регистрация / вход

Какие информационные технологии способствовали развитию грузино-южноосетинского конфликта

Грузино-южноосетинский конфликт - этнополитический конфликт, произошедший в Республике Грузия между центральным руководством и самопровозглашённой Республикой Южная Осетия. Использование в грузинско-южнооосетинском конфликте информационных технологий.

Эссе

Какие информационные технологии способствовали развитию грузино-южноосетинского конфликта

Москва 2009


"Первой войной в заливе управляли с помощью примитивных мобильных телефонов. Во время войны в Афганистане и Ираке уже использовали смартфоны. А эта война управляется по Скайпу. В основном, с помощью чатов - не важно, чат МСН или Яхуу, или Гугл. Это лучшие инструменты для направления информационных потоков".

Патрик Вормс, медиа-советник Михаила Саакашвили[1]

Грузино-югоосетинским конфликтом называется этнополитический конфликт, произошедший в Республике Грузия между центральным руководством и самопровозглашённой Республикой Южная Осетия. Этот конфликт длится с конца 80-х годов прошлого века и по настоящее время. Активизация национальных движений в последние годы существования СССР стремлением малых народов к повышению своего статуса вызвало обострение осетино-грузинских отношений. С точки зрения грузинских властей, произошло развитие сепаратизма в Южной Осетии. Ослабление государственной власти и последовавший распад Советского Союза способствовало развитию конфликта.

За период с 1989 г. напряжённость в регионе, где грузины составляют этническое меньшинство, трижды (1991 — 1992, 2004, 2008 годы) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями. Многие мирные граждане в результате конфликта были вынуждены покинуть свои дома.

В августе 2008 г. произошёл вооружённый конфликт с участием Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии, названный журналистами «пятидневной войной». Он требует глубокого осмысления, всестороннего анализа и трезвых оценок. Будучи локальным по месту и непродолжительным по времени, он несет в себе глобальное измерение и долгосрочные последствия как для противоборствующих стран, так и для мирового сообщества. Война поставила вопрос о пересмотре всей системы международной безопасности. Она породила совершенно новую ситуацию в мире, стала началом эпохи перемен не только во внешней политике России, но и всех ведущих стран мира, мирового сообщества в целом.

Во время войны важную роль играла информация, поступавшая из мест боёв, а также полное её отсутствие. От российских, грузинских и западных СМИ порой поступала противоречивая информация о событиях конфликта. Обсуждения разных интерпретаций велись также в Интернете, от резких высказываний на блогах и форумах, до атак на официальные сайты правительств.

По оценке абсолютного большинства обозревателей и экспертов, Россия, имея полную поддержку населения внутри страны, одержав убедительную победу на поле боя, тем не менее, проиграла информационную войну Грузии (по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе, 3-6 месяцев). С одной стороны, Россия оказалась неготовой к массированной информационной агрессии противника, а с другой – в информационном противостоянии наша страна выступала в одиночестве, в то время как Грузия действовала в ней единым фронтом с США, НАТО, Евросоюзом. Парадоксально, но факт: проигравший противник сделал своё поражение победой, применив современные технологии информационного воздействия и манипуляции сознанием на население Грузии и зарубежную аудиторию.

Нужно отметить отсутствие должного информационного обеспечения действий войск до, в ходе и после «пятидневной войны». Армия явно растеряла накопленный ею в Афганистане опыт ведения спецпропаганды среди местного населения и вооружённых формирований оппозиции. Поэтому не приходится удивляться, что в сводках с грузинского фронта не было ни одного сообщения об использовании сил и средств спецпропаганды. Средства массовой информации не показали ни одного сюжета, связанного с работой звуковещательных станций в Гори, Поти и других населённых пунктах в зоне действий российских войск, с их залистованием.

Саакашвили и помогающие ему западные специалисты в области пропаганды сумели с первых часов российско-грузинского вооружённого конфликта захватить инициативу в информационной войне. Пока Россия не торопилась решать задачи с воздействием на общественное мнение на Западе, полагаясь на свою правоту в конфликте и на очевидность вины Грузии за развязывание агрессии и геноцид, противник оперативно наладил тесное взаимодействие с ведущими мировыми средствами массовой информации и снабдил их собственной интерпретацией событий на северном Кавказе.

