Смекни!
smekni.com

Анализ политической деятельности Андрея Сахарова (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

1. Биографические сведения и причина эволюции взглядов Сахарова

2. Анализ писем, статей Сахарова и его проекта Конституции СССР

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Диссидентами раньше называли верующих христиан, не придерживавшихся господствовавшего вероисповедания. Причем происходило это там, где господствовал католицизм или протестантизм. В новейшей истории диссидентами стали называть участников движения против тоталитарных режимов в странах социализма с конца пятидесятых годов. Диссиденты в разных формах выступали за соблюдение прав человека. Они подвергались репрессиям со стороны властей, многие были осуждены по сфабрикованным обвинениям в шпионаже, государственной измене. Наказания за инакомыслие были разными - тюрьмы, психиатрические больницы, ссылки, высылки из страны. С оглядкой на Запад в некоторых случаях власти давали диссиденту возможность эмиграции.

Вот два высказывания Л. Брежнева о диссидентах:

«Писатель Солженицын, как детектив-одиночка, которого ненавязчиво отдадим американцам и где он нам послужит вполне очевидным способом, наполняя нашу страну новыми идейками, за которые нам эти американские балбесы еще будут давать валюту...»

«Сахаров, этот жидок, и близко и далеко. Больной какой-то, хотя я, конечно, не врач и посему, чтобы не утомиться, не буду разжёвывать медицинские случаи... А то что он бабу на старости лет полюбил и женился, молодец. За это я его пожалел. Пусть в Горьком поживут. Глядишь, маленькие цукерманы появятся».

Нельзя сказать, что Леонид Ильич был дремуч и кровожаден. Но любого слишком умного человека коммунисты считали евреем. А Брежнев был главным коммунистом-ленинцем. И, чтобы оправдать это звание, он должен был жить по законам, неприемлемым для честного человека. Диссиденты ему мешали жить и работать. Больше всех Сахаров, которого непросто было заставить молчать. Потому что Сахаров был к тому времени уже гражданином мира.

Вся научная деятельность Андрея Дмитриевича сопровождалась величайшими открытиями и успехами в области ядерной физики. Общественная (правозащитная) деятельность Сахарова была настолько уникальной, бесстрашной и известной, что послужило для всемирного признания и присуждения ему многих премий и Нобелевской Премии Мира. Его депутатская деятельность - это “оголенный нерв” самого честного человека того времени и прошлого столетия.

Жизнь и смерть Сахарова столь значительны, что требуют обстоятельного разговора. Этим обуславливается актуальность моего реферата.

Свою работу я хочу посвятить той части жизни и деятельности А.Д. Сахарова, когда он активно занимался общественной деятельностью, был самым ярым правозащитником в СССР, поэтому цели моего реферата: освятить общественную значимость деятельности Сахарова как правозащитника; рассказать о его взглядах, а также дать оценку его письмам руководству СССР, проанализировать его проект Конституции СССР, а также его отдельные статьи, посвященные общественно значимым проблемам страны.

В своем реферате я буду использовать такие источники, как «Воспоминания» самого Сахарова; мемуары его жены Е. Боннэр «Вольные заметки к родословной Андрея Сахарова», а также статьи Сахарова «Движение за права человека в СССР и Восточной Европе – цели, значение, трудности», «О советском обществе»; его письма: Памятная записка Брежневу, письмо руководителям партии и правительства от 19.03.1970, письмо в Организационный комитет симпозиума по проблеме смертной казни, Открытое письмо Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу; проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии.

На основе анализа этих источников можно раскрыть цели реферата.

1. Биографические сведения и причина эволюции взглядов Сахарова

А.Д. Сахаров родился в 1921 году в Москве «в интеллигентной и дружной семье», как он сам написал в своей краткой автобиографии, предваряющей сборник его статей, вышедший на Западе в 1974 году, и счел необходимым отметить: « С детства я жил в атмосфере порядочности, взаимопомощи и такта, трудолюбия и уважения к высокому овладению избранной профессией.» Его семья была типична для основной массы интеллигенции, которая создала свои нормы морали, свои высокие критерии жизненных ценностей, свое твердое понимание того, как следует жить в условиях сталинской несвободы. Эту духовную атмосферу породившей его семьи и всей среды российской интеллигенции ХХ века впитал в себя Андрей Дмитриевич. Родители - отец Дмитрий Иванович - сын адвоката, сам преподаватель физики во 2-ом МГУ и мать Екатерина Алексеевна - большое внимание уделяли своему сыну, но старались не фиксировать его внимание на тяжелых политических событиях и проблемах, поэтому он, как и многие другие в то время, не представлял всех масштабов творившихся продолжателями «дела Ленина» беззаконий.

Андрей первые школьные годы учился дома, и семья здесь оказала на него самое благотворное и большое влияние. В 1938 году Андрей с отличием окончил школу и в тот же год поступил на физический факультет Московского университета. В 1942 году окончил его с отличием. После этого начинается бурная деятельность Сахарова как физика-теоретика. Он становится “отцом водородной бомбы” в СССР.

