Смекни!
smekni.com

Параметры христианской политики (стр. 2 из 3)

Таким образом, какой народ ни возьми, везде имеются различные антропологические типы. И, тем не менее, никто не ставит под сомнение существование этих народов. Только некоторые наши горе-историки пытаются отрицать существование целостности русского народа. Чтобы не быть голословным, сошлёмся на результаты исследований Русской антроологической экспедиции (Организованной Институтом этнографии АН СССР, при участии Антропологического НИИ Московского университета), проведенных в 1955-1959 гг. в 107 различных районах РСФСР. Вот некоторые выводы этой экспедиции: "Население отдельных областей Западной Европы, - говорится в докладе, - по антропологическим признакам (и другим особенностям) различаются между собой значительно больше, чем отдельные русские группы" (1). И далее следует важный вывод: "Размах колебаний в русских группах по сравнению с западноевропейскими значительно сужен, примерно вдвое". (2). Иными словами, сопоставив различия между антропологическими типами, из которых состоят западноевропейские народы, и различия между русскими группами, антропологи пришли к выводу, что эти послдние разнятся между собой гораздо меньше, чем первые. Следовательно можно говорить об исходном кровном единстве всех русских антропологических групп, о кровном единстве русского народа. "Процесс консолидации славянских племён в связи с образованием Русского государства, - говорится в исследовании, - опустошение русских земель татарскими набегами, движение русского служивого населения на восток и юго-восток для создания сторожевой черты - все эти моменты не могли не сыграть роли в изменении антропологического состава, но заметно не нарушили тех морфологических связей, которые образовались в эпоху славянской колонизации Восточноевропейской равнины.". (3). В. Кожинов утверждает: "чистоты крови" у русских не может быть, поскольку, дескать, всё перемешано с финно-угорскими, многочисленными тюркскими и другими племенами". (Какими другими? Почему? В. Кожинов не уточняет. Уж коли даёшь далеко идущие расово-антропологические исключения, следует быть точным и опираться на конкретные исторические факты). Однако не будем придирчивыми и ответим по существу, основываясь на выводах антропологов.

Воздействие тюркских народов на антропологический состав великороссов имело достаточно ограниченный локальный характер, в основном в пограничных районах. Даже включение казанских и астраханских татар в состав Московского государства не привело в те времена к широкомасштабному смешению с ними вследствие различий в религии. Более значительное воздействие тюркские народы (половцы, берендеи, печенеги, чёрные клобуки, крымские татары) оказали на формирование антропологического типа украинцев, особенно в Приднепровье и южных областях Украины. Исследование доказывает, например, что украинское население этих регионов обнаруживает небольшую монголоидную примесь и что в целом в составе украинского народа темноволосых и темноглазых значительно больше, чем у великороссов. Антропологические данные опровергают утверждения украинских националистов, пытающихся представить великороссов в качестве некой азиатской расы, не имеющей ничего общего с украинцами (которые являются, якобы, единственными наследниками Киевской Руси и подлинными славянами). На основании изучения расово-антропологических характеристик украинского народа, украинский антрополог В. Д. Дьяченко пришёл к следующему выводу: "Анализ антропологического состава украинцев показывает близость его к таковому у соседних народов. Особенно у русских и белорусов (наличие одних и тех же антропологических областей - Валдайской, Ильменско-Днепровской - в составе трёх братских народов, большая степень близости между Валдайской и Центрально-украинской областями), и опровергает расхожие теории украинских буржуазных националистов о существовании единого украинского расового типа, будто бы резко отличного от русских и белорусов" (4).

Ну а что же финны? Каково их воздействие на антропологический облик великороссов? Ведь хорошо известно, что в состав великоросского народа влились и ассимилировались ряд финских племён. Вот что говорится в уже цитировавшемся выше докладе Русской антропологической экспедиции: "Вливаясь в состав русского населения, финские группы балтийской или уральской расы приводили к возникновению областных различий русского антропологического типа, не устраняя, однако, общности расового облика, образовавшегося в глубокой древности, в эпоху сложения древнего восточноевропейского типа. (5). Почему же такое могло оказаться возможным? Посему вливание в русский народ финской крови (если уж, используя лексику Кожинова, говорить о чистоте крови) не привело к заметному изменению антропологических характеристик великороссов? По той причине, что в основе восточных славян и в основе финских племён, обитавших бок о бок на одной территории, лежал один и тот же восточноевропейский расовый тип. Вследствие единства исходного типа, - отмечают антропологи, - и последующей ассимиляции финнов, различия между финскими и русскими группами иногда оказывались малозаметными". (6).

