Смекни!
smekni.com

Политическое сознание и политическое бытие (стр. 1 из 2)

Политическое сознание и политическое бытие. Политическое время и политическое пространство.

Политическая онтология — учение о политическом бытии. В цент­ре внимания политической онтологии находятся проблемы содержа­ния политического бытия, формы и способы его существования и раз­вития, особенности политического пространства и политического времени, типы измерения политического бытия, специфика политиче­ского детерминизма.

Понятие «политическое бытие» в политической философии стоит в одном ряду с такими понятиями, как «политическая действительность», «политическая реальность», «политическое существование», поэтому они часто рассматриваются и используются как синонимы.

Политической онтологией политическое бытие рассматривается как состоящее из двух уровней: уровень возможности политического бытия и уровень действительности политического бытия. Возможность политического бытия не есть небытие, она обладает статусом политиче­ского существования и есть потенциальное политическое бытие; по­литическая действительность — актуальное политическое бытие. Эти уровни политического бытия иногда трактуются как формы политичес­кого бытия: «потенциальная форма политического бытия», каковой яв­ляется политическое сознание, и «актуальная форма политического бы­тия», каковой выступает политическая реальность.

По способу существования политическое бытие разделяется на институциональную сферу, политические отношения и политическое сознание.

Основные политические институты - это государство и полити­ческие партии, обеспечивающие воспроизводство, стабильность и ре­гулирование политической деятельности, развитие политических про­цессов, а также отвечающие за социальные политические связи внутри и вне общества, контролирующие социально-политический порядок.

Политические отношения - взаимодействие субъектов политики по поводу обладания, исполнения и придания нужной направленности политической власти. Субъектами политических отношений выступают отдельные индивиды, группы, слои, общности, также организации, ин­ституты и государство. Выделяются политические отношения компро­мисса, консенсуса, кооперации, солидарности, соперничества, конфлик­та, вражды, войны и т.д. К числу центральных из них относятся отноше­ния политического управления (между властвующими и подчиненными).

Политическое сознание, одна из составляющих общественного сознания, имеет свой специфический объект исследования - политиче­ское бытие и входит в основные целеполагающие детерминанты поли­тической деятельности.

Специфика политического сознания в том, что оно не только от­ражает политическую реальность - его функцией также является политическое целеполагание, прогнозирование и программирование по­литического бытия.

Политическое сознание - явление многогранное и противоречи­вое. В его структуре необходимо выделять теоретическое знание, т.е. научное осмысление политических реалий, и эмпирическое обыденное (чувственное) восприятие политики, не имеющее концептуальной фор­мы, а складывающееся на уровне мироощущений, непосредственного жизненного опыта, некоторых элементарных политических знаний, со­циально-психологических установок. Эти пласты восприятия органи­чески связаны между собой, а их взаимодействие создает широкое и объемное многообразие различных политических мировоззрений, предс­тавлений и ориентации.

Политическое сознание не ограничивается только отражением и осознанием политического бытия, но содержит и предметное отноше­ние к нему, выступает сильным мотивационным фактором поведения и действия различных политических сил.

При исследовании проблемы политического бытия возникает мно­жество вопросов: почему рациональные, логически выверенные и впол­не реальные по своим целям и задачам концепции зачастую игнориру­ются или активно отторгаются, а иррациональные, авантюристические идеи, не имеющие теоретически никакого шанса на успех, подхваты­ваются массами; почему происходит быстрое забывание негативного исторического прошлого и нежелание извлечь уроки; почему волна суеверий, мистических практик вдруг захлестывает современное обще­ство, где на первый взгляд уже давно нет места архаичному прошлому; почему на место «разрушенных богов» приходят новые; почему старые политические мифы не умирают? Эти «почему» можно продолжать до бесконечности.

