Смекни!
smekni.com

Социально-экономическое и политическое развитие России в постсоветский период (стр. 6 из 14)

23 августа Президент решает вернуть к власти В. С. Чер­номырдина, который к этому времени объявил о своих пре­тензиях на президентство и начал избирательную кампанию в Государственную Думу от Ямало-Ненецкого округа. Этот ход предсказывался обозревателями, так как, во-первых, Черномырдин проявил в период отставки абсолютную ло­яльность Президенту, во-вторых, в середине августа он раз­вил необычную для себя политическую активность, в-тре­тьих, являлся одним из немногих крупных апробированных политиков в распоряжения Ельцина. И хотя рейтинг Чер­номырдина колебался в границах между 4%—6%, он смело принял полномочия и.о. премьера правительства, обвинив Кириенко в срыве экономической политики и лукаво за­явив, что при нем ничего подобного не было. В это время финансово-экономический кризис стал перерастать допустимые пре­делы, что позволяло президенту потребовать от Думы не­медленного утверждения старой новой кандидатуры во имя наведения финансового порядка.

Однако при ее представлении парламенту возникли серьезные трудности, так как левоцентристское большинство Думы, во-первых, не доверяло Черномырдину, которо­му собиралось ранее предъявить вотум недоверия, во-вто­рых, вызывала неудовлетворение эклектичная программа, соединявшая рыночные преобразования с лозунгом «эко­номической диктатуры», эмиссию денег - со снижением налогов, и т. д., наконец, практически ни одна партия или движение не желали повторения «синдрома Кириенко» - унижения Думы и падения авторитета депутатов среди из­бирателей. Несмотря на мощное давление со стороны пра­вительства и телевидения, Дума дважды отклонила канди­датуру Черномырдина, предложив список приемлемых кандидатур – Е. Примакова, Ю. Лужкова, Ю. Маслюкова, Е. Строева. Начался поиск реальной кандидатуры на дол­жность премьер-министра. Выбор был сделан в пользу Е. Примакова, который стал руководителем антикризисно­го правительства. Е. Примаков сформировал новое правительство фактически коалиционного характера, так как в него вошли представители ведущих партий и думских фракций. Это должно будет обеспечить правительству принципиальную поддержку парламента.

Первые шаги правительства, свя­занные с нормализацией финансового рынка, стабилизацией курса валют, с установлением государственной монопо­лии на винно-водочные изделия крепостью свыше 28%, вызвали одобрение в обществе. Отказавшись от требования смещения правительства, оппозиция, тем не менее, прове­ла совместно с профсоюзами 7 октября всероссийскую ак­цию протеста, в которой приняло участие, по меньшей мере, 20 млн. человек, под лозунгом «Президента в отставку!». В Государственной Думе была продолжена работа комиссии по формулированию обвинений Б. Н. Ельцина в наруше­нии прежней Конституции во время ликвидации СССР и РСФСР для обоснования процедуры импичмента Прези­дента. Ввиду очевидного физического нездоровья Ельцина в стране фактически началась досрочная неофициальная избирательная кампания по подготовке новых парламент­ских и президентских выборов. О своем намерении выдви­нуться кандидатами на высший пост публично заявили Ю. М. Лужков, Г Н. Селезнев, Г. А.Явлинский, В. С. Чер­номырдин.

Эффективная работа правительства Е. М. При­макова по стабилизации экономики и решению первооче­редных социальных проблем сделала премьера самым перспективным кандидатом в президенты. Стремясь не допустить его победы Б. Н.Ельцин добивается смены ру­ководства правительства, поставив на это место сначала С. В. Степашина[20], а затем В. В. Путина — будущего

президента Российской Федерации.

4. В.В.Путин – преемник Б.Н.Ельцина.

Особая роль президентского института власти в совре­менной России предопределила стремление первого прези­дента Б. Н. Ельцина активно влиять на процесс передачи власти. Естественно, что он был заинтересован в избрании такого политика, который: во-первых, не мог не продол­жить начатый курс политических и экономических преоб­разований; во-вторых, прислушивался бы к его советам и пожеланиям; в-третьих, гарантировал бы достойный уро­вень материального благосостояния. Выбор преемника был сложным, Б. Ельцин искал, пробовал, менял свои мнения. В этой роли, по мнению печати, побывали премьер-ми­нистр В. Черномырдин, вице-премьер Б. Немцов.

По мере приближения президентских выборов и ослаб­ления здоровья президента вопрос о преемнике становил­ся все более серьезным, а после эпопеи с парламентским, импичментом, когда стало ясно, что угроза уголовного преследования президента за его решения в отношении Чеч­ни или за события 3—4 октября 1993 г. достаточно серьез­на, Президент и его команда стали практически готовить преемника. Ельцин справедливо полагал, что для этого наи­лучшей стартовой площадкой будет пост премьер-мини­стра, который позволяет контролировать финансовые по­токи, средства массовой информации, расстановку кадров, обеспечивать воздействие на региональные власти, которые традиционно в России «опекают» местные избирательные комиссии.

