Смекни!
smekni.com

Социально-политические воззрения А.С. Хомякова (стр. 1 из 2)

Дальневосточная государственная академия экономики и управления

Кафедра политологии

РЕФЕРАТ

Социально-политические воззрения А.С. Хомякова

Выполнила:

Проверила: Савина З.Н.

Владивосток 2000


Социально политические воззрения А.С. Хомякова

История русской общественно-политической мысли 19 в. связана с именами многих замечательных личностей, взгляды которых зачастую неизвестны широкому кругу современных читателей, а их роль и значение для развития отечественной культуры оцениваются исследователями не всегда адекватно. К их числу следует отнести наиболее авторитетного теоретика славянофильства Алексея Степановича Хомякова. Разносторонность его дарований вызывает и удивление, и вполне искреннее восхищение. Философ, историк, социолог, экономист, лингвист, педагог, богослов, эстетик – вся эта творческая деятельность успешно совмещалась им.

А.С. Хомяков принадлежал к тому поколению русской интеллигенции, уделом которой в 40-е годы 19 в. было идейное осмысление путей развития России, ее роли во всемирной истории. Этот период во многом предопределил весь последующий ход развития отечественной социально-политической мысли. Всякая эпоха несет на себе печать личности, во многом определявшей ее содержание. Так, 40-е годы прошлого века были названы Ю.Ф. Самариным эпохой Хомякова.

Алексей Степанович Хомяков родился 1(13) мая 1804 г. в Москве, в знатной семье, где традиции аскетизма и религиозности соблюдались очень строго. На становление его личности, безусловно, повлияли окружение семьи, обычаи жизни центральных губерний России. С 1817 г. его образованием занимались профессора Московского университета. В это время у молодого Хомякова появляется интерес к поэзии. Даже военная служба не помешала этому его увлечению, более того, она сблизила его с будущими декабристами. Первые его стихотворения увидели свет именно в альманахе "Полярная звезда". Хомяков не участвовал в восстании декабристов. В это время он был в Париже. Но не только данное обстоятельство помешало ему выйти на Сенатскую площадь. Его расхождения с декабристами выявились задолго до трагических событий: будущий теоретик славянофильства в спорах с заговорщиками отрицал саму возможность вмешательства армии в политическую жизнь страны. В 1828-1829гг. А.С. Хомяков участвовал в русско-турецкой войне, где проявил мужество и героизм. Но даже перспектива блестящей карьеры не удержала его на военной службе.

А.С. Хомяков не был кабинетным ученым. Он активно вмешивался в решение общественных вопросов, главный из которых – отмена крепостного права, расцениваемого как рабство. Стремясь не допустить обезземеливания крестьян, он предлагал наделить их землей с условием выкупа и уничтожить подневольный труд. Такая его деятельность вызывала соответствующую реакцию властей.

В 1854 г. А.С. Хомяков вынужден был дать обязательство не распространять свои сочинения до их утверждения цензурой.

Для научного наследия А.С. Хомякова характерны небольшие по объему, часто публицистического характера работы. Единственным исключением является его Семирада или, как ее называли издатели сочинений А.С. Хомякова, "Записки о всемирной истории". Он работал над тремя томами Семирады около 20-ти лет, но завершить этот труд не успел. Наиболее важной работой последних лет его жизни стала статья "К сербам. Послание из Москвы", которую можно рассматривать как духовное завещание.

23 сентября (5 октября) 1860 г. А.С. Хомяков скончался от холеры.

К концу четвертого десятилетия прошлого века в развитии русской общественной мысли все более отчетливо формируются два различных идейных течения (сообразно тем путям, на которые ориентировались в России) – славянофильство и западничество.

Многие основные положения славянофильства содержались в статьях А.С. Хомякова "О старом и новом" и И.В. Киреевского "В ответ Хомякову". Во взглядах этих мыслителей с самого начала наметились определенные расхождения, которые сохранялись на протяжении их деятельности. Особо подчеркнем данную мысль, так как в общественном сознании славянофильство нередко воспринимается как единое движение с общими принципами всех его главных участников.

Идеал проспективной утопии А.С. Хомякова, в отличие от ретроспективного идеала И.В. Киреевского, рассматривался как реальное и возможное будущее, осуществляемое во всемирном безгосударственном братстве народов. Для И.В. Киреевского идеалом общественного устройства была Россия начала 16 в., где христианство воплотилось во всей своей полноте. А.С. Хомяков не разделял эту точку зрения. "Как ни дорого мне родная Русь, - писал он, - в ее славе современной и прошедшей, сказать его об ней не могу и не смею. Не было ни одного народа, ни единой земли, ни единого государства в мире, которому такую похвалу можно было бы приписать хотя бы приблизительно" (цит. по: Хомяков А.С. Полн. собр. соч. М., 1900. Т.1. С.213).