Во второй половине 50 - начале 60 годов у Сахарова сформировался новый взгляд на общественно-политические проблемы. Вероятно, существенным толчком в этом стало разоблачение Хрущёвым на ХХ съезде КПСС преступлений Сталина. Сахаров стал осознавать, что политики и военные, получившие из рук ученых ядерное оружие, не намерены с ними считаться в вопросах его использования. Ощутив себя ответственным за проблему радиоактивного заражения при ядерных испытаниях, Андрей Дмитриевич начал борьбу за прекращения тех испытаний, которые не были нужны для совершенствования оружия. Специальными расчетами он доказал, какую опасность они несут жизни и здоровью десятков тысяч людей. Ему удалось сыграть существенную роль в заключении международного соглашения о прекращении ядерных испытаний (кроме подземных), но тревога нарастала, а отношения с политическим руководством страны портились. Все очевиднее становилось катастрофическое состояние экономики и бесправие народа, совершенно непостижимые в мирный период жизни нашего государства.

Результатом этой эволюции взглядов, напряженной умственной и духовной работы стали «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968г.). Опубликованные за рубежом и ставшие известными у нас благодаря «радиоголосам» и «самиздату», они произвели потрясающее действие. В результате Сахаров был отстранен от секретной работы.

В 1966-67 годах он впервые стал обращаться и выступать в защиту репрессированных по политическим мотивам, подписал обращение совместно с другими известными учеными, деятелями искусства и литературы (22 человека) к ХХIII съезду КПСС, направленное против попыток реабилитации Сталина. В сентябре того же года Сахаров направляет телеграмму в Верховный Совет РСФСР с протестом против введения в стране пресловутой уголовной статьи 190-1 (“Распространение заведомо ложных клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй”) как предлога для преследования за убеждения и инакомыслие. 5 декабря (День Конституции) того же года принял участие в демонстрации у памятника Пушкину.

В 1967 году направил Брежневу письмо в защиту А. Гинзбурга, Ю. Галанскова, В. Лашковой, Ю. Добровольского. Принял активное участие в работе Комитета по защите озера Байкал, а также несколько раз обращался к советским властям в защиту прав и свобод репрессированных.

Чуть позже все сбережения, хранившиеся в сберкнижке на объекте, он пожертвовал на строительство онкологической больницы, в фонд детских учреждений и в Международный Красный Крест на помощь жертвам стихийных бедствий и голодающим (общая сумма 139 тыс. рублей с учетом Государственной премии).

19 марта 1970 года совместно с В. Турчиным, Р. Медведевым Сахаровым было направлено письмо в ЦК КПСС, Совет Министров СССР и Президиум Верховного Совета СССР о необходимости демократизации общества для развития науки, экономики, культуры. В июле того же года – сбор подписей под Обращением в защиту Жореса Медведева, помещенного в психиатрическую больницу.

5 марта 1971 года отправлена Брежневу “Памятная записка” о неотложных вопросах внутренней и внешней политики (без ответа).

В апреле того же года – обращение по поводу заключенных в специальных психиатрических больницах, в июле – письмо министру МВД Н. Щелокову о положении крымских татар (беседа в МВД СССР), 20 сентября – открытое обращение к членам ПВС СССР о свободе эмиграции и беспрепятственном возвращении из нее.

В июне 1972 года были составлены несколько обращений к Верховному Совету СССР об амнистии политзаключенным и об отмене смертной казни, сбор подписей под этими документами. За границей прошла публикация “Памятной записки” и “Послесловия” к ней.

В связи с этим, начиная с 1972 года, все более усиливалось давление государственных структур и спецслужб на него и его близких. А меж тем репрессии против инакомыслящих в СССР все больше и больше росли, и Сахарову и его коллегам по Комитету почти каждый день надо было выступать в защиту какого-то человека. С августа 1973 года, после опубликования в “Правде” письма сорока академиков, начались открытые гонения на А.Д. Сахарова.

В феврале 1975 года было направлено совместное обращение с Г. Бёллем об амнистии политзаключенным; второе обращение было о прекращении геноцида в Иракском Курдистане (первое – в конце 1974 г.); в марте - обращение к президенту Индонезии Сухарто с призывом к амнистии политзаключенным; письмо к Пагуошской конференции о мире, разоружении и международном доверии.

10 октября 1975 года А.Д. Сахарову была присуждена Нобелевская премия Мира, но его не выпустили из страны; в октябре – состоялись первые Сахаровские слушания в Копенгагене (отныне регулярный международный семинар, рассматривающий вопросы прав человека в СССР и в странах Восточной Европы); 1 декабря – написана Нобелевская лекция “Мир, прогресс, права человека” (прочитана Е. Боннэр 11 декабря в Шведской Академии наук).