Смекни!
smekni.com

Древний Рим в эпоху рексов и республики (стр. 2 из 4)

Сервий Туллий. После Тарквиния Древнего правил его воспитанник Сервий Туллий, сын рабыни. Рассказывают, что однажды домочадцы Таркви­ния увидели чудесный знак - огненное сияние вокруг головы спящего мальчика, сына служанки. Угадав по этой примете великое будущее ребен­ка, царь и царица воспитали маленького Сервия как сына, а потом выдали за него свою дочь.

Когда Сервий стал царем, он преобразовал уже не город Рим, а само Римское государство(но об этом позже).

Сервий Туллий прославился также тем, что обнес Рим первой ка­менной стеной. В памяти потомков он остался как добрый царь, покрови­тель плебеев.

Тарквиний Гордый. Последний, седьмой царь, сын Тарквиния Древ­него, носил имя Тарквиний Гордый - недаром. Власть он захватил путем злодеяния: свергнув и убив престарелого Сервия. Потом он перебил мно­гих сенаторов, сторонников законного царя, и начал царствовать под за­щитой телохранителей - не избранный народом и неутвержденный сенатом. Плебеев он изнурял строительными работами, а видных патрициев уничто­жал из ненависти к их влиянию. Чаша терпения римского народа перепол­нилась, когда сын царя надругался над знатной патрицианкой Лукрецией, отвергшей его любовь. Благородная женщина покончила с собой, а возму­щенные римляне восстали и выгнали всю семью Тарквиниев из города. По расчетам римских историков это событие произошло в 510 г. до н.э.

Реформа Сервия Туллия.

Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в при­легающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к деле­жу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Тул­лия (578-534 гг. до н. э.). При нем плебеи были введены в состав римс­кой общины, а территориальные трибы несколько потеснили родоплеменные.

Произведено это было так. Все римские граждане, то есть как патриции, так и плебеи, были "оценены" по их наличному имуществу (зем­ля, скот, инвентарь и др.) и разделены на 193 сотни-центурии.

При этом те, чье имущество достигало 100 т. ассов (на один асс можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий-сотен. Самые же богатые, чье имущество превышало 100 т. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, постольку соеди­ненное мнение богатых и самых богатых центурий давало 98 голосов из 193, каким было общее число центурий, то есть большинство.

Среди меньшей части центурий второй класс с цензом в 75 т. ас­сов составил 22 центурии, третий класс с цензом в 50 т. ассов-20 цен­турий и т. д. Пролетарии, то есть вовсе лишенные учитываемого имущест­ва, составили всего одну центурию.

При согласном голосовании первых двух разрядов остальных не спрашивали.

Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были ли они патрициями или плебеями.

Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество к несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных округа-трибы, что служит - в более общем пла­не-несомненным свидетельством победы принципа территориального деления населения над родо-племенным.

Реформа Сервия Туллия, как видим, разрушила общество основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на иммущественном разли­чии и территориальном делении.

Затем после изгнания последнего царя в Риме установился строй под названием республика, что означает, "общее дело"; верховным хозяи­ном государства считался теперь весь римский народ, т. е. народное собрание. Постоянное руководство общественными делами перешло к сена­ту, а вместо царя были избраны два верховных правителя, названные кон­сулами, т. е. "советчиками" или "товарищами". Консулы получали царский империй, но всего на один год. Командовали они или вместе, или по оче­реди и были во всем равны: один консул не мог что-нибудь приказать другому, но имел право отменить приказ товарища, если считал его вред­ным для государства.

Дальнейшие реформы.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она да­леко еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось на­деления землей, которое становилось все больше по мере завоевания Ита­лии.

Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабс­тва, неизбежного при несвоевременной уплате долга. И это, как и дележ завоеванных земель, более других задевало интересы плебеев.

Но чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в политичес­ких правах. Дело доходило до острых столкновений но в конце концов, в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований. В том числе: 1.Учреждения особой плебейской магист­ратуры - народного тирибуната, призванного защищать плебеев от произ­вола патрициев; 2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями;

3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных под названием Законов XXI таблиц); 4. Разрешения браков меж­ду патрициями и плебеями 5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.

Наконец в 287 г. до н. э. было постановлено, что решения пле­бейских сходок (собраний) имеют ту же силу, что и решения центуриатных комиций, то есть обязательны для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. Эти решения, к тому же, не под­лежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности происхождения, знатности вообще ис­чезло не сразу и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущест­во при замещении-хотя и по выборам - всех главных должностей в госу­дарстве, но юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев не стало. Таким образом завершился процесс формиро­вания рабовладельческой государственности: пережитки родоплеменных от­ношений ушли в прошлое.

Законы XII таблиц. Общая характеристика.

Они были выработаны в середине V века до н. э. (451- 450 гг.) Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревян­ных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре-Форуме.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм : малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за "перст божий".

Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных от­ношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголов­ным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начи­ная с IV-III вв. до н. э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права-преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм куп­ли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного прпроизводства, товарообмена, банковских операций и др.

Не вдаваясь в содержание Таблиц, укажем на главное без чего не может быть должного представления о римском обществе и государстве со­ответствующего периода.

Достоверно, что все первые века римской республики земля - главное достояние граждан-находилась в общей собственности и соответс­твенно называлась общественной землей - агер публикус. Пахотной земли было поначалу мало и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пишу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрес­сия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли (порой до половины) и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требо­вания, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.

Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием к переделу земли в интересах ее справедливого распределения. И то же может быть сказано о количестве частнохозяйственного скота, выпасаемого на общественных пастбищах.

К числу таких законов должен быть отнесен наиболее ранний-закон Лициния-Секстия 367 года до н. э., запретивший отдельному лицу приоб­ретать для себя более 500 югеров государственных (общественных) земель (125 га) и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.

Важной чертой римского права собственности было под подразделе­ние вещей на два типа-рес манципи и рес нек манципи. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии во­обще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу отно­сились все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и др.- требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципа­ции. Слово это произошло от "манус" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобре­тенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обо­жествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неос­поримое право собственности на вещь. Уплаты денег-без манципации-было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.