Ведущие теоретики славянофильства расходились во взглядах на роль государства в обществе. В дальнейшем это способствовало формированию различных направлений религиозно-философской мысли: государственно-национальной и религиозно-экзистенциональной. Если первое направление, по мнению В.И. Керимова, начинается с И.В. Киреевского и через К. Леонтьева тянется к П. Флоренскому, то второе направление от А.С. Хомякова идет к Ф.М, Достоевскому и далее к Н.А. Бердяеву. Противоречия в теории предопределили различия в понимании путей достижения социального идеала. Так, по мнению А.С. Хомякова, необходима практическая деятельность всего общества и реформы правительства в процессе исторического продвижения России к социальному идеалу; И.В. Киреевский в этом вопросе главное внимание уделял выработке религиозно-философского миросозерцания всего народа.

Вершиной социально-политических взглядов А.С. Хомякова является социальный идеал, а ее основанием служат его религиозная и социологическая концепции. Исходя из классификации типов обоснования социального идеала, мировоззрение А.С. Хомякова носит ярко выраженный религиозный характер. Религия, по его мнению, определяет все воззрения человека, а философия есть не что иное, как переходное движение разума человеческого из области веры в область реальной жизни (см.: Хомяков А.С. Полн. собр. соч. М., 1914. Т.3. С. 204-241).

Создание теоретической религиозной концепции на основе осмысления первоначал христианства являлось необходимым условием для достижения социального идеала. Истинное христианство, сохранившее свою чистоту в православии, можно рассмотреть, по мнению А.С. Хомякова, через содержательный анализ таких его начал, как свобода и единство. Их взаимосвязь – это постоянный процесс взаимопроникновения двух начал.

Центральным элементом религиозной концепции А.С. Хомякова является понятие "соборность". В научной литературе можно выделить два подхода в рассмотрении. Первый, условно говоря богословский, определяет соборность как единство и целостность церковного организма. Второй трактует соборность более широко. Н.А. Бердяев определяет соборность как религиозное проявление коммюнотарности, которая составляет духовное начало общности и братства людей вне связи с реальной действительностью, где отсутствует какой-либо внешний авторитет (см.: Бердяев Н. Судьба России. М., 1900. С. 291-297). Главное различие между А.С. Хомяковым и Н.А. Бердяевым в контексте понятия "соборность" выражалось в отношении к принципу единства. А.С. Хомяков определял необходимость этого принципа для духовной и материальной жизни общества, в то время как Н.А. Бердяев указывал лишь на духовную близость людей между собой.

Важнейшей своей задачей А.С. Хомяков считал обоснование соборного мышления на основе сознательного понимания веры. Осознание сущности веры позволит, по его мнению, прийти к соборному мышлению и в понимании связи христианства и крестьянской общины, которую он считал воплощением истинно христианской формы человеческого общежития.

Соборность во взглядах А.С. Хомякова означала также объединение России в целостный организм на основе общинного начала.

Соборность на уровне социального идеала А.С. Хомякова еще означала и воплощение коллективизма в обществе как приоритета общего над частным. Человек, в соответствии с этими понятиями, отказываясь от части своих прав, лишь возвышает себя.

Соборность, рассмотренная через призму социального идеала А.С. Хомякова, имеет и такую особенность, как отрицание всякого внешнего авторитета, что влечет за собой и отрицание государственности. Соборность рассматривается им в качестве истинной формы организации христианского общества. Поэтому достижение социального идеала понималось А.С. Хомяковым как возвращение к первооснове христианства, созидательная сила которого не была понята еще с апостольских времен, а развитие общества направлялось на созидание и укрепление западной государственности

Для религиозной концепции А.С. Хомякова характерно требование единства веры. Православная вера должна стать основой духовной жизни всех народов, а так как в каждом отдельном человеке, подверженном греху, вера субъективна, то она будет вызывать естественное чувство сомнения до тех пор, пока эта вера не пустит глубокие корни в реальную жизнь общества. Распространение христианства во всемирном масштабе может осуществляться, с точки зрения славянофилов, поэтапно. Первым шагом должно стать осознание основ веры в пределах России, следующим – распространение православия во всем мире Достижение же социального идеала остальными народами возможно, по его мнению, лишь путем их отречения от своей религии и полного покаяния. Объединение на основе случайного согласия не может быть гарантией единства всех народов, а государство не в состоянии выполнить эту роль. Только православие с его проповедью всеобщей любви является истинной верой, обеспечивающей связь людей с Богом.