Смекни!
smekni.com

Черногорский феномен (стр. 2 из 3)

В конце XVIII в. владыка Петр I Негош (1781-1830 гг.) после удачных войн с Османской империей в 1792г. и в 1796г., закончившихся особым султанским фирманом 1798г. о признании независимости Черногории, провел ряд внутренних реформ. Завершив централизацию власти и уничтожив племенные управления и суды, черногорские владыки окончательно превратились в светских государей. Владыка Данило (1851-1860 гг.) принял в 1852г. титул князя Черногории. Данило и Николай (1860-1918 гг.) при активной помощи и широком субсидировании со стороны России провели частичную реорганизацию государственного аппарата и особенно армии, построенной по образцу русской (1871г.)[4]. Внешняя политика Черногории в XIX в. определялась ее естественным стремлением к выходу на Адриатическое побережье и присоединению прилегающих плодородных равнин Северной Албании и западной части османского санджака (Нови Пазар); в этом направлении она встречала поддержку со стороны России и наталкивалась на сопротивление Австрии, которая, продолжая начатую в XVIII в. политику проникновения на Балканы, стремилась к подчинению Черногории своему влиянию с тем, чтобы обезопасить свой фланг при дальнейшем продвижении на Салоники. Черногория стала одним из узлов русско-австрийских противоречий на Балканах и сама втягивалась в эти противоречия, вынуждаемая присоединяться то к одной, то к другой стороне[5]. К этим двум державам в начале XIX в., в связи с активизацией своей восточной политики, присоединилась и Франция. Она посылала в Черногорию ряд военных и торговых миссий с целью вырвать Черногорию из сферы влияния России и Австро-Венгрии.

Русское влияние все же остается доминирующим в Черногории в течении всего XIX в. Еще в 1806г. Черногория заняла важный порт на побережье Адриатического моря Бокку Каторскую, однако на Венском конгрессе 1814-1815 гг. его передали Австрии. Неудача этой попытки найти выход к морю побудило Черногорию обратится за активной помощью к России. С 1837г. русское правительство увеличило субсидию и приняло активное участие в реформах, проводившихся правителями Черногории. Отказ Черногории под давлением Австрии от участия в Крымской войне на стороне России вызвал охлаждение в отношениях между двумя странами, однако в 1876г. Черногория, надеясь на присоединение восставшей против Османской империи Герцеговины, сама начала войну с турками, приняв тем самым активное участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Часть плодородных албанских земель, переданных Черногории по Берлинскому трактату, была силой удержана албанцами, и хотя взамен их Черногория получила порты Антивари и Дульциньо и, кроме того, приобрела плодородные равнины Никшича и Подгорицы, но была ограничена в правах железнодорожного строительства и судоходства. “Полицейский надзор морской и санитарный, как в Антивари, так и вдоль всего побережья“[6] был против воли России предоставлен Австро-Венгрии, которой также было дано право содержать гарнизоны в Нови-Пазарском санджаке, что отрезало Черногорию от Сербии. Таким образом, увеличив вдвое территорию и население Черногории, Берлинский трактат 1878г. все же не разрешил полностью главную проблему ее существования и даже осложнил ее, поставив Черногорию в полную зависимость от Австро-Венгрии, сжавшей ее со всех сторон.

К началу XX в. экономическое положение Черногории было крайне тяжелым. Наиболее доходные отрасли народного хозяйства, как, например, деревообработка, раздавались в концессии иностранному капиталу, а в основе экономики страны - сельском хозяйстве, по-прежнему господствовал средневековый способ обработки земли ралом на волах, в горных областях - вплоть до ручного способа. Велика была зависимость страны от урожайности, из-за чего нередко случались голодные годы, в течении которых значительная часть населения или умерла или эмигрировала за границу. Скотоводство, исторически имевшее в Черногории бóльшее значение нежели земледелие, по-прежнему оставалась в рамках примитивных форм пастушеского хозяйства. Торговля Черногории не избегла общей участи экономики страны. Больше, чем на 50% она зависела от Австро-Венгрии. Вывозились главным образом мелкий скот, шерсть, куры, вино, табак, овечий сыр и т.д., а ввозилась промышленная продукция - железо, оружие, а также хлеб. Неудивительно, что из года в год торговый баланс оставался пассивным, государственный долг все более увеличивался. Промышленности в Черногории фактически не было, если не считать пивоваренного и консервного заводов, табачной фабрики и лесопилки. Добывающей промышленности не было совсем.

