Смекни!
smekni.com

Кризис института президенства в США (стр. 9 из 16)

Его первоначальные успехи в экономической и социальной политике в Конгрессе производили впечатление «консервативной революции» Рейгана.

Ядро этой провозглашенной революции составляла «рейганомика», ориентированная на предложение экономической проблемы 70-х годов. Согласно ей должны были быть значительно снижены налоги, предложены возможности амортизации и вычеркнуты или упрощены, препятствующие инвестициям государственные предписания, чтобы вызвать рост экономики. Потери доходов должны были быть краткосрочно предотвращены экономией на социальных программах, а долгосрочные - покрываться увеличением доходов из расширяющегося народного хозяйства.

Налоговая квота действительно снизилась для большинства налогоплательщиков. Однако еще при Рейгане было предпринято 13 повышений налогов, которые отменили почти четверть сокращений налогов.

Администрация Рейгана успешно боролась с инфляцией и безработицей. Индекс инфляции снизился с 12,5% в 1980 г. до 4,5% в 1988 г

Квота безработных в этот же период опустилась с 7 до 5,4%. Было создано 18 миллионов новых рабочих мест.

В то же время, вопреки обещаниям, значительно увеличились федеральные расходы, а дефицит бюджета временами полностью выходил из-под контроля. В 1986 г. он достиг рекордной отметки в 221 млрд. долларов. Государственный долг страны вырос в 2,5 раза и приблизился к 3 триллионам долларов.

Во многом такая картина была следствием огромного повышения военных расходов.

Совершенно в духе консервативной политики было огромное повышение военных расходов, направленных против Советского Союза. Так же и здесь, еще при Картере началась беспримерная программа вооружения, которой нужно было встретить советскую угрозу, поставить на место «пятерню зла» (так Рейган публично назвал Советский Союз). Президент представил также полную свободу действиям секретных служб, особенно в ЦРУ под руководством Уильяма Кейси, в стимулировании сопротивления в сфере советского влияния и поддержке антикоммунистических партизанских сил в «третьем мире». Только после того как американский военный вес повысился по отношению к Советскому Союзу – прежде всего благодаря начавшемуся с 1983 г. размещению ракет средней дальности в Западной Европе, Рейган смог во время своего второго срока пребывания на посту президента вести с Советским Союзом переговоры с позиции силы. Последовали 4 конференции на высшем уровне, заключение договора о РСМД.

Из-за высоких темпов вооружения резко изменилось общественное мнение, и тревога за огромные дефициты бюджета, которые привели к взрывообразному росту государственных долгов, все больше определяло все области политики, в том числе и политику обороны.

Борьба за власть с Советским Союзом была выиграна, потому, что пришедший в 1985 г. к правлению М. Горбачев закончил свою экспансионистскую политику. Эта победа в большей степени подарена Горбачевым, чем завоевана. Остальные достижения во внешней политике происходили, в основном, посредством символических акций, как например, вторжение на маленький остров Гренада в 1983 г., которое должно было положить конец влиянию Кубы на Карибском море, и воздушная бомбардировка Ливии в 1988 г. как мера показания обвиненной в терроризме страны. При этом американская внешняя политика в основном осталась гибкой и прагматичной, как показал быстрый вывод американских войск из Бейрута после покушения с применением бомбы, в котором было убито 200 американских солдат. Как раз в сфере внешней политики конкурировали различные политические институты, такие как Совет Национальной Безопасности, министерство иностранных дел, министерство обороны, ЦРУ и сотрудники Белого дома. Именно эта ситуация сделала возможной аферу Иран-контрас, о которой стало известно в 1986 г. благодаря иностранным сообщениям в прессе. Вопреки возражениям министра иностранных дел Джорджа Шульца и министра обороны Каспара Вайнберга США тайно поставляли оружие и боеприпасы Ирану, который с 1980 г. вел войну против Ирака.

В скандале, получившем по аналогии с уотергейтским название «ирангейт» нас интересует лишь тот его аспект, который связан с ролью, сыгранной лично Рейгана, и с созданными им условиями, способствовавшими происшедшему. Целью было, таким образом освободить 53 американских заложника, захваченных иранскими экстремистами. Освобождены они были через 15 месяцев, в день вступления Р. Рейгана на президентский пост. Болезненность этой темы для американцев с тех пор не ослабла, поскольку на протяжении ряда лет в различных странах Ближнего Востока были похищены несколько американских граждан, и их судьба волновала многих соотечественников. Летом и осенью 1986 г. несколько американцев удалось вызволить, и их возвращение широко освещалось в прессе.