Аналогичным образом и в советское время многочисленные межнациональные браки в действительности в большинстве случаев оказывались браками между великороссами, украинцами и белорусами, а также другими представителям восточноевропейского расового типа и не могли в силу этого привести к сколько-нибудь существенному изменению уже сложившихся антропологических характеристик русского народа. Когда В. Кожинов говорит о том, что в русском народе очень мало русской или восточнославянской крови, то он глубоко ошибается. Если бы он внимательно почитал антропологическую литературу, то узнал бы, что все русские антропологические типы тесно связаны между собой целым рядом общих расовых признаков. Антропология определяет эту общность признаков как восточноевропейский комплекс. Русская, восточнославянская кровь - это, следовательно, прежде всего - восточноевропейская кровь. Тот факт, и восточные славяне, и ассимилированные ими финские племена принадлежат к одному восточноевропейскому комплексу (и, по сути, были кровными родственниками ещё до начала процесса слияния) лишь подчёркивает тот факт, что такие понятия, как "славяне", "угро-финны" (и в равной степени "тюрки", "германцы" и др.), отражают порой не столько кровную, сколько языковую близость. Не надо быть антропологом, чтобы в большинстве случаев чисто визуально отличить, скажем, болгарина от поляка, хорвата от чеха, хотя представители этих народов принадлежат к одной языковой славянской группе. Аналогичным образом легко отличить азербайджанцев от киргизов (принадлежащих к одной тюркской группе народов), эстонцев от марийцев, хантов от венгров (угро-финская группа) и т. д. На основе антропологических данных можно прийти к СЛЕДУЮЩИМ ВЫВОДАМ: Русские, по своим антропологическим признакам являются европейским народом. Контакты с представителями монголоидных антропологических типов не изменили существенным образом исходных (базовых) европеоидных признаков. Об этом свидетельствует и большой процент среди русских светлоглазых и светловолосых, который превышает среднеевропейский показатель. "По окраске волос и радужины, как и другим базовым признакам, суммарный русский тип существенно отличается от центрального западноевропейского варианта, - свидетельствуют антропологи, - В русских группах доля светлых и особенно средних оттенков заметно повышена, доля тёмных резко снижена". (7). В рамках большой европеоидной (белой) расы, русские обладают и рядом антропологических признаков, в отличающих их от других европейских антропологических типов. В докладе Русской антропологической экспедиции об этом сказано ясно и недвусмысленно: "Составляя в целом разновидность европейской антропологической группы, общий русский тип по нескольким признакам, например, по высоте носа, отклоняется от западных больше, чем эти последние различаются между собой. Следует вывод, что в составе русского населения имеется особый антропологический элемент - восточноевропейский".(8).

Восточноевропейский элемент или комплекс можно рассматривать в качестве особой восточноевропейской расы. "В Западной Европе древнейшие признаки были полностью или почти полностью поглощены позднее сложившимися антропологическими комплексами, -говорится в докладе, - В Восточной Европе следы исходных вариантов сохранились до последнего времени, сложилась особая разновидность европейской группы - восточноевропейская раса". (9). Таким образом, великороссы (и в равной степени украинцы и белорусы) принадлежат к одной из древнейших разновидностей большой европеоидной расы - восточноевропейской расе. Несмотря на наличие различных антропологических типов великороссов, всем им присущи общие расовые характеристики, которые позволяют рассматривать их как в высшей степени антропологически-целостный народ. Степень расхождений между различными русскими антропологическими типами значительно меньше, чем между антропологическими типами западноевропейских народов. Впрочем, не нужно и антропологических доказательств, чтобы говорить о существовании некоего общего, усреднённого русского типа, о типично русской внешности. В толпе иностранцев русские люди по большей части мгновенно узнают друг друга, какую бы одежду русский не носил.