Судя по целому ряду признаков военной грузино-американской кампании на Северном Кавказе, существовал заблаговременно созданный сетевой штаб информационно-идеологического обеспечения действий войск. Его подразделения находились в Грузии, США, Европе. Непосредственно при Саакашвили была группа бельгийских и американских специалистов в области информационного противоборства, которая помогала ему в подготовке текстов выступлений и заявлений. Была тщательно спланирована и осуществлена крупномасштабная, глобальная спецпропагандистская операция по дезинформации мирового сообщества в отношении замысла, причин, характера и самого хода войны.

Следует отметить, что в духе этой концепции Грузия задолго до вооружённого конфликта начала готовить мировое общественное мнение к тому, что Россия является потенциальным агрессором. Ключевым звеном этой операции стал захват штабом ведущих мировых средств массовой информации и активное подключение их к манипуляциям сознания масс в США, Европе, во всех регионах.

В грузинско-югоосетинском конфликте были использованы не только военные силы и экономические рычаги, но и возможности информационных технологий. Так, вечером 8 августа 2008 г. сайты МИД и других правительственных структур Грузии подверглись атаке хакеров. На главной странице сайта МИД был помещён коллаж из фотографий Адольфа Гитлера и Михаила Саакашвили[2] . В свою очередь, южноосетинская сторона также заявляла о производящихся хакерских атаках на южноосетинские сайты. C началом активных военных действий был создан клон официального сайта южно-осетинского информационного агентства «Осинформ» с похожим адресом (ср.: osinform.ru и os-inform.com), на котором подавалась грузинская версия происходящих событий и даже размещались фальшивые заявления от имени президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты[3] .

Некоторые СМИ сообщали о взломе грузинского ресурса «Грузия Online». DDOS-атакам подвергся сайт РИА «Новости», а также сайт российского англоязычного телеканала Russia Today (как было выяснено, с тбилисского IP-адреса).[4] Кроме того, атаке подвергся официальный сайт президента Грузии. 12 августа президент Польши Лех Качиньски предоставил правительству Грузии свой сайт — для публикации материалов, освещающих события в Южной Осетии. Этот сайт также подвергся атаке[5] .

Это была настоящая Интернет-война. 8 августа лидеры движений «Наши», «Россия Молодая», «Местные», «Молодая Гвардия» и «Новые люди» подписали заявление, в котором призвали своих сторонников к «информационной войне против режима президента Грузии Михаила Саакашвили» на всех интернет-ресурсах. На следующий день Грузия заблокировала доступ ко всем сайтам в домене .ru. Разблокировка была осуществлена только 21 октября. В СМИ упоминались также кибер-атаки на отдельные сайты в домене .ge. Даже через месяц после окончания конфликта сообщалось об атаках на осетинские сайты, электронные почтовые ящики и аккаунты интернет-пейджера ICQ.

В ход «боевых» действий попали и средства мобильной связи. Так, в начале октября грузинская национальная комиссия по коммуникациям наложила штрафы размером по 50 тысяч лари (около $ 36 тыс.) на российские средства массовой информации: «Первый канал» и «Вести FM» «за незаконное вещание в Южной Осетии и прилегающих районах». Ранее российский мобильный оператор «МегаФон» был оштрафован на $360 тыс. за то, что его сеть доступна на территории Южной Осетии. Также властями Грузии было возбуждено уголовное дело против топ-менеджеров МегаФона, представители которого утверждают, что «компания не ведет бизнес на грузинской территории и не может запретить людям пользоваться доступом к передающим станциям в приграничной зоне России»[6] .

События в Южной Осетии комментировали многие западные СМИ. Так, британский телеканал «Sky News» показал в новостном выпуске 8 августа видеосюжет об обстреле сёл Южной Осетии и столицы республики — Цхинвали грузинской артиллерией в ночь на 8 августа, а на следующий день сопроводил его сообщением, что Россия ведёт обстрел территории Южной Осетии, входящей в состав Грузии.

