Смекни!
smekni.com

Россия в украинских учебниках истории (стр. 6 из 7)

Объяснение здесь может быть только одно. Достаточно привести слова профессора Е.И.Пометун, заведующей лабораторией исторического образования Института педагогики АПН Украины, о роли учебников в советское время: «Государство было однозначно заинтересовано в монополии на учебники, тем более по истории, поскольку это гарантировало возможность осуществления на всем образовательном просторе Союза ССР единую информационную, воспитательную и контролирующую политику» (9. С. 13) и о безаппеляционности некоторых современных авторов, позиция которых «...по сути возвращает нас к той же партийно-государственной идеологии, только под другим названием» (9. С. 14).

Заинтересованность государства в полном информационном и идеологическом контроле своей территории и сейчас очевидна, тем более государства, управляемого бывшей советской номенклатурой, лишенной идеологических предрассудков и в борьбе за собственную власть готовой на все. Советская система, целиком и полностью построенная на рабстве и непрерывной борьбе за власть, всегда нуждалась в потенциальном противнике, всегда порождала ненависть как патологический симптом амбициозного рабства. А поскольку единственной угрозой независимой власти украинской номенклатуры выступала номенклатура российская, привыкшая к своему лидерству — идеология украинского национализма пришлась как нельзя кстати. Об искреннем служении украинской национальной идее в данном случае не может быть и речи, не говоря уже о том, что существование официальных учебников, пропитанных ненавистью к России оскорбительно для многомиллионного русского населения Украины. В попытках воспринять гневные высказывания иных авторов учебников украинской и всемирной истории у учащихся может возникнуть ощущение, что чересчур эмоциональное отношение к историческим событиям людей, родившихся и сформировавшихся в совершенно другую эпоху выглядит как своего рода транстемпоральное раздвоение личности. В то же время неангажированный историк рискует быть объявленным врагом независимой Украины, так как украинская национальная идентичность предполагает, с точки зрения свежеобращённых националистов, ненависть ко всему русскому и российскому. Главная цель, которую ставят перед собой авторы учебников — это преодоление в сознании учащихся представления об истории Украины как части российской истории (нет в прошлом — не будет и в будущем).

Какова же роль школьных учебников истории в формировании мировоззрения учащихся? Удается ли государству достичь реальной монополии в этой области? В условиях Крыма, где почти всё население русскоязычно, интернационализировано и космополитично такой монополии не только не существует, но имеет место активное противодействие идеям, пропагандируемым в новых учебниках истории.

Существует целый ряд причин, по которым столь желанная монополия на идеологическое содержание школьных учебников оказывается неэффективной и, по сути, умозрительной:

Во-первых, влияние семьи, где люди со сложившимся мировоззрением, испытавшие самые разнообразные метаморфозы советской власти и не собирающиеся отказываться от родного русского языка и русской идентичности, не приемлют новой псевдонационалистической риторики вчерашних аппаратных вождей и их воспитанников.

Во-вторых, идеологическое содержание рынка не учебной литературы и средств массовой информации, где господствует продукция из России, а спутниковые тарелки, кабельное телевидение и местные каналы, транслирующие российские программы, практически полностью вытеснили украинскую телепродукцию.

В-третьих, многочисленные протесты общественности, местных газет, русских национальных и пророссийских организаций. Причём эти протесты настолько оперативны, что порой некоторые свежеизданные учебники ещё не дошли до Крыма, но уже подвергаются резкой критике.

В-четвёртых, физическое отсутствие новых учебников. Несмотря на официальные заявления о том, что обеспеченность учебниками в школах Украины достигает 80%, на самом деле — это очень «усреднённый» показатель, поскольку если одних учебников в избытке, то других нет вообще. В результате — или использование старых учебников, где, конечно, нет ничего антироссийского, или надиктовка учебного материала учителем.

В-пятых, высокопрофессиональный учительский корпус историков Крыма, умеющий объективно и глубоко преподать учебный материал учащимся, избежав оскорбительной и недостоверной информации, порой содержащейся в учебниках, несмотря на административное давление и неудовлетворительное материальное обеспечение.

В-шестых, учитель в крымской школе обращается к мультикультурной аудитории, где в одном классе, помимо русских, украинцев и крымских татар, находятся порой представители ещё десятка национальностей, где приставки про- и анти- по национальному признаку невозможны и смертельно опасны.

В-седьмых, глубокое противоречие между попытками сформировать негативный образ других народов и государств, при совершенно некритическом отношении к собственной истории, и хозяйственной практикой на Крымском полуострове, где ежегодно миллионы туристов и отдыхающих из других регионов Украины, России, Белоруссии, десятков других стран предполагают не просто позитивное, но абсолютно толерантное к себе отношение.

Наконец, сама праздничная и жизнеутверждающая природная среда Крыма не приемлет негативного и слёзного отношения к истории, страдальческим воем которого, буквально пропитаны некоторые новые украинские учебники истории.