В начале ноября 1986 г. оппозиционные к режиму Аятоллы Хомейни иранские политические силы распространили листовки, обвиняющие режим в тайном сотрудничестве с США. Подробности факта сотрудничества были опубликованы бейрутским еженедельником «Аль шираа»1 - США передали, включая ракеты, запасные части к истребителям, боеприпасы и другие виды военного снаряжения в расчете на получение содействия Ирана в деле освобождения американских граждан ливанскими экстремистами: группировками «Хезболлах» или «Партия бога», находившиеся в Ливане. Стоимость переданного оружия и военного снаряжения, согласно опубликованным данным, составила 30-40 млн. долларов. Достоянием мировой общественности стал и факт тайного посещения Тегерана тогдашним помощником Рейгана по вопросам национальной безопасности Р. Макфарлейном, которого сопровождали несколько других сотрудников Совета национальной безопасности США, включая подполковника Оливера Норта, заместителя директора Военно-политического бюро Совета национальной безопасности, ответственного за проведение секретной операции. Именно Норту принадлежала идея направлять средства, вырученные от торговли оружием никарагуанским «контрас».

Учитывая травматический опыт уотергейтской истории, Конгресс опасался процесса по смещению с должности все еще популярного президента, который восстановил веру Америки в себя. Демократический депутат Шредер А. говорил в этой связи о «тефлоновом президентстве»[60] Рейгана, с которого соскальзывают все плохие известия.

Рейган демонстративно держался в стороне от социально-моральных вопросов, как например, допуск утренней молитвы в государственных школах или запрет абортов. Эмоции, тянущиеся в этих конфликтных вопросах, могли бы легко привести к поляризации и поставить под угрозу экономическую и социальную политику в Конгрессе.

Хотя Рейган способствовал убеждению общественности в том, что федеральное правительство способно решать актуальные проблемы, он, однако, оживил институт президентства и показал, что политическая система реагирует на президента.

Консервативная претензия, как ее риторически блестяще представил Рейган, не осуществилась, проявляется во многих аспектах: социальное государство «нового курса» по-прежнему существовало, концепция Рейгана «новой федерации» по существу провалилась. Социально-моральные вопросы, стоящие на самом верху повестки дня «новых правых», небыли приняты Рейганом. В вопросах гражданских прав, эмансипации женщин и контроля над рождаемостью, американская общественность осталась либеральной.

Начало работы конгресса 100-го созыва показало, что прогнозы, предсказывающие обострение отношений Белого дома с Капитолием, оправдались. На страницах американской печати замелькало слово «вето». Речь идет не только о президентском вето (запрете), уже наложенном на два законопроекта и преодоленном повторными голосованиями в конгрессе, но о «стратегии вето», взятой на вооружение администрацией, поскольку поддержка, оказываемая ей законодателями, после выборов 1986 г. И «ирангейтских» событий значительно ослабла. Первое столкновение произошло, когда Р. Рейган наложил вето на законопроект о содержании в чистоте водных ресурсов страны. Обе палаты преодолели его.

Второе президентское вето было наложено в конце марта 1987 г. на законопроект о развитии автодорожной сети. Сам по себе этот билль, выделяющий на строительство, ремонт и обслуживание автомобильных трасс страны 88млрд. долл., не является эпохальным событием. Он финансирует около 100 крупных проектов по созданию сети шоссейных дорог в округах и штатах, что и обеспечивает ему активную поддержку в Капитолии. Однако вопреки этому обстоятельству, а также рекомендациям некоторых своих советников администрация объявила законопроект «расточительным» и развернула вокруг него кампанию, превратив результаты предстоявшего голосования в пробу сил и политического влияния в Капитолии. Перед самым голосованием Рейган выступил с речью, пустив в ход престиж президентства и личное обаяние, столь безотказно служившее ему в прошлом. Итогом всех усилий стало сокрушительное поражение Рейгана в сенате, где при соотношении сил 67:33 вето президента было преодолено.