Ответить на эти вопросы возможно, лишь имея представление о том, что такое сознание и каким образом оно формируется. По этому поводу К. Юнг писал: «...современный человек на самом деле - это ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ

Политическое сознание имеет сложную многомерную структуру: выделяют собственно политическое сознание как совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, системе, а также к деятельности политических институтов и лидеров, и политическое бессознательное как часть человеческой психики, находящейся вне прямо­го рассудочного контроля, которая не сводится только к биологически детерминированным, инстинктивным слоям психики, а охватывает сум­му психического опыта всех предшествующих поколений и их отноше­ния к власти. Политическое бессознательное сохраняется в форме ар­хетипов - эмоциональных моделей, находящих свое выражение в ми­фологических образах и отражающих взаимоотношения с областью политического. Поэтому для анализа политического бессознательного исследуются древние мифологические сюжеты, позволяющие понять механизм его формирования.

Актуальная и потенциальная политические реальности существу­ют в пространстве и времени. Политическое пространство в качестве формы существования политического бытия рассматривается полити­ческой философией как место, где разворачиваются политические про­цессы, как цель политических действий и как средство для достиже­ния конкретных политических целей.

Политическое пространство - это многоуровневый, многомер­ный мир, в котором разворачиваются политические отношения по по­воду завоевания, использования и удержания власти.

Уточним, что в данном случае речь идет о политическом прост­ранстве как месте существования политического бытия, о пространст­венном измерении политики.

Вряд ли что еще имеет более важное значение для жизни этноса и государства, чем такая категория, как «пространство». Это не только место, где проживает этнос, где формируются политические институ­ты, где добывают и используют ресурсы, это «жизненное пространст­во», которое во многом определяет особенности ментальное™ народа и его культуры, темп и ритм его проживания. Борьба за пространство в большинстве случаев является главной причиной войн и конфликтов в истории человечества. В зависимости от рассмотрения политического пространства как цели или как средства условно можно выделить нес­колько его уровней по следующим критериям:

- на политическом пространстве находятся политические субъекты;

- за политическое пространство ведется борьба между политиче­скими субъектами;

- посредством политического пространства осуществляются поли­тические цели.

С развитием технических возможностей человека политическое пространство расширяется.

Политическое пространство структурно можно представить как:

- наземное пространство;

- водное пространство;

- воздушное пространство;

- космическое пространство;

- информационное пространство.

Можно теоретически выделить несколько уровней взаимосвязи пространства и политического бытия:

- влияние пространства на формирование культуры, этноса, госу­дарства и его политического устройства;

- пространство как цель политических интересов, отсюда геостратегические задачи, определяющие внешнюю политику, форму и механизмы расширения территории и защиты границ;

- пространство как совокупность взаимодействующих государств;

- пространство как взаимодействие цивилизаций и межцивилизационного пространства, где границы этих образований определяют­ся социокультурным и религиозным факторами;

- пространство как территория государства, задачей которого явля­ется:

а)обеспечить безопасность, отсюда стратегия укрепления геостратегических зон и регионов;

б)согласование интересов и контроль федерального центра за деятельностью административно-территориальных единиц в целях сохранения устойчивости государства и укрепления его безопасности;

- пространство как совокупность регионов, где с учетом политической стратегии государства разрабатываются и используются при­родные ресурсы.

Политическое пространство изучается геополитикой, геоэкономикой, политической регионалистикой, политической глобалистикой, мировой политикой. Тем не менее, сегодня остро ощущается необхо­димость не только дальнейшего развития этих направлений, но и - с учетом результатов их исследования - формирования более полной и объективной картины современного развивающегося политического пространства, что возможно только при использовании методологии философского анализа.

Политическое пространство - это сложный «часовой механизм», в котором взаимодействуют временные потоки, зачастую противополож­ные по своей направленности. Это временные потоки различных циви­лизаций, культур, поколений, а также социальных, профессиональных, религиозных, национальных групп, у каждой из которых свой ритм про­живания и свое ощущение времени. Возможна ли координация этих вре­менных потоков и как она должна осуществляться в рамках политичес­кой деятельности, как воздействует политическое пространство/время на политическое бытие в целом и на субъектов политического простран­ства в частности?

Политическая онтология не только исследует типы времени, вре­менные ритмы и темпы развития политического бытия, но и выявляет механизмы корреляции и координации временных ритмов различных субъектов политического пространства, что позволяет предотвратить или нивелировать многие социальные и политические противоречия.