Результатом такого положения дел становится недоверие к учебникам. Причём критика украинских перегибов в этой области и нового мифотворчества не сопровождается критическим отношением к российским учебникам в их пренебрежительном отношении к Украине и её исторической роли. Все дискуссии на эту тему сводятся к противостоянию «национальных активистов» с той и другой стороны, не желающих понять, что интернациональная идентичность крымского общества не приемлет националистических сентенций ни с чьей стороны. Крым оказался в роли ребёнка разведённых родителей, который, уж если восстановление семьи невозможно, имеет право на уважительное и свободное общение и с одним, и с другим. Попытки создания российско-украинского согласованного учебника, написание учебников в контексте региональной истории пока ни к чему не привели, а это значит, что спрос на новые учебники отечественной и всемирной истории по-прежнему не удовлетворён.

Список литературы

Власов В.С., Данилевська О.М. Вступ до історії України: Підруч. для 5 кл. загальноосв. навч. закладів. К.: Генеза, 2002.

Мисан В.О. Оповідання з історії України. Підручн. для 5 го кл. серед. шк. К.: Генеза, 1997.

Лях Р.Д., Темирова Н.Р. История Украины. С древнейших времён и до XV в. Учеб. для 7 го кл. сред. шк. К.: Генеза, 2000.

Сергиенко г.Я., Смолий В.А. История Украины. С древнейших времён и до конца XVIII в. Учеб. для 7 — 8 кл. сред. шк. К.: Освіта, 1995.

Власов В.С. История Украины: 8 класс /Под ред. Ю. А. Мыцыка: Учеб. пособие. К.: Издательство А.С.К., 2002.

Сарбей В.Г. История Украины (XIX — нач. XX ст.): [Проб. учеб. для 9 кл. сред. шк.]: Пер. с укр. К.: Генеза, 1995.

Турченко Ф.Г., Мороко В.Н. История Украины. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и дополн. Запорожье: Просвита, 2002.

Турченко Ф.Г., Панченко П.П., Тимченко С. М. Новейшая история Украины. Часть вторая (1939 — 2001): Учебник для 11 го кл. сред. общеобразов. завед. К.: Генеза, 2001. Пометун О. Актуальні проблеми шкільного підручника з історії //Історія в школах України. 2002 г. № 6. С. 13 — 17.

Мішина та ін. Всесвітня історія: Епоха становлення сучасної цивілізації (кінецьXV — початок XX ст. ст.): 8 кл. / І.А.Мішина, Л.М.Жарова, А.А.Міхеєв. К.: Генеза, 1994.

Бирюлев И.М. Всемирная история. Часть первая. Новое время (XVI — конец XVIII в.): Учебник для 8 класса средней общеобразовательной школы. Запорожье: Просвіта, 2002.

Всемирная история. Новое время. Часть вторая. (Конец XVIII — начало XX в.): Пробный учебник для 9-го кл. сред. общеобраз. учебн. завед. 2-е изд. / С.В.Белоножко, И.М.Бирюлев, А.Р.Давлетов, В.Г.Космина, Л.А.Нестеренко, Ф.Г.Турченко. Запорожье: Просвіта, К.: Генеза, 2001.

Всесвітня історія:1914 — 1939: Навч. посібник для 10 кл. серед. загальноосвіт. шк. / Авт.-упоряд.: Я.М.Бердичевський, Т.В.Ладиченко. 3-те вид., перероб. Запоріжжя: Прем`єр, 1998.

Бураков Ю.В., Кипаренко г.Н., Мовчан С.П. Всемирная история: новейшее время. 1939 — 2001: Учебник для 11 кл. средн. общеобразоватучебн. завед. К.: Генеза, 2001.

Давлетов А.Р., Космина В.Г., Мороко В.Н. Всемирная история. Новейший период. 1939 — конец 90 х годов: Учебное пособие для 11 класса средней общеобразовательной школы. Запорожье: Просвіта, 2001.

Агибалова Е.В., Донской г.М. История средних веков: Учеб. для 7 кл. сред. шк. 27-е изд.

Коровкин Ф.П. История древнего мира. Учебник для 6 класса средней школы. М.: Просвещение, 1991.

Проблеми формування змісту шкільної історичної освіти. Матеріали «круглого столу» (Київ, 19 листопада 2002 р.) // Історія в школах України. 2003г. № 2. С. 2 — 5.

Примечания

Полужирным шрифтом выделены эпитеты, которыми награждают Россию и русских авторы учебников.

Когда во второй половине XVI в. украинские земли оказались под властью польского короля, казаки не покорились его воле и вскоре возглавили Национально-освободительную войну украинского народа, руководил которой гетман Богдан Хмельницкий. Но не суждено было Украине надолго стать свободной. Коварные соседи неустанно посягали на плодородные украинские земли. Долго боролись казаки, отбиваясь от Московского царства, Польши и Турции, но с каждым годом теряли свои права. В конце концов, российский царь уничтожил казацкий строй. Украинские земли — в который уже раз! — оказались под властью нескольких чужих государств (1. С. 15). (Здесь и далее авторский перевод).