Смекни!
smekni.com

Презентация этноконфессиональных и региональных интересов в политических программах и предвыборных платформах партий (стр. 1 из 7)

и общественно-политических объединений Российской империи 1905-1912 гг.

Р.А. Циунчук

Период революции 1905-1907 г. и выборв в Государственную думу были связаны с ростом национального самосознания, подъемом политической активности и развитием национальных движений народов Российской империи, которые формулировали широкий спектр политических требований (от установления национального и религиозного равенства до создания регионального и национального самоуправления и организации национальных автономий). Возникла потребность и возможность легальной презентации этноконфессиональных и региональных интересов в программах общественно-политических объединений и партий. По новейшим подсчетам до марта 1917 г. в России существовало до 45 общероссийских партий и около 160 национальных партий и движений,1 причем часть их была инкорпорирована на автономных или федеративных началах в общероссийские партии либерального и социалистического направления.

После Манифеста 17 октября 1905 г. заявили о себе правомонархические русские партии и союзы, формулировавшие более консервативные самодержавно-охранительные позиции, нежели официальные власти. Претендуя на выступление от имени всего русского народа, они фактически презентовали интересы крайне националистической его части. Идеологи этого движения пытались оказывать поддержку антиреформаторским силам во власти и стремились консервативно влиять на развитие политического процесса в России. Основой программ этих организаций стала официальная формула "самодержавие, православие, народность".

Типичным для русских монархических партий оказалось неприятие законодательной роли Государственной думы и какого-либо ограничения прав самодержавного монарха. Так, в программе «Русского собрания»2 (1905 г.; председатель граф Д.П.Голицын, заместитель председателя И.С.Леонтьев, граф П.Н. Апраксин, князь В.В. Волконский, граф Н.Ф. Гейден) пояснялось, что «Царское Самодержавие не отменено Манифестом 17 октября 1905 г.» и «Государственная дума не призвана и ни в коем случае не может что-либо изменять в основных законах», а может только вести «деловую разработку и обсуждение законодательных предположений и деловой надзор за действиями исполнительных властей».3 Национальная политика в трактовке всех правых монархических партий и союзов состояла как бы из двух взаимосвязанных программных сегментов: расширению прав русскоправославного населения неминуемо должно было сопутствовать ущемление прав иноверцев и инородцев. Первый раздел программы «Русского собрания» касался роли православия и самодержавия: «Православная Церковь должна сохранить в России господствующее положение. Голос ее должен быть выслушиваем законодательной властью в важнейших государственных вопросах... Царское Самодержавие, будучи главным залогом исполнения Россией ее всемирно-христианского призвания, в то же время является залогом внешнего государственного могущества и внутреннего Государственного единства России».4 Национальная политика формулировалась идеологами PC в следующем виде: «Племенные вопросы в России должны разрешаться сообразно готовности отдельной" народности служить России и Русскому народу в достижении общегосударственных задач. Все же попытки к расчленению России под каким бы то ни было видом не должны быть допускаемы. Россия едина и неделима».5 В отдельном пункте программы "Русским собранием" диктовалась особая политика в отношении еврейского населения: "Еврейский вопрос должен быть разрешен законами и мерами управления особо от других племенных вопросов, ввиду стихийной враждебности еврейства к христианству и нееврейским национальностям и стремления евреев к всемирному господству".6 Важными проблемами национальной политики являлись использование языков и школьное дело. "Русский язык, — по мнению авторов программы PC, — есть государственный язык и все правительственные учреждения должны пользоваться государственным языком, неуклонно и настойчиво стремясь к единству языка во всех отраслях государственной жизни", а "просвещение в России должно расти и крепнуть на тех же основаниях, на коих выросла и русская государственность, а потому и государственная школа, не посягая на культурное самоопределение частных народностей России, должна быть Русской школой"? Русская национальная идея в хозяйственной жизни должна была быть обращена "на подъем коренного русского центра", а национальная "финансовая и экономическая политика должна быть направлена к освобождению России от иностранных бирж и рынков и должна покровительствовать возникновению русских промышленных предприятий".8 Выступая с такой программой Русское собрание предполагало, "что к нему примкнут все те русские люди, которым дороги блага России и русского народа и которые, проникнувшись сознанием русской государственности и тесно сплотившись между собою, составят громадное национальное большинство в будущей Государственной Думе".9

