Смекни!
smekni.com

Пути и направления формирования политической культуры (стр. 1 из 5)

Реферат на тему:

Пути и направления формирования политической культуры

Предмет: Политология


Содержание

Введение

1. Политическая культура: понятие и структура

2. Пути и направления формирования политической культуры

2.1. Типология политических культур

2.2. Политическое сознание: общая характеристика. Роль и функции политического сознания

2.3 Уровни политического сознания

Заключение

Литература


Введение

Политизация современной жизни - факт очевидный. Нередко беседа, дискуссия по любой теме - желаем мы того или нет - приобре­тают политический оттенок. Когда же дискуссия обостряется, и кто­-нибудь из спорящих переходит на высокий тон, его упрекают в от­сутствии политической культуры.

Политическую культуру часто отождествляют с образованностью. Считается, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием ее нет. Не менее часто политическую культуру путают с политическим поведением.

Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в XVIII в. Возникновение же первых концепций политической культуры относится к середине ХХ в. На западе весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли Х. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, М. Дюверже, К. фон Бойм, У. Розенбаум, Р. Роуз, М. Крозье.

Наши отечественные обществоведы активно включились в разработку проблем политической культуры в начале 70-х годов (А. Галкин, Г. Дилигенский, К. Гаджиев).

1. Политическая культура: понятие и структура

Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры. а) это культура личности, социальной общности, объединяю­щая в себе политическую образованность, политическую сознатель­ность и общественно-политическую деятельность;

а) это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность;

б) это часть духовной культуры общества, включающая в себя те ее элементы, которые связаны с общественно-политическими ин­ститутами и политическими процессами;

в) это совокупность стереотипов политического сознания и по­ведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности;

г) это реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений.

Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение.

Политическая культура - это культура политического мы­шления и политической деятельности, а также степень цивилизо­ванности характера и способов функционирования политических институтов, организации всей политической жизни в обществе.

Как очевидно из приведенных определений, основными ха­рактерными чертами политической культуры являются:

- «предписывание» во взаимоотношениях властей и граждан определенных норм, образцов поведения и ценностей. Из них часть оформлена законодательно, а другая часть утверждается в общест­ве в форме традиций, обрядов, обычаев;

- обеспечение целостности и интегрированности политической сферы. Такое обеспечение происходит через при сущие политической культуре принципы политического поведения, политические идеалы. Именно они способствуют единству и взаимодействию политических институтов и организаций общества;

- координация политическими методами жизнедеятельности общества в целом. Сочетание интересов различных социальных групп, интересов государства и его граждан.

Политическая культура имеет особую структуру. В ней выде­ляются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.

Познавательный элемент включает в себя политические знания, политическую образованность и способы политического мышления.

Нравственно-оценочный элемент состоит из политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей.

Поведенческий элемент содержит в себе политические уста­новки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической де­ятельности, политическое поведение.

Соответственно знание и понимание гражданами: а) политических интересов - личных, коллективных, государственных общественных, региональных, глобальных; б) конституции и других законов страны; в) программных положений крупных политических пар­тий и других общественно-политических сил; г) сложившихся в стране политических отношений; д) происходящих политических событий и явлений; е) сущности, функций и структуры государст­венных, партийных и общественно-политических органов и органи­заций; ж) основных политических норм и процедур; з) форм и спосо­бов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; и) особенностей политических процессов международной жизни - тесно связаны с познаватель­ным элементомполитической культуры.

Осознанное участие граждан: 1) в обсуждении проектов госу­дарственных документов в ходе референдумов; 2) в выборах субъек­тов законодательной, исполнительной и судебной власти; 3) в работе различных государственных и общественных организаций; 4) в по­литических кампаниях и мероприятиях; 5) в деятельности полити­ческих партий и общественно-политических организаций - связано с поведенческим элементом политической культуры.

Выделяются три основных уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический.

Мировоззренческий уровень является базовым. На этом уров­не происходит самоопределение человека в мире политики. Выбор им тех или иных политических ориентаций и норм политического по­ведения.

Такой выбор зависит от жизненных позиций человека: от предпочтения им индивидуальных или коллективистских ценностей; от признания им норм западной или восточной цивилизаций; от его религиозного или материалистического мировосприятия; от его отношения к идеологии, насилию и т. п.

Гражданский уровень. На этом уровне формируется «ядро» политической культуры. Данный уровень характеризует отноше­ние людей к власти как к публичному центру господства и при­нуждения. Человек, соприкасаясь с миром политики, либо всту­пая в него, неизбежно формирует свое отношение к власти, к ее возможностям и полномочиям. А на основе восприятия власти че­ловек определяется в отношении своих гражданских прав и обя­занностей.

Именно на гражданском уровне формируется убежденность либо в справедливости подчинения гражданина власти, либо в при­оритетности прав (свобод) гражданина по отношению к власти. Для очень многих людей такая внутренняя убежденность более значима, чем их партийные или политико-групповые пристрастия.

Политический уровень. На данном уровне складываются цен­ностные отношения человека к собственно политическим явлениям: от государства и межгосударственных связей до самовосприятия как субъекта политики. Окончательно «проясняются» взаимоотно­шения человека и политики. Определяется роль политики в жизни человека. Ценностные ориентации материализуются в политичес­кое (либо аполитичное) поведение.

Достигнув этого уровня, люди или активно включаются в по­литическую жизнь общества, или сознательно устраняются от политики. При этом определенная часть людей занимает и позицию «наблюдателей». Они предпочитают надеяться на то, что их проблемы когда-нибудь решит кто-то другой.

2. Пути и направления формирования политической культуры

2.1 Типология политических культур

Основные модели политической культуры - тоталитарно-автори­тарная и либерально-демократичская.

Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры характеризуется приоритетностью коллективистских качеств гражданина над его индивидуальными качествами. Этой модели присущи следующие характерные черты:

- политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством. В соответствии с ними государст­венные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: порядок, лояльность, по­литическое доверие, поддержка государственной политики, еди­ная идеология, политическое единство;

- политическое информирование общества дозировано и одно­канально, монопольно регулируется властями. Активно практику­ется политическая цензура;

- политический язык стандартизирован и скуден. Ему прису­щи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность. Соответствующая символика маловариантна, однообразна и редкооб­новляема;

- политическая культура общества формируется «сверху» на безальтернативной основе;

- уровень политической культуры большей части общества невысок. Политико-культурный прогресс малодинамичен.

Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается «самоизолированностью» от внешнего мира, «замкнуто­стью» политико-культурного пространства. В пределах этого прост­ранства доминирует насилие, в том числе и прямое.

В случае контактирования с внешней средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем воспри­имчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью с элементами агрессивности.

Но в то же время внутри этой модели ее тоталитарные и авто­ритарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные. В первом случае приведенные выше характеристики присутствуют полностью. Во втором случае в политической культуре соответствующего обще­ства могут присутствовать от дельные либерально-демократические элементы.

Либерально-демократическая модель политической культуры характеризуется ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности об­щества исключительно через правовое регулирование.