Смекни!
smekni.com

Пространственные различия в эффективности избирательных компаний на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга 3-го созыва (стр. 2 из 5)

Да, однотуровая система имеет недостатки. Главный из них заключается в том, что теоретически можно стать депутатом, если за тебя проголосовало не слишком большое число избирателей, лишь бы за всех остальных проголосовало еще меньше. Но практика питерских выборов показывает, что, как правило, победителем при таком голосовании (аналогом его является первый тур двухтуровых выборов) можно стать, имея не менее 20 - 25% голосов, что не так и мало. Что же касается действующих депутатов,однотуровое голосование оставляет очень высокие шансы на переизбрание представителям действующего депутатского корпуса. Приведем простой пример: на выборах 1998 года, по результатам первого тура голосования, лишь 23 из 50 действующих депутатов заняли первое место. При этом 18 действующих депутатов не попали даже во второй тур. А по результатам двух туров, уже 26 действующих депутатов из 50 сохранили свои мандаты. Согласно результатам выборов в 2002 году 38 из 50 действующих депутатов сохранили свои места в Законодательном Собрании.

А вот очевидных преимуществ у однотуровой системы немало. Во-первых, существенная экономия бюджетных средств, нет необходимости в проведении второго тура. Конечно, не стоит экономить на демократических процедурах, но однотуровая система является ничуть не менее демократичной, чем двухтуровая. Во-вторых, при однотуровой системе, как показывает практика: «сложнее применять "административный ресурс", используя возможности исполнительной власти для обеспечения преимуществ протежируемым ей кандидатам. В-третьих, явка на выборы во втором туре обычно на 10 - 15% ниже, что отражается на степени легитимности ЗС. И в-четвертых, при однотуровой системе нет такой "войны компроматов", какая обычно разворачивается перед вторым туром, когда почти о каждом из "финалистов" мы "узнаем", что он является средоточием всех пороков...»[2]

2. Укрепление позиций кандидатов – инкамбентов[3].

Одной из особенностей прошедших в декабре 2002 года выборов в Законодательное собрание было несомненное преимущество кандидатов – инкамбентов* в борьбе за депутатский мандат.

Это преимущество можно объяснить несколькими факторами:

- Выборы проводятся по мажоритарной системе, по принципу один округ – один депутат, но в отличие от 1998 года голосование было однотуровым, т.е. избиратель должен был определить победителя сразу. В связи с этим преимущество действующих депутатов более заметно;

- Эффект уровня выборов, т.е. чем более локален уровень, тем больше преимущество действующих политиков в сравнении с прочими кандидатами;

Практика переизбрания большинства характерна для Петербурга еще с выборов ЗакСа 2-го созыва, когда по результатам первого тура голосования, лишь 23 из 50 действующих депутатов заняли первое место. А по результатам двух туров, уже 26 действующих депутатов из 50 подтвердили свои мандаты. Согласно результатам выборов в 2002 году 39 из 50 действующих депутатов сохранили свои места в Законодательном Собрании (см. рисунок 1).

Избрание того, кого уже знает избиратель, является вполне нормальным психологическим мотивом. Избиратель поступает по принципу «не навреди», этого депутата мы уже знаем и выбирать худшего не хотим, этот нас вполне устраивает; даже если мы попытаемся избрать лучшего, то можем ошибиться. Тенденция к стабилизации нашей жизни не только в политике, но и в экономике, в социальной сфере очевидна. Можно предсказать, что будет происходить в ней через полгода, год. Стабильность опять-таки является фактором преимущества для переизбирающихся, и это общемировая практика.

Преимущества инкамбентов подтверждаются так же показателем успешности кандидатов (см. Аксенов К.Э. Лидеры истинные...). этот показатель впервые был применен шесть лет назад. Он позволяет анализировать эффективность компаний кандидатов в разных округах и на разных выборах, кроме того, дает возможность учитывать разное количество претендентов в округах.

Индекс успешности кандидатов (альтернатив) вычисляется по формуле:

где Y - индекс успешности альтернатив,

X - % голосов, полученный альтернативой в округе,

k - теоретический % голосов, который мог бы быть получен каждой из альтернатив в данном округе на данных выборах при условии абсолютного равенства их сил, то есть если бы голоса избирателей разделились поровну между всеми соперниками:

где N - реальное количество альтернатив в округе.

Если значения индекса Y какой-либо альтернативы оказываются ниже 0, это значит, что она не смогла достичь результатов, позволяющих реально конкурировать с соперниками, и ее голоса прошли лишь фоном для битвы других альтернатив в данном округе. Положительные значения индекса успешности показывают, на сколько процентов данной альтернативе удалось превысить возможный средний уровень успешности для данного округа на данных выборах. Минимально возможным является значение -100, соответствующее 0 голосов избирателей.