Тяжелое положение, низкий жизненный уровень, а также влияние русской революции 1905г. вызвало в широких массах недовольство правительством и лично князем Николаем, вылившееся в повсеместные вооруженные выступления крестьян. Следуя примеру своего покровителя царя Николая II,19.12.1905 князь Николай принял первую черногорскую конституцию. Согласно ей было учреждено народное собрание (Скупщина). В Скупщину вошли 56 представителей от округов, 6 - от городов и 12 - по должности. Активное избирательное право получили все граждане, достигшие 21 года, пассивное - лица, достигшие 30-летнего возраста и платившие 15 крон налога. В действительности конституция содержала такое количество оговорок, что значение Скупщины свелось к минимуму и вся власть по-прежнему оставалась в руках князя, назначавшего министров, издававшего законы и т.д. После двух “непослушных” правительств Радуловича и Радовича в апреле 1907г. было создано министерство Томановича, повлекшее за собой роспуск Скупщины и идеологическую реакцию. В ответ на вновь усилившиеся крестьянские недовольства были инсценированы новые выборы, давшие вполне послушную Скупщину. В 1910г. в целях укрепления своей власти князь Николай провозгласил себя королем, а в 1914г. присвоил королевской власти чрезвычайные полномочия.

Основной установкой внешней политики короля Николая было объединение всех югославских земель, включая Сербию, под властью Негошей[7]. С этой целью Николай вначале искал поддержки у Австрии, как наиболее близкой к Черногории державы, к тому же враждебной Сербии, заключив с ней в 1907г. секретный договор, отдавший Австрии по существу на откуп всю экономику страны. В то же время он старался поддерживать хорошие отношения с Россией, от которой получал субсидии. Однако эта политика балансирования между двумя враждебными лагерями в 1908г. получила серьезный удар, когда Австро-Венгрия неожиданно аннексировала Боснию и Герцеговину. В 1912г. Черногория примкнула к Балканскому союзу и участвовала в Балканских войнах (1912-1913 гг.). В результате войны Черногория в полтора раза увеличила свою территорию и получила плодородные районы Нови-Пазарского санджака, но от Скадарской низменности, занятой ее войсками и которой она особенно настойчиво добивалась, она, по настояниям Австро-Венгрии, несмотря на поддержку России, вынуждена была отказаться в пользу вновь созданного албанского государства.

Черногория едва успела вступить во владение новыми землями, как в 1914г. началась первая мировая война. Черногория вместе с Сербией выступила на стороне Антанты. В январе 1916г. Черногория вынуждена была отступить перед австрийскими войсками, занявшими всю страну. Король Николай, все более склонявшийся к испытанной тактике двойной игры[8], 17 января бежал, а 7 февраля Черногория подписала акт о капитуляции, признав австро-венгерский оккупационный режим. Великие державы в своей политике все более ориентировались на Национальный совет буржуазной оппозиции, находившийся в вынужденной эмиграции, который в 1917г. присоединился к декларации южных славян на острове Корфу о создании единого государства сербов, хорватов и словенцев. Отношения к бежавшему королю Николаю охладевали и его горячая поддержка, быстро сменившаяся “легким флиртом”, вскоре вообще сошла на нет. Покинутый всеми, в 1921г. Николай умер в эмиграции во Франции. Собравшаяся 17 декабря 1918г. в Подгорице “Великая скупщина” объявила династию Негошей низложенной, а Черногорию включенной в Королевство сербов, хорватов и словенцев.

После освобождения Югославии от фашизма Черногория была признана одной из равноправных республик югославской федерации, и 17 апреля 1945г. в ней была созвана местная скупщина и образовано правительство.

Военный конфликт на территории бывшей СФРЮ обошел Черногорию стороной. Во многом это обязано твердой позиции страны в вопросе обретения полной независимости. Недавние выборы в местные органы власти показали, что большинство населения видит свое будущее в составе Союзной Республики Югославии (Savezna Republika Jugoslavija). Поборов тем самым сепаратистские тенденции определенных сил общества, Черногория, возможно, предотвратила еще один кровавый конфликт на Балканском полуострове. С трудом верится, что Сербия так просто смирится с потерей столь стратегически важного выхода в Адриатическое море.

Теперь, проследив историю Черногории, мы можем задаться вопросом: каким образом такое крошечное государство[9], населенное до недавнего времени малочисленными разрозненными полудикими племенами скотоводов[10], обладающее ничтожными земельными ресурсами, окруженное могущественными соседями смогла на протяжении почти всего своего существования сохранить самостоятельность? Мало того, великие державы зачастую вели ожесточеннейшую борьбу за влияние в этой горной стране, что иногда влекло за собой даже вооруженные столкновения. Россия, Австро-Венгрия, Венецианская республика, Османская империя, Франция, Германия, Англия в свое время, теми или иными способами, в той или иной мере пытались добиться благосклонности правителей этого загадочного Черного Леса. Неужели черногорцы, как иронизировал С.Ю. Витте столь “многочисленны и воинственны”? Нет, как отмечалось выше, население страны было ничтожно и разрозненно во множестве горных котловин. О смелости и воинственности народа в целом говорить не приходится, поскольку участие 2-3 тысяч черногорских головорезов в Балканских войнах или резня безоружных мусульман в Цетинье не могут полностью охарактеризовать эту черту национального характера. Скорее наоборот - при первых же столкновениях с регулярной армией Австро-Венгрии во время первой мировой войны черногорская “реформированная” армия была моментально рассеяна. Однако именно Черногория первой из покоренных народов Балканского полуострова получила фактическую, а затем и реальную независимость от Османской империи (1685г., 1798г.).