личности и общества от произвола и беззакония, подчинения государственной власти закону.

Идеями и теориями, оправдывающими политическое отчуждение, были и остаются те, которые стремятся обо­сновать ничтожность личности и народа перед государст­вом, неограниченность государственной власти, необяза­тельность для нее элементарных норм нравственности, пытаются идеализировать авторитарное, деспотическое, тоталитарное государство. С оправданием политического отчуждения связаны не только те доктрины, которые отри­цают права человека, но и те, которые видят в праве только приказ власти".

Библиографический список

4. Алюшин А. Л., Порус В. Н. Власть и политический реализм. Власть. Очерки современной философии Запада. М., Наука 1989

5. Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов, 1972.

6. Белов. Г. А. Политология. М., Наука 1994

7. Гончаров Д. В., Гоптарева И. Б. Введение в политическую науку. Юрист М., 1996

8. Исаев. И. А. История государства и права Росси. М., 1994

9. Панарин. А. С. Политические системы современности. Политология. М., 1997

10. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995.

11. Радугин. А. А. Политология. М., Центр 1996

12. Шаран. П. Сравнительная Политология; Ч.1., М.,1992. Общая и прикладная политология. МГСУ, М., 1997. Стр. 210-237.

13. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1986.

14. История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1988.