К этому времени стало ясно, что требовался молодой, энергичный, образованный, с опытом руководящей рабо­ты, ничем не скомпрометированный преемник. Первым в этом качестве был испробован С. Степашин. Однако, не­смотря на все свои старания и личную преданность, Сте­пашин не вызвал в новом качестве особого оптимизма у Ельцина и его окружения. Новый премьер вел себя слиш­ком мягко, не проявляя ожидаемой от него жесткости и решительности.

Утром 9 августа 1999 г. Степашин встретился с Ельци­ным, который поблагодарил его за хорошую работу и отправил в отставку. В середине дня Ельцин выступил по теле­видению и сообщил, что знает имя человека, который смо­жет консолидировать общество, всех тех, кому в XXI в. предстоит обновлять великую Россию, Страна была удив­лена - премьер-министром и преемником Ельцина был объявлен мало кому известный Путин[21].

Была необходима специальная работа по «раскрутке» преемника, создание во многом нового имиджа патриота-государственника, способного предложить более привлекательные для масс идеи, особенно в связи с положением в Чечне и вокруг нее, перехватить лозунги «левой» оппозиции.[22]

С целью создания максимально выгодных для Путина условий в избирательной кампании, Б.Н. Ельцин 31декабря 1999г. объявил о своей отставке с поста Президента России. Владимир Путин был назначен временно исполняющим обязанности Президента РФ до проведения досрочных выборов. В начале января 2000 г. Путин издал указ об имму­нитете первого Президента России и членов его семьи от любых судебных и административных преследований.

25 января 2000г. Путин стал председателем Совета Со­дружества Независимых Государств, а 15 февраля 2000 г. был зарегистрирован кандидатом в Президенты России. То, что Путин станет президентом, мало у кого вызывало сомне­ний. Интрига заключалась в другом — победит ли он уже в первом туре? Предвыборные высказывания самого Путина были построены таким образом, что они отвечали интере­сам большинства центристски настроенного населения, которое устало от либералов, но и не хотело возврата ком­мунистов. Лидер КПРФ Г. Зюганов мог рассчитывать толь­ко на свой традиционный электорат в пределах одной тре­ти голосов. Получив голоса «правых» и центристски настроенных избирателей, Путин достиг победы в первом туре. Примечательно, что в ходе предвыборной кампании Путин практически ничего не говорил о своей программе, ничего не обещал. И только накануне инаугурации Путин выступает перед региональными нзбиркомами с речью, которую можно считать его первой реальной декларацией о президентских намерениях. Их отличает некоторая противоречивость: Путин говорит о продолжении политики рыночных либеральных реформ, но вместе с тем подчеркивает необходимость усиления роли государства, укрепления вертикали власти.

С самого начала работа Президента существенно облегчалась тем, что впервые за время постсоветского парламентаризма он получил возможность почти гарантированно проводить нужные ему решения через Думу, опираясь на верные ему фракции «Единство», «Народный депутат» а также на демократов, которые всегда голосуют против оппозиционных коммунистов и аграриев.

На пост премьера была предложена кандидатура Миха­ила Касьянова[23], которая была одобрена Госдумой. Новое правительство ориентировалось на радикальную праволиберальную программу, разработанную группой Г. Грефа, была рассчитана на несколько лет и затрагивала все сторо­ны государственной и

общественной жизни – от экономики до судебной реформы.[24]

Вскоре Путин осуществил ряд реформ, направленных на укрепление вертикали власти я федерализма. Было созда­но семь федеральных округов, которые возглавили предста­вители Президента. Семь полпредов были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации Президента. Тут же Путин подписал три демонстративных указа, приостанавливающих действие местных актов Амур­ской области и Ингушетии и обязующих Башкортостан привести свое законодательство в соответствие с Консти­туцией России

Совет Федерации поначалу открыто полемизировал с Президентом, критиковал федеративную реформу, но вско­ре согласился с предложениями Президента, тем более что Путин в ряде вопросов шел навстречу губернаторам. Одна­ко региональные лидеры в целом лишились стратегически важной общефедеральной политической функции непо­средственного давления на некоторые элементы федераль­ной исполнительной власти. Путин добился своего и укрепил вертикаль исполнительной власти.Летом 2000г. Президент и правительство проводят через Думу налоговую реформу, предусматривавшую установление единой ставки подоходного налога.

В целом анализ шагов Президента за первый год его ра­боты показывает, что Путин готов подтвердить свои заявления реальными действиями, что на фоне прежних президентов и премьеров выглядит весьма эффектно. В ре­зультате молодой и энергичный Президент сохраняет свою высокую популярность среди российского населения, которому надоели криминальный беспредел, воровство чи­новников, бесхозяйственность. Рейтинг Путина остается высоким по сей день, несмотря на резкую критику со сто­роны некоторых СМИ. На него продолжают делать ставку правые и правоцентристские силы, финансовая олигархия, все новые собственники, боящиеся пересмотра итогов при­ватизации. Наконец, на него некоторое время рассчитыва­ла часть левоцентристских сил, положительно оценивших государственническую позицию Президента.