Долгое время западные телевизионные каналы не вели репортажи непосредственно из Цхинвали, однако почти все сообщали о катастрофических разрушениях города сперва под огнём грузинской артиллерии, затем под огнём артиллерии российской. Все представители западных СМИ базировались в Тбилиси и сообщали о разрушениях в грузинских городах Гори и Поти, военные объекты в которых подвергались не вполне точечным российским ударам с воздуха, что привело к жертвам среди мирного населения. В Цхинвали находились только российские телеканалы и один украинский[7] .

Фиксировались факты фальсификации со стороны иностранного телевидения. Уже 8 августа CNN давала новости с Кавказа под рубрикой «Россия вторглась в Грузию». На итальянском телевидении кадры с выступлением старушки-осетинки, потерявшей дом в ходе обстрела, превратились на итальянском телевидении в выступление «грузинки», пережившей «российские бомбардировки»[8] . Были зафиксированы многочисленные случаи публикаций смонтированных фотографий грузин-жертв конфликта. Одновременно на страницы западных СМИ не попадали фотографии жертв среди населения столицы Южной Осетии Цхинвали, вызванных бомбардировками грузинской армии.

Ситуация в Южной Осетии после августовской 2008 г. агрессии Грузии по-прежнему остается нестабильной. Югоосетинские власти не раз заявляли о провокациях и обстрелах с грузинской стороны.


Литература

1. Абхазия и Южная Осетия обвиняют западные СМИ в ангажированности // http://rian.ru/osetia_news/20080814/150380329.html - 14/08/2008

2. Богданов В. Танковый набег. Какими военными силами располагают Грузия и Южная Осетия // Российская газета, № 4725, 9 августа 2008.

3. Брайнин К. Как готовилась и как была проведена пропагандистская кампания в Грузии и на Западе // http://www.1tv.ru/news/world/128391 - 21.09.2008.

4. Грузия наложила штраф на российские СМИ за вещание в Цхинвали/ Известия, 7 октября 2008.

5. Информационная война вокруг Южной Осетии (2008) // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/941165

6. Латынина Ю. 200 км танков. О российско-грузинской войне. // Ежедневный журнал, ноябрь 2008.

7. На сайте МИД Грузии появился коллаж с Гитлером. Лента.ру // http://www.lenta.ru/news/2008/08/09/defaced/ - 9 августа 2008.

8. Первая миротворческая война. Россия и Грузия сражаются за Южную Осетию // Коммерсантъ, № 140, 9 августа 2008.

9. Президент Польши Лех Качиньски предоставил правительству Грузии свой сайт. Stringer.ру // http://www.stringer.ru/publication.mhtml?Part=50&PubID=9784 - 12 августа 2008.

10. Пятидневная война // Коммерсантъ-ВЛАСТЬ, № 32, 18 августа 2008.

11. Сайт телеканала Russia Today подвергся атаке хакеров. РИА «Новости» // http://www.rian.ru/media/20080810/150250603.html - 10.08.2008.

12. Старцев С. Глобальные СМИ в информационной войне против России // http://www.inosmi.ru/world/20080910/243918.html - 10 сентября 2008.


[1] Брайнин К. Как готовилась и как была проведена пропагандистская кампания в Грузии и на Западе // http://www.1tv.ru/news/world/128391 - 21.09.2008

[2] На сайте МИД Грузии появился коллаж с Гитлером. Лента.ру // http://www.lenta.ru/news/2008/08/09/defaced/ - 9 августа 2008.

[3] Информационная война вокруг Южной Осетии (2008) // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/941165

[4] Сайт телеканала Russia Today подвергся атаке хакеров. РИА «Новости» // http://www.rian.ru/media/20080810/150250603.html - 10.08.2008.

[5] Президент Польши Лех Качиньски предоставил правительству Грузии свой сайт. Stringer.ру // http://www.stringer.ru/publication.mhtml?Part=50&PubID=9784 - 12 августа 2008.

[6] Грузия наложила штраф на российские СМИ за вещание в Цхинвали/ Известия, 7 октября 2008

[7] Информационная война вокруг Южной Осетии (2008) // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/941165

[8] Сергей Старцев. Глобальные СМИ в информационной войне против России // http://www.inosmi.ru/world/20080910/243918.html - 10 сентября 2008.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий