Смекни!
smekni.com

О новой парадигме управления региональным развитием (стр. 1 из 3)

Щеулин А.С., Девяткин С.В.

Непосредственным поводом для написания этой статьи является неудовлетворенность результатами широких обсуждений проблем регионального развития, ведущихся российскими политиками и учеными. По существу все дискуссии по данной проблематике так или иначе сводятся к разделению функций между региональной и федеральной властью. К сожалению, при таком подходе из рассмотрения выпадает проблема рассогласования критериев их реализации. Один и тот же объект управления, которым является регион, как административно-территориальная единица, выступает приложением для двух отличных по общим целям функций управления. Так, острейшей проблемой федерального уровня управления региональным развитием является выравнивание асимметрий регионов. На субфедеральном же уровне власти целевой функцией является актуализация ресурсного потенциала региона, т.е. конкурентное развитие по отношению к другим регионам. Предмета для деления функций здесь просто нет (Рис.1). Есть проблема достижения их оптимального сочетания. Подходам к ее решению и посвящена настоящая статья.

Проблема двойного управления регионом

Для начала определимся с некторыми сущностными элементами действующей практики управления региональным развитием. Рассмотрим последовательно проблему экономического смысла, заложенного в разделении власти и особенности современной практики управления российскими регионами. Понятие федерации происходит от позднелатинского foederatio - союз, объединение. В современном понимании под федерацией понимается государство состоящее из объединившихся государств или государственных образований, сохраняющих определённую юридическую и политическую самостоятельность. Именно обеспечение самостоятельности субъекта государства (региона) лежит в основе проблемы разделения власти. Как определить границы "свободы" региона? Эта проблема не имеет однозначного решения если не учитывать другую ее сторону - вполне конкретный экономический смысл (Рис 2).

Многообразие региональных экономических систем формирует основу механизма выявления и распространения позитивного опыта управления национальным хозяйством. По существу, здесь можно говорить о механизме экономической самоорганизации государства. Усложнение управления формирует новые возможности для развития. Таким образом, данное понимание позволяет определить неоднозначность проблемы разделения власти, то есть взаимозависимость правил формирования двухуровней правовой среды развития региона. С определенными допущениями можно говорить о том, что социальные приоритеты управления генерируются на федеральном уровне власти, а экономические на региональном. Как следствие, оценка степени самостоятельности региона невозможна на базе исключительно социальных или исключительно экономических приоритетов, но только на базе их согласования.

Рассмотрим проблему роли регионального уровня власти в развитии субъекта государства. Федеральная форма государственного управления России закреплена Конституцией 1993 года. Однако, функциональный механизм российского федерализма еще нельзя назвать сформировавшимся. Продолжаются процессы перераспределения властных функций и прав. Ярким примером этому является сосуществование двух противоречивых тенденций. С одной стороны происходит усиление федеральных функций регулирования, например, вводится институт федеральных представителей в регионах. С другой стороны продолжается процесс регионализации, то есть усиление хозяйственной и политической силы региональных властей. Законодательного закрепления уникальной функциональной роли региональной власти в развитии национальной системы пока нет. С формальной точки зрения регион продолжает оставаться в значительной степени проводником федеральной политики на места, чем базовым элементом развития национальной экономики. Это несомненно правильно, поскольку задача обеспечения государственной целостности превыше всего. Тем не менее, комплекс накопившихся проблем национального развития не может быть решен без механизмов экономической самоорганизации государства, заложенных в региональном уровне управления. Самоорганизации, как процесса формирования и накопления позитивного опыта.

Переходя к особенностям современной практики управления развитием российских регионов отметим, что, несмотря на формальную неопределенность активной экономической роли регионального управления в развитии национальной системы на практике эта роль очень заметна. Из жизни мы хорошо знаем, что именно региональная власть является "царем и богом" для хозяйствующих субъектов, формирующих национальное богатство. Именно региональная власть по факту сегодня обеспечивает ту или иную степень благоприятности подведомственной территории для ведения той или иной экономической деятельности.

Децентрализация функций государственного управления развитием национального хозяйства привела к появлению 89 уникальных региональных хозяйственных систем. Право регионального института власти формировать собственные законы хозяйствования определило действительное многообразие региональной управленческой практики. На ее базе сегодня формируется новое для России понимание региона как субъекта хозяйственной деятельности, наделенного не только государственными правами и обязанностями, но и правом самостоятельного определения правил управления имеющимися у него ресурсами. Данное обстоятельство можно наблюдать на примере существования экономически развитых регионов. Можно выделить как минимум десяток регионов-лидеров, в несколько раз более сильных, чем остальные. Состав этой группы зависит от выбора критерия оценки уровня экономического развития. При этом, успех в процессе формирования регионального продукта не всегда сопровождается успехом в процессе его распределения его результатов.

В продолжающемся усилении асимметрий экономического развития российских регионов можно увидеть не только негативные процессы. Помимо простого перераспределения национального богатства между регионами, наблюдается существование успешного опыта управления внутренними ресурсами регионального развития.

Таким образом мы можем говорить о том, что проблема двойного управления регионом действительно существует и ее решение связано со следующими аспектами (Рис 3):

а) Осознанием того, что в разделении власти есть определенный экономический смысл, оправдывающий усложнение системы управления.

б) Признанием того, что российская национальная политика в отношении регионов не имеет пока официального закрепления принципов реализации их активной экономической роли.

в) Выявлением в российской практике успешного опыта управления региональным хозяйством, который может быть распространен.

Предмет проблемы обеспечения единства системы управления регионом

Основываясь на данные тезисы перейдем непосредственно к проблеме обеспечения согласованного управления развитием региона. Очевидно, что в условиях формирования новых управленских механизмов (а именно с ними связано решение проблемы двойного управления региональным развитием), требуется появление соответствующей методологии решения фундаментальной проблемы обеспечения эффективного согласования систем действий между двумя уровнями власти. Подчеркнем особо, что речь идет не о разделении функции государственного управления между уровнями власти, а о согласовании самостоятельных систем действий.

Нарушение баланса реализации интересов может иметь два предельных следствия: потерю способности государства интенсивно развиваться (аналогично термодинамическому равновесию) или разрушение государства. Последнее крайне актуально российской жизни. Доминирование региональных экономических интересов над национальными в перспективе угрожает целостности государства как экономической, так и территориальной. Вслед за закреплением статуса "регионов - ресурсных придатков" ни что не сможет гарантировать сдерживание территориального отделения регионов лидеров. Нахождение оптимального баланса региональных и национальных интересов не может быть найдено только на функциональном поле, но возможно на функционально-целевом. Принципиальным отличием здесь является появление параметра времени, поскольку цели регионального и федерального управления, в общем случае имеют различный временной порядок

(Рис 4). Для целей развития национальной системы необходимо обеспечивать многообразие форм процессов временного масштаба регионального управления. Реализация этой функции формирует основу для появления "случайного" позитивного опыта и возможности его обобщения. Для целей же сохранения целостности государства необходимо обеспечивать относительную однородность его субъектов. Эта задача реализуется уже на существенно больших временных интервалах. Реализация этой функции позволяет обеспечить "направленное" развитие национальной экономики, допускающее появление и учет каких-либо случайных тенденций при сохранении выбранной траектории.

Итак, постулируем первый и главный принцип проблемы управления региональным развитием: Предметной базой проблемы управления региональным развитием являются механизмы согласования интересов различного временного порядка. Назовем его "временной принцип".

Проиллюстрируем данный принцип в философских категориях Общего и Частного. Задача обеспечения целостности Общего, через выравнивание свойств Частного и улучшения свойств Частного в условиях конкуренции на ограниченные ресурсы Общего не имеет статического решения. Мы с неизбежностью будем приходить либо к стагнации региональной экономики, либо к угрозе нарушения экономической целостности государства. Следствием "временного принципа" является признание того, что его реализация возможна только в системе динамических категорий, т.е. на базе понимания характеристик процессов регионального развития.