Крайне правый фланг консервативно-охранительного движения занимала "Русская монархическая партия", созданная редактором газеты "Московские ведомсти" В.А.Грингмутом (деятели — князь Д.Н.Долгоруков, барон Г.Г.Розен, протоиерей И.И.Восторгов). Первоначальная программа РМП10 полностью отвергала идею выборного представительства и заявляла о грозящей "великой опасности" для "Самодержавной Власти Русского Монарха", поскольку "враги этой Власти хотят ограничить ее посредством Государственной Думы, превратив Думу в конституционный парламент, решениям которого Государь должен будет беспрекословно подчиняться".11 Монархисты поддерживали лишь законосовещательный Госсовет, как "учреждение, в которое назначались бы Государем исключтельно верноподданные ему лица, "а за иМператром оставалось бы право принимать окончательное решение "по собственному Своему усмотрению."1-2 Первый раздел программы РМП "Возвеличивание единой Православной Церкви в истинно христианском и апостольском ее призвании". Утверждалось, что "Православная Церковь в Росиии не находится в настоящее время на подобающей ей высоте", причем "на окраинах наших она терпит гонение от инославных церквей, а в центре России она является не руководительницей Русской духовной жизни и нравственности, а занимает второстепенное, подчиненное место, совершенно не соответствующее её высокому призванию в Русском Государстве".13 В программе утверждалось, что церкви, как и самодержавию, грозят враги 14. Установка на поиск изменников и врагов и на организацию охранительного противостояния их "происками" наглядно отразилась в ее третьем разделе "Свободное развитие Русской национальной и культурной идеи на всем пространстве Российской империи, без стеснения местных национальных особенностей, не имеющих политического значения", изложенном в следующем виде: "Изменники России, соединившись с различными инородцами, населяющими Российскую империю, задумали отделить от России ее окраины и превратить ее первобытное состояние небольшого государства, включающего в себя одни только великорусские губернии 15. "Во всяком случае, — указывали монархисты, — Русский народ должен как в центре своего Отечества, так и на его окраинах, чувствовать себя хозяином 16. Для решения национального и аграрного вопросов намечалась "правильная организация переселенческого дела ... как в смысле облегчения центральных губерний, так и в смысле прикрепления к России дальних окраин посредством заселения их Русским народом", одновременно пояснялось, что "такими окраинами являются не только Северный край, Сибирь и Средняя Азия, но и Кавказ, а также те южные и юговосточные губернии России п. Монархическая партия формулировала свою национальную политику при помощи «пяти условий Русского Государственного единства» — это были «единая неограниченная Самодержавная Власть Русского Монарха и свободно и достойно живущая Русская Православная Церковь, при едином Русском Государственном языке, едином Русском законе и единой Русской Государственной школе».18

Массовой правомонархической партией стал организованный в ноябре 1905 года по инициативе членов «Русского собрания» «Союз русского народа» (председатель Главного совета А.И.Дубровин, заместитель председателя В.М.Пуришкевич, вышедший из СРН в 1908 г. в связи с созданием «Русского народного союза имени Михаила Архангела», а также Н.Е.Марков, А.И.Тришатный, Б.В.Никольский, П.Ф.Булацель, П.А.Крушеван). Теоретическая платформа СРН появилась в январе 1906 года накануне выборов в I Думу под названием «Основоположения Союза русского народа»19, в которых Союз заявлял, «что русская народность, как собирательница земли Русской и устроительница Российского государства, есть народность державная, господствующая и первенствующая20. Союз «считал вполне справедливым и необходимым» предоставить русским целый ряд исключительных прав в службе, в приобретении недвижимости и преимуществ в промышленности и торговле 21. «Основоположения» почти дословно повторяли программу «Русского собрания» о разрешении «племенных вопросов 22. Идеологи СРН утверждали, что после Манифеста 17 октября 1905 г. и даже после выборов в Думу, изменения политической системы должны идти не посредством ограничения и разделения власти «в виде каких бы то ни было конституций, или парламентских и учредительных собраний, а лишь путем восстановления исконной русской православной земско-государственной соборности, в виде Земского Собора из православных излюбленных коренных русских людей, выбранных всенародно посословно или по приходам, благочиниям, волостям, уездам и губерниям», причем заявляли, что «все инославные и нехристианские народности являются на Земский Собор или в Государственную Думу только на правах челобитчиков (курсив наш Р.Ц.)».23 СРН требовал «радикального решения еврейского вопроса», и намеревался «всеми мерами стремиться, чтобы его представители в Государственной думе прежде всего выдвинули вопрос об образовании еврейского государства, о содействии их вселении в это государство, каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от русского народа»24.