Смекни!
smekni.com

Политические режимы. Основные принципы и установки демократии (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работа

по Политологии

Вариант №3


План

1. Политические режимы.

2. Основные принципы и установки демократии.

Литература


1. Политические режимы

Политический режим – это совокупность методов и средств осуществления политической власти. Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени. В политологии существует несколько трактовок политического режима.

1. Институциональный (политико-правовой) подход отождествляет политический режим с формами правления и государственного устройства и акцентирует внимание на формально-юридических характеристиках: особенностях разделения государственной власти и соотношении между ветвями власти, на типах правительственных структур. Прослеживается тенденция отождествления политического режима с формой правления.

2. Социологический подход ставит акцент на характере отношений между государством и обществом, «которые сложились реально и не обязательно в соответствии с предписанными конституцией и иными правовыми актами нормами политического поведения». В рамках этого подхода обращается внимание на социальные основания власти, группы давления, взаимоотношения элит и народа.

3. Широкая трактовка политического режима выходит за рамки только политико-правового или только социологического анализа и рассматривает его через соотношение ряда компонентов, что позволяет отличать одни типы политических режимов от других.

Политический режим включает в себя:

- политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;

- методы осуществления государственной власти;

- реальный уровень свобод человека, объем его прав;

- методы выработки политических решений;

- способы урегулирования конфликтов;

- плюрализм, в т.ч. наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;

- конфигурацию партийной системы: однопартийные или многопартийные;

- идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;

- формы отношения населения к политическому участию;

- тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;

- структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы рекрутирования.

Вышеназванные признаки служат критериями для выделения разных типов политических режимов. Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства, с одной стороны, и гражданского общества – с другой. Характер взаимоотношений определяется силой либо слабостью гражданского общества. В условиях демократии общество имеет рычаги влияния на власть вплоть до замены на очередных выборах. В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм).

Недемократические режимы представлены разными формами тоталитаризма и авторитаризма. В переводе с позднелатинского «тоталитарный» означает «относящийся к целому». Смысл тоталитаризма обосновал идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле, который призвал к тотальному подчинению человека государству и растворению индивида в политической истории, поскольку все человеческое и духовное теряет ценность вне государства. В политический лексикон этот термин вошел после речи Б. Муссолини в 1925 г., в которой он использует само понятие «тоталитарное государство». В дальнейшем оппоненты фашизма употребляют этот термин в негативном смысле – как противоположность демократии. Первоначально под тоталитаризмом понимали фашистский режим в Италии и национал-социалистическое движение в Германии, но после публикации в газете «Таймс» (1929 г.) этот термин стали применять к политическому режиму в СССР.

Тоталитарные режимы традиционно разделяют на «левые» и «правые» формы. Правый или праворадикальный режим получил развитие в Италии с 1922 г. и в Германии с 1933 г. после прихода к власти А. Гитлера. Леворадикальный (коммунистический) тоталитаризм утвердился в СССР, в странах Восточной Европы и Азии, на Кубе. Наиболее яркий пример тоталитаризма в Азии – Китай периода политики «большого скачка» и «культурной революции», когда во главе руководства страны стоял Мао Цзэдун.

Две формы тоталитаризма различаются характером идеологий (фашизм, национал-социализм, коммунизм), в т.ч. целями, которые ставят перед массами партии-гегемоны: достижение «народного капитализма» и завоевание мирового господства либо построение коммунистического общества и мировая революция. Есть и другое отличие: левый тоталитаризм был более «достроен»: партия обладала монополией не только на политическую, но и на экономическую власть, что проявилось в полной или частичной ликвидации частной собственности, сосредоточении в руках государства основных средств производства, ликвидации рынка. В праворадикальных режимах сохранилась свобода предпринимательства, однако это не исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу, подчинения ее задачам военного производства, централизованного распределения рабочей силы.

Ряд политологов выделяют третью, теократическую, форму тоталитаризма, видя пример последнего в Иране периода правления исламского лидера аятоллы Хомейни (1979-1989 гг.), и в режиме, установленном талибами в Афганистане.

Авторитаризм (от лат. auctor – зачинатель, основатель, творец и auctoritas – мнение, решение, право) понимается как режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Тоталитаризм иногда рассматривается как крайняя форма авторитарного режима. Но наличие ряда общих черт (произвол лидеров, ограничение прав человека, отсутствие реального разделения властей, формально свободный характер выборов в законодательные органы и т.д.) не дает оснований для их отождествления.

Современные авторитарные режимы могут иметь ряд черт переходного режима – занимать промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. При переходе от тоталитаризма к демократии необходимы политические реформы, и комплексная экономическая реформа, требующая создания институтов рыночной экономики, реформы собственности и формирования на этой основе новых социальных слоев.

Авторитаризм может существовать в самых разнообразных формах. В зависимости от того, на какие социальных групп и институты опирается власть, можно выделить следующие формы авторитарного режима:

- военные диктатуры, предполагающие опору на армию. В условиях неразвитого гражданского общества и слабых демократических традиций военные выступают наиболее организованной силой, обладающей ресурсами для захвата власти;

- теократический – с опорой на духовенство и религию. Например, современный Иран, где с середины 90-х гг. наметилась тенденция к либерализации режима;

- олигархический – власть принадлежит определенным корпоративным кланам;

- вождистский (режим личной власти), опирающийся на авторитет сильного лидера. Сам режим может иметь поддержку народа;

- смешанные, сочетающие в себе элементы разных режимов. Так, режим, установленный С. Хусейном в Ираке, обладает свойствами военного, вождистского и частично теократического режимов одновременно.

Наряду с вышеуказанными, выделяют однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традиционные и мобилизационные формы авторитаризма. Авторитарный режим может выступать в форме реакционной диктатуры или быть более либеральным. Последние формы авторитаризма представляют собой своеобразный симбиоз авторитарных демократических тенденций.

Гибридные режимы существуют в разных формах и получили разные названия:

- «диктабланда» – режим, в котором произошла некоторая либерализация, но без последующей демократизации. Хотя населению предоставлены определенные права, оно не вовлечено в политическую жизнь, нет развитого гражданского общества;

- «демократура» – имеются элементы демократии (многопартийность, альтернативные выборы), но отсутствует либерализация. Элементы демократии носят формальный характер, а выборы призваны гарантировать победу правящей партии;

- «делегативная демократия» – предполагает установление сильной исполнительной власти во главе с президентом. Избиратели делегируют право принимать важнейшие решения не законодательному органу, а президенту.

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа» (demos – народ, cratos – власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу, равенство, участие народа в принятии решений, конкуренцию за голоса избирателей между элитами.

Более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции отстаивать свое мнение и критиковать правительство.