Смекни!
smekni.com

Истоки нацизма (стр. 8 из 9)

Пожар рейхстага 27 февраля 33г. мгновенно использовался наци для установления диктатуры. Декрет о «защите», в тот же день дополненный законом «Против измены немецкому народу и действий, представляющих собой государственную измену», стал главной правовой основой системы господства наци. Принятием «Закона об устранении бедственного положения народа и государства», т.е. закона о чрезвычайных полномочиях, рейхстаг исключен из по-

литики, а правительству предоставлена неограниченная свобода действий. Если декрет от 28 февраля был концом веймарской многопартийности, то закон о чрезвычайной полномочности был ее моральным концом, проведший черту под процессом саморазрушения партии. Закон завершил первую фазу захвата власти: он сделал Гитлера независимым. Генденберг самоустранился, в руках у первого оказался необходимый ему аппарат для борьбы. Вслед за коммунистами, уничтожены профсоюзы, соц. демократы и прочие сопротивления. Пакет законов обеспечил 14 июля 33г. закрепление достигнутого. Наглядное свидетельство истощения сил республики – легкость ее разрушения. Ощущение было, что происходит смена времен.

После развала демократического государства началась 2 фаза: переплавка осколков в тоталитарное государство «Власть у нас. Сегодня ни кто не может оказать нам сопротивление. Но мы должны воспитать немца для этого государства».48 Нагнетание страха, марши, митинги, культ фюрера, т.е. сочетание трюков и террора, были обработкой наци в духе единой системы мыслей и чувств. «Процесс переплавки народа» происходил с применением насилия, но роль грубых средств и о захвате власти не велика, формула о «самой бескровной революции мировой истории» имела основу. Несмотря на накладки и 2 фаза захвата власти прошла быстрее и с меньшими потерями, чем ожидалось. Уже за год Гитлер добился многого устранил веймарскую республику, осуществил важнейшие шаги по созданию замкнутого на него лично государства, централизовал нацию и довёл её до стадии превращения в послушного стада, положили начало переворота в экономике и завоевал международный авторитет. Ему осталось перенести тоталитарное устройство партии на всю страну.

Заключение.

Завершая анализ, имеет смысл сопоставить сталинизм и нацизм.

Поэтому вопросу не существует единого мнения Правомерно ли различать два вида моделей внутри тоталитаризма – левую и правую или же не правомерно? Впрочем, и сама теория тоталитаризма зачастую ставится под вопрос.

Поборником концепции тоталитаризма является видный ученый Игрицкий Ю., который считает, что можно правомерно различать два вида моделей. Существуют и противники подобного деления, считающие, что сталинизм и фашизм явления принципиально разные.

На мой взгляд, здесь стоит подходить осторожно, ибо у этих режимов есть сходства и различия, которые могут либо доказать, либо опровергнуть эти теории. Поле для сравнительного анализа и изучения огромно, и пока наука еще не в состоянии ответить на этот вопрос точно.

Я лишь выделю некоторые черты сходства и различия.

Арон Р. считал по этому поводу:

1. Для режимов характерно одна партия, обладающая монополией на политическую деятельность. На вооружении у такой партии – воодушивившая ее революционная идеология (коренное преобразование общества). Вождь в такой партии был предметом обожествления.

2. Сочетание идеологии и террора. Террор используется во имя идеи, как орудие борьбы против идеологических противников, которые считаются более опасными, чем уголовники. Характерны некоторые формы – заключение в лагеря противников (использование законов с выгодой для себя).

Отличия:

Рабочий класс – один из главных источников пополнения рядов у марксистов.

Популярность режима Гитлера среди привилегированных классов.

3.Идеологии различны, хотя стремились к абсолютной власти, ликвидировав оппозицию, но задачи различные.

К общему можно отнести:

Для распространения официальной истины государство наделяет себя исключительным правом на силовое воздействие и на средства убеждения. Государство руководит всеми средствами массовой информации – радио, печать, кино, позднее телевидение.

Большинство видов экономической и профессиональной деятельности находится в подчинении государства и становится частью его.

В связи с тем, что любая деятельность стала государственной и подчиненной идеологии, любое прегрешение превращается в идеологическое. Политизация общества.

Культ личности стал возможен благодаря не только странностям одного лидера, но и методом организации действий одной партии.