Рисунок 1 Кандидаты – победители на выборах в ЗакС 3-го созыва

Таблица 1 Средняя успешность инкамбентов на выборах в ЗакС 2002 г.

Средняя успешность
претенденты - 44,8
переизбиравшиеся 218,8

Источник: Аксенов К.Э. Лидеры истинные и мнимые: сравнительная эффективность кандидатов и партий, 2003

Таблица 11 Средняя успешность инкамбентов в первом туре выборов ЗакС 1998 г.

Средняя успешность
претенденты -25,31
переизбиравшиеся 144,4

Таблицы 1 и 2 наглядно демонстрируют, что в первом туре в 1998 г., и на выборах в 2002 г. переизбирающиеся кандидаты имели очевидное превосходство над своими соперниками.

3. Уменьшение влияния на избирателей фактора поддержки кандидатов политическими объединениями.

В избирательной кампании партии и партийные блоки потерпели явное и сильное поражение, которое может повлиять и на исход предстоящих выборов в Государственную Думу для представителей этих структур и их списков по городу Санкт-Петербург. Напомним, что в Питере, где у демократов традиционно был свой многочисленный и устойчивый электорат, объединенный (!) блок кандидатов от СПС и Яблока смог провести в новый состав ЗакСа всего 8 человек (что уже, по-своему, неплохо, особенно в сравнении с показателями "Единой России" - всего четверо новоизбранных депутатов) – столько, сколько четыре года назад взяло одно Яблоко. Наибольшее число победивших кандидатов были зарегистрированы путем самовыдвижения. Основная масса кандидатов - действующие городские парламентарии, которые переизбрались на второй срок, а остальные места заняли так называемые "независимые кандидаты". Не секрет, что некоторых из них очень осторожно и максимально "негласно" поддерживали "прогубернаторские силы". Коммунисты и национал-патриоты, видимо не сумели договориться между собой, и у них, прямо говоря, не получилось выступить на прошедших выборах ярко и мощно. Однако их потенциальный электорат (в основном пенсионеры) сориентировался на "независимых" и (или) "прояковлевских". Таким образом, можно прийти к выводу, что в "северной Пальмире" наблюдается серьезное разочарование большинства граждан не только в "партийных брендах" (и в их неярких, малоинтересных представителях), но и во всей современной политике и даже во власти как таковой (и это особенно тревожит!). «В отличие от стран Восточной Европы в нашем обществе закрепился своеобразный "антипартийный синдром". Даже политические предпочтения для многих, если не для большинства, избирателей окрашены в персоналистские цвета. Тому во многом способствует мажоритарная избирательная система»[4]. В кандидате, которому отдается предпочтение, люди хотят видеть, прежде всего, не представителя той или иной политической позиции, значимой в масштабах региона или Федерации, а ходатая по местным делам. Дело здесь даже не в том, что избирательная кампания, по утверждениям ряда экспертов, была блеклой и скучной, просто избиратели продемонстрировали очевидную усталость от политики и партийных брендов.

Опять же обращаясь к успешности партий и блоков, можно заметить, что этот показатель изменился в отрицательную сторону по сравнению с 1998 годом.

Из таблицы 3 можно видеть успешность политических объединений, принимавших участие в выборах в ЗакС в 1998 году. Принадлежность кандидатов практически ко всем объединениям повышала их шансы – индекс их успешности был положительным.

Среди объединений абсолютно лидировали и конкурировали между собой два объединения – Яблоко и Блок Юрия Болдырева. Конкуренцию им могли составить лишь инкамбенты, не являющиеся организованной силой.

Из таблицы 3 видно, что во всех коалициях инкамбенты имели преимущество (см. также раздел 2) и были своего рода локомотивами, для остальной массы соратников.

Из этого можно сделать вывод, что фактор поддержки кандидатов политическими объединениями оказывал положительное влияние и повышал шансы претендентов на депутатское кресло. А основой успеха для инкамбента в первом туре была правильно выбранная партийная коалиция.

Таблица 3 Успешность объединений и инкамбентов на выборах в ЗакС в 1998 г.

Политическое объединение, выдвинувшее кандидатов Средняя успешность инкамбентов на 1 туре Средняя успешность не-инкамбентов на 1 туре Средняя успешность инкамбентов на 2 туре
Яблоко 269,7 193,9 52,57
Блок Ю. Болдырева, 1 тур 361,87 137,95 59,89
Блок “Согласие – объединенные демократы” 176,93 14,49 61,97
КПРФ 99,61 35,59 50,29
Промышленность СПб 8,5 -38,76 -
Движение “Конгресс работников науки, техники, образования, здравоохранения и культуры” 86,56 7,7 39,96
«список Кошмарова-Тарасова» 108,89 6,31 46,74
прочие 119,56 -40,12 58,13
все инкамбенты 144,5 -25,3 54,97

Источник: Аксенов К.Э. Лидеры истинные и мнимые: сравнительная эффективность кандидатов и партий, 2003