Своеобразие коммунистического режима:

1. Он располагает полицией и пропагандистскими институтами, которых не было ни у одного геополитического режима в прошлом. Население больше, чем раньше, сосредоточено в городах и больше подвержено идеологической обработке.

2. Режиму свойственно сочетание авторитарного бюрократизма и стремление к построению социализма. Ускоренное развитие средств производства.

3. Соединение бюрократизма и революционного феномена.1

Еще одно сопоставление:

Сталинское общество, пережив инверсию, отбрасывает все значимые реалии предшествующей жизни: религию, политические институты и т.д. с тем, чтобы после воссоздать структурное подобие отрешенной традиции элементов. Очищенная традиционная ментальность возрождается в новой форме на базе социологии социализма.

В фашистском обществе инверсия носит частичный характер – сохраняются политические институты, часть хозяйственной практики; церковь отодвигается в сферу частной жизни, но находится под контролем, но против нее не борется режим за уничтожение. Не уничтожается частная собственность, т.е. сохраняются экономические основы автономии личности. Все это позволяет рассматривать фашизм как компромиссную форму идеократии ,т.к. в фашистских обществах не возникает необходимость полной инверсии.2

Упоминаемый Игрицкий о сходстве режимов:

Невооруженным взглядом видно схожесть режимов.

Специфика поздневеймарской Германии в том, что в ней огромный потенциал массового недовольства как социально-экономическими последствиями «великой депрессии», так и унизительным положением страны в постверсальской системе. Нацисты сыграли на этом с помощью идеологии и пропаганды. Нацисты свели президентство как институт к фикции и запретили все партии, кроме своей.

Но различие СССР и Германии в том, что в Германии правящая партия устраняла другие политические организации, то что в СССР таковых не было, и террор был обращен внутрь партии.

Соединяет оба режима то, что прибегали к террору и то, что немалая часть населения этих стран активно поддерживала политику, оба «переворота» поддерживались ,у которых открылись перспективы

Однако «новому порядку» Гитлера далеко до перетряски в Советском Союзе.3

Разница в том, что коммунисты меняли линию партии, списывая эту перемену на изменения «объективных обстоятельств», тогда как Гитлер предпочитал оставлять себе свободу выбора, как можно менее задерживаться на текущих вопросах.

Коммунисты, как наци, критиковали существующую систему и утверждали, что история на их стороне, но они делали упор на классовую борьбу.

Если исключительное положение Гитлера как фюрера было открыто признано всеми членами партии и являлось основой ее единства, то Сталину приходилось скрывать свои амбиции, изыскивая средства подавления соперников, в отличие от которых он не совершал ошибок, а именно не давал дискуссии отвлечь себя от борьбы за власть.

Наци отличались от всех других партий тем, что для них стиль избирательных компаний был важнее, чем ее содержание.

Революция Гитлера была «революцией постепенной», характер которой (подобно «поэтапной революции Сталина) выявлялся после смены стадий.

Если Сталин видел в кулаке главное препятствие для осуществления программы модернизации сельского хозяйства, то Гитлер называл крестьянство «вечно живой системой немецкой нации».

Гитлер считал себя избранником, который поведет народ Германии к созданию новой империи. Сталин видел свою миссию в построении первого в мире социалистического государства.

Оба диктатора пришли к власти с помощью партии. Идеологии этих партий, стоящие перед нами задачи различны, но структура и функции имели много общего. Цель их добиться монополии на власть. Но у нацистов была оппозиция , а у сталинизма уже нет.

Придя к власти с соблюдением видимой законности, оба диктатора приступили к «революции сверху» – насильственная коллективизация у Сталина, «координация» немецких институтов у Гитлера.

Объединяющей чертой обоих режимов было то, что они использовали для тотальной пропаганды достижения техники, такие как прессу, радио, кино. Добиваться массового охвата идеологией помогал и тот факт, что большинство населения было сосредоточено в городах и развитие транспортных связей способствовало этому.

Сходство режимов в политическом воплощении тоталитарных по целеполаганию и размаху намерений. Именно по ходу индустриализации и внутренних чисток, уровень гражданских свобод и прав всех ранее относительно независимых общественных институтов был снижен так радикально, как никогда ранее. Соединение террора и пропаганды дало свои плоды. Причем террор в Германии был не настолько серьезен, как в СССР, при Гитлере террор был направлен против расово-чуждых народов, пик которого пришелся на вторую мировую войну. Сталин направил террор против собственного народа. Этот террор не прекращался вплоть до смерти вождя.